Дополнительная образовательная программа "Зернышки добра"
рабочая программа (младшая группа)

Звягина Галина Анатольевна

 

Цель.

Целостное духовно – нравственное воспитание и развитие личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций русского народа.

 

 

Задачи.

Общие задачи:

- воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребёнка;

- формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Обучающие:

- дать первые православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека;

- содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.

Воспитательные:

- воспитывать духовно – нравственные чувства;

- формировать духовно – нравственные качества (добродетели);

- воспитывать любовь к родной природе, к родному краю, к стране.

Развивающие:

- формировать и развивать творческую духовно – нравственную личность с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно – нравственную жизнь «созидателя» и «преобразователя»;

- содействовать развитию духовной, познавательной и практической деятельности.

 

 

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей.

Познавательное развитие: знакомство с новыми техниками.

Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

Речевое развитие: умение поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Художественно-эстетическое развитие: чтение стихов, рассказов, пословиц и поговорок; прослушивание музыкальных произведений.

Физическое развитие: выполнение физкультминуток, пальчиковой и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvyagina_zernyshki_dobra_21.doc363.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Золотая искорка»

городского округа Тольятти Самарской области

Принята:                                                                             Утверждаю:

на педагогическом совете                                                 Заведующий МБУ детский сад №2  

МБУ детского сада № 2 «Золотая искорка»                   МБУ детского сада № 2 «Золотая искорка»               Протокол №___ от ______________г.                                     ________________ У.М.Новикова                      

                                                                                             Приказ №______ от ______20___ год.

                                                                                   

   

Дополнительная образовательная

программа «Зёрнышки добра»

по обучению детей 4 - 5 лет

Возраст детей: 4 - 5 лет

Срок реализации: один год

Автор:

воспитатель

Звягина Галина Анатольевна

г. Тольятти

2021 год

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………… ………………3

  • Направленность……………………………………………………………………...3
  • Новизна……………………………………………………………………………….3
  • Актуальность программы…………………………………………………………...4
  • Педагогическая целесообразность………………………………………………….4
  • Цель…………………………………………………………………………………...5
  • Задачи программы…………………………………………………………………...5
  • Отличительные особенности………………………………………………………..6
  • Возраст детей………………………………………………………...........................6
  • Сроки реализации……………………………………………………………………6
  • Формы и режим занятий…………………………………………………………….7
  • Ожидаемые результаты и способы определения их результативности……………………………….....................................................8-9
  • Формы подведения итогов……………………………………………………….....9

Учебно - тематический план………………………………………………………….  9-11

Содержание программы……………………………………………………………… 11-21

Методическое обеспечение………………………………………………………………22

Список литературы………………………………………………………………………. 23

Пояснительная записка.

Направленность.

«Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине».             

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко

 «Дети - наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Их завтрашний уровень духовно - нравственного сознания, патриотической гордости закладывается сейчас.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно – нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Душа человеческая «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное, и сердца их способны воспринимать значительно больше, чем считают их родители.  «Бог утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11 гл. 25 стих).

Что мы имеем в виду под нравственно - духовным воспитанием? Это, прежде всего, любовь к ближнему, к Родине, любовь к природе, воспитывать уважение к другим людям, сверстникам, с любовью относиться к русскому творчеству.  Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия как «труд», «долг», «честь», «Родина».

Воспитание детей без духовно - нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без четких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому что мы не заботимся о самом важном в развитии ребенка - питании его души.  

 

   

Новизна.

Происходящие сегодня в стране политические и социально - экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи.

В ходе реализации данной программы происходит совершенствование восприятия, все большего осмысления прослушанных и заученных русских народных сказок, потешек, зазывалок, пословиц и поговорок, обогащение чувств; развивается эмоциональная отзывчивость, по отношению к русскому народному творчеству; формируется внимание к выразительным средствам языка; повышается интерес к традициям русской народной культуры, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуется социальные навыки поведения. Игры – драматизации, хороводы на основе русского фольклора становятся одним из средств развития детского творчества.

Актуальность.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключик к сердцу человека…».  Именно поэтому наши интересы обратились к духовно -  нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа. Мы с большой любовью относимся к людям всех национальностей, но считаем, что человек, живущий в России, обязан знать её культуру и историю.

Важно начать работу по формированию духовно - нравственных ценностей в детском саду, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. Благодаря изучению православных ценностей, дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, будут гордиться своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой и в результате станут патриотами своей страны.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Он является фундаментом общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить духовно - нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей, это идеи моей программы, которая направлена, на воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников. Приблизить к нам мир православной культуры, раскрыть его сокровища и снова оживить наш дух, призвана программа по духовно – нравственному воспитанию «Зёрнышки добра».

Педагогическая целесообразность.

По мнению психологов и педагогов, дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития мышления, воображения - психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества - одна из главных задач дошкольного образования и воспитания.    

Программа дополнительной образовательной услуги «Зёрнышки добра» является инновационным образовательным документом.

Программа разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании» и с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. Она направлена на формирование личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой.                                                                                            

Целесообразность этой программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами Православной культуры. Но решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений. Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, задача педагогов, а также, что именно родители ответственны за воспитание детей.

Цель.

Целостное духовно – нравственное воспитание и развитие личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций русского народа.

Задачи.

Общие задачи:

- воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребёнка;

- формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Обучающие:

- дать первые православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека;

- содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.

Воспитательные:

- воспитывать духовно – нравственные чувства;

- формировать духовно – нравственные качества (добродетели);

- воспитывать любовь к родной природе, к родному краю, к стране.

Развивающие:

- формировать и развивать творческую духовно – нравственную личность с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно – нравственную жизнь «созидателя» и «преобразователя»;

- содействовать развитию духовной, познавательной и практической деятельности.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей.

Познавательное развитие: знакомство с новыми техниками.

Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

Речевое развитие: умение поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Художественно-эстетическое развитие: чтение стихов, рассказов, пословиц и поговорок; прослушивание музыкальных произведений.

Физическое развитие: выполнение физкультминуток, пальчиковой и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз.

Характеристика детей 4 - 5 лет.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется «обществом» кукол, то в 4 — 5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.

Новые черты появляются в общении детей 4 — 5 лет с воспитателем. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. В своих познавательных интересах ребенок начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2 — 3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство.

У детей ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры «в принцесс». Мальчиков привлекают игры «в военных, строителей, моряков».

Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх — сюжетно - ролевых, режиссерских, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных.

У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на неодобрение или замечание часто реагирует остро эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4 — 5 лет — это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста.

На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками. Задачей воспитателя является постепенное формирование представлений о поведении мальчика или девочки, их взаимоотношениях. Выполнение такой задачи успешно повлияет на интеллектуальное и моральное развитие ребенка.

Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать: они это очень любят и быстро запоминают прочитанное.

Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей — в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности.

Программа разработана для детей 4 - 5 лет.

Рассчитана на один учебный год.

Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей 1 раз в неделю. Длительность занятия составляет 20 минут.

Содержание составлено с учётом возрастных особенностей и в соответствии СанПин 2.4.3049.13. (требования к организации режима дня и организации учебно - образовательной деятельности).

При проведении занятий соблюдаются правила техники безопасности и санитарно- гигиенические требования, своевременно проводится инструктаж с детьми по технике безопасности.

Работа кружка «Зёрнышки добра» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания разных видов с различными материалами.

Последовательность тем в учебно - тематическом плане выстроена с учётом возрастных особенностей детей. У детей среднего дошкольного возраста отсутствует способность к длительной концентрации внимания на одном и том же материале, поэтому содержание занятий предусматривает чередование различных видов деятельности и материалов.

Программа включает теоретическую и практическую работу. Работа связана с народным искусством, народными традициями, народными промыслами.

Работа осуществляется в соответствии с основными дидактическими принципами:

  • Систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
  • Наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
  • Доступности (познание происходит от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
  • Личностно- ориентированного подхода (знания подаются с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
  • Связи теории с практикой (знания, полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни);
  • Сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно- следственные связи);
  • Творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативу детей).

В работе используются следующие методы обучения:

  • Наглядный (показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия);
  • Словесный (беседа, рассказ, стихи, загадки, объяснение, вопрос);
  • Практические упражнения;
  • Стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение).

Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления: 

  1. Формирование духовности дошкольников через отношение к живой и неживой природе.
  2. Восприятие литературных произведений.
  3. Эстетическое развитие детей.
  4. Обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.

     

Формы и режим образовательной деятельности.

Основной формой является комбинированная образовательная деятельность, которая включает в себя: организационный момент, разминку, закрепление предыдущего материала, введение нового материала (теория). Затем, как правило, следует игровая часть, то есть непосредственно сама работа (практика), и подведение итогов – озвучивание результатов.

Обучение происходит в увлекательной, преимущественно игровой форме, в виде практических заданий, в виде заданий на развитие внимания, памяти, мышления. Особенностью методики проведения является разнообразие активных видов детской деятельности, а именно формы тренировочных заданий многообразны, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Предполагаемый результат.

Ожидаемые результаты освоения программы

1. Наличие первичных представлений о духовно - нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире.

2. Стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности в соответствии с духовно - нравственными ценностями (умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, договариваться, обмениваться, распределять действия, применять усвоенные правила).

3. Развитие способностей управлять своим поведением и планировать действия (имеет представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо», старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно).

4. Пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать (задавать вопросы взрослым, способность самостоятельно действовать, в случаях затруднения обращаться за помощью).

5. Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Система оценки результатов освоения программы

          Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.

Целевые ориентиры:

- не подлежат непосредственной оценке;

- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

        Ее результатами могут пользоваться для решения образовательных задач, при реализации программы, где может проводиться оценка индивидуального развития воспитанника.

       Для проведения педагогической диагностики могут использовать различные методы: 

- беседы; 
- наблюдение; 
- анализ продуктов детской деятельности; 
- диагностическая ситуация. 

         В рамках программы «Зёрнышки добра» одним из основных рекомендуется использовать метод создания диагностических ситуаций, используя специально подобранные (разработанные, адаптированные) упражнения и задания для детей.

Мониторинг образовательного процесса

         Мониторинг детского развития (педагогическая диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень приближения ребёнка к целевым ориентирам и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребёнка.

Прогнозированный результат.

Воспитанники должны уметь:

  • рассказать о своей семье, опираясь на такие нравственные качества, как любовь к самым близким людям, уметь заботиться о пожилых членах семьи;
  • рассказать об исторических корнях города, называть традиции родного края, достопримечательности города Тольятти и Самарской области;
  • рассказать об основных православных праздниках, углублять понимание детьми «добра», «зла», знать верное отношение к добру и злу;
  • рассказывать о народной культуре, её богатстве и красоте, любить и ценить народную мудрость;
  • рассказывать о российской армии, о воинах и защитниках русской земли, иметь представление о том, что они будущие защитники Родины, любить Родину, прививать уважение к прошлому, настоящему, будущему.

               

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

1. Творческие выставки детских работ.

2. Участие в выставках различного уровня на духовную тематику.

3. Стенгазеты, буклеты.

4. Слайдовые презентации.

5. Детские мини – проекты.

6. Садовские, семейные мероприятия.

Наряду с образовательным процессом дети привлекаются и в культурно - досуговые мероприятия: изготовление игрушек к «Новому году», подарки папам и мамам к праздникам «23 февраля», «8 марта», тем самым повышая эффективность обучения.

Учебно-тематический план.

Тема

Количество часов

Месяц

1 неделя

Тема: «Наша Родина - Россия».

1

Сентябрь

2 неделя

Тема: «Бог – Создатель мира».

1

3 неделя

Тема: «Семья. Семейное древо».

1

4 неделя

Тема: «Народные праздники».

1

1 неделя

Тема: «Моя малая Родина - Тольятти».

1

Октябрь

2 неделя

Тема: «Знакомство с Библией».

1

3 неделя

Тема: «Хлеб – всему голова».

1

4 неделя

Тема: «Капустник».

1

1 неделя

Тема: «Богатыри – защитники земли русской».

1

Ноябрь

2 неделя

Тема: «Заповеди божьи».

1

3 неделя

Тема: «Чему нас учат сказки?».

1

4 неделя

Тема: «День пожилого человека».

1

1 неделя

Тема: «Москва – столица нашей Родины».

1

Декабрь

Январь

2 неделя

Тема: «Храм – дом Божий на земле».

1

3 неделя

Тема: «Народные промыслы. Гжель».

1

4 неделя

Тема: «Новый год. Дед Морозы в разных странах мира».

1

1 неделя

Тема: «Рождество».

1

2 неделя

Тема: «Молитва – разговор с Богом».

1

3 неделя

Тема: «Что такое доброта?».

1

4 неделя

Тема: «Колядки».

1

1 неделя

Тема: «Наша Армия родная. Праздник пап».

1

Февраль

2 неделя

Тема: «Именины. Ангел хранитель».

1

3 неделя

Тема: «Самовар. Русское чаепитие».

1

4 неделя

Тема: «Масленица».

1

1 неделя

Тема: «Мамочка, любимая моя».

1

Март

2 неделя

Тема: «Богородица».

1

3 неделя

Тема: «Народные игрушки. Матрешка».

1

4 неделя

Тема: «8 марта – праздник мам».

1

1 неделя

Тема: «День славянской письменности».

1

Апрель

2 неделя

Тема: «Пасха».

1

3 неделя

Тема: «Вербное воскресенье».

1

4 неделя

Тема: «Жаворонки».

1

1 неделя

Тема: «Балалайка – народный инструмент».

1

Май

2 неделя

Тема: «Знакомство с иконами».

1

3 неделя

Тема: «Русская берёзка».

1

4 неделя

Тема: «Этот день Победы».

1

Содержание программы

Месяц

Сентябрь

Неделя

1

Тема

«Наша Родина - Россия».

Задачи

Обогащать знания детей о Родине, о родной стране. Развивать патриотические чувства детей, желание узнавать новое, интересное.

Содержание

Беседа о России, государственных символах. Презентация.

Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для глаз.

Рассматривание иллюстраций.

Д/и «Найди российский флаг», «Собери герб».

Самостоятельная работа детей – рисование «Кремлевская стена».

Материал и оборудование

Иллюстрации по теме, презентация, дидактические игры, цветные карандаши, рисунок кремлевской стены.

Месяц

Сентябрь

Неделя

2.

Тема

«Бог – Создатель мира».

Задачи

Познакомить детей с историей сотворения мира, о том, для чего был создан наш мир. Обратить внимание на понятие «светило», развивать воображение, эстетическое восприятие.

Содержание

Беседа о создании мира. Презентация.

Пальчиковая гимнастика.

Рассматривание иллюстраций, макета создания мира.

Самостоятельная работа детей: аппликация «Шесть дней».

Материал и оборудование

Заготовки для аппликации, альбомный лист с кругами, клей, салфетка, клеёнка, иллюстрации по теме, презентация.

Месяц

Сентябрь

Неделя

3

Тема

«Семья.  Семейное древо».

Задачи

Формировать у детей предпосылки знаний о том, что такое семья; о том, что в семье у всех – и у взрослых, и у детей – есть обязанности; воспитывать любовь и уважение к родным. Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях.

Содержание

Беседа о семье, семейном древе, семейных традициях. Презентация.

Загадывание загадок. Пальчиковая гимнастика.

Рассматривание иллюстраций.

Д/и «Найди маму», «Семья», «Назови правильно».

Самостоятельная работа детей – изготовление семейного дерева.

Материал и оборудование

Заготовка дерева, фотографии членов семьи, клеёнка, клей, салфетки, иллюстрации по теме, д/и, презентация.

Месяц

Сентябрь

Неделя

4

Тема

«Народные праздники».

Задачи

Знакомить детей с народными традициями русского народа, к народным праздникам. Воспитывать бережное отношение к культуре, развивать интерес к народному фольклору. Увлечь детей особенностями обряда крещения, новоселья, свадьбы, поминальных обычаев. Знакомить детей с традициями празднования.

Содержание

Беседа о сезонных праздниках. Презентация.

Загадывание загадок. Пальчиковая гимнастика.

Рассматривание иллюстраций.

Материал и оборудование

Презентация, иллюстрации по теме, картотека стихов, загадок, пословиц.

Месяц

Октябрь

Неделя

1

Тема

«Моя малая Родина - Тольятти».

Задачи

Дать первые представления о стране и городе, в котором мы живем; воспитывать любовь к родному городу; формировать начальные знания о Тольятти, его истории.

Содержание

Беседа о городе, достопримечательностях. Презентация

Пальчиковая гимнастика.

Рассматривание альбома, открыток, книг.

Д/и «Собери герб Тольятти».

Самостоятельная работа детей – рисование герба города.

Материал и оборудование

Альбомный лист, трафарет, цветные карандаши.

Месяц

Октябрь

Неделя

2

Тема

«Знакомство с Библией».

Задачи

Знакомить детей с главной книгой христиан – Библией. Дать основные понятия того, что написано в ней. Воспитывать христианские ценности.

Содержание

Беседа о Библии. Презентация.

Рассматривание иллюстраций. Гимнастика для глаз.

Материал и оборудование

Библия, презентация, иллюстрации по теме.

Месяц

Октябрь

Неделя

3

Тема

«Хлеб – всему голова».

Задачи

Дать понятие об осенних полевых работах. Рассказать о значении хлеба. Поговорить о труде хлебороба, о технике, которая используется на полях. Познакомить со старинными орудиями труда –серп, цеп, жернов и др. проследить путь хлеба от поля до стола.

Содержание

Беседа о хлебе. Презентация.

Загадывание загадок, чтение стихов. Дыхательная гимнастика.

Рассматривание иллюстраций, образца.

Знакомство с новой техникой, объяснение способов выполнения.

Самостоятельная работа детей.

Материал и оборудование

Презентация, иллюстрации по теме, солёное тесто (желтое), дощечки, клеёнка, салфетки.

Месяц

Октябрь

Неделя

4

Тема

«Капустник». 

Задачи

Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, воспитывать бережное отношение к русской культуре, развивать интерес к народному фольклору. Познакомить с народным праздником – Капустник.

Содержание

Беседа о капусте, о празднике. Презентация. Инсценировка.

Загадывание загадок. Физминутка.

Рассматривание образца, рассказывание поэтапного выполнения работы.

Самостоятельная работа детей – изготовление капусты из цветной бумаги..

Материал и оборудование

Презентация, цветная бумага, клей ПВА, кисточка для клея, салфетка, клеёнка,  лоточек  для материала.

Месяц

Ноябрь

Неделя

1

Тема

«Богатыри – защитники земли русской».

Задачи

Знакомство с боевыми традициями нашего народа, воспитывать уважение к защитникам Родины.  Знакомить с былинными героями, воспитывать самостоятельность детей при выборе материала и при выполнении задания.

Содержание

Беседа о богатырях. Просмотр мультфильма. Презентация.

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин. Пальчиковая гимнастика.

Д/и «Одень богатыря», «Подбери оружие».

Самостоятельная работа детей – рисование богатырей.

Материал и оборудование

Листы, с нарисованными силуэтами богатырей, цветные карандаши, презентация, иллюстрации, книги по теме.

Месяц

Ноябрь

Неделя

2

Тема

«Заповеди Божьи».

Задачи

Познакомить детей с нравственными правилами жизни, воспитывать христианские ценности, основанные на традициях православия: любовь, послушание, честность, милосердие, патриотизм. Развивать чувство сострадания, доброжелательность.

Содержание

Беседа о Библии, о божьих заповедях. Презентация.

Рассматривание иллюстраций. Дыхательная гимнастика.

Материал и оборудование

Библия, презентация.

Месяц

Ноябрь

Неделя

3

Тема

«Чему нас учат сказки?».

Задачи

Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством – сказками. Воспитывать у детей желание слушать их и самим рассказывать.

Содержание

Беседа о сказках, сказочных героях.  Презентация.  

Загадывание загадок, рассматривание картинок.

Д/и «Сложи сказку», «Найди героя», «Из какой сказки предмет?».

Самостоятельная работа детей – рисование сказочного героя.

Материал и оборудование

Альбомный лист, трафареты сказочных персонажей, цветные карандаши, презентация.

Месяц

Ноябрь

Неделя

4

Тема

«День бабушек и дедушек».

Задачи

Расширить границы семейных отношений (бабушки, дедушки).

Укрепить в сознании ребенка, что иметь много родных людей – большое счастье.

Содержание

Беседа о празднике бабушек и дедушек. Просмотр мультфильма.

Загадывание загадок, чтение стихов о бабушках. Физминутка.

Рассматривание образца, рассказывание поэтапного выполнения работы.

Самостоятельная работа детей – аппликация «Бабушка и дедушка».

Материал и оборудование

Картон цветной, заготовки, клей, салфетки, клеёнка, лоточек для материала, иллюстрации по теме.

Месяц

Декабрь

Неделя

1

Тема

«Москва – столица нашей Родины».

Задачи

Продолжать знакомить детей с нашей Родиной, со столицей – Москвой, её достопримечательностями. Воспитывать патриотические чувства детей, чувство гордости за свою страну.

Содержание

Беседа о Москве. Презентация.

Чтение стихов, рассматривание репродукций. Пальчиковая гимнастика.

Рассматривание образца, рассказывание поэтапного выполнения работы.

Самостоятельная работа детей - рисование.

Материал и оборудование

Презентация, альбомный лист, цветные карандаши.

Месяц

Декабрь

Неделя

2

Тема

«Храм – дом Божий на земле». 

Задачи

Познакомить детей с храмом, с его внешним видом. Дать первоначальные представления детям о храме. Вызвать чувство восхищения.

Содержание

Беседа о храме, о внутреннем убранстве. Презентация.

Рассматривание иллюстраций. Пальчиковая гимнастика.

Рассматривание образца, рассказывание поэтапного выполнения работы.

Самостоятельная работа детей – рисование храма (для мусульман – мечети).

Материал и оборудование

Альбомный лист, трафареты, цветные карандаши.

Месяц

Декабрь

Неделя

3

Тема

«Народные промыслы.  Гжель».

Задачи

Знакомить детей с народным творчеством на примере народной росписи – Гжель. Развивать умение называть свойства посуды, её качества. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности детей.

Содержание

Беседа о народной росписи, о Гжели. Презентация.

Рассматривание картинок, иллюстраций, образцов посуды.

Гимнастика для глаз. Д/и «Собери картинку».

Самостоятельная работа детей – раскрашивание посуды.

Материал и оборудование

Иллюстрации, картинки по теме, посуда, д/и, альбомный лист, трафареты, цветные карандаши.

Месяц

Декабрь

Неделя

4

Тема

«Новый год.  Дед Морозы в разных странах мира». 

Задачи

Продолжать обогащать знания детей об этом празднике, дать информацию о том, как справляют Новый год за рубежом, как называются Деды Морозы в других странах. Продолжать обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Содержание

Беседа о новогодних праздниках, о Дедах Морозах. Физминутка.

Д/и «Одень Деда Мороза». Рассматривание образца. Презентация.

Рассматривание образца. Рассказывание поэтапного выполнения работы.

Самостоятельная работа детей – изготовление Деда Мороза.

Материал и оборудование

Презентация, иллюстрации по теме, бумага разных цветов, ножницы, клей ПВА, кисть для клея, клеенка, салфетка, цветные карандаши, лоточек для материала.

Месяц

Январь

Неделя

1

Тема

«Рождество».

Задачи

Продолжать формировать представления детей о всеобщих ценностях для всех людей, например – Рождество Христово. Продолжать раскрывать содержание праздника. Познакомить с историей праздника, народными традициями. Обогащать словарный запас новыми словами.

Содержание

Презентация. Рассматривание иллюстраций.

Беседа о Рождестве. Пальчиковая гимнастика.

Рассматривание образца. Рассказывание поэтапного выполнения работы.

Самостоятельная работа детей – изготовление рождественских ангелов.

Материал и оборудование

Презентация, иллюстрации по теме, картон цветной, ажурные салфетки, ножницы, клей, салфетки, клеенка.

Месяц

Январь

Неделя

2

Тема

«Молитва – разговор с Богом». 

Задачи

Знакомить детей с молитвой, дать представления о христианских ценностях. Развивать словарный запас детей, обогащать его.

Содержание

Беседа о молитве. Презентация.

Рассматривание иллюстраций. Дыхательная гимнастика.

Материал и оборудование

Библия, иллюстрации по теме.

Месяц

Январь

Неделя

3

Тема

«Что такое доброта?».

Задачи

Знакомить детей с системой нравственных форм. Формировать представление о доброте, помощи, дружбе. Объяснить, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Содержание

Беседа о добре и зле. Презентация.

Загадывание загадок, чтение стихов. Пальчиковая гимнастика.

Рассматривание иллюстраций, д/и «найди доброго героя».

Самостоятельная работа детей – рисование.

Материал и оборудование

Презентация, иллюстрации, д/и, альбомный лист, цветные карандаши.

Месяц

Январь

Неделя

4

Тема

«Колядки».

Задачи

Приобщать детей к традициям и обрядам русского народа. Знакомить детей с рождественскими праздниками, играми, песнями, особенностями зимних праздников, колядками. Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды русского народа.

Содержание

Беседа о праздниках, о колядках. Презентация.

Рассматривание иллюстраций. Гимнастика для глаз.

Рассматривание образца, рассказывание поэтапного выполнения работы.

Самостоятельная работа детей – изготовление масок.

Материал и оборудование

Презентация, иллюстрации, картинки по теме, клей ПВА, кисточка для клея, кисточка для рисования, баночка для воды, краски, салфетка, клеёнка, лоточек для материала.

Месяц

Февраль

Неделя

1

Тема

«Наша армия родная.  Праздник пап».

Задачи

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства. развивать ловкость, смекалку, умение выполнять задания. Формировать представления о защитниках Отечества, раскрыть значение слова «Отечество». Воспитывать чувство гордости за российскую армию.

Спортивный досуг «Мы будущие защитники».

Содержание

Беседа о военных, о родах войск, о вооружении.

Презентация. Пальчиковая гимнастика.

Рассматривание иллюстраций. Д/и «Подбери оружие».

Самостоятельная работа детей - рисование.

Материал и оборудование

Иллюстрации, картинки по теме, презентация, альбомный лист, цветные карандаши.

Месяц

Февраль

Неделя

2

Тема

«Именины.  Ангел Хранитель». 

Задачи

Рассказать о понятиях фамилия, имя. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям. Развивать мышление, образное, эстетическое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, сосредоточенность.

Содержание

Беседа об ангелах хранителях, об именах, «Для чего человеку имя?». Презентация.

Рассматривание образца, рассказывание поэтапного выполнения работы. Физминутка. Д/и «Полное и неполное имя», «Назови ласково».

Самостоятельная работа детей – изготовление именной иконки.

Материал и оборудование

Картон синего цвета, заготовки ангелов, кисточка для клея, клеёнка, клей ПВА, ножницы, клеёнка, салфетка, лоточек для материала.

Месяц

Февраль      

Неделя

3

Тема

«Самовар.  Русское чаепитие». 

Задачи

Знакомить детей с традициями русского народа, воспитывать бережное отношение к русской культуре, к народным обычаям. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности детей.

Содержание

Беседа о самоваре, о традиции чаепития. Презентация.

Рассматривание иллюстраций, картинок по теме.

Д/и «Подбери пару». Дыхательная гимнастика.

Коллективная работа «Чаепитие».

Материал и оборудование

Цветной картон, трафарет чашки, цветная бумага, клей ПВА, ножницы, кисточки для клея, клеёнка, салфетка, лоточек для материала.

Месяц

Февраль

Неделя

4

Тема

«Масленица».

Задачи

Знакомить с традициями русского народа, его фольклором, воспитывать уважение к традициям. Рассматривание иллюстраций «Народные гулянья». Изготовление чучела. Продолжить знакомство с народными праздниками – Масленицей, историей праздника, обычаями и традициями, связанными с Масленицей. Проводы зимы.

Содержание

Беседа о народных праздниках, традициях, о Масленице. Презентация.

Чтение стихов, рассматривание картинок, иллюстраций. Гимнастика для глаз.

Рассматривание образца, рассказывание поэтапного выполнения работы.

Д/и «Разложи блины по тарелкам».

Самостоятельная работа детей – изготовление блинов из солёного теста.

Материал и оборудование

Солёное тесто, клеёнка, салфетки, презентация, д/и, иллюстрации, картинки по теме.

Месяц

Март

Неделя

1

Тема

«Мамочка, любимая моя».

Задачи

Воспитывать чувство любви и уважения к маме, бабушке, вызвать желание помогать маме. Развивать творческие способности детей, вызвать желание изготовить подарок маме, бабушке.

Содержание

Беседа о весне, весенних цветах, о женском дне.

Чтение стихов, загадывание загадок, рассматривание картинок. Физминутка.

Рассматривание образца, рассказывание поэтапного выполнения работы. Самостоятельная работа детей.

Материал и оборудование

Лист ватмана с нарисованной вазой, круги из картона, пластилин, семена ясеня («самолётики»), клей ПВА, кисточка для клея, клеёнка, салфетка, лоточек для материала.

Месяц

Март

Неделя

2

Тема

«Богородица».

Задачи

Знакомить детей с образом Богородицы, формировать представления детей о всеобщих христианских ценностях. Обогащать словарь детей новыми словами.

Содержание

Беседа о Богородице, мамином празднике. Презентация.

Чтение стихов, рассказов о маме. Дыхательная гимнастика.

Рассматривание иллюстраций, картинок.

Самостоятельная работа детей – изготовление поделки для мамы.

Материал и оборудование

Одноразовая тарелка, ленты разноцветные, шерстяные нитки разноцветные, клеёнка, дырокол, лоточек для материала.

Месяц

Март

Неделя

3

Тема

«Народные игрушки.  Матрёшка».

Задачи

Задачи: познакомить с русской народной игрушкой на примере народных игрушек. Развивать умение называть свойства игрушек, их качества. Способствовать эмоциональному восприятию детьми ожидаемых событий. Воспитывать у детей интерес к русскому народному искусству.

Содержание

Беседа о народных игрушках, о матрешках.  Презентация.

Рассматривание картинок. Пальчиковая гимнастика.

Д/и «Одень матрешку».

Самостоятельная работа детей – рисование матрешки.

Материал и оборудование

Презентация, иллюстрации и картинки по теме, д/и, альбомный лист, трафарет, цветные карандаши.

Месяц

Март

Неделя

4

Тема

«8 марта – праздник мам».

Задачи

Воспитывать любовь и уважение к маме и бабушке, развивать желание заботиться о них, делать им приятное.

Содержание

Беседа о женском дне 8 марта, о подарках для бабушек.

Пение песенки о бабушке. Физминутка.

Закрепление правил техники безопасности при работе с бросовым материалом.

Рассказывание поэтапного выполнения работы

Самостоятельная работа детей – изготовление бус для мамы.

Материал и оборудование

Макароны, нитка для нанизывания, гуашь, кисточка для рисования, баночка для воды, салфетка, клеёнка, лоточек для материала.

Месяц

Апрель

Неделя

1

Тема

«День славянской письменности».

Задачи

Приобщать детей к нравственным устоям, отечественной культуре, уважение к учению. Расширять представления детей о культурном наследии своего народа, о книжной культуре. Воспитывать бережное отношение к книгам, содействовать развитию у детей интереса к книгам.

Содержание

Беседа о книгах, о первопечатниках. Презентация.

Рассматривание иллюстраций, чтение стихов. Дыхательная гимнастика.

Самостоятельная работа детей – рисование букв кириллицы.

Материал и оборудование

Презентация, иллюстрации по теме, альбомный лист, цветные карандаши.

Месяц

Апрель

Неделя

2

Тема

«Пасха».

Задачи

Продолжать знакомить детей с народным традициями и обычаями. Расширять представления о народных праздниках. Рассказывать детям о том, как праздновалась Пасха на Руси.

Содержание

Беседа о Пасхе. Презентация.

Чтение стихов. Рассматривание иллюстраций, картинок.

Дыхательная гимнастика. Д/и «Собери яйца».

Самостоятельная работа детей – рисование «Украшение яиц».

Материал и оборудование

Презентация, иллюстрации и картинки по теме, альбомный лист, трафарет, краски, баночка для воды, кисточка, клеёнка, салфетки.

Месяц

Апрель

Неделя

3

Тема

«Вербное воскресенье».

Задачи

Продолжать знакомить детей с народным традициями и обычаями. Расширять представления о народных праздниках. Рассказывать детям о том, как праздновалось вербное воскресенье на Руси.

Содержание

Беседа о весенних деревьях, о празднике Вербное воскресение. Презентация.

Чтение стихов, рассматривание иллюстраций. Самомассаж.

Рассказывание поэтапного выполнения работы, рассматривание образца.

Самостоятельная работа детей.

Материал и оборудование

Картон цветной, ватные палочки, гуашь, кисточка для рисования, баночка для воды, клей ПВА, кисточка для клея, салфетка, клеёнка, лоточек для материала.

Месяц

Апрель

Неделя

4

Тема

«Жаворонки».

Задачи

Уточнить и расширить представление детей о птицах, об их жизни в окружающем мире, вырабатывать умение быстро находить правильный ответ, воспитывать у детей стремление к познаниям, дух соревнования, развивать мышление, память. эрудицию; воспитывать дружеские чувства между детьми, сплачивать детский коллектив; развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом.

Содержание

Беседа о птицах.

Д/и «Назови птицу ласково», «Кто лишний?».

Чтение рассказов, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

Рассматривание образца, рассказывание поэтапного выполнения работы.

Самостоятельная работа детей – лепка из солёного теста «Жаворонок»..

Материал и оборудование

Солёное тесто, дощечки, клеёнка, салфетки, д/и, презентация, иллюстрации и картинки по теме.

Месяц

Май

Неделя

1

Тема

«Балалайка – народный инструмент».

Задачи

Воспитывать патриотические чувства детей, гордость за нашу Родину, русский народ. Развивать эстетическое восприятие. Учить доводить начатое дело до конца.

Содержание

Беседа о народных инструментах. Презентация.

Рассматривание иллюстраций, инструментов. Гимнастика для глаз.

Самостоятельная работа детей - рисование балалайки.

Материал и оборудование

Альбомный лист, трафарет, цветные карандаши, презентация, иллюстрации и картинки по теме, д/и.

Месяц

Май

Неделя

2

Тема

«Знакомство с иконами».

Задачи

Знакомить детей с иконой, обогащать словарный запас детей новыми словами «икона», «Христос».

Содержание

Беседа об иконах. Презентация.

Рассматривание икон. Физминутка.

Чтение Л. Бородиной «Божья матерь, помоги!».

Самостоятельная работа детей – изготовление оклада для иконы.

Материал и оборудование

Цветной картон, цветная бумага, репродукция иконы, клей ПВА, кисточка для клея, клеёнка, салфетка, лоточек для материала, презентация, иконы.

Месяц

Май

Неделя

3

Тема

«Русская берёзка».

Задачи

Продолжать знакомить детей с окружающим миром. Рассказать о символе России – русской берёзке. Закрепить умения и навыки, полученные ранее. Развивать творческое воображение, интерес к работе. Воспитывать самостоятельность, активность.

Содержание

Беседа о деревьях, о берёзе. Презентация.

Рассматривание картинок, чтение стихов, загадывание загадок. Слушание песен о берёзах.  Дыхательная гимнастика.

Рассматривание образца, рассказывание поэтапного выполнения работы.

Самостоятельная работа детей аппликация «Берёза».

Материал и оборудование

Цветной картон, цветная бумага, простой карандаш, клей ПВА,  иллюстрации и картинки по теме.

Месяц

Май

Неделя

4

Тема

«Этот день Победы».

Задачи

Знакомить детей с героями Великой Отечественной войны. Воспитывать у детей чувство патриотизма. Познакомить детей с местами боевой славы. Формировать положительное отношение к героям ВОВ. Воспитывать чувство сопереживания к горю людей военных лет.

Содержание

Беседа с дне Победы. Презентация

Чтение стихов, рассматривание картинок. Пальчиковая гимнастика.

Рассматривание образца, рассказывание поэтапного выполнения работы.

Самостоятельная работа детей – аппликация «Георгиевская ленточка».

Материал и оборудование

Цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, кисточка для клея, краски гуашь, баночка с водой, кисточка для рисования, салфетка, клеёнка, лоточек для материала.

Методическое обеспечение.

  • Картотека дидактических игр.
  • Картотека подвижных игр.
  • Картотека пальчиковой гимнастики.
  • Картотека дыхательной гимнастики.
  • Картотека физминуток.
  • Картотека гимнастики для глаз.
  • Картотека стихов, загадок, пословиц и поговорок.
  • Презентации к занятиям.
  • Мастер – классы по изготовлению поделок.
  • Показ слайдов.
  • Иллюстрации по темам.
  • Предметные картинки.
  • Цикл бесед по темам.
  • Компьютер.
  • Проектор.

Список литературы.

  1.  Губанова, Е. В. Духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В. Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. – 2011. – №5. – С. 8 – 12.
  2. Кондрашова, Н. В. Нравственно – духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок [Электронный ресурс] / Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева // Концепт. – 2014. – №04. – Режим доступа: http://ekoncept.ru/2014/14080.htm. – Загл. с экрана
  3. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. – М:1997 г.
  4. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб; Детство – пресс 2009 г.
  5. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки – М.; Просвещение 1985 г.
  6. Зацепина Н. Б. Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду – М.; Мозаика-синтез 2008 г.
  7. Задушевные беседы /приложение к журналу Дошкольник. Младший школьник. – М., Школьная пресса №5,6 – 2005, №1-3, 2006 г.
  8. Натаров В. И. и др. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005 г.
  9. Гладких Л. П., архимандрит Зиновий (А. А. Корзинкин), В. М. Меньшиков. Основы православной культуры: науч. – методическое пособие для педагогов детских садов «Мир-прекрасное творение». – Курск, 2008 г.
  10. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть I Остров духовной жизни. – М.: 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка по духовно-нравственному воспитанию «Зернышки добра»

Программа позволяет углубить знания детей о нравственных ценностях....

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет

Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования...

Дополнительная образовательная программа "Добрый мир"

Приобщение детей  к истокам , обычаям,традициям нашего народа начинается с раннего возраста. Воспитывать в детях духовно- нравственные качества необходимо в совместной работе семьи и сада. Соврем...

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Зернышки Добра"

Проект направлен на создание в детском саду уникальной модели духовно-нравственного воспитания. Разработан в соавторстве с педагогами детского сада....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Добрый мир» Направленность: духовно-нравственное развитие

Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Это объясняется введением в Стандарты нового поколения для...

Программа дополнительного образования " Сказки- добрые друзья"

В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг»....