Использование «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности дошкольников
консультация (старшая группа)

Михайлюк Ирина Вениаминовна

Использование «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_doski_vybora_s_doshkolnikami.docx15.77 КБ

Предварительный просмотр:

Использование «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности дошкольников

Одним из вариантов организации детской инициативы и самостоятельности является «Доска выбора»,  Она представляют собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают пиктограммы для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью. Затем педагог выясняет возможное количество детей, которые могут одновременно посещать каждую зону. Это количество может быть отражено на «Доске выбора» с помощью кармашков. В таком случае под пиктограммой одной зоны будут находиться три кармана, под другой — пять и т. п. Общее же число кармашков соответствует количеству детей в группе. Затем воспитатель совместно с детьми (и по их желанию) изготавливают для каждого ребенка особый значок. Выбрав вид деятельности, дети помещают значки в соответствующие кармашки. Для развития детской инициативы и самостоятельности в своей группе,  я сделала «Доску выбора».

Поделила «Доску выбора» на 6 частей, каждая из которых соответствует только одной игровой зоне группы, а вместо пиктограмм и надписей – фотографии уголков нашей группы. Количество детей, одновременно посещающих каждую зону, обозначаю на доске цифрой или словесно. Для каждого ребенка, вместе с детьми, мы изготовили значки – фотографии детей, которые вставляются в кармашки Такие значки легко вставляются в кармашки  к «Доске Выбора », к любой зоне, которую выбрал ребенок для самостоятельной деятельности.

Как работаем с «Доской Выбора».

Перед тем, как начать работу с «Доской Выбора» (обычно это бывает утром, перед завтраком или после завтрака, в конце «Утреннего круга») я с детьми обсуждаю такие вопросы, например«Во что ты сегодня хочешь играть?»«Какой материал тебе для этого понадобится?»«С кем бы ты хотел этим заниматься?»

Перед началом работы в выбранных зонах, я определяю время в течение которого дети будут заниматься самостоятельной деятельностью (например, 30 минут, и договариваюсь с ними о том, что они закончат игру (конструирование и т. п.) сразу после того, как прозвучит сигнал (звон колокольчика, погремушки или же музыка). В старшей  группе для этой цели можно использовать песочные часы. Если ребенок не успевает что – то сделать, по возможности стараюсь продлить ему время, чтобы он мог довести начатое до конца.

Как оцениваем себя.

Для оценки результатов деятельности у нас есть следующие значки: 2 солнышка и тучка со смайликами с разным настроением. Если у ребенка все получилось – он крепит значок на желтое солнышко с веселым смайликом, если что - то не получилось – на оранжевое солнышко со смайликом грустным, если совсем плохо – на тучку с плачущим смайликом.

Эти же значки мы можем использовать для определения настроения, с каким дети пришли в детский сад и с каким уходят домой.

По окончании работы дети забирают свои значки с Доски выбора и помещают их на значки для анализа результатов своей деятельности,снова собираемся в кружок и я спрашиваю«Почему ты поместил свой значок на то или иное солнышко, или на тучку?»Задаю наводящие вопросы«Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»«У тебя был план работы. Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»«Доволен ли ты результатом своей работы?»

Иногда делаем словесный анализ (с помощью вопросов) во время деятельности или по окончании деятельности детей.

(Можно использовать и другие значки для анализа,с помощью которых ребенок отвечает:

Палец вверх — я старался, я доволен, все получилось!

Палец вниз — я старался, но не получилось.

Изображение зайца — я старался, но очень торопился, и не все получилось хорошо. Изображение черепашки — я старался, но делал медленно - поэтому не успел).

Опыт показал, что сначала дети оценивают себя только положительно, но постепенно их самооценка становится более адекватной. При работе с «Доской Выбора», я учитываю ряд моментов. Например, если ребенок прекратил игру раньше намеченного времени,то для этого могут быть свои причины: недостаточное количество материала, ребенок изначально сделал неправильный выбор, он не умеет планировать свою деятельность. Моя задача — выяснить, чего именно не хватало ребенку и добавить это в игру, научить его правильно планировать свою деятельность.

После оценки результатов своей работы, если это возможно, то дети могут перейти играть в другую зону, поместив в ней свой значок на «Доске выбора».

Использование «Доски Выбора» помогает организовать самостоятельную деятельность детей, учитывать их интересы, учит планировать свою деятельность и правильно делать выбор, проявлять инициативу, не конфликтовать, не ссориться, чувствовать себя в игре самим собой, помогает поверить в себя, чувствовать себя комфортно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого — педагогические условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников.

Проблема детской самостоятельности все чаще становится объектом повышенного внимания педагогов и психологов....

Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии инициативы и самостоятельности дошкольников.

В статье рассмотрены понятия «инициативность», «самостоятельность», «среда». Раскрыта роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии самостоятельности и инициативы ребенка в условиях. Ра...

Опыт работы по экспериментированию с использованием ППРС в поисково-исследовательской деятельности для развития инициативы и самостоятельности дошкольников

Опыт работы по экспериментированию с использованием ППРС в поисково-исследовательской деятельности для развития инициативы и самостоятельности дошкольников...

Маршрутная игра как средство развития инициативы и самостоятельности дошкольников

    Проблема по формированию самостоятельности изучается многими отечественными и зарубежными специалистами. На сегодняшний день является актуальным рассмотрение самостоятельности как...

Статья о практике внедрения «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности детей в старшей группе

Статья о практике внедрения «Доски выбора»для развития инициативы и самостоятельности детей в старшей группе...

Использование «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности дошкольников

Для развития детской инициативы и самостоятельности в своей группе, я сделала «Доску выбора».Поделила доску выбора на десять секторов, каждый из которых соответствует только одному игровом...