Познавательно–исследовательский проект «Растительный мир родного края» для воспитанников средней группы
проект по окружающему миру (средняя группа)

Нуркаева Наталья Алексеевна

Цель: познакомить воспитанников   с многообразием растительного мира   республики Башкортостан, воспитывать любовь и патриотические чувства к малой родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_microsoft_office_word.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение   Детский сад №28 «Колокольчик»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Познавательно–исследовательский

 проект

«Растительный мир родного края»

для воспитанников средней группы 

Подготовила  проект: воспитатель высшей категории

Нуркаева Наталья Алексеевна

г. Октябрьский, 2018г

Актуальность проекта:
Растительный мир нашего края -  это неоценимый источник развития любознательности, сопереживания.    

          Впечатления, полученные от природы в детстве, остаются в памяти навсегда, создают прочную основу для дальнейшего ее познания.

         Дети, которые ощущают природу: сезонную красоту деревьев, аромат цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту.

Цель: познакомить воспитанников   с многообразием растительного мира   республики Башкортостан, воспитывать любовь и патриотические чувства к малой родине.

  Задачи:

Образовательные:

 - познакомить воспитанников с разнообразием растительного мира республики Башкортостан;

 - формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.

Развивающие:

 - развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через                

   практическую деятельность;
- развивать поисково-исследовательскую деятельность детей;

- развивать эмоционально – чувственное отношение у воспитанников к окружающему миру.

Воспитательные:

- воспитывать экологическую культуру, заботливое и бережное отношение к природе; 

- воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

   

Ожидаемые результаты

• Расширение знаний о растительном мире нашей республики.
• Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
• Научатся вести наблюдения и проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

   ТИП ПРОЕКТА:  информационно-исследовательский.

  СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: воспитатель, воспитанники, родители (законные представители).

  СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:  среднесрочный  

  ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ:  воспитанники средней группы.

  ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

- ООД, целевые прогулки;

- беседы, познавательно-исследовательская деятельность;

- чтение художественной литературы;

- использование мультимедийных презентаций;

- работа с родителями (законными представителями). 

  ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, изобразительная. 

Этапы реализации проекта:

                                                                          Подготовительный этап: 
          •   Изучение методического, научно-популярного        материала по изучаемой теме.

  • Разработка проекта.
  • Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература). 

          •   Разработка конспектов образовательной деятельности.

Основной этап:

  • Работа с детьми:
  •  Беседы:  «Хорошо в лесу!», «Какие растения родного края я знаю», «О правилах поведения на природе».
  • Рассматривание: «Лекарственные травы  Башкортостана»
  • ООД: - ОсМП «Растительный мир республики Башкортостан        

                     - Рисование «Деревья нашего участка».        

                     - Лепка «Цветы» с использованием природных материалов

  • Загадывание загадок: о растительном мире, о природе.
  • Д/игры: «Дары природы», «Что, откуда, почему», «Растительный мир», «Найди по описанию», домино «Растения», «Деревья», «Дерево, куст, цветок»
  • Чтение художественной литературы:  
  • Целевая прогулка  вокруг детского сада
  • Трудовая деятельность:  сбор природного материала для поделок.
  • Познавательно – исследовательская  деятельность: сравнение еловых и сосновых шишек, сравнение веточек сосны и ели. 

Просмотр  презентаций: «Природа Башкортостана», «Растительный мир Башкортостана»,  «Правила поведения на природе».

Работа с родителями: 

  • Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»
  • Информация на стенд «Природа республики Башкортостан»
  • Найти и выучить стихи  о любимом дереве родного края;
  • Создание  альбома «Растительный мир  республики Башкортостан»


Итоговый этап:

  • Экологическое развлечение  «Лесная прогулка».
  • Презентация проекта на педагогическом совете в ДОУ





Подведение итогов.
• У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире растений, овладели некоторыми правилами поведения в природе.
• Дети проявляет любознательность и интерес по отношению к родной природе.
• Включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.
• Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой деятельности

     

    Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.
      Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.
В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края, организуем природоохранную акцию «Берегите деревья»

     

  Литература
• От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
• Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
• Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.
• Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
• Луконина Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002.
• Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006.
Статьи из журналов
• Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
• Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

Беседа на тему: «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»

Цель:
• Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.
• Развивать память и мышление детей.
• Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование:
Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.
Содержание беседы:
• Сформировать у детей понятия «Природа и не природа».
Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека.
Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.
Дидактическая игра «Природа – не природа».
• Ввести понятия живая и неживая природа
Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.
Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т.п..
Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ. 
Дидактическая игра «Кто в домике живёт?».

 Консультация для родителей «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»

Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
Уважаемые родители!
Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.
Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:
- Надо охранять и беречь природу.
- Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.
- Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.
- Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.
И ещё совет: все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.
Например:
- Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.
«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».
«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.
Почему она так ответила Вове?
- Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.
«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.
«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.
Что рассказал папа Серёже?

Настольная игра «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?»

Предложить детям настольную игру экологического содержания.
Цель:
• Знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами.
• Развивать внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.


Итогом проекта стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
Всем людям необходимо бережно относиться к растениям.
Любить свой край, любить природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по ознакомлению с окружающим с учётом регионального компонента "Люби и знай родной край" (2 младшая-средняя группа)

Проблема педагогического проекта: Расширение знаний о мире природы  в целом и о мире природы республики Адыгея.Выявив интерес детей, была сформулирована значимая для детей проблема, на решение ко...

Календарно-тематическое планирование студии "Истоки" ознакомление с родным краем для детей средней группы.

Цель: развитие патриотических чувств. Календарно-тематическое планирование предназначено для детей средней группы....

Планшет в приемную. Тема: "Растительный мир родного края. Деревья и кустарники." первая младшая группа

Предназначение:  планшет подготовлен для размещения в приемной группы детского сада; материал содержит цели  и задачи совместной образовательной деятельности по текущей теме недели.Краткое о...

Растительный мир родного края. Дидактический синквейн для эффективной работы в подготовительной к школе группы

Методическая разработка по комплекту «Без инде  хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар» предназначена для родителей, детей, воспитателей, воспитателей по обучению татарскому языку дошкольн...

Конспект викторины «Знатоки родного края» для воспитанников старшей группы

закреплять и расширять знания о родной республике, в которой они живут, о культуре, богатстве Башкортостана; формировать интерес к своему краю, вызвать чувство гордости за свою родину....

Сценарий праздника на тему: «Край родной - Башкортостан» для воспитанников средних групп

Цель: Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников.Задачи:Образовательные:Познакомить воспитанников с символикой республики Башкортостан;Расширять представления воспитанников о родном к...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Растительный мир родного края. Осенний пейзаж «На берегу Оки».

Цели: продолжать формировать представления детей о временах года, называть признаки осени; учить передавать в рисунке, при помощи цвета определённое время года; закреплять умение работать с разными ви...