Методические разработки
методическая разработка

Фирсова Мария Александровна

Методические разработки

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Экскурсия в мини-музей «Русская изба»

ФИО педагога: Фирсова Мария Александровна

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: вторая младшая

Тема: «Знакомство с русской избой»

Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к народной культуре через ознакомление с особенностями материальной и духовной культуры русского народа.

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с русской избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, чугунок, прялка, сундук и т. д.).

2. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, словами, которые использовались в быту в русской избе (ухват, чугунок, прялка, самовар);

3. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Предварительная работа:

Рассматривание картин, иллюстраций в книгах по теме «Русская изба». Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание пословиц, поговорок, небылиц, хороводов, песенок, потешек, отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: мини-музей «Русская изба» с предметами быта (печь, сундук, самовар, ухват и др.)


Ход экскурсии

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости! Вы пришли к нам в ервый раз, приглашаю вас в русскую избу, пожалуйста, проходите. Сейчас я вас познакомлю с нашей старинной избой.

Воспитатель: Самая главная вещь в деревенской избе – это печь. Как вы думаете, зачем она нужна была русским людям?

Ответ детей: (готовить еду, печь хлеб, варить кашу, топить, чтобы в избе было тело, спать на ней...)

Воспитатель: Правильно. люди в старину готовили еду в печи, грелись, спали на печи. А вы знаете поговорки и пословице об избе? Давайте их проговорим: «Без печи хата – не хата», «Что есть в печи – все на стол мечи», «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, это чугунок, в нем готовили еду. Очень любили люди в старину кашу, даже придумали поговорки:

1. «Щи да каша – пища наша».

2. «Хороша кашка, да мала чашка»

Кто запомнил поговорки? (Воспитатель начинает – дети заканчивают) А выкакую кашу любите? (Ответ детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Я узнала, что все любят кашу, она необходима, чтобы расти сильными, здоровыми и крепкими. А давайте мы с вами сейчас поиграем в пальчиковую игру. Приготовьте ваши пальчики.

Физминутка: Пальчиковаяигра«Сорока–Белобока»

- Сорока, сорока, где была?

- Далеко, печку топила, кашку варила, На порог скакала, гостей созывала. Гости прилетели-накрылечкосели; Этому-дала, этому-дала, этому-дала. А этому не дала: он поводу неходил,  Дрова не рубил, печку  не топил,  Кашку неварил...

Воспитатель:

Но чугунок в печи горячий, да еще и тяжелый. Попробуйте, подержите. Чтобы его из печи достать, нужен ухват.

Посмотрите, как выглядит ухват. Без него мы чугонок не достанем. Как вы думаете, а для чего нужен чугунок?

(Ответы детей: в чугунке варили щи, кашу)

 Воспитатель: как вы думаете, для чего нужен ухват?

(Ответы детей: чтобы достать из печи чугунок и не обжечь руки.)

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно. А теперь отгадайте загадку.

И шипит, и кряхтит.

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает.

(Самовар)

Правильно это самовар. В нем готовили чай. Любили русские люди пить чай из самовара с мѐдом и вареньем, с баранками.

Рассматривание самовара.

Воспитатель: В русской избе на полу стелили половики и коврики. Красивые, цветные. Половики прямоугольные, длинные, а коврики круглые с разными узорами. 

Рассматривание.

Воспитатель: Вечерами женщины садились за прялками(показ) и пряли шерсть, овечью, козью, собачью. Вытягивали из шерсти и скатывали пальцами длинные нити, пряжу. А потом вязали носки, варежки, пуховые платки, косынки, жилетки.

Рассматривание.

Воспитатель: Воду люди носили из колодца. А чтобы было удобно, несли ведра с помощью коромысла. Коромысло можно носить на одном плече или на двух (показ). Коромысло делали из дерева. По краям прикрепляли крючки или делаливыемки для ведер.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте поиграем.

Русская народная игра «У дядюшки Трифона».

Описание:

Играющие идут по кругу, говорят слова, водящий в центре, по окончании слов водящий показывает движение, дети повторяют, водящий выбирает, кто лучше всех показывал, тот становится водящим. Один раз водящий воспитатель. Потом выбирают водящего.

«А у дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!»

Итог занятия.    

Воспитатель:

Вот мы с вами и познакомились со старинной русской избой. Давайте проверим, что же вы запомнили из нашей экскурсии.

1. Где готовили еду в старину? (в печи)

2. В чем варили кашу? ( в чугунке)

3. Что стелили на полу? (половики, коврики)

4. В чем готовили чай? ( в самоваре)

5. Зачем нужно коромысло? (носить воду)

6. А для чего прялка? ( для изготовления пряжи)

Воспитатель: Молодцы! Все правильно сказали, все запомнили! А когда придете домой, расскажите маме и папе о том, какой музей есть у нас в детском саду, наверное, они тоже захотят познакомиться с «Русской избой» и обязательно посетят ее.



Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения по ПДД для средней группы

«Красный, желтый, зеленый»

Цель:

Закреплять знания детей о работе светофора, о правилах дорожного движения.

Задачи: 
- Закрепить у детей первоначальные представления о сигналах светофора. 
- Закрепить знания цветов: красный, жёлтый, зеленый. 

- Закрепить знания о видах транспорта, который есть в городе.
- Закрепить знание детей о дорожных знаках. 
- Способствовать психологическому сближению детей, развитию положительных эмоций. 
Оборудование: 
1. Посылка (конверт), макет светофора, 3 обруча: красный, желтый, зеленый, по 8 платочков красного, желтого и зеленого цвета; загадки.

2. Музыкальный центр. 

Ход развлечения:

Вед: Здравствуйте, ребята! Сегодня для вас мы проведем развлечение под названием «Красный, желтый, зеленый». Как вы думаете, что означает это название?

Дети: Сигналы светофора.

Ведущая: Правильно, молодцы! Давайте вспомним, что означает каждый сигнал светофора: красный свет – дороги нет, желтый свет – приготовиться, зеленый свет - можно быстро переходить дорогу.

1. Игра «Светофор»

Ведущая: А теперь мы поиграем в игру, которая так и называется «Светофор».

Я буду называть Вам сигналы светофора, а вы будете выполнять движения:

красный – не двигаемся, желтый – хлопаем в ладоши зеленый свет – топаем ногами.

Ведущая: Ребята, скажите, а вы уже научились играть с машинами, водить их. И взрослые, и дети должны знать правила дорожного движения, чтобы на дорогах не было аварий. Ребята, а какой знак помогает нам переходить через улицу?

Дети: Пешеходный переход.

Вед: Правильно, ребята. Расскажите мне, для чего нужен этот знак?

Вед: Пешеход, пешеход!

Всем знакомые полоски

Знают дети, знает взрослый

Знай, что только переход,

От машин тебя спасет.

Реб: Если ты спешишь в пути

Через улицу пройти,

Там иди, где весь народ

Там, где знак пешеходный переход.

(раздается стук)

Вед: Что это за шум? Посмотрите, кажется, к нам пришла посылка, давайте посмотрим что там?

(берёт посылку и находит конверт с адресом детского сада и названием группы, читаю детям).

«Шлю посылку Вам друзья,

У меня всего три глаза,

Разноцветные они

Каким глазом подмигну,

Что вам делать подскажу»

Вед: Ребята, от кого же это посылка?

Дети: От светофора.

Вед: Правильно ребята. Это посылка от светофора.

(Достаю из коробки светофор)

- Ребята, для чего нужен светофор?

- Он смотрит за движением машин на дорогах, за людьми, чтобы на дорогах

не было аварий.

2. Игра «Веселый светофор».

Дети под песню «Светофор» подскоками передвигаются  по залу с разноцветными платочками. По сигналу складывают платочки по цветам в лежащие в центре зала обручи трех цветов – делают светофор.

Под веселую музыку входит Лиса.

Ведущий: Ребята, к нам опять кто-то пришел. Кто же это?

(Входит лиса)

Лиса: Ах, я рыжая Лиса,

Я плутовка, я хитра.

Никого я не боюсь,

Где хочу, там появлюсь.

Здравствуйте, дети. А что вы тут делаете?

Вед: Здравствуй, Лиса. Мы с ребятами учим правила дорожного движения. Лиса, а ты знаешь такие правила?

Лиса: Конечно, знаю.

Вед: Скажи тогда, что у меня в руках? (показывает светофор)

Лиса: Светофор.

Вед: А для чего нужен светофор? Расскажи нам.

Лиса: А что рассказать. Похож на елочку, горят разноцветные огоньки, вокруг него можно хоровод водить.

Вед: Ребята, скажите, правильно ли говорит Лиса? (Ответы детей)

Ведущая: Ребята, покажем Лисе, что мы прекрасно знаем правила дорожного движения, отгадаем ее загадки?

3.Загадки

Лиса:

- Пешком по улице идет, значит, это… (пешеход).

- Если ты едешь в автобусе, автомобиле, то ты… (пассажир).

- Как называется голос автомобиля? (сигнал).

- Где спят машины? (в гараже).

- Как называются машины, которые возят грузы? (грузовые).

- К какому виду транспорта относятся автобусы? (к пассажирскому).

- Кто главный помощник на улице водителю и пешеходу? (светофор).

- Сколько глаз у светофора? (три).

-Как называют место, где люди ожидают автобус? (остановка).

- Как называется место пересечения дорог? (перекресток).

- Как называется милиционер, который стоит на перекрестке? (регулировщик).

- Как называются белые полоски на асфальте? (зебра, пешеходный переход).

Лиса: Молодцы, ребята! А теперь попробуйте отгадать загадки о транспорте.

Сам не едет, не идёт,
Не поддержишь – упадет,
А педали пустишь в ход –
Он помчит тебя вперёд. 
                                     (Велосипед)

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
Обувь носит из резины,
Называется... 
                                    (Машина)

Силач на четырех ногах.
В резиновых сапогах
Прямиком из магазина
Притащил на пианино.
                                   (Грузовик)

Дом на улице идёт, 
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
                                    (Автобус)

Удивительный вагон! 
Посудите сами: 
Рельсы в воздухе, а он 
Держит их руками...

                                   (Троллейбус)

Спозаранку за окошком,

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.  

                                  (Трамвай)

Лиса: Действительно! Вы все очень умные ребята! А теперь я предлагаю поиграть нам с вами в веселую игру, которая называется «Шоферы». Вы будете шоферами. Под музыку мы будем ехать по кругу, держа в руках «руль», а когда перестанет играть музыка, будем останавливаться.

4. Танец-игра по кругу «Шоферы»

Вед: Лиса, понравилось тебе у нас в гостях?

Лиса: Да. Спасибо, ребята, вы меня многому научили. Я теперь своих друзей научу. Я вам от лесных друзей принесла гостинцы, вы угоститесь ими в группе.

Вед: Спасибо тебе, Лиса. Еще приходи к нам в гости.

Лиса: До свидания.

Дети: До свидания!

Ведущая: На этом наше развлечение заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...