Консультация для родителей"Принципы и методы сенсорного воспитания"
консультация (младшая группа) на тему

Жолобова Татьяна Ивановна

Сенсорное развитие(чувство, ощущение)предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

Детский  сад  общеразвивающего вида №74 «Лучик»

Консультация для родителей  

«Принципы и методы сенсорного воспитания»

                                                                                      Подготовила:  Воспитатель

Жолобова Татьяна Ивановна

                                                                         

Раннее детство очень важный период в развитии ребёнка, период

ознакомления с окружающей действительностью. Необходимо дать ребёнку

возможность получить как можно более разнообразный и полезный

чувственный опыт.

        От уровня сенсорного развития ребёнка в дальнейшем зависит его

умственное развитие. В основу обучения развитие таких способностей, как подражание воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать. Эти знания необходимы в дальнейшем для приобретения определённых умений знаний жизненного опыта.

        Без достаточного развития восприятия невозможно познать

качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих

явлениях окружающего.

Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не

будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже

неверным.

        В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний,

который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития

сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких

психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важно

развивать у ребёнка ориентировочно-познавательную деятельность и умение

воспринимать.

        Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов —ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).Формирование многих способностей (например,

музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятия. В раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы

развиваются особенно активно. Этому способствует усвоение ребёнком

сенсорных эталонов как системы мерок. Только с помощью нас, взрослых, он

овладевает и начинает самостоятельно пользоваться сенсорными эталонами

цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный и др.), звуковысотной шкалой

музыкальных звуков (до, ре, ми...), геометрических форм и др. Развитие

сенсорики в этот период в значительной степени определяется и

сформированностью у детей обобщённых способов обследования

предметов. Важно научить ребёнка перцептивным действиям, умению рассматривать предметы, ощупывать их, выслушивать и т. д.

        Какие же условия наиболее благоприятны для сенсорного развития ? Наиболее успешно сенсорное развитие осуществляется в процессе содержательных видов деятельности (манипуляции с предметами, в

бытовой, игровой, конструкторской, музыкальной, изобразительной

деятельности). Так, зрительное восприятие, глазомер ребёнка

совершенствуется в конструкторской деятельности, когда он подбирает

нужные, недостающие для постройки детали, когда делит комок глины так,

чтобы её хватило для лепки всех частей предмета (иначе лиса может остаться

без хвоста!), всей композиции.

        Разнообразны приёмы и методы, помогающие развить сенсорику

ребёнка. Среди них особое внимание и интерес вызывает метод

опосредованного моделирования, которым могут воспользоваться и

родители. Суть его заключается в том, что ребёнка учат моделировать

свойства и отношения определённых объектов с помощью других предметов.

Так, например, с целью развития звуковысотного слуха детям можно

предложить игру-драматизацию, в которой участвуют игрушки, издающие

соответственно своему размеру звуки разной высоты (самые низкие звуки

—самый большой медведь-папа, более высокие звуки —медведица-мама,

самые высокие —их сынишка медвежонок).

        В дошкольном возрасте активно развиваются основные виды

чувствительности (слуховая, зрительная, осязательная, обонятельная и др.).

Формируется в этот период и восприятие ребёнком пространства, времени,

движения.

        Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе.

Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным

путём, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, в парке малыши учатся различать окраску листвы. Картина осеннего леса, парка

воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц,

шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов,

пресной зелени. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем

больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте,

явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления. На

основе таких представлений возникают мыслительные процессы,

воображение, формируются эстетические чувства.

        Сенсорное развитие(чувство, ощущение)предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки

для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное

развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у

детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете,

форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и

материалов, их положении в пространстве и др. , развиваются все виды

восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной

деятельности.

Игры для развития детей

"Мисочки -вкладыши" и "Башенки"

Цель: знакомство с величиной при выполнении практических

действий со специальными игрушками, знакомство с понятием "самый

большой".

Ход игры: Сначала вместе с ребёнком разберите "башенку" или "мисочки

-вкладыши". Рассмотрите детали, обратите внимание, что все они разног

о размера. предложите малышу самостоятельно собрать башенку или спрятать все мисочки.

Ребёнок будет использовать доступный для него способ примеривания, реже зрительного соотнесения. Если он не может справиться с задачей и не понимает, что следует учитывать величину деталей, спокойно объясните, что каждый раз необходимо брать самый большой вкладыш и

ставить его на предыдущий.

Важно: Начните с 2 -3 деталей, постепенно увеличивая их количество.

"Пирамидка"

Цель: учить сравнивать предметы по величине способом наложения.

Важно: Лучше начинать с пирамидок у которых три кольца одинакового цвета, чтобы малыш не отвлекался на цвет. Постепенно количество колец увеличивать.

Ход игры: Обратить внимание на собранную пирамидку, она гладкая.

Попросите ребёнка снять колечки, рассмотрите их: найдите самое большое и

самое маленькое, обратите внимание на разный размер. Объясните ребёнку, что надо всё время выбирать самое большое колечко. Сначала активно помогайте, постепенно помощь сведите на нет.

"Почтовый ящик" "Доски Сегена" "Рамки -вкладыши" "Геометрические столбики"

Цель: учить подбирать нужную форму, раскладывать фигуры,

учитывая форму.

Важно: целесообразно подключать данные игры, после того, как

ребёнок научится соотносить 1 -2 фигуры с прорезями.

Для этого Вы сами можете подготовить материал: пустые железные

коробочки из под молочной смеси с пластиковыми крышками. На крышке

одной коробочки вырезать отверстие в форме круга, а в другой -в форме

квадрата (размер должен соответствовать деталям, которые у Вас есть дома -шарики, кубики).Сначала Вы учите малыша опускать только шарики в коробочку с круглым отверстием, затем -кубики в коробочку с квадратным отверстием.Когда малыш справится с заданием самостоятельно, следует

предложить сразу две коробочки и кубики с шариками вместе.

«В песочнице»

Цель: определять количество сыпучего материала.

Ход игры: Предложить ребёнку насыпать песок в два одинаковых ведра, и

сравнить количество песка в них. Постепенно отсыпать песок из одного

ведра, обращая внимание. что в синем ведре песка много, а в красном мало;

также аналогично наоборот -досыпать песок. Затем предложить насыпать песок в два разных по размеру ведра и сравнить количество песка путём

зрительного соотнесения: высыпать в две кучки: одна кучка большая

-в ней песка много, а другая маленькая -в ней песка мало.

"Игры с водой"

Цель: определять количество жидкости или сыпучего материала (если вместо воды взять фасоль, гречку, рис), практическое знакомство с понятиями"много", "мало", "пусто".

Ход игры: Взрослый наполняет пластиковые бутылки водой (воду можно

подкрасить): Одну бутылку до краё, вторую -на треть, третью -на половину.

Вместе с ребёнком сравните количество воды: где много, где мало, где полная бутылка, где половина бутылки. Потом попросите малыша самостоятельно налить заданное количество: много, мало, половину.

Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком

заниматься по воспитанию сенсорной культуры, тем более быстрыми

темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в

школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Значение сенсорного воспитания"

Сенсорное воспитание -  это развитие его восприятия ребенком  и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запах...

консультация для родителей "Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста"

Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание....

Консультация для родителей первой младшей группы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так д...

Консультация для родителей первой младшей группы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей первой младшей группы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»...

Статья: «Принципы и методы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста»

Мнение большинства ученых совпадает, что именно ранний и дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающ...