Выступление на недели методического мастерства " Опытно-поисковая деятельность для развития самостоятельности дошкольников"
материал

Конева Татьяна Александровна

"STEM образование -формула успеха дошкольного детства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Опытно-поисковая работа по развитию самостоятельности дошкольников.

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в «Концепции дошкольного воспитания», ФГОС ДО, отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», здесь определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально активной личности.

     Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности.

      Самостоятельность- одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами ; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле ее достижения; способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением;  ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

     Показателями самостоятельности старшего дошкольника выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает р Развитие самостоятельности через работу с родителями.

Организация  продуктивного взаимодействия  с  родителями как  необходимого  условия повышения  эффективности процесса  развития  самостоятельности детей.

 С родителями было проведено анкетирование  с  целью  выявления психолого-педагогической  компетентности  по  вопросам   развития  самостоятельности у  детей  показало, что большинство  родителей  (61%)  не  знакомы  с  понятием  самостоятельность детей  или  понимают  их  очень  узко,  без  учета   индивидуальных  особенностей  своего  ребенка. Многие  не  считают  нужным создавать специальные  условия  для  развития  самостоятельности, считают   дальнейшее посещение дошкольного учреждения, будет достаточным для их  развития.

 Родители желают, чтобы сын или дочь как можно скорее стали самостоятельными и в то же время старательно формируют инфантильное отношение к жизни.

ебёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется.
Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы.

Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а методы и виды деятельности в которых знания приобретаются.
На сегодняшний день в дошкольном образовании особенно остро стоит задача организации одного из основных для дошкольного возраста детей ведущего вида деятельности в познании окружающего мира – экспериментирования. Этот вид деятельности равноценно с игровой деятельностью влияет на развитие личности ребенка, самостоятельности.

Чем меньше возраст детей, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. Но, как известно, уже на третьем году жизни у дошкольника активно проявляется стремление к самостоятельности, осознание того, что он уже многое может делать сам. Поэтому очень важно, чтобы примеры поведения педагога и окружающих людей были положительными, а способы развития самостоятельности продуктивными, доверительными.

На сегодняшний день доказано, что дошкольники – прирожденные исследователи. Ярким подтверждением этого тезиса является их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной или просто новой ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать ребенку, поддерживать его стремление к самостоятельному поиску решения.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют ему познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Особенно стоит отметить, что в ходе опытной, самостоятельной, познавательной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности т.п.

      Для удовлетворения потребностей ребенку необходимы объекты деятельности, в которых для него есть какая - то интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Соответственно информация, заложенная в проблемные ситуации, чтобы каждый ребенок мог проявить себя, а педагог - выявить его личностные особенности. Высота планки требований, которые педагог предметно-развивающей среде, должна побуждать ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность. Задача педагога - ориентироваться не только на возраст ребенка, но и на фактическое освоение материала в деятельности. Педагог должен создавать в среде предъявляет к воспитанникам, всегда должна быть выше их сегодняшних возможностей и способностей.

1.Развитие самостоятельности через познавательную деятельность.

Для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста очень важно, чтобы процесс обучения предполагал органичное сочетание непосредственного воздействия педагога на детей и организацию условий для их самостоятельной поисковой детской деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее самостоятельная поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он развивается. При этом самостоятельную поисковую деятельность следует развивать в двух направлениях: во-первых, постоянно расширять арсенал объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью; во-вторых, давать детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразных видах деятельности (игре, рисовании, конструировании), побуждая к дальнейшему их изучению:

- стена интеллектуального развития, где дети могут рассмотреть в доступной форме карты, схемы, таблицы, фиксировать наблюдения, решать ребусы, кроссворды и т. д.

-мини-лаборатория, где созданы условия, имеются приборы и материалы для демонстрации и организации самостоятельного экспериментирования, проведения наблюдений за свойствами предметов и веществ, их сравнения, анализа. 

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику моей работы в дошкольном учреждений. В группе проводится кружок «Ступеньки в мир экологии» создан центр для самостоятельного экспериментирования и поисковой деятельности детей. Материал и оборудование в уголке экспериментирования распределены по разделам, расположены в доступном для детей месте. Мелкий и сыпучий материал находится в коробочках или в контейнерах. Исследовательский центр постоянно обновляется и пополняется.

2.Развитие самостоятельности через трудовую деятельность

Хозяйственно – бытовой труд;

Дежурства;

Ручной труд.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка изменяется отношение к своим обязанностям, появляется ответственность за свою работу. Появляется новый мотив - "сделать для других", ребенок проявляет инициативу, меняется отношение к себе, появляется объективная самооценка.

Выполняя элементарные трудовые навыки, дети начинают работать совместно, распределяют между собой обязанности, договариваются друг с другом, осуществляют свои действия так, чтобы другой мог их успешно продолжать.др.)

 Занятия ручным трудом  подразумевают различные «рукодельные» занятия: поделки из пластилина, бумаги, природного материала, работа с тканью, нитками. Главная ценность этих занятий аргументируется художественно-творческим развитием ребенка, а также развитием моторики, координации, усидчивости, аккуратности, самоконтроля, умения доводить порученное дело до конца.

3.Развитие самостоятельности через игровую  деятельность.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, называют их творческими или сюжетно-ролевыми. Игра – это отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Подражания взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время, ни в какой деятельности нет строгих правил. Педагог должен делать всё, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые основаны на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

     При организации игры педагог должен стремиться к тому, чтобы дать возможность детям проявить самостоятельность и инициативу («Вы сумеете договориться, надо только попробовать», «Я уверена, что Серафима поступит справедливо»). Если дети не хотят решать вопрос преднамеренно и обращаются за помощью к педагогу, то он должен не сразу спешить с разбором жалоб. Спокойно выслушать и сказать: « Дело у вас серьезное. Но ведь я не имею право вмешиваться в ваше дело – я же не работаю у вас». Часто такой подход помогает ребятам вновь войти в игровую ситуацию, поверить в серьезность ее и решить все вопросы самостоятельно. Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности.

4.Методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности.

Наиболее действенными методами являются:

беседы-рассуждения;

проблемные ситуации:

 Для закрепления полученных знаний о самостоятельности и формах самостоятельного поведения мы использовали специально организованные и стихийно возникшие проблемные ситуации во время прогулок, занятий, режимных моментов. Тем самым у детей возникала необходимость активно использовать слова «сам» и «самостоятельный» и демонстрировать свою способность в тех или иных ситуациях.

5.Инструкционные карты:

Можно применить усложняющиеся задания с использованием инструкционных карт.    На них графически изображается ход работы с тем или иным материалом продукта деятельности, например лепка (на сколько нужно разделить основной кусочек глины, какие формы сделать, последовательность сборки игрушки – это послужит своеобразным упражнением в самоконтроле.  ( «Гусенички», «Божьи коровки», «Цыплята»)

6.Этические беседы

С целью суммирования, уточнения и систематизации знаний, приобретенных детьми в результате проделанной работы можно провести этическую беседу «О самостоятельности». В процессе беседы вспомнить эпизоды из художественных и мультипликационных фильмов, рассмотреть иллюстрации в знакомых уже книгах. Детям предложить вопросы, направленные на установление связей, отношений, обобщений усвоенных знаний. Ребята активно пользовались термином «самостоятельный», вспоминая эпизоды из рассказов, сказок, кукольных постановок, а также реальные ситуации, происходившие с ними: «Я маленькая была – тоже ходить не хотела, теперь сама могу ходить…», «я уже самостоятельный, сам на улицу одеваюсь…», «надо быть самостоятельным, чтобы никого не просить…», «самостоятельный – кто делает все сам…» и др.

Беседа ««Надо быть самостоятельным, чтобы никого не просить…»

Беседа « Как я помогаю маме»

Беседа «Я остался один дома»

7.Игровые приемы (к нам в гости пришел Незнайка на занятия к ребятам приходил Незнайка, который ничего не знал, не умел, но всему хотел научиться. Дети выступали в роли учителя, обнаруживая тем самым умение планировать деятельность, выбирать средства, ставить цель.)

игры-тренинги. Для того, чтобы закрепить привычку у детей убирать за собой игрушки, можно несколько раз с ними сделать это в игровой форме («Кто быстрее?) или включив весёлую музыку. Так, в непринуждённой форме ребёнку легче будет запомнить эти немаловажные и обязательные для него действия.

Проблемная ситуация «Твой друг пригласил тебя на день рождения. Тебе нужноприготовить подарок, но не купить в магазине, а сделать своими руками. Чтобы ты мог сделать в подарок сам?

Проблемная ситуация «Представь, что наступил Новый год. Ты пригласил к себе гостей. Как тыбудешь готовиться к празднику? Чем вы будете заниматься с гостями?

 8.«Мастер- классы» по обучению друг друга, детей других групп трудовым навыкам и умениям.

 «Нарисуем подсказку малышам «Чтопотом?»(последовательность одевания)

 «Составь режим дня малышей (своего маленького братика, сестренки»

«Научим малышей аккуратно вешать и складывать одежду.»

Метод одобрения:

Выражать одобрение, восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх ("Какой ты молодец (умница), как тебе удается все это самому придумать?").

Помимо перечисленных методов и приемов эффективно введение «ритуалов»:

ритуал планирования самостоятельной деятельности ребенка на день.(ребенок сам решает чем он будет заниматься в течении дня, зарисовывает это при помощи символов и знаков, помещает в определенный центр активности) ;

ритуал совместной разработки правил (цель установления правил в том, чтобы дети постоянно повышали  уровень самоконтроля.

Используя символы и знаки можно разместить данные правила в различных частях группы. Современные исследования показали эффективность использования в старших группах специальных внешних наглядных средств, облегчающих ребенку самостоятельное выполнение тех или иных заданий и правильную организацию деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие самостоятельности дошкольников через экспериментальную деятельность.»

проект эксперементальной деятельности в старшей группе...

Театральная деятельность в ДОУ как способ развития самостоятельности дошкольника

Театральная деятельность в ДОУ как способ развития самостоятельности дошкольника...

Развитие самостоятельности дошкольников в изобразительной деятельности

Развитие самостоятельности дошкольников в изобразительной    деятельности...

Открытое мероприятие «Организация совместной деятельности педагога с детьми. Вариативная образовательная среда как условие развития самостоятельности дошкольника (работа с «Доской выбора», «Лесенкой успеха».

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего возраста«Космическое путешествие»Образовательные задачи:- Продолжать знакомить дошкольников с профессиональной деятельностью космонавтов, побуждать ...

Выступление на родительском собрании "Влияние конструктивной деятельности на развитие старших дошкольников"

Целью такого собрания было повысить компетентность родителей по вопросу развития конструктивных возможностей у детей старшего дошкольного возраста. В последние годы выбор игрушек в магазине радует раз...

Формирование мыслительной деятельности и развитие самостоятельности дошкольников средствами технологии критического мышления

Мышление развивается в «проблемной» ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете.                      ...

Выступление на педсовете: "Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Речевое развитие ребенка осуществляется в различных видах детской деятельности, одним из которых является театрализация. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задач...