Проект "Мои Первые шаги"
проект (младшая группа)

Цель:

создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Задачи:

1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.

3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.

4. Организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx51.33 КБ

Предварительный просмотр:

Дата реализации с 01.10.2021 по 01.12.2021г.

Краткое описание проекта: Среднесрочный проект, имеет 3 этапа: Подготовительный

  • создание методического обеспечения;
  • создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе;
  • помещение информации в родительский уголок;
  • анкетирование родителей на тему: «Сведения о ребенке»;
  • памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада».

 Основной

  • знакомство с семьей;
  • ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
  • -информационная деятельность;
  • -беседы с родителями;
  • -рекомендации "Пальчиковая гимнастика";
  • -родительское собрание;
  • работа с детьми;
  • предоставление рекомендаций родителям; информационных листов с кратким материалом "Как вести себя в период адаптации?"
  • памятка для родителей «Как должен вести себя родитель в период адаптации»;
  • буклет для родителей "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"

Заключительный

  • анализ определения уровня адаптации детей;
  • разработка рекомендаций для родителей по соблюдению  единых требований  к  детям  в  детском  саду и  дома;
  • анкетирование родителей по итогам  адаптации (реализации  проекта);
  • фото газета "А мы уже не плачем";
  • Консультация «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет.»

Целевая аудитория, партнеры проекта: Воспитанники первой младшей группы №2 «Пчелки» и их родители.

Актуальность

 Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.

Цель:

создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. 

Задачи:

1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.

3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.

4. Организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

     

Формы работы с родителями:

1.Анкетирование.

2. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

4. Беседы.

  

На начальном этапе было проведено анкетирование родителей: «Готов ребенок к детскому саду?», с помощью которого мы определим как ребенок взаимодействует со сверстниками, соблюдается ли режим дня, какие у него любимые игрушки и занятия, какой аппетит и т.д.

Работа с детьми:

Гибкий план воспитательно-образовательной работы в период адаптации.

ОКТЯБРЬ

 

1-я неделя

Понедельник

Знакомство с группой Беседа «Наш детский сад»

Словесная игра «Позовем, кто спрятался за платочком»

Подвижная игра – имитация «Веселые зайчата» (с музыкальным сопровождением).

Дидактическая игра «Назови где спрятался мишка»

Игры с игрушками по желанию детей

Рассматривание игрушечных музыкальных инструментов, называние их (дудочка, барабан, гармошка и т. д.).

Вторник

Беседа о осени.

Игра - экспериментирование с песком

Труд: «Где мои помощники?»

Наблюдение за осенними листочками

Наблюдение за трудом водителя

Интерактивная игра «Кто где живет»

Физкультурная мини-пауза «Все ребята дружно встали»

Чтение потешки в процессе умывания «Водичка, водичка…»

Среда

Дидактическая игра «Светофор»

Подвижная игра «Автомобили»

Подвижная игра «Собери капельки и ягодки» (с музыкальным сопровождением)

Рисование на песке

Подвижная игра «Ворона и собачка»

Творческая мастерская: работа с водными раскрасками

Игры с песком

Четверг

Ситуация общения «Наша группа»

Игровая обучающая ситуация «Уложим куклу спать» (с муз сопровождением)

Игры с заводными машинами

Театрализованная деятельность игра-ситуация «Три поросенка»

Дидактическая игра «Сколько?»

Игры с крупным строительным материалом

Пятница

Игра с пластилином «Сделай так же»

Пальчиковая игра «Семья»

Конструирование из пластмассового материала «Кубики», «Домики»

Игры с пирамидками разного размера.

В течении недели

Чтение потешки «Солнышко-вёдрышко…», чтение потешки «Дождик, дождик, полно лить…», чтение сказки «Репка» и  рассматривание иллюстраций,  чтение стихотворения «Листопад, листопад»

 

2-я неделя

Понедельник

Подвижная игра «Беги к тому, что назову»

Рассматривание деревьев на прогулке

Рассматривание подборки картинок на стенде на тему «Одежда»

Вторник

Выкладывание на фланелеграфе изображения «Солнышка»

Беседа «Наши игрушки»

Игра-имитация «Мы умываемся»

Подвижная игра «Добеги до своей игрушки»

Пальчиковая игра по потешке «Этот пальчик хочет спать»

Беседа «Маша - растеряша»

Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей (кукол)»

Подвижная игра «Зайка серый умывается»

Рассматривание подборки книг и картин с яркими изображениями детей играющих с игрушками

Игры с игрушками по желанию детей

сюжетная игра «У куклы Кати грязные ручки»

Физкультурная мини-пауза «Поскакали по дорожке»(с музыкальным сопровождением)

Подвижная игра «Найди домик»

Игровая обучающая ситуация «Зайцы скачут в огород»

 

 

Среда

Подвижная игра «Путешествие в лес»

Дидактическая игра «Подбери по размеру»: сюжет «Угостим матрешек яблоками»

Построим две башенки разного цвета конструирование из  конструктора

Игры с пирамидками разного размера

Четверг

Беседа «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»
Речевая игра «В лесу»

Знакомство со сказкой «Маша и медведь»

Песенка «Шарик мой голубой»

Подвижная игра «Зайчик»

Рассматривание картин с сюжетами осенней тематики

Игры в созданной среде «Ждем гостей»

Игровое упражнение «Догоните мяч»       

Совместная работа с воспитателем- Полив комнатных растений

Пятница

Конструирование «Стол и стул для матрешки»

Игра «Подбери картинки»

Разучивание пальчиковой гимнастики «мы делили апельсин»

Нетрадиционное рисование «Нарисуем солнцу лучики»
Игры детей со звучащими игрушками (погремушки, резиновые игрушки, молоточки с пищалками и др.)

В течении недели

Чтение стихотворения С. Черного «Зеленые стихи».

Чтение русских народнох сказок «Курочка ряба»,»Колобок» чтение потешки «Солнышко, вёдрышко…», чтение стихотворения «Одуванчик»

3-неделя

Понедельник

Дидактическая игра «Что на картине?»

Рисование пальчиками на сухом песке

Знакомство с бумагой

Рисование восковыми мелками «Цветные клубочки»

Вторник

Беседа «В гости к кукле Кате»

Дидактическая игра «Здравствуй я пришёл»

Пальчиковая игра «Мои игрушки»

Игра в созданной обстановке «Дорожка широкая  и узкая»

Игры с игрушками-забавами

Двигательная деятельность  в созданной среде «В гости по дорожкам»

Игровое упражнение «Котята»

Игра «Где мои помощники?»

Обыгрывание постройки  «Воротики»

Среда

Дидактическая ирга «Сколько грибочков?»

Игра малой подвижности «Мы по группе пойдем то, что нужно найдем!»

Игровые упражнения «Через лес»

Дидактическая игра «Подбери пару»: сюжет «Кошки и котята»

«Много или мало»

Игры с крупным строительным материалом

Игра-забава «Мыльные пузыри». Чтение стихотворения Э. Фарджен «Мыльные пузыри»

Четверг

Беседа «Мы - дружные ребята»

Игра «Оденем куклу на прогулку»

Совместный труд: «Уберем игрушки»

Речевая игра «Солнышко или дождик?» (с муз сопровождением)

Сюжетная игра «Игрушки проходят по дорожке»

Дидактическое игра «Чудесный мешочек»

Рассматривание игрушки медвежонка

Игровое упражнение «Брось мяч игрушке»

Физкультурная мини-пауза «Солдатики»

Подвижная игра «Кто попадет?»

Игры на дыхание

Полив комнатных растений

Пятница

Игровое двигательное упражнение «Ладошки играют»

Игра с пластилином «Угостим конфетами кукол»

Пальчиковая игра «Пальчики знакомятся»

Игры в Центре строительно- конструктивных игр (игры с крупным строительным материалом)

 Игра - экспериментирование с песком «Из какого песка можно лепить?»

Подвижная игра-имитация «Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки…» (с музыкальным сопровождением)

Интерактивная игра «Чья мама?»

Игры с природным материалом (желуди, каштаны, шишки)

Игры в созданной среде с муляжами грибов и ягод

 

В течении недели

Чтение потешки «Божья коровка», чтение русской народной сказкой «Теремок», чтение сказки «Курочка Ряба»

4 неделя

Понедельник

Подвижная игра «Раздувайся, мой шар!»

Наблюдение за рисованием взрослого

Рисование на песке

 Рисование на мольберте водными фломастерами

Вторник

Игра «Поручения»

Игра «Матрешки»

Рассматривание картин о жизни детей в детском саду

Сюжетная игра «Кукла Катя умывается»

Игры с настольным конструктором

Подвижная игра «Самолёты»

Физкультурная мини-пауза  «Мы топаем ногами»

Игровая обучающая  ситуация «Где что лежит?»

Среда

Игра «Чудесный мешочек» «Найди, что назову»

Первое осеннее мероприятие (подвижные игры «шишки соберем», «солнышко и дождик»; танец с листочками)

Четверг

Беседа «Здравствуйте!»

Речевая игра «Песня-песенка»

Подвижная игра «Бегите ко мне»

Дидактическое игра «Чудесный мешочек»

Игры в созданной среде с куклами и наборами одежды для них

Игровое упражнение «Добрось мяч до мишки»

Разыгрывание игровой ситуации «Помоги кукле Тане накрыть на стол».

Пятница

Рассматривание предметов декоративно - прикладного искусства (дымковские игрушки)

Пальчиковая игра «В нашей избушке петух поет»                               

Конструирование «Домик для котенка»

Игры в созданной среде   с шариками, мячами, неваляшками

В течении недели

Потешка «Наша Маша маленька…»,  чтение стихотворения «Снег, снег кружится…», чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Зимушка-зима»,  чтение стихотворения 3. Александровой «Плохая девочка, чтение стихотворения А. Барто «Снег». 

НОЯБРЬ

1 неделя

Понедельник

Беседа «Полезные продукты»

Дидактическое упражнение «Кто что делает»

Дидактическая игра «Накормим куклу Машу»

Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя»

Дидактическая игра «Это я. Узнай меня»

Игровое упражнение «Прокати мяч»

Вторник

Беседа «Осень в гости к нам пришла»

Песенка «Падают, падают листья»

Рассматривание картин «Чем занимаются дети осенью?»

Дидактическая игра «Вещи на местах»

Работа в центре природы рассматривание картинок об осени.

Работа в центре творчества  с водными раскрасками

Игровое упражнение «Весёлые зайчата»

Подвижная игра «Солнышко и дождик»                                                   

Среда

Игра «Отпечатки»

Подвижная игра «Меткий глаз»

Работа в центре искусства: рисование акварелью «Осень на дворе» (с музыкальным сопровождением)

Игры с плоскостными пластмассовыми геометрическими фигурами (квадратом и кругом)

Четверг

Беседа «Подарки осени»

Игра двигательная «Мы – осенние листочки»

Подвижная игра «Огуречик, огуречик» (потешка)

Словесная игра «Назови ласково»

Игра-забава «Дождик». Чтение стихотворения В. Левина «Алешкина кричалка»

Игры в созданной среде с муляжами фруктов, ягод

Рассматривание картинок овощей и фруктов

Игровое упражнение «Прокати мяч до куклы»

Веселый тренинг «Качалочка»

Упражнение «Закатаем рукава»

Пятница

Рассматривание иллюстраций о людях старшего возраста.

Наблюдение за ягодами на территории детского сада

Дидактическая игра «Ящик ощущений»

Рассматривание картинок с изображением фруктовых деревьев

Поручение: «Соберем осенние листочки на память об осени»

Игры с муляжами овощей и фруктов

Наблюдение из окна: «Дождик, дождик, кап да  кап»

Игра с пластилином «Пирамидка из палочек»

Конструирование «Кроватки для большого мишки и маленького зайки»

Конструирование из мягкого модуля «Красивый домик для зайчика»

Игры в созданной среде с муляжами фруктов и ягод

В течении недели

Чтение русской народной сказки «Маша и медведь», чтение С. Я. Маршака «Детки в клетке», чтение сказки «Лягушонок», чтение песенки-потешки «Баю-бай».

2 неделя

Понедельник

Игры в Центре творчества: «Теплая шубка для куклы»

Игра «Найди предметы синего цвета»

Рассматривание комнатных растений

Такие разные домики

Видео презентация «Огород»

Рассматривание подборки сюжетных картинок по теме «Золотая осень»

Наблюдение из окна за осенними деревьями

 

Вторник

Досуг с использованием интерактивных игр «В гостях у доктора Айболита»

Беседа «Гостинцы из деревни»

Рассматривание картин о семье.

Подвижная игра «Огуречик, огуречик»

Беседа  «Поведение за столом»

Дидактическая игра «Что растёт в саду?»:

Игра-ситуация «Делаем покупки» (фрукты, овощи)

Пальчиковая гимнастика «Салатик»

Работа в центре природы рассматривание фигурок животных

Игры «Овощи-Фрукты»

Игровая обучающая ситуация «Покормим мишку»

Подвижная игра «Поезд»

Физкультурная мини-пауза «Как у нашего кота»

 

Среда

Дидактическая игра «Подбери шапочку к шарфику»

Подвижная игра «Курочка и цыплятки» 

Дидактическая игра «Волшебный мешочек» по теме «Дары осени»

Дидактическая игра «Бусы рассыпались»

(с музыкальным сопровождением)

Работа в уголке сенсорного развития: обследование мяча и куба

 

Четверг

Беседа «В гостях у осени»

Рассматривание картин «Одежда»

Игра-инсценировка стихотворения «Уронили Мишку на пол»

Двигательная игра «Мы - осенние листочки»

Подвижная игра «Что кому дать?» (с музыкальным сопровождением)

Игры в созданной целесообразной среде с куклами и наборами одежды, обуви и головных уборов

Рассматривание картин с пейзажами осени

Игровое упражнение «Доползи до погремушки»

Игровое упражнение «Закати мяч»

Пятница

Игра с плоскостной куклой «Оденем куклу (на улицу, на праздник и т.д.)»

Игра «Посмотри на картинку, найди в корзинке»

Игры с пластилином «Волшебные палочки»

Рассматривание картин, иллюстраций «Золотая осень»

 « Узкая дорожка конструирование из деревянного  материала»

Игры в созданной среде с муляжами овощей

В течении недели

Чтение русской народной сказки «Маша и медведь», повторение сказки «Репка»,  чтение стихотворения Т. Боковой «Праздник урожая»

 

3 неделя

Понедельник

Пальчиковая игра «Кисточка»

Игры в Центре творчества: «Подружимся с кисточкой»

“Найди отличие»

Рассматривание подборки картин на стенде «Овощи

Вторник

Беседа «Гостинцы из леса»

Дидактическая игра «Из чего сделано»

Пальчиковая гимнастика «Листопад» (с листочками из бумаги)

Подвижная игра «У медведя во бору..»

Игра с водой «Плыви, кораблик!»

Слушание песенки про осень

Работа в центре книги. Рассматривание картинок с изображением грибов и ягод

Подвижная игра «Догони мяч»

Музыкальное упражнение «Микрофончики»

Среда

Игровая обучающая ситуация «Подбери посуду для кукол»

Разрезные картинки «Собери чайник»

Игры с песком

Подвижная игра «Лохматый пес»

Игра с крупными кирпичиками (в созданной игровой среде)

Самостоятельная игровая деятельность: игры с любимыми игрушками

Дидактические игры с палочками Кьюизенера

Четверг

Ситуативный разговор «Что наденем сначала, а что потом?»

Игра «Кто как кричит?»

Игровая ситуация «Накормим куклу Машу»

Дидактическая игра «Угадай, кого позвали!»

Игры с песком и водой

Игры с вкладышами «Овощи, фрукты, ягоды»

Игровое упражнение «В  воротики»

Игра «Куда что положить?»

Пятница

Рассматривание предметов декоративно - прикладного искусства: предметы посуды (гжель)

Игры с пластилином: «Лепим, кто что хочет»

Конструирование. «Автобус» из  конструктора «Лего»

Сотворчество воспитателя и детей: «Запасаемся на зиму»

Дидактическая игра«Ящик ощущений»

Игра-экспериментирование с ветрячками, ленточками

Рассматривание картинок по теме «Что делают люди осенью?»

Подвижная игра-имитация  «Мы - листочки, мы - листочки»

Труд:«Помогаем дворнику расчищать снег»

Интерактивная игра «Кто что ест»

Игры с игрушками – вкладышами

В течении недели

Чтение рассказа «Помощники», чтение стихотворения В. Дронниковой «Хозяюшка» , чтение стихотворения А. Барто «Мяч», чтение и инсценировка русской народной сказки «Лиса, заяц и петух», проза В. Сутеев  «Кто сказал «мяу»

4 неделя

Понедельник

Беседа по сюжетным картинкам с изображениями животных  «В лесу»

Игры в Центре творчества «Рисуем пальчиками осенние листья»

Игра-имитация «Осенние листочки»

«Золотая осень»

 Наблюдение из окна  за осенними деревьями

Рисуем картину маме в нетрадиционной форме «Букет из любимых ладошек»

Вторник

Беседа «Кукла Катя заболела»

Игровая ситуация «Наводим чистоту в комнате»

Дидактическая игра«Одежда - обувь»

Театрализованная игра «Еду-еду» (с рассказыванием потешки «Еду-еду к бабе, к деду...»)

Игра «Горячо-холодно»

Дидактическая игра «Опасно, не опасно»

Пальчиковая гимнастика «Листопад»

Рассматривание предметных картинок  по теме «Одежда», «Обувь»

Игра «Матрешки»

Игры детей с игрушками

Физкультурная мини-пауза «Поскакали по дорожке» ( с музыкальным сопровождением)

Подвижная игра «Найди домик»

Игровая обучающая ситуация «Зайцы скачут в огород»

 

Среда

Игра «Бусы для мамы»

Проблемные обучающие ситуации   

Игры с палочками Кюизенера

Подвижная игра «У медведя во бору»

Игра со строительным конструктором «Построим мебель для кукол»

 

Четверг

Беседа «Осень пришла»

Речевое упражнение «Утенок и гусенок»

Дидактическая игра «Устроим кукле комнату»

Игра-инсценировка в созданной среде по мотивам сказки «Курочка ряба»

Игры в созданной среде «Столы и стулья для кукол»

Рассматривание картин с сюжетами осенней тематики

Игровое упражнение «Догоните мяч»

Играв созданной воспитателем обстановке «Проползи под стульями  и столиками»

Пятница

Игры с Богородской деревянной игрушкой.

Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»

Игры с пластилином «Лепим сказку «Колобок»»

Пальчиковая игра «Стул» Музыкальная игра «Кто в домике»

 « Широкие и узкие дорожки .Конструирование из пластмассового материала»

Игры с муляжами овощей и фруктов «Разложи по корзинкам»

 

В течении недели

Чтение стихотворения А. Барто «Мяч»

Чтение стихотворения П. Воронько. «Обновки»

Чтение стихотворения А. Барто «Мяч»

Чтение и инсценировка русской народной сказки «Лиса, заяц и петух» Проза В. Сутеев  «Кто сказал «мяу»

 

 

Полученные результаты: В заключении был проведен опрос родителей в виде анкетирования «Как прошла ваша адаптация», которое показало, что 13 человек из 20 успешно адаптировались к новым условиям, отлично взаимодействуют с другими детьми, делятся игрушками, засыпают сами и имеют хороший аппетит;5 человек  отлично контактируют с другими детьми, хорошо кушают, нуждаются в помощи при засыпании (покачивание, любимая игрушка); 2 человека плохо кушают. остро реагируют (криком), если другие дети хотят пойти с ними на контакт, расстраиваются без причины (дети относятся к часто болеющим и никак не могут полностью адаптироваться).

В целом мы пришли к реализации нашей цели и задач, детям интересно нахождение в стенах нашего сада, мы закладываем основы доброжелательного отношения детей друг другу и проводим воспитательно-образовательную деятельность  в соответствии с возрастными особенностями детей возраста 2-3 лет.

     

 

АНКЕТА для родителей

«Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?»

 

ФИО ребенка _____________________________________________________________________

Дата рождения ______________________________________________________________________

Сколько полных лет_____________________________________________________________________

1.Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке? (нужное подчеркнуть)

Бодрое, уравновешенное — 3 балла

Неустойчивое — 2 балла

 Подавленное — 1 балл

2.  Как Ваш ребенок засыпает? (нужное подчеркнуть)

Быстро, спокойно (до 10 мин) — 3 балла

 Долго не засыпает — 2 балла

 Неспокойно — 1 балл

3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)? (нужное подчеркнуть)

Да — 1 балл

Нет — 3 балла

4. Какова продолжительность дневного сна ребенка? (нужное подчеркнуть)

2 ч — 3 балла

1 ч — 1 балл

5.Какой аппетит у Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)

Хороший — 4 балла

Избирательный — 3 балла

Неустойчивый — 2 балла

Плохой — 1 балл

6.Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок? (нужное подчеркнуть)

Положительно — 3 балла

Отрицательно — 1 балл

7. Просится ли Ваш ребенок на горшок? (нужное подчеркнуть)

Да — 3 балла

Нет, но бывает сухой — 2 балла

Нет и ходит мокрый — 1 балл

8.Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки? (нужное подчеркнуть)

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое) — 1 балл

Нет — 3 балла

9.Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дом и в новой обстановке?

Да — 3 балла

Не всегда — 2 балла

Нет — 1 балл

   

10.Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых? (нужное подчеркнуть)        

Да — 3 балла        

Иногда — 2 балла        

Нет — 1 балл

11. Как Ваш ребенок играет? (нужное подчеркнуть)

         

Умеет играть самостоятельно — 3 балла

Не всегда — 2 балла

Не играет сам — 1 балл

 

12.Какие взаимоотношения со взрослыми? (нужное подчеркнуть)

Легко идет на контакт — 3 балла

Избирательно — 2 балла

Трудно — 1 балл

13. Какие взаимоотношения с детьми? (нужное подчеркнуть)

Легко идет на контакт — 3 балла

Избирательно — 2 балла

Трудно — 1 балл

14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен? (нужное подчеркнуть)

Да — 3 балла

Не всегда — 2 балла

Нет — 1 балл

Есть ли у ребенка уверенность в себе (нужное подчеркнуть)

Есть – 3 балла

Не всегда — 2 балла

Нет — 1 балл

16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими? (нужное подчеркнуть)

Перенес разлуку легко — 3 балла

Тяжело — 1 балл

Не было

17.Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых? (нужное подчеркнуть)

Есть — 1 балл

Нет — 3 балла.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Просим ответить на вопросы данной анкеты. Ваши ответы помогут организовать успешную адаптацию малышей, поступающих в детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.

  1. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:

а) ребенок адаптировался полностью;

б) ребенок утром не хочет идти в детский сад;

в) ребенок иногда не хочет идти в детский сад;

г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду.

2. Как протекала адаптация Вашего ребенка к детскому саду? Малыш шел в детский сад:

а) с плачем;

б) с уговорами;

в) без эмоций;

г) с удовольствием.

3. Что, по вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию?

а) действия сотрудников детского сада;

б) совместные действия сотрудников и родителей;

в) действия родителей.

4. Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:

а) обычным;

б) отказывался от еды;

в) плохо засыпал;

г) был сильно угнетен;

д) полон впечатлений;

е) всем перечисленные выше факторы имели место.

5. Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду?

Ваши пожелания_________________________________________

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

СЕНТЯБРЬ

Тема 1.  «Здравствуй, детский сад»

«В детский сад идти пора»

Этот пальчик хочет спать, 

Этот пальчик –

                 прыг в кровать, 

Этот пальчик прикорнул, 
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики, ура!  

В детский сад идти пора.

Дети поочередно загибают пальчики руки. 

Дети машут кистями рук. 

Тема 2.  «Мой дом»

Дом

Молоточком я стучу,

Дом построить я хочу.

Строю я высокий дом,

Буду жить я в доме том.

- постукивать кулачками друг о друга.

- соединить кончики пальцев обеих рук.

- поднять выпрямленные ладони вверх.

- похлопать в ладоши.

Тема 3.  «Урожай»

 Капуста

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту мнем-мнем.

А потом,  а потом мы ее жуем-жуем.

Ам!

- говорить ритмично, руками показать как мы рубим капусту.

 показать, как мы трем морковку.

- пальчики щепоткой – посолить.

- руками "мять" капусту.

- класть по очереди щепотками в рот.

«Варись, варись, кашка»

Варись, варись, кашка,

В голубенькой чашке,

Варись поскорее,

Булькай веселее! 

 «Буль! Буль!..»

Варись, кашка, сладка

Из густого молока, 

Из густого молока,

Да из мелкой крупки... (Говорком.)

У того, кто кашку съест,

Вырастут все зубки!

А. Рождественская

Водят указательным пальцем по ладошке другой руки(«варят кашку»).

Произносят слова и сжимают и разжимают пальцы.

«Варят кашку».

Грозят пальцем.

Щелкают зубами.

ОКТЯБРЬ

Тема 1.  «Животный мир»

«Мышка»

У серой малышки —

Маленькой мышки

В это воскресенье

Будет день рожденья!

Вот она ушками махала!

Уж она лапками стучала!

Шевелила хвостиком

И звала всех в гости к нам!

— собираем пальцы обеих рук в щепоть и двигаем ими по столу, изображая мышек.

— раскрываем ладони и приставляем их к ушам, машем сомкнутыми пальцами.

— хлопаем ладонями по столу.

— сгибаем и разгибаем указательные пальцы, изображая мышиные хвостики.

— потираем ладони одна о другую.

Шалун

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила.

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому - не дала.

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

чертить круговые линии на ладошке.

- загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов.

- указательным пальцем другой руки постукивать по большому пальцу.

Тема 3.  Народная культура и традиции в игре

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью,

Синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.    

- соединяем ладони и растираем их друг о друга.

- пальцами одной руки растираем каждый палец другой руки от основания до кончиков.

«Дождь»

Капельки-дождинки 

Упали на травинки. 

Кап-кап капельки, 

Кап-кап маленьки. 

На ладошки дети

Ловят капли эти. 

 Кап-кап капельки,

Кап-кап маленьки.

раскрываем одну ладонь, имитируя дождевые капли. подушечками пальцев другой руки постукиваем по ней,

делаем то же самое с другой ладонью.

Тема 1.  Я в мире людей «Дружба»

«Котик»

Котик маленький сидит 

И ушами шевелит.  

Вот как, вот как, 

Как ушами шевелит. 

Котик маленький замерз

Прикрывает лапкой нос. 

Котик-котик, Котофей! 

Быстро мы тебя согреем! 

Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгай с пятки на носок!

раскрытые ладони прикладываем к ушам, сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы, показывая, как котик шевелит ушами

потираем нос поочередно то одной, то другой ладонью.

прыгаем или сидя шевелим ногами, переставляя стопы с пятки на носок.

 

Тема 2.  Транспорт

Машины

По шоссе идут машины,

По асфальту едут шины.

По дороге не беги,

Я скажу тебе: «Би-би».

Крутят воображаемый руль.

Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются

параллельно друг другу. Погрозили пальцем.

Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».

Тема 3.  Школа здоровья «Здоровей-ка»

«Перчатки»

Нарядили ребятки 

Свои пальчики в перчатки. 

Раз, два, три, четыре, пять — 

Надо всех пересчитать. 

Десять пальцев — как отряд, 

И костюму каждый рад.

Стать сильными стараются, 

Спортом занимаются. 

Сжимаем и разжимаем дважды пальцы обеих рук.

Во время счета сгибаем поочередно все пальцы.

 сжимаем и разжимаем пальцы. Действия выполняем обеими руками одновременно.

Тема 4. «Кто как готовится к зиме»

«Зайчата»

Вот встречаются зайчата. 

Как согреться нам, ребята? 

Чтобы побыстрей согреться,

 Надо спинками тереться.

Сжать пальчики в кулаки, а указательные и средние выпрямить – «ушки». «Зайчики»-кулачки прыгают. Дети трут кулачками друг о друга.

Колобок

Тесто мы месили,

Пирожки лепили.

Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп,

Получился колобок.

Делают круговые движения кулачками.

Лепят «пирожки».

«Тарелочки».

Соединяют подушечки пальцев, округляют ладони.

 

«Петушок»

Цель: развивать речевой слух ребенка, активизировать мыслительную деятельность детей.

Петушок, Петушок, золотой гребешок

Петушок, Петушок, золотой гребешок

Маслена головушка, шелкова бородушка

Что так рано встаешь, голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

«Ладушки»


Цель: обогащать детский словарный запас, развивать воображение и активизировать речь.

– Ладушки, ладушки,

– Где были? – У бабушки!

– Что ели? – Кашку!

– Что пили? – Бражку!

Кашка масленька, бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели, полетели, полетели, полетели!

На головочку сели!

Сели, посидели. И опять полетели!

Кто куда!

«Кисонька-мурысонька»

Цель: способствовать ознакомлению с окружающим миром, улавливать повышение и понижение голоса.

Кисонька-мурысенька! Ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысенька! Что ты там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысенька! Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысенька! С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна, не ешь одна!

«Дождик, дождик…»


Цель: развивать речевой слух ребенка, активизировать мыслительную деятельность детей.


Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи -
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!

«Сорока - сорока»

Цель: развивать речевой слух ребенка, активизировать мыслительную деятельность детей, моторику рук

Сорока-белобока. Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
А этому не дала: Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил — Ничего тебе не дам!

«Баю – баюшки – баю…»

Цель: учить детей слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, усыпить ребенка.

Баю-баюшки-баю. Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок. Он ухватит за бочок
И потащик во лесок. Под ракитовый кусток. К нам волчок не ходи!
Нашу Машу не буди.

«Зайка серый умывается»

Цель: активизировать мыслительную деятельность детей, моторику рук

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик,

Вымыл ротик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо.

Игровой досуг «Осень в гости к нам пришла»

Действующие лица:

Взрослые:
Ведущий
Осень

Ход праздника:

Дети под музыку заходят в музыкальный зал

Ведущий:
Посмотрите – ка, ребятки!
Как красиво стало в зале!
Здесь видно Осень побывала!
Давайте Осень позовём!
Осень, мы тебя здесь ждём!

Дети:
Осень! Осень!

Звучит музыка и входит Осень

Осень:
Я — Осень золотая!
Звали вы меня?
Я в гости к вам пришла,
Осенние листья вам принесла.

Разбрасывает из корзинки листья

Осень:
Дует, дует ветер,
Дует, задувает!
Жёлтые листочки
С дерева срывает.
Листики мои берите, с ними танец заводите!

Пляска с листочками

Ведущий:
Листочки все осенним днём нарядные такие!
Давайте мы их соберём, и в корзинку уберём!

Собирают листья в корзинку, Ведущий убирает корзину к центральной стене. Дети садятся.

Осень:
Своим волшебным листиком взмахну,
Окажемся мы сразу все в лесу.

Ведущий:
Ребята, а кто живет в лесу?

 Осень: Долго, долго лесом шла много шишок собрала, но споткнулась о пенек и рассыпала чуток, давайте их соберем

Игра «Соберем шишки»

 Осень:
Кап-кап-кап, по дорожке,
Скачут капельки-горошки!

Звучит фонограмма шума дождя

Игра «Солнышко и дождик»

Ведущий:
Прячьтесь, дети, под зонтом,
Дождь осенний переждём!

Дети бегут к ведущему под зонт.

Ведущий:
Светит солнышко с утра –
Значит, нам гулять пора!
Наденем мы сапожки –
Этот с правой ножки (выставляют ногу)
Этот с левой ножки (выставляют ногу)
Зашагаем по дорожке!

Дети гуляют по залу. Звучит фонограмма дождя, дети бегут под зонт.

Ведущий:
Снова солнышко вернулось,
Снова деткам улыбнулось!
Как мы хлопаем, как пляшем,
Всем гостям сейчас покажем!

Танец-хоровод

Осень:
Вот спасибо вам, ребятки, что так весело со мной играли и танцевали!
Я за это вам сейчас всем по яблочку раздам!

С вами весело мне было,
Всех ребят я полюбила
Но прощаться нам пора –
До свидания, детвора. (
Передает корзину с яблоками)

 Ведущая:
Танцевали мы с вами,
Веселились от души.
Вот как весело встречают,
Праздник наши малыши

ИГРЫ ПОДВИЖНЫЕ

№1 «В нашей группе»
Задачи: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада, создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения; знакомство детей друг с другом.
Описание игры: Педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши, приговаривая:
В нашей группе, в нашей группе,
Много маленьких ребят,
Много маленьких ребят,
Вместе рядышком сидят.
Называем по очереди всех детей:
А у нас есть … Настя
А у нас есть … Петя и т.д.
Много маленьких ребят,
Много маленьких ребят
Вместе рядышком сидят.
Игра повторяется несколько раз, чтобы дети запомнили друг друга.

                                          №2 «Доброе утро!»
Задачи: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада, создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения.
Описание игры: Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:
— Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев). Вы проснулись? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа). Ты проснулся? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек). Вы проснулись? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ).
Ты проснулся? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»).
Вы проснулись? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику). Ты проснулся? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, детки! Все проснулись? К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся).

                                           №3 «На нашем участке»

Задачи: Учить детей ориентироваться на участке детского сада, называть знакомые предметы, выполнять поручения. Познакомить ежика с участком детского сада. Не перепутать названия предметов; придумать поручение (по подсказке воспитателя).

Описание игры: Игра проводится на прогулке.

Воспитатель «замечает» возле веранды ежика (игрушка) и сообщает об этом детям. Ребята обступают ежика, рассматривают его.

Педагог просит детей познакомить ежика с участком и показать все самое интересное вокруг. Дети по очереди берут ежика и показывают ему все, что хотят, называя предмет: веранда, горка, песочница, лесенка, качели и т.д. Ежик дает детям поручения: перенести ведерко из песочницы на веранду, покачать на качелях куклу; потренировать мишку на перекладине,  покопать лопаткой песок и сделать куличик. Он просит детей дать и ему поручения. В конце игры ежик дарит детям несколько яблок,  которыми воспитатель угощает их на полдник.
                                               №4 «Поручения»

Задачи: Учить действовать в соответствии с заданием, побуждать к самостоятельности.

Убрать комнату. Убрать комнату чисто, аккуратно.

Описание игры:  В гости к детям приходит киска (игрушка) и говорит: «Как чисто и уютно у вас в групповой комнате!» Воспитатель просит детей объяснить, как они убирают комнату, и приглашает киску помочь в уборке.

Проводится игра «Убери комнату». Воспитатель говорит: «Дети, в нашей комнате порядок? Где должны стоять машинки?» Дети отвечают: «В гараже». Воспитатель называет ребенка по имени и просит его поставить машинки в гараж. Ребенок говорит киске: «Машины в гараже». Киска находит, что еще не убрано в комнате и просит другого ребенка, например, поднять с пола кусочки бумаги и отнести в мусорное ведро.

Воспитатель предлагает дать поручения и киске: просит ее вытереть тряпочкой стол в кукольном уголке. Поручения даются каждому ребенку. Киска громко звонит в колокольчик и хвалит каждого ребенка за выполненное поручение. Киска показывает воспитателю, как чисто стало в комнате, и говорит:

Я поставлю в шкафчик миску,

Вытру крошки со стола,

Я — хозяйственная киска,

Тут порядок навела.

                                 №5 «Пускание мыльных пузырей»
Задачи: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада, создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения.
Материал: мыльные пузыри.
Описание игры:  Воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:
— Осторожно, пузыри!
— Ой, какие!
— Посмотри!
— Раздуваются!
— Блестят!
— Отрываются!
— Летят!
— Вот — со сливу!
— Вот — с орех!
— Вот не лопнул дольше всех!
Дети ловят мыльные пузыри.

                                     №6  «Пошел дождик»

Задачи:  Учить связывать движения с художественным образом. Угадать и изобразить, какой бывает дождик. Отобразить характер дождя в рисунке.

Описание игры:  Воспитатель включает музыку дождя (монотонную, немного грустную). Дети вместе с педагогом определяют музыкально-художественный образ: «грустный дождь».

                          №7 «Грустный дождик—веселый дождик»

Задачи:  Нарядить деревце.  Отбирать краски определенного цвета (красного; красного и желтого).

Описание игры:  Воспитатель говорит детям: «Сегодня мы отправимся на прогулку в лес. В лесу много деревьев, осенью они очень красивы. (Звучит спокойная музыка.) Вспомните, как вы гуляли по парку, какие деревья видели.

Воспитатель «находит» нарисованные листья и спрашивает, какого они цвета. Потом показывает заготовку, вырезанную по форме дерева (однотонную), и говорит: «В лесу прошел дождь и смыл все краски. Надо нарядить деревья так, чтобы они стали снова красивыми». Дети используют обычные листы бумаги. Они берут краску на кисть и прикладывают ее всем ворсом к бумаге — получается листок. Воспитатель просит детей нарисовать листья красного цвета. Дети выбирают краску и рисуют листья на заготовках в форме деревьев.

                                                    №8  «Гром и дождик»

Задачи:  Развивать тембровый и динамический слух, учить различать звук большого и малого бубнов. Определить, что звучит: гром или дождик. Слушать музыку; начинать действие (прятаться, прыгать) в соответствии с музыкальным образом.

Описание игры:  Воспитатель показывает на фланелеграфе картинки: темные нахмуренные тучи и веселый дождик (облачко и солнце) и рассказывает: «В лесу за кустиком живет зайка (показывает игрушку). Однажды он вышел погулять и вдруг услышал: что-то гремит. (Воспитатель громко играет на большом бубне.) Зайка бросился за куст. (Убирает зайку.) Гром еще немного погремел. (Звучит большой бубен.) Затем гром стих. Зайка услышал, что листочки зашелестели, поднял мордочку — это был тихий дождь. (Звучит малый бубен.) Зайке понравился тихий дождь, он стал весело прыгать».

Проводится игра «Гром и дождик».

Под звуки большого бубна («гром») дети-«зайчики» прячутся «за кустик» — садятся на корточки. Под звуки малого бубна («дождик») — прыгают, как зайчики.

При повторном проведении игры воспитатель приглашает детей поиграть на музыкальных инструментах: одна группа детей играет на больших бубнах, другая — на малых. Педагог в это время показывает действия игрушки зайки (зайка прячется, зайка прыгает).

                                            №9  «Солнышко и дождик»

Задачи:  Развивать восприятие контрастных настроений в музыке, учить различать образный характер музыки.  Угадать погоду. Соотносить движение с музыкальным образом.

Описание игры:  Воспитатель включает музыку и в соответствии с ней показывает на фланелеграфе картинки («солнышко» или «дождик»), сопровождая показ рассказом: «На полянку выглянуло солнышко, дети вышли гулять. (Звучит музыкальный образ «солнышко».) Вдруг появилась тучка, закапал дождик, дети побежали прятаться. (Звучит музыкальный образ «дождик».) Осенью погода может часто меняться. Если погода хорошая, то можно спокойно ходить, радоваться солнышку. Если погода хмурится, пошел дождь, то всем надо бежать под зонт».

 Литература:

  1.  Н.Е.Веракса Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
  2. О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики-развиваем речь!»
  3. С.Н.Теплюк «Занятия на прогулке с малышами» (2-4 года)
  4. Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» Вторая группа раннего возраста (2-3 года).
  5. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» : Вторая группа раннего возраста (2-3 года).
  6. И.А.Помораева,В.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений» Вторая группа раннего возраста (2-3 года).
  7. Веракса А.Н., Гуторова Н.Ф. Практический психолог в детском саду.
  8. Соломенникова О.А. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Вторая группа раннего возраста (2-3 года).
  9. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Младшая группа (2-3 года).
  10. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (3-4 года).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Первые шаги в мир театра» (первая младшая группа)

Материал на основе русской народной сказки "Курочка ряба" позволяет развивать речь детей и интерес к театральной деятельности....

Презентация Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» «Первые шаги» Первая младшая группа

Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяют...

Памятка для родителей «Первые уроки школы плавания» I часть «Первые шаги»

Консультация для родителей «Первые уроки школы плавания»Уважаемые родители!Многие родители хотят научить своего ребенка плавать. Главное условие для начала занятий в воде – это психо...

Родительский клуб " В науку первые шаги. Химия в детском шагу"

Конечно, это не секрет.На все вопросы мы ответВ курсе химии найдем,Учебник лишь перелистнем!Сегодня знает стар и млад,Что нитраты – это яд,А жизнь поддерживает в нас,Кислород, бесцветный газ.Куд...

Проект для детей первой младшей группы "Первые шаги в математику"

Математическое развитие  имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Поэтому работа по математическому развитию начинается еще в ран...

Диагностические карты первой младшей группы по "Первым шагам"

Диагностические карты первой младшей группы по "Первым шагам"...

Проект по формированию у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры «Первые шаги в математику» для первой младшей группы.

СП ГБОУ СОШ №1 д\с «Теремок» с. Приволжье       Проект по формированию у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры...