Педагогический проект по ознакомлению с окружающим с учётом регионального компонента "Люби и знай родной край" (2 младшая-средняя группа)
проект (младшая группа) по теме

 Коробкова Татьяна Викторовна

Проблема педагогического проекта:

Расширение знаний о мире природы  в целом и о мире природы республики Адыгея.

Выявив интерес детей, была сформулирована значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: понять, что природу родного края, в котором они живут, необходимо оберегать и охранять. В соответствии с проблемой поставили цель.

Цель педагогического  проекта: 

 Формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, любви к природе родного края, которая составляет их непосредственное окружение в этот период жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubi_i_znay_svoy_kray_pedagogicheskiy_proekt.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

               

                                                         

                         

               

                                                                   Республика Адыгея, станица Гиагинская

                       МБДОУ «Тополёк»

                                                               Воспитатель: Коробкова Татьяна Викторовна

                               Пояснительная записка к проекту.

Мне лепетал любимый лес:

Верь, нет милей родных небес.

Нигде не дышится вольней

Родных лугов, родных полей…

                        Н.Некрасов.

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать  и находить новое уже в известном, виденном. Любой край, любой город, любая деревня неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой быт. А малая Родина-это природа, которая его окружает, семья, дом, детсад, это памятные места родной деревни, его исторические культурные центры, предприятия, работающие на территории станицы Гиагинской.

Мы живём в  республике Адыгея, станице Гиагинской. Природа нашего края поражает своим великолепием и красотой. Наша природа красива в любое время года. В нашей дошкольной группе ведётся целенаправленная деятельность по формированию ценностного отношения к родному краю.  Воспитывая у детей любовь к родной станице необходимо подвести к пониманию, что надо бережно относиться и к природе родного края.

Знакомство с родной станицей вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также желание нарисовать то, о чём только что услышал. Поэтому работа продолжается и на занятиях по художественному творчеству. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке. Проводим наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами - всё это способствует обогащению знаний о родном крае и у детей воспитываются чувства восхищения, гордости за свой край.

Педагогический проект с эколого-краеведческим содержанием в разновозрастной группе (2 младшая - средняя) на тему: "Люби и знай родной край".

Паспорт педагогического проекта:

Автор проекта:

Коробкова Татьяна Викторовна - высшее, стаж педагогической работы – 15 лет, категория - высшая.

Тема:

«Формированию эколого - краеведческой культуры детей в природе»

Тематическое поле:

Взаимодействие с предметами, объектами и явлениями живой и неживой природы родного края.

Название  проекта: «Люби и знай родной край»

Вид проекта:

По доминирующей деятельности – познавательный (формирование представлений о мире природы);

Тип проекта:

По содержанию – перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе);

По числу участников – группа 25 человек;

По времени проведения – продолжительный – 1 год;

Проект рассчитан на учебный год объём в часах индивидуален для группы, в зависимости от восприятия данной темы воспитанниками. Место реализации – детский сад и семья.

По характеру контактов -  в рамках разновозрастной группы  (2 младшая – средняя).

Участники проекта

Дети 3-5 лет: разновозрастная группа (2 младшая-средняя), родители, педагоги.

 

Образовательная область:

Интеграция областей:

Социализация

Труд

Безопасность

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Проблема:

Расширение знаний о мире природы  в целом и о мире природы республики Адыгея.

Выявив интерес детей, была сформулирована значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: понять, что природу родного края, в котором они живут, необходимо оберегать и охранять. В соответствии с проблемой поставили цель.

Цель проекта:  

                                                                                                                                          Формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, любви к природе родного края, которая составляет их непосредственное окружение в этот период жизни.

Актуальность: любовь к природе начинается с любви к родному краю. Пропаганда эколго-краеведческих особенностей родного края – это один из путей познавательного воспитания дошкольников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Наблюдение многих природных явлений, вызывает у дошкольников любознательность и желание больше вникать в тайны природы родного края. Образованиеза последние несколько лет, сделало колоссальный скачок в своем развитии и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. И краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Поэтому пропаганда краеведенья среди детей в наше время особенно актуальна.

Актуальность проблемы:

        Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

       Выбор данного проекта обусловлен изучением живой и неживой природы  в целом и миру природы республики Адыгея, объектами которых являются животные, растения.

         Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике, оно отличается от традиционно сложившейся природоохранной деятельности дошкольных учреждений. В практике работы детских садов это направление может быть реализовано людьми с достаточным уровнем экологической культуры: пониманием общих экологических проблем, владением специальной методикой воспитания детей, готовностью участвовать в решении вопросов. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. В целом положительные тенденции  в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания. Осознанно-правильное отношение детей к природе родного края строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой родного края обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Задачи проекта:

Обучающая:

формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;

формирование   первоначальных   умений   и   навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

формирование умений и навыков при наблюдении за природными объектами и явлениями природы в станице Гиагинской и  в родном крае;

освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

формирование умения и желания сохранять природу родного края и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

Развивающая:

развитие познавательного интереса к миру природы республики Адыгея;

развитие чувства эмпатии к объектам природы родного края;

Воспитательная:                                                                                                              воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы родного края и окружающему миру в целом;

Структура проекта:

Реализация данного проекта в группе осуществляется через цикл познавательной  и деятельности с детьми, взаимодействие с родителями, экологизацию развивающей среды группы, издание информационно-методического материала.

Проект раскрывает задачи и содержание работы по экологическому воспитанию дошкольников с учетом психофизиологических особенностей детей от 3 до 5 лет.

В проекте представлены такие виды направления в экологической деятельности ребенка, как:

познавательный (формирование представлений о мире природы родного края),

перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе родного края)

практический (формирование склонности к проявлению позитивного взаимодействия).

Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, образовательная деятельность и праздники, развлечения, участие детей в экологических акциях, ведение календарей природы).

Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.

Воспитательно-образовательная работа в течение всего учебного года пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется в :

наблюдениях; фронтальной, подгрупповой и индивидуальной образовательной деятельности; экспериментах выполняемых в природе.

Цикл познавательной деятельности с детьми:

Реализация проекта предполагает различные формы и методы работы с детьми: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, экспериментирование. В систему работы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями русских и адыгейских писателей, поэтов, с русским и адыгейским народным фольклором: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем  создают к ним иллюстрации. Также включены игровая, трудовая, музыкальная, физическая деятельности детей  дошкольного возраста. Значительное место отведено творческим процессам: рисованию, конструированию, изобразительной деятельности. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна,  прежде всего,  для них самих – это предметные результаты их личностного роста.

В проекте представлены тематические блоки:

элементарные сведения о мироздании, неживой природы Земли и ее значении в жизни живых существ.

многообразие растений и их связь со средой обитания родного края.

многообразие животных и их связь со средой обитания родного края.

рост и развитие  растений и  животных, их связь со средой обитания.

жизнь  растений и животных в сообществе.

взаимодействие человека с природой республики Адыгея.

Гипотеза проекта:

Если реализовать план работы по проекту в различных видах деятельности, то возможно развитие интереса у детей к миру природы в целом  и к миру природы республики Адыгея, к ее явлениям в частности, развитие экологической культуры.

Предполагаемый результат:

Сформированное правильное отношение  к явлениям, объектам живой и неживой природы родного края.

Методы проекта:

Наблюдения, труд в природе, опыты, игры, познавательная, игровая деятельность и развлечения, участие детей в экологических акциях, ведение календарей природы.

Ход работы над проектом:

Этапы реализации проекта

I этап: подготовительный

Предварительная работа педагога

Изучение и сравнение программ по экологическому воспитанию: С. Н. Николаевой «Юный эколог», Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа»,  мониторинг уровня знаний детей по экологическому развитию, выявление запросов родителей, анкетирование, составление планов взаимосотрудничества с библиотекой, музеем, определение целей и задач.

II этап: основной

Включение каждого ребёнка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация проекта по формированию экологической культуры «Родной край». Совместные мероприятия с семьями воспитанников, совместные мероприятия с детьми разного возраста, экскурсии по достопримечательностям станицы Гиагинской, пополнение развивающей среды, выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.

Работа с детьми по образовательным областям:

1. Образовательная деятельность:

Блок «Познание»

Экология, краеведенье:

«По родным просторам»; «Моя Адыгея – Родная земля»; «Степи Адыгеи»; «Моя любимая станица»; «Моя Родина – Россия.  Края родные дорогие»;  2Республика Адыгея: её обитатели, растительность»; «Знакомство с жизнью насекомых»; «Люби и оберегай Большую и Малую Родину»; «Путешествие на лесную полянку»; «Обитатели леса родного края»; «Путешествие по республике Адыгея»; «Что такое природа?»;  «Знакомство с обитателями рек родного края»; «Береги родную природу»; «Горы Адыгеи»; «Щедрые дары природы»;  «Как помочь животным родного края»; «Растения и животный мир гор республики Адыгея»; «Лесные жители родного края»; «Как помочь родной земле»; «Растительный мир родного края»; «Ручейки и озёра»; «Как сохранить природу республики Адыгея?»; «Мой край».

Блок «Коммуникация»

Развитие речи:

«Медведица с медвежатами»; «Чтение стихов об осени» русских и адыгейских поэтов; Рассказывание по картине «Зайчиха с зайчатами»; «Чтение и заучивание стихотворений о зиме» русских  и адыгейских поэтов; Составление рассказа «Весна», опираясь на предметные картинки; «Чтение стихотворений о весне» русских и адыгейских поэтов.

Блок «Художественное творчество»

Рисование:

«Лесные жители родного края»; «Листопад»; «Берегите птиц»; «Цветочки на полянке»; «Утки на пруду»; «Обитатели водоёмов»; «Обитатели леса»;

Лепка:

«Корзинка с грибами»; «Лесные фантазии»; «Лисичка – сестричка»; «Деревов снегу»;  «Вот ёжик – ни головы, ни ножек»; «Птичка»; «Дары осени»; «Прилетайте в гости»; «Расцвели подснежники в лесу»; «Такие разные насекомые»;

Аппликация:

«Кто спрятался в траве?»; «Зайка серенький сидит»; «Грибы для белочки»; «Мишка косолапый»; «Удивительное рядом – мир природы»; «Лекарственные растения республики Адыгея»; «Зайчонок»; «Утки на пруду»; «Красивый ёж»;

Конструирование:

«Цветочная клумба»; «Домик для животных»; «Грибная полянка»; «Лесной детский сад»; «Первоцветы»; «Зоопарк»; «Кораблик для насекомых».

2. Знакомство со свойствами огня и воды, песка, камней и воздуха другими объектами природы родного края в ходе наблюдений, опытов, исследований.

Опыт: «Что быстрее загорится»;

Эксперимент: «Как потушить огонь»;

Наблюдение:  «Птицы в природе родного края»,  «Повадки животных родного края», «Сезонные изменения в природе родного края»

Цикл образовательной деятельности - экспериментов: «В гостях у профессора Любознайки»

3. Экологические игры.

«Что было бы, если из леса родного края  исчезли…»; «Где что зреет?»; «Земля, вода, огонь, воздух»; «Игра в слова»; «Где снежинки?»

4. Разучивание стихов.

И. Мазин «Давайте люди дружить друг с другом…»

Б. Заходер «Все-все»

А. Яшин «Покормите птиц зимой…»

К. Забойский «Всем известно, что жуки…»; «Сидит на ромашке смешная букашка»

В. Берестов «Дерева, трава, цветок и птица…»; «Октябрь»

С. Ахматова «Хочу, чтоб в мире было много света…»

И. Черницкая «Пришла зима»

А. Фет «Чудная картина»; «Осенью»; «Как здесь свежо под липою густою»; «Еще, еще! Ах, сердце слышит…»

М. Лермонтов «Осень»

С. Маршак «Круглый год. Июнь»

Я. Аким «Дождь»

Х. Андрухаев «Луна и солнце»

Х. Беретарь «Гора»

А. Гадагатль  «Деревцо»

К. Жане «Два колоса», «В деревне», «Слепой дождик», « Неразлучные друзья»

Д.  Чуяко  «Дружба», «Моя Адыгея», «Луна», «Паук», «Воронье гнездо», «Воробей», «Лесные соседи» - «Заяц», «Медведь», «Кабан», «Бобр»,  «Ёж», «Лось», «Барсук», «Волок», «Дятел», «Пёсик», «Кузнечик», «Черепаха»; «Стук весны», «Кукушка», «Слепой дождик», «Наш огород», «Хлебное зерно», «Зимой», «Саженец», «Зайка»;

Н. Буек  «Как красива наша земля», «Зима», «Осень».

5.Оформление альбомов: “Достопримечательности моей станицы”, “Красная книга республики Адыгея”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы родного края»

6.Оформление дидактических игр по краеведению:

“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».

7. Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Формы работы с родителями:

В совместной работе с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.

1. Консультации:

«Земля – наш общий дом».

«Природа республики Адыгея»

«Детское экспериментирование в природе».

«Интересное рядом с нами».

«Выходные с родителями на природе».

«Экспериментируем вместе с детьми»

2. Привлечение родителей к оформлению уголка и календаря природы

3. Оказание помощи в пополнении уголка экспериментирования

4. Помощь в подборе литературы.

5. Анкетирование

6. Организация экскурсий, туристических походов и выходов на природу станицы Гиагинской.

7. Беседы об экологии и безопасности отдыха на природе

Акции «Покормим птиц», «Украсим аллею детского сада цветами» оказали большое влияние на формирование бережного отношения к природе и ко всему живому, развитие желания сохранять и приумножать богатства родного края, сплочение детского коллектива, а также укрепление детско-родительских отношений.                                                                                                         8.Словотворчество с родителями «Сочини частушку о родном крае, родной станице»

III этап: итоговый

Период осмысления собственных результатов, сравнение с другими группами ДОУ. Проведение сравнительного мониторинга в начале проекта и в конце проекта:           В начале проекта: низкий уровень- 30%; средний уровень- 60%; высокий уровень-10%. В конце проекта показатели мониторинга значительно увеличились: низкий уровень – 0%; средний уровень – 70%; высокий уровень – 30%.

Результат реализованного проекта «Люби и знай  родной край» можно было увидеть во время проведения итогового мероприятия  - экологической сказки: «Душа природы» в форме презентации.

В ходе реализации проекта была удовлетворена потребность детей в получении знаний о живой и неживой природе родного края, о защите природы. У них появилось чувство осознанной радости, гордости за природу родного края, понимание того, что  республика Адыгея, станица Гиагинская является их малой Родиной. Произошло это благодаря разнообразным формам работы с детьми и родителями, а также тесному взаимодействию педагогов, специалистов детского сада и социальных структур станицы Гиагинской.

«Подлинная встреча» с эколого-краеведческими особенностями  родного края помогла раскрыть познавательные, интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения, и оценки характерные данному возрасту. Проведенные экскурсий, мини-туристических походов, дали представление детям об окружающей природе. Сюжетно - ролевые, дидактические и театрализованные игры способствовали развитию познавательных способностей.

У детей наблюдается:

- рост познавательной активности;

- повышение качества усвоения знаний о родном крае;

- повышения уровня социализации, дети являются активными участника­ми всех мероприятий проводимых в детском саду.

Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.

                                                                                                                                    Таб. №1

Интеграция краеведческого содержания  в реализации проекта «Люби и знай родной край

Формы работы

Время проведения

(2мл.- средняя) подгруппа

Образовательная  деятельность

Непосредственно-образовательная деятельность/беседы

2 раза в месяц

2х20 = 40 мин

Художественное творчество

2 раза в месяц

40мин

Чтение художественной литературы

2 раза в месяц

40 мин

Просмотр познавательных видеофильмов, мультфильмов,телепередач.

1 раз в 3 месяца

20 мин

Образовательная  деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Подвижные игры на прогулке

1 раз в неделю

(каждый месяц вводится новая игра

12 мин х 5 =60 мин

Экскурсии

1 экскурсия – в 2 месяца

30-40 мин

Самостоятельная  деятельность детей

Дидактические

игры

По желанию детей

5-10 мин

Подвижные игры в группе

каждый месяц вводится новая игра

Рассматривание  дидактических картинок, иллюстраций с эколого-краеведческим содержанием

1 раз в месяц

Процесс   взаимодействия с семьями

Проектная деятельность

совместно с родителями

1проект в год

(долгосрочный)

Конкурсы для детей и родителей

4 раза в год

Реализация конкурса – 2 месяца

Тематические праздники

Праздники  в группе

4 раза в год

20-25 мин х 2 = 40 - 50 мин

Конкурсы для детей

2 раза в год

Реализация конкурса – 2 месяца

                                                                                                                       Таб. .№2

Примерный план работы с педагогами

месяц

1 год реализации

2 год реализации

Сентябрь

Анкетирование педагогов  

Памятка «Народный календарь»

Октябрь

Консультация

«Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным поселком»

Консультация «Ознакомление дошкольников с родным краем через фольклор».

Декабрь

Консультация «Влияние знаний о родном крае на игры детей»

Открытое занятие

Февраль

Открытое занятие

Мастер-класс «Организация проектной деятельности совместно с детьми и родителями»

Март

Консультация «Как знакомить детей с искусством народов севера?»

Совместная с воспитателями, детьми и родителями других групп реализация проекта «Твой рисунок – на календарь»

Апрель

Открытое занятие

Викторина «Знаешь ли ты свой край?»

Табл. №3

Перспективное планирование краеведческой  работы в рамках проекта     «Люби и знай родной край»

Разновозрастная группа (2младшая-средняя)

Месяц

Непосредственно-образовательная деятельность/беседа

Блок «Познание»

Блок «Художественное

творчество»

/рисование, лепка, аппликация/

Подвижная игра

Блок «Художественное чтение

литературы»

Совместная деятельность детей и родителей 

Конкурсы, выставки

Сентябрь

«По родным просторам»;

«Моя Адыгея – Родная земля»;

«Степи Адыгеи»;

«Корзинка с грибами; «Лесные фантазии»

(лепка)

«Къангъэбылъ» -«Прятки»;

«Чъэн» - «Бегать»

«Чёрная лиса»

Адыгейская народная сказка

Стихи

«Луна и солнце»

Х. Андрухаев;

 Адыг. н. казка «Дикий кот, лиса, волк и медведь»; «Сильнее кошки нет»;

Фотоконкурс: «Красота родной природы»

.

Конкурс рисунков «Мой любимый посёлок»

Выставка в рекреации 1 этажа

Октябрь

«Моя любимая станица»;

«Моя Родина – Россия.

Края родные, дорогие»;

Республика Адыгея: её обитатели, растительность»;

«Кто спрятался в траве?»;

Зайка серенький сидит»

(аппликация)

«Орэдыlохэр»-

«Певцы»;

«Шыгъачъэ» - «Скачки»

«Волшебный лес». Адыгейская народная сказка

Стихи

«Гора»

Х. Беретарь;

Адыг. н. сказка «Лисичка и рак»; «Волк и лисичка»;

m

Ноябрь

«Знакомство с жизнью насекомых»;

«Люби и оберегай Большую и малую Родину»;

«Путешествие на лесную полянку»;

«Лесные жители родного края»; «Берегите птиц»

(рисование)

«Пэlокlадз»-«Полог шапки»;

«Нэшъоупlыцl» - типа «Жмурки»

«Сэтэнай-цветок»

Адыгейская народная сказка

Стихи

«Деревцо», «Календарь»

А. Гадагатль;

Адыг. н. сказка «»Домашняя мышь и полевая мышь»; «Дед-невпопад»;

Изготовление кормушек для птиц: «Помогите птицам»

Конкурс рисунков «Мой дом -ЮГРА»

Выставка в рекреации 1 этажа

Декабрь

«Обитатели леса в родном крае?»;

«Путешествие по республике Адыгея»;

«Что такое природа?»

«Грибы для белочки»;

«Мишка косолапый»;

 (аппликация)

«Чын»-«Волчок»;

«Осlашкl» - «Метание снежков»

«Охотник и жаворонок» Адыгейская народная сказка

Стихи

«Два колоса»

К. Жанэ;

Адыг. н. сказка»»Дружная компания»; «Воробей и волк»;

Январь

« Знакомство с обитателями рек родного края»;

«Береги родную природу»;

«Горы Адыгеи»;

«Лисичка-сестричка»;

Дерево в снегу»- в технике барельефа»

(лепка)

«Хьакургъачъ»-«Катание колеса»;

«Цырыбжъ» - «Птичка из бузины»

«Лиса и барсук»

Адыгейская народная сказка

Стихи

«Круглый год», «Приметы лета»

К. Жанэ;

Адыг. н. сказка «Овца и коза»; «Шапка небылиц»;

 Конкурс поделки из природного материала

«Забавные поделки»

Февраль

«Щедрые дары природы»;

«Как помочь животным родного края»;

«Растения и животный мир гор республики Адыгея»

«Лекарственные растения республики Адыгея»;

«Удивительное рядом – мир природы»

(аппликация)

«Шэкlо щэрыу» - «Меткий стрелок»;

«Чэтыу шакlу» - «Кот-охотник»

«Старик и медведь»

Адыгейская народная сказка

Стихи

«В деревне»,

«Слепой дождик»

К. Жанэ;

 Адыг. н. сказка  «Злая мачеха»; «Запасливый муравей»;

а

Март

«Лесные жители родного края»;

«Как помочь родной земле»;

«Зайчонок»

(аппликация)

«Пцэжъыяшэ тэжьагъ» -«Идём на рыбалку;

«lахъо» - «Пастух»

«Козёл и волк».

Адыгейская народная сказка

Стихи

«Котёнок»,

«Неразлучные друзья»,

«Кукушка»

К. Жанэ;

 Адыг. н. сказка «Лиса и собака»;

Фестиваль семейного творчества «Фейерверк талантов»

(конкурс поделок краеведческой тематики)

Выставка в рекреации 2 этажа

Апрель

«Растительный мир родного края»;

«Ручейки и озера»;

«Цветочки на полянке»

(рисование)

«Утки на пруду»

(аппликация)

«Чэрмэчэцl» - «Отбирание головных уборов»;

«Къру –мэщ»- «Лебеди и просо»

«Комар и дуб»

Адыгейская народная сказка

Стихи

«Ласточка»,

«Реченька-речка»

Н. Куек;

 Адыг. н. сказка  «Как аукнится, так и откликнется»;

«Ленивая девушка»;

 Конкурс рисунков:

«С любовью к родному краю»

Май

«Как сохранить природу республики Адыгея?»;  «Мой край»;

«Обитатели водоёмов»

(рисование)

«Красивый ёж»

(аппликация)

«Шыу»- «Всадник»;

«Къэрэу – Кърэрэу» - «Журавли-журавушки»

«Хитрый воробей»

Адыгейская сказка

Стихи

«Как красива наша земля».

«Сад»

Н. Куек;

Адыг. н. сказка «Хитрый воробей»; «Старик, у которого соляной дом, и старуха, у которой восковой дом»;

Конкурс рисунков

«Я живу в Пойковском» Выставка в рекреации 1 этажа

Табл. №

ЛИТЕРАТУРА

1.Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.

2.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада/ Е.С. Евдокимова. – Волгоград: Перемена. 2001.-с.83

3.Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.

4.Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.

5.Корнелл Дж. Радость общения с природой. Владивосток, 1995.

6.Куликовская И.Э., Совгин Н.Н. Детское экспериментирование.  М.:Педагогическое общество России,2005.

7.Куек Н.Ю.Сборник произведений адыгейских поэтов и писателей для детей Майкоп:ООО «Качество», 2006.-с. 344

8.Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1984.

9.Масленникова О.А., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.Волгоград. Из-во: Учитель, 2009г.

10.Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

11.Николаев С.Н.,  Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.:Педагогическое общество России, 2003.

12.Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.

13.Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.

14.Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.

15.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.

16.Рыжова Н.А.,  Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.

17.Ситимова С.С. Произведения адыгейских поэтов и писателей для детей: сборник – Майкоп: РИО РИПО «Адыгея», 1997.-с. 244: ил.

18.Хавдок С.А., Хут С.Х., Хут Н.Х. Золотой сундучок: Хрестоматия для детских садов – На адыгейском и роусском языах. – Майкоп: Адыг. респ. КН. Из-во, 2011.-416с.

Цеева Л.Х. к.п.н., Зайко В.В. к.п.н., Панеш Б.Х. к.п.н. Хрестоматия: учебно-методическое пособие. – Майкоп: изд-во АГУ, 2009. – 268С.