«Работа по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста»
учебно-методический материал (младшая группа)

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.…

В свете введения ФГОС ДО возник вопрос о ранней профориентации детей дошкольного возраста. Об этом говорили Е. Н. Землянская, С. Н. Чистякова, Е. А. Климов и др. Они отмечали важность формирования самоопределения ребёнка. А . И. Логинова, С. А. Козлова, А. Ш. Шахматова и др. в работе по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрыли то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Профессиональное самоопределение - это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.

Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.

В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.,) основываясь на наблюдениях за действиями взрослых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Аликовский детский сад №1 «Çăлкуç»

Доклад

«Работа по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель 2 младшей группы

Петрова Светлана Григрьевна

Аликово 2021                                                   

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.…

В свете введения ФГОС ДО возник вопрос о ранней профориентации детей дошкольного возраста. Об этом говорили Е. Н. Землянская, С. Н. Чистякова, Е. А. Климов и др. Они отмечали важность формирования самоопределения ребёнка. А . И. Логинова, С. А. Козлова, А. Ш. Шахматова и др. в работе по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрыли то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Профессиональное самоопределение - это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.

Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.

В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.,) основываясь на наблюдениях за действиями взрослых

Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольниковРанняя профориентация призвана:

- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются: - профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий). Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации

 

Именно поэтому в своей работе по ранней профориентации придерживаюсь следующих целей и задач:

- сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои знания, умения и навыки в доступных видах деятельности;

- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений.

Ребенку младшего дошкольного возраста свойственен интерес к деятельности взрослых.

Наблюдение за трудом для ребенка имеет большое значение: оно уточняет представление детей, развивает любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствует выработке положительного отношения, уважения к труду.

В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Наблюдая за трудом взрослых, ребенок сам постепенно изъявляет желание трудиться, оказывая посильную помощь.

Чтение художественной литературы, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, картин, составление рассказов о профессиях по алгоритму также несет важную информационную роль в формировании первичных представлений о профессиях. С помощью художественных произведений можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий, обратить внимание детей на сказочных героев, которые трудятся.

При формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о профессиях и труде взрослых в своей работе использую дидактические игры, направленные на расширение представлений о разнообразии профессий, их названии, роли, значении. С помощью игр знакомлю с орудиями труда, инструментами, прививаю уважение к труду взрослых.

В группе есть несколько видов настольно-печатных игр::

1) подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»;

2) подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно доктору»,»Одень куклу по профессии» «Что есть в магазине». Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определенной трудовой деятельности;

3) составление разрезных картинок на профессиональную тему. Словесные игры, например «Четвертый лишний»«Отгадай профессию по описанию»«Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребенка понятиями из профессиональной сферы.

Грамотное проведение дидактических игр позволяет мне расширить представления детей о людях разных профессий. В детской художественной литературе много произведений, посвященных труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринужденной форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно–ролевые игры профессионально–ориентированной направленности, так как игра это основной и ведущий вид деятельности дошкольника.

Сюжетно–ролевые игры – это одни из самых любимых игр у детей. Ведь в игре можно стать кем угодно – врачом, парикмахером, водителем.

Ролевая игра подразумевает, что главную роль возьмет на себя ребенок. Дошкольник играя, представляя, что он уже взрослый. Намного проще ребенку будет принять роль, если у него будут характерные атрибуты для выбранного героя.

Для развития игровой деятельности необходимо создание предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-игровая среда нацеливают дошкольников на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре.

С помощью сюжетно-ролевых игр закрепляются знания о труде людей различных профессий, развивается речь, воображение, умение взаимодействовать друг с другом.

Работа с родителями - это важное направление в моей работе по профориентации дошкольниковВ этом направлении я провожу следующие мероприятия: конкурсы поделок и рисунков совместно с родителями; оформление папок-передвижек;анкетирование.

Также использую формы работы:

1. Консультация «Значение ранней профориентации дошкольников»

2. Оформление папки-передвижки «Роль родителей в подготовке ребёнка к труду и выбору профессии»

3. Совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, спектаклям;

6. Оформление информации на тему «Профессиональная ориентация детей дошкольного возраста».

Результат совместной деятельности воспитателей, родителей и детей позволяет нам сделать вывод что, кругозор детей расширяется, уровень знаний поднимается на новую ступень. Они с удовольствием знакомятся с новыми профессиями и применяют полученные знания в игре.

 

Подводя итог, можно сделать вывод, что знакомство детей с профессиями очень важно начинать именно в раннем возрасте, так как это расширяет кругозор, коммуникативные умения, обогащает словарный запас, активизирует внимание, развивает мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ»: ОПЫТ РАБОТЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вопрос «Кем быть?» является жизненно важным на протяжении всего существования человека. Ведь отвечая на него, каждый определяет свое будущее. Наблюдая, в какие игры играют дети, какие игру...

Реализация проекта «Строители» в свете пропедевтической работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Вопрос реализации работы по ранней профориентации в детском саду является актуальным. Эффективным методом реализации данного направления является метод проектов. Педагоги детского сада № 6 делятся тех...

«Использование игровых технологий в организации работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ТНР в режиме дня детского сада»

Ранняя профориентация – актуальное и перспективное направление работы с детьми дошкольного возраста. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г...

Доклад к мастер – классу: «Формы и методы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста».

Доклад к мастер – классу: «Формы и методы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста» для выступления на районном методическом объединении воспитате...

Презентация к мастер - классу «Формы и методы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста».

Презентация к мастер - классу «Формы и методы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста» для выступления на районном методическом объединении воспитателей логопедически...

Методическая разработка по теме: «Ранняя профориентация с детьми дошкольного возраста как средство успешной социализации»

Согласно ФГОС ДО, ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития, так как в настоящее время ...