Педагогический проект "Русские народные праздники в воспитании старших дошкольников"
проект (старшая группа)

Малахова Светлана Геннадьевна

В данном проекте описаны все 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. Также приложены фотографии проделанной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2021.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска «Детский сад №390 «Берег детства» Ул. Владимира Заровного, д. 30, Новосибирск, 630083

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Тема: «Русские народные праздники (Коляда, Масленица)

 в жизни старших дошкольников»

                                                                                                     

                                                                                                         Автор проекта:

Малахова С.Г. - музыкальный руководитель,

высшая кв. категория;

Новосибирск – 2021

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В. А. Сухомлинский)

Введение

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Детский сад – это культурно-социальная плацента для каждого дошкольника, где формируется и отрабатывается его социальный опыт. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у них сглаживаются проявления социальной и материальной стратификации, формируется гуманистическая направленность. В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя и самореализуется.

Краткая аннотация проекта. Основная идея проекта – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, дошкольного детства. Проект основан на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. В его основе лежит ознакомление детей с детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен).

Данный проект проводился в подготовительной группе Муниципального автономного  дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска "Детский сад № 390 "Берег детства". Учредителем МАДОУ д/с 390 "Берег детства" является муниципальное образование города Новосибирска. В соответствии с Уставом города Новосибирска функции и полномочия учредителя в отношении МАДОУ д/с 390 "Берег детства" осуществляет мэрия города Новосибирска. Департамент образования мэрии города Новосибирска осуществляет функции и полномочия учредителя МАДОУ д/с 390 "Берег детства" в соответствии с правовыми актами.

 Основной структурною единицей Учреждения является группа воспитанников дошкольного возраста. Место нахождения Учреждения по адресу: ул.Владимира Заровного, дом 30

В Учреждении сформированы коллегиальные органы управления, к которым относятся:

- Наблюдательный совет;

- Общее собрание работников;

- Педагогический совет;

- Родительский комитет.

Основная образовательная программа разработана рабочей группой педагогов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Новосибирска «Детский сад № 390 «Берег детства».

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования; Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) (http://www.firo.ru); учтены концептуальные положения программы дошкольного образования программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также особенности образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников.

Постановка проблемы: наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.

Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Опираясь на методическое пособие для педагогов «Народный календарь и дети» С.Черноскутовой, «Народная культура и традиции» Н. В. Косаревой, «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т. А.Будариной и О. А. Маркеевой, мы проектируем свою деятельность.

Цель проекта:  приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками (Коляда, Масленица).

Задачи:

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству.
  2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
  3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки.
  4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
  5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
  6. Собрать картотеку русских народных игр.
  7. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии,  мотивирует на творчество. 

Актуальность

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников». Для того, чтобы воспитать гармонично развитую личность, необходимо с дошкольного возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка, поскольку любой стране нужны разносторонне развитые, интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.

Объектом исследования данный проект предусматривает процесс приобщения  детей подготовительной группы.

Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения детей к русской народной культуре.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап: с 20 декабря 2020 года – 20 января 2021 года.

Задачи подготовительного этапа:

1) Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;

2) Определение цели и задач проекта;

3) Довести до участников проекта важность данной проблемы, создать интерес к проекту, мотивацию к дальнейшей деятельности;

4) Закрепление знаний о Коляде (игры, обычаи);

5) Проведение развлечения «Коляда, Коляда, отворяй ворота!»

6) Составить план мероприятий по данной теме;

7)Подбор литературы, иллюстрированного, игрового, аудио и видеоматериала по данной теме;

8) Составить картотеку песен к праздникам Коляда и Масленица;

Реализация проекта началась со сбора информации по данной теме: мы изучили опубликованные фольклорные источники, литературу по теме, материал из Интернета проанализировали их основные положения.

 

  1. Основной этап: с 21 января по 20 февраля 2021 года.

Задачи основного этапа:

- Ознакомление с фольклорным праздником Масленица (рассказы, беседы, видеоролики),  проводится беседа «История Масленицы», рассказать детям об истории и обычаях русского народа (познание, коммуникация);

-  Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы»;

-Разучивание музыкальным руководителем русских народных  песен: «Блины» ,«Едет Масленица» , «Вот уж зимушка проходит» , «А я по лугу»«Веснянка»«Ой, бежит ручьем вода», а также разучивание масленичных частушек;

- Провести работу с родителями по изготовлению атрибутов (сковорода, блины, карусель, куклы Масленицы), а также картотеки русских народных игр;

- Заучивание стихов, закличек на Масленицу;

- Изготовление педагогами чучела Масленицы для проведения мероприятий;

- Знакомство с пословицами и поговорками по теме праздника;

-  Разучивание русских народных игр «Масленица», «Гори, гори ясно», «Горелки»«Тень, тень, потень»«Веселый бубен» (игровая деятельность), а также игра «Подкинь блин на парашюте», «Катание на лошадях»;

-  Проведение воспитателями НОД по данной теме: лепка «Блины», рисование на тему «Ай, да Масленица», аппликация «Масленица»;

- Знакомство с русским бытом (печка, прялка, самовар и т.д.);

- Подготовка к  проигрыванию фрагментов каждого дня  Масленичной недели: разучивание ролей, песен, частушек, стихов, подготовка атрибутов, костюмов.

  1. Заключительный этап: с 21 февраля по 15 марта 2021 года.

- Изготовление стенгазеты на основе фотографий воспитанников;

- Ознакомление с обычаями и традициями Масленичной недели;

- Проигрывание фрагментов каждого дня Масленичной недели;

- Выставка «Чучело Масленицы» (работа с родителями);

- Создание картотеки русских народных игр (работа с родителями).

Итогом нашей работы стало:

- создание стенгазеты «Масленица широкая»;

- создание картотеки песен, частушек, картотеки народных игр и картотеки стихов, закличек и загадок;

- в процессе работы с родителями были созданы атрибуты для праздника Масленица, картотека русских народных игр, а также куклы Масленицы;

- педагогами было сделано чучело Масленицы;

Ожидаемые результаты:

- дети будут знать стихи, заклички, песни и частушки к празднику Масленица;

- дети будут знать обычаи и традиции таких праздников, как Масленица и Коляда;

- дети будут понимать важность фольклорных русских народных праздников – Коляда и Масленица;

- родители также осознали всю важность данных фольклорных праздников, так как принимали непосредственное участие в подготовке.

Сроки реализации проекта: с 20 декабря 2020 года по 15 марта 2021 года.

Участники проекта: в реализации проекта участвуют дети подготовительной группы №8, родители, воспитатель Якубенко Маргарита Васильевна, воспитатель Антонова Светлана Анатольевна, музыкальный руководитель Малахова Светлана Геннадьевна. Педагоги владеют современными методиками и технологиями, позволяющие качественно реализовывать поставленные задачи.

Вид проекта: среднесрочный, групповой, творческий.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

                                       Заключение                                                                                                                             В ходе реализации проекта воспитанники нашей группы познакомились с историей народных праздников Масленица и Коляда, узнали о праздновании Масленицы и Коляды в древней Руси и настоящее время.  Дети с удовольствием заучивали песни, заклички , загадки , стихи, поговорки о Коляде и Масленице . В музыкальном зале и на прогулке дети  с удовольствием играли в народные игры – забавы. Родители наших детей приняли активное участие в изготовлении различных атрибутов, картотеки русских народных игр, стенгазеты. Проект был направлен на воспитание патриотических чувств через знакомство с национальной культурой и традициями, на расширение знаний о народных праздниках Масленица и Коляда . Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включались в различные виды деятельности.

                                Литература :                                                                                                            1) «Окружающий мир » В.Ю.Дьяченко ;                                                                                         2) «Знакомство дошкольников с народной культурой »А.Я.Чебан , Л. Л. Бурлакова ;                                                                                                                 3) «Календарные и народные праздники в детском саду » Г.А.Лапшина;                                                                                             4) «Бабушкины забавушки »Л.Н.Карпова ;                                                          5) «Народные праздники в детском саду 5-7 лет » М. Б . Зацепина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Данный проект разработан с целью показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры....

Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилия...

Проект педагогической технологииТема: «Познавательное развитие и воспитание старших дошкольников через совместную работу ДОУ и семьи по знакомству с Санкт-Петербургом»

Проект предусматривает знакомство детей с Санкт-Петербургом  Разработан план НОД и продуктивно-художественной деятельности,а также работа с родителями...

"Народные традиции в воспитании старших дошкольников", 2016/2017 г.

Данный материал - часть работы по самообразованию за период 2016-2017 г. Может быть полезен для педагогов и родителей, позволяет осветить роль народной педагогики в полоролевом воспитании дошкольников...

Представление педагогического опыта работы по экологическому воспитанию старших дошкольников

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам пр...

«Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников

laquo;Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольниковМеркурьева Светлана АнатольевнаТип проекта: творческий, познавательный.Участники проекта:...