Дидактические принципы сенсорного воспитания.
статья (младшая группа)

Ситникова Светлана Геннадьевна

Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствования  ощущений и восприятия.  И.М.Сеченов  писал, что корни мысли ребенка  лежат в чувствовании. Правомерно предположить, что богатство ощущений и восприятия – предпосылка для  полноценного познания окружающего  мира, развития мыслительных процессов, так как «внешние чувства доставляют материал для всех рассудочных работ» (К.Д. Ушинский).

   Правомерно  выделить  дидактические основания, которые являются характерными именно для сенсорного воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические принципы сенсорного воспитания

    Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствования  ощущений и восприятия.  И.М.Сеченов  писал, что корни мысли ребенка  лежат в чувствовании. Правомерно предположить, что богатство ощущений и восприятия – предпосылка для  полноценного познания окружающего  мира, развития мыслительных процессов, так как «внешние чувства доставляют материал для всех рассудочных работ» (К.Д. Ушинский).

   Правомерно  выделить  дидактические основания, которые являются характерными именно для сенсорного воспитания и обучения.

     1.Очень важно вовремя и правильно  организовать чувственный опыт, восприятие ребенка. Ошибки же  детского восприятия должны быть  под особым педагогическим контролем.  Это имеет значение не только  для собственного сенсорного  развития. Но и в целях правильного  развития мышления и речи.

     2.Важным элементом сенсорного  обучения при организации чувственного  опыта детей является акт обследования  предмета. Обследование может осуществляться  ребенком различными способами:  рассматривание, ощупывание, выслушивание  и т.д. Обследование, изучение  предмета должно присутствовать  в любой деятельности ребенка.  Обследование приобретает в каждом  случае тот характер, который  необходим для организации его  чувственного опыта. Несомненно, по-разному необходимо обследовать  предмет, чтобы его нарисовать, или сконструировать, или слепить.

Обследование  как педагогический способ организации  чувственного опыта служит совершенствованию  и углублению детского восприятия, так как обеспечивает достижение целенаправленности, полноты и динамичности восприятия.

     3.Чувственный опыт, как бы он  не был богат и организован,  все же оставляет ребенка на  уровне чувственного познания. Оставаясь  не связанным речью, сенсорный  опыт оказывается оторванным  от мыслительной деятельности  ребенка. Для того, чтобы этого  не происходило, при организации  чувственного опыта детей, большую  роль должна играть речь взрослого,  словесные указания и обозначения.  Задача состоит в том, чтобы  ввести ребенка в круг знаний, накопленных людьми и доступных  его восприятию, и этим поднять  сенсорный опыт на новую ступень,  дать ребенку возможность его  осмыслить.

     4.Сенсорный опыт нуждается в  такой дидактической обработке,  которая обеспечит его использование  на более высоком уровне и  выведет ребенка из замкнутого  круга только чувственного опыта.  Поэтому принципиально важно  положение: обследование строится  как сенсорный опыт (зрительный, двигательный, слуховой, вкусовой и  т.д.) и в результате дает материал  для образования представлений,  чувственному опыту придается  определенное значение и это  делается при помощи слова  взрослого. Таким образом, слово  является дидактическим основанием  методики сенсорного воспитания.

     5.Обследование, накопление чувственного  опыта – это только первый  шаг. Важно, чтобы в дальнейшем  накопленное было использовано  ребенком в предметных действиях,  в рисунке, в конструкции, в  лепке.

Сочетание обогащения чувственного опыта с  различными видами содержательной деятельности детей обеспечивает углубление и  конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических  упражнений.

     6.В своей многовековой практике  человечество выделило определенную  эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их  разнообразие было сведено к  немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор  мерок, эталонов, с которыми он  может сопоставить любое вновь  воспринятое качество и дать  ему надлежащее определение. Усвоение  представлений об этих разновидностях  позволяет ребенку оптимально  воспринимать окружающее.

     Таким образом,  педагогическая задача сенсорного воспитания состоит в образовании  у ребенка такого чувственного опыта, который раскроет перед ним окружающий мир в доступных детскому восприятию проявлениях. Педагогика стремится  усовершенствовать сенсорные процессы, начиная с раннего детства  для того, чтобы ребенок воспринимал  окружающее полно, разнообразно, разносторонне. Именно в этих целях выделяются задачи сенсорного воспитания из общепедагогических задач. Решение их обеспечивает полноценное  формирование речевой, двигательной, изобразительной деятельности, имеющих сенсорную основу и на ней развивающихся. Сенсорное воспитание решает важные задачи общего развития ребенка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....

Консультация для родителей"Принципы и методы сенсорного воспитания"

Сенсорное развитие(чувство, ощущение)предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира....

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятий формы, величины,цвета....

Сенсорное развитие детей 3-4 лет. Значение дидактических игр в сенсорном воспитании.

Вoзраст детей 3-4 лет наибoлее благoприятен для накoпления знаний, ощущений, представлений oб oкружающем мире. Oсновой умственнoго развития детей является вoсприятие различных oбразoв, результат их пе...

«Дидактические принципы сенсорного развития» (Консультация для родителей)

laquo;Дидактические принципы сенсорного развития» (Консультация для родителей)...

Статья: «Принципы и методы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста»

Мнение большинства ученых совпадает, что именно ранний и дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающ...