«Дидактические принципы сенсорного развития» (Консультация для родителей)
консультация (младшая группа)

«Дидактические принципы сенсорного развития» (Консультация для родителей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_printsipy_sensornogo_razvitiya.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактические принципы сенсорного развития» (Консультация для родителей)

Основные задачи в сенсорном воспитании детей раннего возраста: научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Основная особенность дидактических игр, направленных на сенсорное развитие - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания младших дошкольников. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей раннего возраста. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, то, что мы видим, осязаем, слышим.

Основные принципы сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений:

Принципы организации учебного процесса:

Принцип  насыщенной  предметно-игровой  среды по  сенсорному воспитанию. (наполняемость группы дидактическими играми)

Принцип наглядности. Дети должны сами все увидеть, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Принцип  деятельности. Включение  ребенка  в  игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования к действию.

Принцип  повторности.  Повторное  использование  игр  проводится с усложнением дидактической задачи. Это обеспечивает умственную активность детей.

Принцип  доступности.  Дидактические  игры  учитывают

индивидуальные и возрастные особенностей детей.

Принцип взаимосвязи сенсорного и умственного развития.

Принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

Принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.

Принципы обучения:

Принцип  последовательности  постепенности, предусматривающий  постепенное усложнение заданий. Усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным  качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно  обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

Принцип  системности. Обучение  играм  по  сенсорному  воспитанию  проводится с детьми постоянно.

Принцип преемственности. Каждая новая ступень обучения опираться  на уже усвоенные знания.

Основное средство развития сенсорики у детей раннего возраста являются дидактические игры и упражнения.

 Дидактические игры проводятся не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам, поэтому поставленные задачи мы решаем через игру. Прежде чем начать игру, вызываем у детей интерес к ней, желание играть. Используем потешки, загадки, дидактические игрушки.

Цвет:

Учим детей ориентироваться в двух контрастных основных цветах, подбирать к образцу однородные парные предметы. Например дидактические игры: «Покажи такую же мозаику»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам».

Учим детей ориентироваться в четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый.

Например: «Поставь букет цветов в вазу»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету»; «Зажги фонарик».

 Если дети на первых порах ошибаются, помогали им, прибегали к приему «показ по образцу».

Подбираем игрушки, обозначающему цвет предмета (4-6 цветов). Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.) цвета», (кубик, мяч, тарелочка, флажок); «Курочка и цыплята».

 Конечно, бывают ошибки, но мы их по ходу игры исправляем.

 Многие малыши уже правильно называют основные цвета. Для тех же кому сложно даются названия цветов, достаточно того, что малыши могут показать предметы того цвета, который ему называют.

Форма:

Для формирования представлений о форме предметов учим различать предметы с помощью операции сравнения например: побуждали детей подыскивать сравнение: «На что похож мячик по форме? «Произносили фразу: «Мячик по форме круглый, такой же круглый как апельсин». Далее предлагаем детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. Осуществляли такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте.

 Величина:

Для правильного определения величины у детей формировали следующие представления:

• подбор одинаковых величин по образцу;

 • различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;

 • закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький», «короткий», «длинный», «узкий», «широкий».

В играх на определение величины использовали самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливали. Это игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.

Таким образом, дидактические игры являются ведущей формой сенсорного воспитания в раннем возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические средства сенсорного развития детей с задержкой психического развития.

Для того, чтобы развитие восприятия детей с задержкой психического развития шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методики (то есть ставятся специальные цели, определяется содержание ...

Дидактические игры сенсорное развитие

Игры для занятий в группе и дома....

Дидактические игры (сенсорное развитие). Первая младшая группа.

Картотека дидактических игр, направленная на сенсорное развитие детей 2-3 лет....

"Сенсорное развитие"-консультация для родителей.

консультация для родителейт о важности сенсорного развития ребенка....

ТРЕБОВАНИЯ К ИГРАМ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ. Консультация для родителей

Данную консультацию можно использовать на родительских собраниях....

ТРЕБОВАНИЯ К ИГРАМ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ №2

Данная консультация поможет воспитателям в работе с родителями. Будь то родительское собрание или материал для консультаций....

Дидактические принципы сенсорного воспитания.

Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствования  ощущений и восприятия.  И.М.Се...