Тематическое планирование "Социокультурные истоки"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Тематическое планирование по реализации программы "Социокультурные истоки" старший дошкольный возраст ЗПР
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по реализации программы «Социокультурные истоки»
старшая группа детей с ЗПР №24 «Снегурочка»
2020-2021 уч. год
Тема | Программное содержание | Оборудование, дидактические игры и упражнения
| Работа с родителями | Итоговое занятие |
Сентябрь | ||||
«Дружная семья» | Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья». Формирование у детей и родителей отношения к семье, как к одной из главных социокультурных ценностей. Формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению. Мотивация родителей на совместную деятельность с ребёнком. | 1. Беседа с детьми на тему «Дружная семья» на основе русской народной сказки «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка» (стр. 5-9), Рассказов Л.Корсунской «Семья» (стр.11); Э.Шим «Брат и младшая сестра» (стр.18) Е.Пермяк «Первая рыбка» (стр.16); Стихотворений (стр.12-13), потешек (стр.14), пословиц (стр.14) и личного опыта детей. 2. Русская народная игра «У дедушки Трифона» (стр.15) 3. Работа в паре «Дружная семья» (стр.21) | Оформление страницы Альбома «Дружная семья» | Ресурсный круг «Домашнее тепло» работа в парах |
Октябрь | ||||
«Домашнее тепло» | Дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья». Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким. Развитие умения слушать друг друга. | Беседа с детьми на тему «Как в вашей семье родные и близкие заботятся друг о друге» с использованием поэтических текстов (книга 1 «Домашнее тепло» стр. 24-25); пословиц (книга 1 «Дружная семья», стр.3) и личного опыта детей. Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы» (книга 1 «Дружная семья» стр.25). Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы» (книга 1 «Дружная семья» стр.25). Чтение рассказа «Семеро по лавкам» (книга 1«Дружная семья» стр.26). Чтение рассказа «Первая рыбка» (книга 1«Дружная семья» стр.16); чтение стихотворения «Веселая забота» (книга 1 «Дружная семья» стр.25). | Оформление страницы Альбома «Домашнее тепло» стр.27 | Ресурсный круг «Домашнее тепло» («Истоковедение», том 5, стр.165-166); |
Ноябрь | ||||
«Дороги добра» | Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Родные просторы» Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению. Формировать представления о взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего. | Беседа с детьми на тему «Какую дорогу можно назвать доброй? » на основе русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» (книга 2 «В добрый путь» стр. 5-7); потешек (книга 2 «В добрый путь» стр.8); пословиц (книга 2 «В добрый путь» стр.4) и личного опыта детей. Игра «Огород» (книга 2 «В добрый путь» стр.9); Хороводная игра «Ой, вставала я ранешенько» (книга 2 «В добрый путь» стр.12). Беседа на тему «Какие добрые дела могут совершать дети» на основе рассказа «Добрая девочка» (книга 2 «В добрый путь» стр.11). | Оформление страницы альбома «Дороги добра» (книга 2 «В добрый путь» стр.11). | Ресурсный круг «Дороги добра» (книга 2 «В добрый путь» стр.13-14); («Истоковедение» том 5, стр.167-168); |
Декабрь | ||||
«Сказочный лес» | Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы». Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе. Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. Развитие эмоциональной сферы ребёнка. | Беседа с детьми на тему «Сказочный лес» на основе русской народной сказки «Снегурушка и Лиса» (книга 2 «В добрый путь» стр. 23-25); стихотворения И.Токмаковой «Ели» (книга 2 «В добрый путь» стр.25); пословиц (книга 2 «В добрый путь» стр.16). Беседа с детьми на основе русской народной сказки «Петушок – золотой гребешок» (книга 2 «В добрый путь» стр.18-21); хороводная игра «Хоровод в лесу» (книга 2 «В добрый путь» стр.17). | Оформление страницы альбома «Сказочный лес» (книга 2 «В добрый путь» стр.22) | Работа в парах «Сказочный лес» (книга 2 «В добрый путь» стр.26-27); |
Январь | ||||
«Добрая забота» | Первоначальное освоение социокультурной категорией «Труд земной» Воспитание у детей доброго отношения к животным. Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. | Беседа с детьми на тему «Как мы заботимся о животных» на основе рассказа Л. Нечаева «Как покататься на лошадке» (книга 3 «Добрая забота» стр.4) и личного опыта детей Беседа с детьми на тему «Почему корову называют «кормилицей?» на основе русской народной песни «Буренушка» (книга 3 «Добрая забота» стр.12) Хороводная игра «Кто пасется на лугу?» (книга 3 «Добрая забота» стр.9) | Оформление страницы альбома «Добрая забота» (книга 3 «Добрая забота» часть 1 стр.11 | Активное занятие. «Добрая забота» . (книга 3 «Добрая забота» стр.13-14). «Истоковедение», том 5, стр.171-173. |
Февраль
| |||||
«Праведный труд» | Дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд земной» Воспитание у детей уважения к труду. Развитие мотивации родителей на совместную деятельность с детьми. | Беседа с детьми на тему «Труд человека кормит» на основе рассказа О.Абрамовой «Семейный праздник» (книга 3 «Добрая забота» стр17-20). Беседа с детьми на тему «Труд человека кормит» на основе рассказа П.Засодимского «Откуда хлеб взялся?» стихотворения Т.Шорыгиной «Жатва», (книга 3 «Добрая забота» стр.24-25). Беседа с детьми на тему «Как дети помогают взрослым» на основе стихотворения В.Глущенко «Грядка» (книга 3 «Добрая забота» стр.24-25); Русская народная игра «Кто с нами?» (книга 3 «Добрая забота» стр.22-23). | Оформление страницы альбома «Праведный труд» (книга 3 «Добрая забота» стр.27). | Беседа с детьми на тему «Зачем детей нужно учить добру?» на основе рассказа К.Ушинского «На что тебе?» (книга 3 «Добрая забота» стр.26); | |
Март
| |||||
«Любимая сказка» | Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души». Воспитание у детей интереса и любви к сказке. Развитие умения работать в паре. | Викторина «Узнай и назови сказку» (книга 4 «Благодарное слово» стр10). «Отгадайте сказочного героя», (книга 4 «Благодарное слово» стр12). Дидактическая игра с кубиками и пазлами «Собери картинку из любимой сказки». Чтение русской народной сказки «Крошечка – Хаврошечка» и выполнение задания по прочитанной сказке. (книга 4 «Благодарное слово» стр12). | Оформление страницы альбома «Любимая сказка» (книга 4 «Благодарное слово» стр11); | Ресурсный круг «Моя любимая сказка», (книга 4 «Благодарное слово» стр11); «Истоковедение», том 5, стр.174 – 175; | |
Апрель | |||||
«Благодарное слово» | Дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд души». Развитие взаимодействия детей и взрослых. Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким. | Беседа с детьми на тему «Благодарное слово» на основе текста произведения Н.Абрамцевой «Правдивая история о садовнике» (книга 4 «Благодарное слово» стр15-19). Беседа с детьми на тему «Благодарное слово» на основе текста произведения Е.Фроловой «Кто вырастил яблочко?» (книга 4 «Благодарное слово» стр20); пословиц и личного опыта детей (книга 4 «Благодарное слово» стр14). Инсценирование рассказа Е.Фроловой «Кто вырастил яблочко?» (книга 4 «Благодарное слово» стр20); выполнение творческого задания (книга 4 «Благодарное слово» стр22). | Оформление страницы альбома «Благодарное слово» (книга 4 «Благодарное слово» стр21). | Ресурсный круг « Благодарное слово» (книга 4 «Благодарное слово» стр21); | |
Май | |||||
«Светлый праздник» | Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души». Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. | Чтение фрагмента И.Шмелева «Лето Господне» («Троица») (книга 4 «Благодарное слово» стр25-26); Беседа с детьми о русской березе на основе рассказа К.Ушинского «Березка» (книга 4 «Благодарное слово» стр27); стихотворения «Я березка кудрявая» (книга 4 «Благодарное слово» стр28). Беседа с детьми о русской березе на основе рассказа «Сказки про березоньку» (книга 4 «Благодарное слово» стр30); Русский народный хоровод «Во поле береза стояла» (книга 4 «Благодарное слово» стр29). Чтение воспитателем отрывка из «Слова к родителям» (книга 4 «Благодарное слово» стр24); со слов «Троицын день.. .» до слов «В дни праздника мы миримся и благодарим». | Оформление страницы альбома «Светлый праздник» (книга 4 «Благодарное слово» стр31). | Итоговое занятие – ресурсный круг « Доброе слово березке» («Истоковедение», том 5, стр.176 – 177); |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по реализации программы «Социокультурные истоки»
подготовительная к школе группа детей с ЗПР
Тема | Программное содержание | Содержание, дидактические игры и упражнения
| Работа с родителями | Итоговое занятие |
Сентябрь Тема «Вера» Верность родной Земле (часть 1) | ||||
«Богатыри – первые защитники Земли Русской». | Первоначальное освоение духовно-нравственной категории «Вера». Развитие у детей умения слушать друг друга, приходить к согласию. Развитие мотивации на общение в группе. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. | 1. Работа в круге. Беседа с детьми на основе прочитанных былин «Илья Муромец» (стр. 4-7, «Добрыня Никитич и Змей» (стр. 8-11, «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (стр. 12-13) и пословиц (стр. 3). 2. Выполнение задания «Что может пригодиться в бою богатырю?» (стр. 21). | Семейное чтение книги «Верность родной земле» и оформление страницы альбома Альбома «Славный могучий богатырь» (стр. 19). | Ресурсный круг (с делегированием) «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?». |
Октябрь Тема «Вера» Верность родной Земле (часть 2) | ||||
Верность родной земле (часть II) | Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Вера». Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. Развитие представления о верности родной земле. | 1. Рассматривание картины В. М. Васнецова «Три богатыря». 2. Речевая игра «О каком богатыре говорится в былинах?» (стр. 20). 3. Работа в круге. Беседа с детьми о подвигах богатырей на основе былин «Бой с несметной ратью под Киевом» (стр. 14-15, «Илья Мурома I, Добрыня Никитич и Алеша Попович» (стр. 16- 18) и пословиц (стр. 3). | Семейное чтение 2 части книги 1 «Верность родной земле» | Работа в паре «Защитник Отечества» (стр. 23). |
Ноябрь Тема «Радость послушания» | ||||
Радость послушания. | Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Вера». Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым. Развитие адекватной самооценки. | 1. Работа в круге. Беседа с детьми о послушании на основе сказок «Гуси-лебеди» (стр. 4-6), «Аленький цветочек» (стр. 7 -22), «Царевна-лягушка» (стр. 24-25, пословиц (стр. 3) и личного опыта детей. | Оформление страницы Альбома «Радость послушания» (стр. 27). | Работа в микрогруппах «Радость послушания» (стр. 26). |
Декабрь Тема: «Светлая Надежда» | ||||
Светлая Надежда | Освоение духовно-нравственной категории «Надежда». Развитие умения слушать друг друга. Развитие целостного восприятия. | 1. Работа в круге. Беседа с детьми о празднике Рождества на основе произведений И. С. Шмелева «Лето Господне» «Рождество» (стр. 5-8), Е. Ивановской «Предание о первой Рождественской елке» (стр. 9-10), Ф. М. Достоевского «Божий дар» (стр. 12— 14, пословиц (стр. 4) и личного опыта детей. 2. Хоровод «Елочка» (стр. 28 книги «Доброе слово», | Оформление страницы Альбома «Рождественское чудо» (стр. 11). | Ресурсный круг «Рождественское чудо». |
Январь Тема: «Любовь» | ||||
Доброе согласие | Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Надежда». Развитие у детей умения приходить к согласию, договариваться. Развитие мотивации к сотрудничеству и взаимодействию. | 1. Работа в круге. Беседа с детьми о согласии на основе произведения И. С. Шмелева «Лето Господне» («Счастье мое миндальное») (стр. 17-18, рассказа А. Нечаева «Саночки» (стр. 20-21, пословиц (стр. 16) и личного опыта детей. Чтение русской народной сказки в обработке Ушинского К.Д. «Сивка-бурка», русской народной сказки «Зимовье зверей». 2. Игра по выбору «У дедушки Трифона» или «У бабушки Ларисы» (стр. 15 и 25 книги «Дружная семья»). | Оформление страницы Альбома «Доброе согласие» (стр. 25). | Работа в паре «Построим дом» (стр. 26-27). |
Февраль Тема: «Добрые друзья» | |||||
Добрые друзья (часть первая) | Первоначальное знакомство с духовно-нравственной категорией «Любовь». 2. Развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу. 3. Развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению. | 1. Работа в круге. Беседа с детьми о дружбе и друзьях на основе русскоих народных сказок «Зимовье зверей» (стр. 12-14), «Сивка-Бурка» (стр. 5-10), пословиц (стр. 4) и личного опыта детей. 2. Игра «Дом дружбы». Ведущий задает детям вопрос: «Что необходимо добрым друзьям?» (стр. 10). | Выполнение творческого задания (стр. 11). | Ресурсный круг «Кого можно назвать настоящим другом?». | |
Март Тема: «Мудрые дела» | |||||
Добрые дела. Добрые друзья (часть вторая) | Дальнейшее наполнение духовно-нравственной категории «Любовь». Формирование потребности в социальном соответствии. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Формирование мотивации на совершение добрых поступков. | 1. Работа в круге. Беседа с детьми о том, почему важно совершать добрые дела, на основе сказки П. Ершова «Конек-горбунок» (стр. 17-32), пословиц (стр. 16 и 32) и личного опыта детей. 2. Русская народная игра «Кто с нами?» (стр. 22-23 книги «Добрая забота»). | Семейное чтение 2 части «Добрые дела» книги 4 Оформление страницы Альбома «Добрые дела» (стр. 33). | Работа в паре «Добрые дела» (стр. 34-35). | |
Апрель Тема: «Мудрость» | |||||
Мудрое слово (часть первая) | Первоначальное знакомство с духовно-нравственной категорией «Мудрость». Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга. Формирование потребности в социальном соответствии. Развитие эмоциональной сферы ребенка. | 1. Работа в круге. Беседа с детьми о мудрости и мудрых людях на основе русских народных сказок «Никита Кожемяка» (стр. 5— 7), «Белая уточка» (стр. 10-14), пословиц (стр. 4 и 7) и личного опыта детей. 2. Речевая игра «Мудрые слова» (стр. 8).
| Ресурсный круг «Кого можно назвать мудрым?». | Выполнение творческого задания (стр. 9). | |
Май Тема: «Мудрые люди» | |||||
Мудрые люди (часть вторая). | Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Мудрость». 2. Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к родителям, бабушкам и дедушкам. 3. Формирование потребности в социальном соответствии (на примере жизни близких людей). | 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Кого в вашей семье можно назвать мудрым?» на основе русских народных сказок «Пастушья дудочка» (стр. 17-21), «Названный отец» (стр. 22-26), пословиц (стр. 4, 7, 16) и личного опыта детей. 3. Любимые игры детства бабушек и дедушек. 5. Выполнение задания «Мудрый наказ» (стр. 26). 6. предлагается выполнить дома вместе с родителями или на занятии по изобразительной деятельности | Оформление страницы Альбома «Мудрые люди» (стр. 27) | Ресурсный круг «Мудрость рядом с нами». Работа в микрогруппах: бабушки и дедушки дают мудрый наказ своим детям и внукам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе «Ручеек» на 2011-2012 учебный год (Программа «Истоки»)
Утверждаю:_____________Зам. по ВМР Г.А.Андреева«01» сентября 2011 года Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной де...
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Тематический годовой план для первой младшей группы
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культ...
тематическое планирование по приобщению детей к истокам русской народной културы
распределение учебного материала по ознакомлению детей с руским народным искусством на три года...
Приобщение детей к истокам русской народной культуры Тематический годовой план занятий
Старшая группа №Тема занятияСодержание1.<Что летом родится - зимой пригодится»Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок летних явлениях природы...
Календарно-тематическое планирование студии "Истоки" ознакомление с родным краем для детей средней группы.
Цель: развитие патриотических чувств. Календарно-тематическое планирование предназначено для детей средней группы....
Тематический годовой план по теме самообразования "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
План для младшей группы на 2012-2013 год. P/S Данные восстановлены с сайта Klen1244.ru...
Тематический план по теме самообразования "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
План для старшей группы на 2014 -2015 год...