Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) по теме:
    Календарно-тематическое планирование студии "Истоки" ознакомление с родным краем для детей средней группы.

    Цель: развитие патриотических чувств. Календарно-тематическое планирование предназначено для детей средней группы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_dlya_studii_o_rodnom_krae.doc185.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад общеразвивающего вида № 359 г.о.Самара

    ПРОГРАММА

    по нравственно-патриотическому воспитанию детей

    для работы студии о родном крае  «Истоки»

    реализуется на базе МБДОУ № 359.

            

    Составитель:

                                                                               Воспитатель МБДОУ № 359:

                                                                                Абаимова Л.Н.

    Самара 2013

    АННОТАЦИЯ

    Обоснование программы.

        Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, побуждение нравственных чувств, воспитание духовности. Все это укрепляется в ребенке при реализации комплексного подхода в воспитании. Такой подход – это русская культура, которая, во-первых, предлагает, проверенную веками народную методику воспитания и образования, во-вторых, конкретный воспитательный и образовательный материал, пропитанный духовностью и нравственностью. В детском саду и в семье необходимо вести работу по нравственно – патриотическому воспитанию: изучать русскую культуру, семейные традиции, быт русского народа, знакомить с русской природой. Основная цель – развитие интереса у дошкольников, формирование представлений о предках, нравственно – патриотические качества. Для осуществления этой цели помогут народные сказки, песни и игры, которые взращивают из мальчиков мужчин, а из девочек – женщин. Народная мудрость учит видеть творчество даже в примитивных работах, в ежедневном труде и быте. Работа с природным и бросовым материалом стимулирует творчество, помогает осмыслить свои трудовые действия, прививает привычку систематического труда. Детям доставляют огромную радость народные праздники, на которых они знакомятся с народной музыкой, историей, обычаями, бытом, костюмами и устным народным творчеством. Народное воспитание применительно уже в раннем возрасте, так как дети в этом возрасте намного восприимчивей, у них быстрей будет развиваться интеллектуальная сторона, заложенная самой природой. Народная пословица гласит: «Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле». Поэтому надо начинать работу уже с первых лет жизни малыша от 2-3 лет. Детей знакомим с колыбельными песенками, потешками, которые помогают обучать языку, знакомят с окружающим миром. В семье в воспитании малыша участвуют не только взрослые, но и братья и сестры. Младшие перенимают от старших игровые навыки и правила поведения в семье и в обществе, совместно познают окружающую действительность, приобщаются к традициям семьи. Воспитание наших детей в русских народных традициях – это не только средство нравственно – патриотического воспитания и развития, но и профилактика деформации личности. Наш путь – это совместное общение родителей и детского сада, попытка реализовывать традиции и семейные ценности.

         При создании программы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками. Известно, что приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В этой связи посещение музея оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры, понимание языка в искусстве – эти и другие задачи должны решать воспитатели и педагоги дополнительного образования детских садов.

        Достижение наилучшего результата здесь напрямую связано с умением  педагога составить психологический портрет группы, учесть возрастные особенности конкретной детской аудитории. Занятия по музейной педагогике знакомят детей с произведениями народной музыкитрадициямибытом, создавая условия для творческой деятельности, приобщает их к русской культуре и творчеству. Вся работа носит системный характер.

         Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части.

        Цель: сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

        Задачи:

    1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
    2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.
    3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине.
    4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учётом их возрастных и психологических особенностей.

     Адресат:

    Дети 4-5 лет (подгруппы по 10-12 человек).

    Продолжительность:

    Продолжительность программы 8 месяцев (октябрь – май)

    Продолжительность каждого занятия составляет не более 20 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям детей.

    Структура программы:

    Программа носит комплексный характер. Она состоит из 32 занятий, которые проводятся с октября по май месяц включительно.

    Любая программа предполагает выбор форм работы с детьми. Предпочтение при организации процесса следует отдавать тем формам, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию детей, их познавательной активности и её самореализации. В педагогическую деятельность были включены:

    • Интерактивные занятия;
    • Посещение мини-музея;
    • Познавательные беседы;
    • Предпраздничные посиделки;
    • Творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
    • Праздники;
    • Работа с родителями.

    Структура занятий:

    Вводная часть – упражнения на развитие навыков взаимодействия со сверстниками, произвольного поведения, разминка. Выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.

    Основная часть – совокупность игр и упражнений, направленных на решение задач данного занятия.

    Заключительная часть – итог занятия.

    Методы:

    • Метод интерактивной игры.
    • Познавательная и практическая деятельность детей на занятиях организована с помощью наглядных методов.
    • Словесные методы и приёмы.
    • Практические методы.
    • Упражнения, опыты, экспериментирование.
    • Информационно-коммуникационные технологии.

    Предполагаемый результат:

    Дети имеют представления о:

    • русской народной игрушке;
    • предметах народного быта: веретено, пряжа, прялка;
    • характерных особенностях русского костюма;
    • истории возникновения ручки, ложки;
    • старинной русской обуви- лапти;
    • народных праздниках.


    «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                            Заведующий МБДОУ детского сада

     № 359  г.о. Самара

                                                                            __________Пятилетова Л.А.

    .                                                                        «____»_______________2013

    Календарно – тематический план

    по нравственно-патриотическому воспитанию детей

    для работы студии о родном крае «Истоки»

    Руководитель студии:

    Абаимова Людмила Николаевна

    Цель: сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

    Категория обучающихся: Дети 4-5 лет (подгруппы по 10-12 человек).

    Срок обучения: 8 месяцев

    Режим занятий: 1 раз в неделю по 20 минут.

    Месяц

    Тема

    Программные задачи

    Материал

    Подготовительная работа

    Кол-во часов

    октябрь

    1.«Знакомство с русской избой» (первое посещение)

    • Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа (с мини-музеем «горницей»-«избой», домашней утварью).
    • Расширять активный словарь новыми словами6 изба, горенка.
    • Развивать интерес к посещению избы.

    Предметы быта мини-музея, игрушки, иллюстрация «Дети на русской печи».

    Знакомство с хозяйкой «избы»; заучивание песенок и потешек, чтение русских народных сказок «Заюшкина избушка», «Теремок».

    1 ч

    2. «Ходит сон близ окон…»

    • Знакомить со старинным предметом- колыбелькой.
    • Активизировать в речи слова6колыбелька, зыбка, люлька.
    • Развивать интерес к песенкам, потешкам.

    Картинки с предметами старины (колыбелька, кукла);  игрушки (кот, мышка, собачка).

    Заучивание потешек, колыбельных песенок.

    1 ч

    3. «Как у нашего кота…»

    • Знакомить с обитателем избы -котом  Васькой.
    • Заучить с детьми потешку «Как у нашего кота».
    • Развивать интерес к малому фольклору.

    Кот (игрушка); шкатулка  с нитками и бумажками.

    Рассматривание иллюстраций о котах; чтение стихов, загадок; заучивание потешки, игра «Назови ласково».

    1 ч

    4. «К бабушке Варварушке в гости на оладушки»

    • Знакомить с предметами быта в избе, их назначением и значением; с процессом преобразования предметов человеком.
    • Активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас.
    • Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережное отношение к ним.

    Атрибуты мини-музея- ухват, горшок, кочерга, самовар, лавка.

    Чтение русских народных сказок, посещение мини –музея, рассматривание предметов в группе.

    1 ч

    Месяц

    Тема

    Программные задачи

    Материал

    Предварительная работа

    Кол-во часов

    ноябрь

    5. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

    • Знакомить с историей возникновения чайника, его предшественником – самоваром.
    • Расширять словарный запас: самовар, чайник, чаепитие.
    • Воспитывать культуру поведения за столом через игру «Напоим куклу чаем».

    Различные самовары, чайники, чайная посуда, кукла, баранки, чай, сладости.

    Рассматривание альбома «Русский самовар», чтение сказки «Федорино горе», мини-выставка «От самовара к чайнику».

    1 ч

    6. «Лисичка со скалочкой»

    • Дать детям представление о русском народном предмете обихода – скалке, о её назначении и применении.
    • Познакомить со сказкой «Лисичка со скалочкой».
    • Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки.

    Игрушка Козёл – стрекозёл; скалка, персонажи кукольного театра «Лисичка со скалочкой»

    Повторение песенок –потешек: «Наш козёл», «Уж как я ль мою коровушку люблю…»; разучивание р.н.и. «Мышеловка».

    1 ч

    7.Лепка «скалка, скалка, скалочка…»

    • Закреплять знания о предмете обихода- скалке, её назначении и применении.
    • Формировать умение у детей пользоваться скалкой.
    • Упражнять в умении раскатывать пластилин прямыми движениями между ладонями, сплющивать края, удлиняя их, создавая поделку – скалка.

    Скалка, лопатка; формочки для теста, солёное тесто; клеёнка, картон под клеёнку, пластилин, доска для лепки.

    Предложить родителям вместе с детьми дома испечь печенье, дав детям возможность самим пользоваться скалкой.

    1 ч

    8. «Золотое веретено»

    • Знакомить с женским народным ремеслом- прядением, орудиями труда: прялкой, веретеном.
    • Формировать умение работать в парах.
    • Расширять словарный запас: прялка, веретено, пряха.
    • Развивать интерес к старине.

    Прялка, веретено, пряжа, клубок, рукодельница.

    Чтение сказки «Морозко», «Хаврошечка», рассматривание альбома «Женские ремёсла», посещение мини-музея.

    1 ч

    Месяц

    Тема

    Программные задачи

    Материал

    Предварительная работа

    Кол-во часов

    декабрь

    9. Аппликация «Волшебные клубочки»

    • Продолжать знакомить детей с предметами русского обихода.
    • Объяснить, как получаются из шерсти «волшебные клубочки» и изделия.
    • Закреплять навыки пользоваться ножницами.
    • Развивать композиционные умения, восприятие цвета.

    Веретено, спицы, вязальный крючок, клубочки пряжи, образец аппликации «Узор для свитера»; шаблоны свитеров разных цветов, 10 бумажных квадратов, клей, кисточка, губка, клеёнка.

    Чтение русской народной сказки «Золотое веретено».

    1 ч

    10 «Сошью Дуне сарафан»

    • Познакомить с русским народным костюмом; формировать понятия «праздничная» и «будничная2 одежда.
    • Расширять словарный запас словами: штаны, сарафан, сорочка.
    • Развивать творчество, интерес к прошлому.

    Кукла в русском костюме, костюмы для детей - сарафан, сорочка, кокошник, штаны, косоворотка, кушак; сундучок, загадки об одежде.

    Рассматривание альбома «Одежда крестьян», игра «Одень куклу»; чтение сказки «Заюшкина избушка»; игра «Колечко-колечко».

    1 ч

    11.Маша варежку надела»

    • Познакомить с предметами рукотворного мира, используя малые фольклорные жанры.
    • Расширять словарный запас.
    • Воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда взрослых.

    Пряжа, клубки различного цвета, вязаные варежки, перчатки, шарфики, носки. «бабушкин сундук».

    Чтение сказок «Морозко», рассматривание альбома «Волшебные клубочки», посещение выставки «Марьи - искусницы».

    1 ч

    12. Рисование «Чудо-иголочка»

    • Дать представление о народных предметах обихода: иголке, нитке, пяльцах, о их назначении и применении.
    • Формировать умение расписывать сарафан, используя элементы дымковской росписи.
    • Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

    Кукла Дуня в русском костюме, иголка с ниткой, катушка ниток, пяльцы,  образец сарафана, украшенного узором; шаблоны сарафанов, кисти, краски, баночка с водой.

    Чтение русских народных сказок.

    1 ч

    Месяц

    Тема

    Программные задачи

    Материал

    Подготовительная работа

    Кол-во часов

    январь

    13. «Во что играли прабабки и прадеды, когда были детьми?»

    • Знакомить детей с русской народной игрушкой.
    • Расширять словарь: народная игрушка, старинная, в старину.
    • Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество.

    Картинки с народными игрушками, альбом «Игрушка для бабушки».

    Рассматривание альбома «Игрушка для бабушки», чтение русских народных сказок.

    1 ч

    14. «Народная игрушка – матрёшка»

    • Познакомить с русской народной игрушкой как символом русского народного искусства.
    • Расширять словарь: народная игрушка, расписная, игрушка-неваляшка.
    • Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество.

    Разные виды матрёшек, картинки с матрёшками различных городов.

    Рассматривание альбома «Народная игрушка», игры с матрёшками, заучивание песенок, отгадывание загадок, роспись плоскостных изображений матрёшек.

    1 ч

    15. Декоративное рисование «Русская матрёшка»

    • Формировать умение расписывать матрёшку.
    • Ввести в активный словарь: расписная, деревянная.
    • Развивать интерес к матрёшке, желание украсить её.

    Расписные матрёшки; иллюстрации «Коллекции матрёшек»;  плоскостное изображение матрёшки для каждого ребёнка, краски, кисти, вода, заготовка нерасписанной матрёшки.

    Рассматривание альбома «Народная игрушка», игры с матрёшками, заучивание песенок, отгадывание загадок, роспись плоскостных изображений матрёшек.

    1 ч

    16. «В гостях у Василисы»

    • Продолжить знакомить детей с народными предметами обихода, их красотой, яркостью.
    • Познакомить детей с атрибутами старинного русского быта: половиком, лоскутным одеялом.

    Декорации мини-музея: половик, лоскутное одеяло, печь, самовар, пироги для угощения, костюм в русском народном стиле.

    На прогулке поиграть  с детьми в ранее разученные русские народные игры.

    1 ч

    Месяц

    Тема

    Программное содержание

    Материал

    Подготовительная работа

    Кол-во часов

    февраль

    17. «Волшебная дудочка»

    • Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами.
    • Формировать умение различать музыкальные инструменты по типу и звучанию.
    • Обогащать  словарный запас новыми словами.
    • Развивать интерес к старинным музыкальным инструментам.

    Колокольчик, деревянные ложки, трещотки, дудочки, балалайки.

    Рассматривание альбома «Играй, гармонь», самостоятельные игры на музыкальных инструментах, посещение мини- музея.

    1 ч

    18. «Необыкновенное перо»

    • Познакомить детей с историей ручки, с процессом её преобразования человеком.
    • Формировать умение понимать назначение и функции ручки, её необходимость в жизни человека, устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления.

    Конверт с диском, угольки, бумага, палочка-стиль, гусиное перо, чернильный набор, видеофильм, ручка.

    Рассматривание альбома «Письменность на Руси», рисование мелками, угольками, пёрышками, ручкой

    1 ч

    19. «Эх, лапти мои, лапти липовые…»

    • Формировать потребность в познании рукотворного мира
    • Совершенствовать знания о предметах народного быта, о родовых понятиях.
    • Упражнять в нахождении вещественно-полевых ресурсов в играх по системе ТРИЗ.

    Круги Эйлера, картинки с изображением разных видов обуви, лапти, силуэты лаптей, вырезанные из бумаги, и тесьма – для каждого ребёнка.

    Рассматривание картинок русской народной одежды, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций о старинной обуви и об изготовлении лаптей.

    1 ч

    20. «Валенки да валенки»

    • Формировать потребность в познании рукотворного мира
    • Совершенствовать знания о предметах народного быта, о родовых понятиях.
    • Развивать связную речь.

    Картинки с различным изображением обуви,  картинки как делают валенки.

    Рассматривание картинок валенок, последовательность катания валенок, альбом «Обувь старины».

    1 ч

    Месяц

    Тема

    Программные задачи

    Материал

    Предварительная работа

    Кол-во часов

    март

    21. «Госпожа честная Масленница»

     

    • Познакомить с традициями русского народа- обрядовым праздником Масленица.
    • Развивать речь, заучивая заклички, поговорки.
    • Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.

    Иллюстрации о проведении масленицы, рассматривание альбома «Масленица в детском саду», блины, стихотворения про масленицу.

    Беседы о проведении праздника, рассматривание иллюстраций по теме., на прогулке разучивание русской народной игры «Горелки».

    1 ч

    22. Мозаичная аппликация «Блин»

    • Формировать  умение отгадывать описательные загадки о предметах обихода.
    • Повторить знакомые пословицы и поговорки о труде.
    • Закреплять умение выкладывать мозаичную аппликацию.

    Шаблон блина, детали мозаики( чёрного, серого, красного, жёлтого цветов). Иллюстрации стола, предметов домашнего обихода.

    Провести дидактическую игру «Готовим обед».

    1 ч

    23. «Весна, весна, поди сюда!»

    • Познакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны.
    • Развивать речь, заучивая заклички, поговорки.
    • Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
    • Прививать любовь к народному слову с помощью малых форм устного народного творчества.

    Иллюстрации о проведении обряда встречи весны, заклички, поговорки, приметы.

    Рассматривание иллюстраций о праздниках на Руси; заучивание закличек, примет, поговорок о весне, на прогулке разучивание русской народной игры «Жаворонок».

    1 ч

    24. Лепка

    «Жаворонки прилетели…»

    • Повторить с детьми ранее разученные весенние заклички.
    • Продолжать знакомить со старинными русскими обычаями встречи весны.
    • Разучить новые весенние заклички о жаворонках.
    • Закреплять умение лепить птичку, пользуясь приёмами раскатывания, оттягивания, закругления, соединения частей.

    Образец вылепленной птички. Солёное тесто, клеёнка, стека, баночка с водой, гречневая крупа.

    Повторение закличек о весне. Наблюдение за погодой, народные приметы. На прогулке разучивание русской народной игры «Жаворонок».

    1 ч

    Месяц

    Тема

    Программные задачи

    Материал

    Предварительная работа

    Кол-во часов

    апрель

    25. 26. «Теремок»

    • Познакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы, её внешним и внутренним убранством.
    • Расширять словарный запас новыми словами: изба, сруб, рубить, крыльцо.
    • Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

    Иллюстрации: строительство избы, деревенских домов; картины художников о родной природе, деревне; картины с изображением сосны, ели, берёзы, осины.

    Рассматривание альбома «Деревянное зодчество», рассматривание иллюстраций русских народных сказок.

    2 ч

    27. «Из прошлого ложки»

    • Познакомить с кухонной утварью- ложкой, её возникновением и использованием.
    • Упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами.
    • Способствовать развитию интереса к ремёслам наших предков.

    Ложка – заготовка, расписная ложка, алюминиевая и металлическая ложки.

    Рассматривание альбома «Ремёсла наших предков»; игра на ложках, посещение мини-выставки «Ложка в прошлом и настоящем».

    1 ч

    28. Декоративное рисование

    «Ложки расписные»

    • Закрепить знания о возникновении ложки на Руси.
    • Формировать умение расписывать ложку.
    • Развивать  желание украсить ложку.

    Заготовки плоскостных изображений ложки, краски, кисточка, вода, разные виды ложек (иллюстрации).

    Игра «Картошка», рассматривание иллюстраций различных ложек.

    1 ч

    Месяц

    Тема

    Программные задачи

    Материал

    Предварительная работа

    Кол-во часов

    май

    29. «Какую историю расскажет нам русская печка»

    • Познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян.
    • Активизировать словарный запас.
    • Прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков.

    Иллюстрации из сказок с изображением печки, картинки с изображением русской печи; имитация угла с домашней утварью и «красным углом»; клубок, поленья разнообразных деревьев.

    Чтение русских народных сказок, в которых упоминается печь; рассматривание иллюстраций.

    1 ч

    30. 31. «Путешествие в прошлое одежды»

    • Познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека.
    • Обогащать словарный запас.
    • Развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи, познавательный интерес к прошлому.

    Детская одежда для выставки, кукла в одежде из шкуры, картинки с изображением человека в одежде из натуральных тканей, картинка ткацкого станка; для каждого ребёнка для опыта – вата, веретено, лупа, кусочек ткани.

    Рассматривание одежды, её частей, беседа об их назначении; чтение книги М.Константиновского «как ткани ткут и нитки прядут», рассказов об одежде из энциклопедии для малышей «Чудо - всюду».

    2 ч

    32. Тематическое развлечение «Красные девицы и добрые молодцы»

    • Приобщение дошкольников к культурно- историческому наследию России.
    • Развитие у детей важнейших духовно-нравственных качеств.

    Русские народные костюмы для детей, каравай, русская народная музыка.

    Заучивание закличек, русских народных песен.

    1 ч


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий праздника "Осенняя ярмарка в родном краю" для детей старшей группы

    В этом 2012 году наше дошкольное учреждение в соответствии с федеральными государственными требованиями перешло на комплексно-тематическое планирование, в рамках которого реализуется интеграция основн...

    План-конспект совместной деятельности на тему: «Поляна цветов родного края» для детей старшей группы

    Основная цель данного НОД - реализация регионального компонента в старшей группе ДОО (знакомство детей с природой родного края, растительным миром Поволжья)....

    Проект «Развитие патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем» для детей старшей группы.

    Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.Тип проекта – педагогическийМасштаб – долгосрочный  (сентябрь 2015г. – май 2016г.)Актуальность:У каждого из нас на свете есть ме...

    Проект «Развитие патриотических чувств у старших до-школьников через ознакомление с родным краем» для детей старшей группы.

    Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.Тип проекта – педагогическийМасштаб – долгосрочный  (сентябрь 2016г. – май 2017г.)Актуальность:У каждого из нас на свете есть ме...

    Сценарий развлечения Поход : «Мой родной край» (для детей старшей группы)

    Цели:1 .Воспитывать любовь к родному краю.2. Продолжить прививать детям кубанские традиции. 3.Способствовать развитию физических качест детей.Задачи:1. Развивать в детях ловкость , координацию, сообра...

    Сценарий развлечения Поход : «Мой родной край» (для детей старшей группы)

    Цели:1 .Воспитывать любовь к родному краю.2. Продолжить прививать детям кубанские традиции. 3.Способствовать развитию физических качест детей.Задачи:1. Развивать в детях ловкость , координацию, сообра...

    Непосредственно-образовательная деятельность "Лучше нет родного края" для детей старшей группы.

    Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Материал знакомит с малой родиной, с родным краем,  с  историей жизни, бытом и культурой кубанских казаков....