Доклад к мастер – классу: «Формы и методы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста».
методическая разработка (старшая группа)

Гладкина Марина Анатольевна

Доклад к мастер – классу: «Формы и методы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста» для выступления на районном методическом объединении воспитателей логопедических групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_master-klassu.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Детский сад №8»

Доклад к мастер – классу:

«Формы и методы работы

по ранней профориентации

с детьми дошкольного возраста».

Выполнила:

воспитатель старшей

логопедической группы

Гладкина М.А.

Коркинский Муниципальный округ

2023г.

Доклад к мастер - классу:

«Формы и методы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста».

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я, Гладкина Марина Анатольевна, работаю в детском саду №8 в старшей логопедической группе комбинированной направленности. 

(1 слайд)  «Формы и методы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста».

Я хочу представить вам  мастер-класс по теме  «Формы и методы работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста».

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста – это начальный этап подготовки ребенка к выбору будущей профессии, который формирует положительное отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Для этого очень важно грамотно использовать формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых.

(2 слайд)  Цель ранней профориентации 

Основная цель ранней профориентации для дошкольников заключается в развитии эмоционального отношения ребенка к миру профессий, открытии перед ним возможностей для проявления себя в разных видах деятельности. Если все это реализовано успешно, у детей формируются соответствующие навыки, а также уважение к труду в любой сфере, к предметам, созданных людьми,  расширяется кругозор, выявляются способности, увлечения и интересы.

Ознакомление дошкольников с профессиями я осуществляю с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

(3 слайд)

Основные задачи по ранней профориентации в соответствии с ФГОС ДО: 

1.  обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности взрослых;

2.  формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса;

3.   закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;

4.  стимулировать развитие познавательных, коммуникативных и творческих способностей;

5.  воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам.

(4 Слайд) Формы и методы работы 

В образовательном процессе ознакомления детей с миром профессий используются разнообразные формы и методы.

Традиционные формы и методы:

Словесные методы  (Фото детей)

которые включают:

Занятия, беседы, чтение художественной литературы,  

рассказ воспитателя, малые фольклорные формы, обсуждение проблемных ситуаций.

Наглядные методы (Фото детей)

 к которым относятся:

Экскурсии, наблюдения,  встреча с интересными людьми,  рассматривание картин, иллюстраций, фотографий,   просмотр видеозаписей и презентаций;

Практические методы (Фото детей)

– это: Дежурство,  трудовые поручения, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе,  экспериментирование, продуктивная деятельность детей.

Игровые методы  (Фото детей) 

к ним относятся:

Сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, игровые упражнения, игры с правилами, словесные игры, пальчиковые игры, игры-воображения.

(5 Слайд)   Нетрадиционные формы

В работе с детьми по ранней профориентации так же используются нетрадиционные формы и методы:

- Проектная деятельность 

- Мультимедийные презентации

- Виртуальные экскурсии 

- Изготовление Лэпбук

- Квест игра

- Мастер классы

- Интерактивная игра

- Выставки, посвящённые профессиям

- Творческое Моделирование 

( 6 Слайд)  Формы и методы  работы. Фото детей.

Все  формы и методы  работы по ранней профориентации осуществляются в процессе образовательной деятельности  на занятии,

в совместной деятельности с детьми,  

в ходе режимных моментов,

в процессе самостоятельной деятельности детей.

(7 Слайд)   Фото детей. Экскурсии. Встреча с интересными людьми.

  • Проводили экскурсии с детьми. Знакомились с профессией повар.

На экскурсии в школе №3 познакомились с профессиями библиотекарь, учитель, психолог.

  • Организовали встречу с интересными людьми, дети познакомились с профессиями пожарный, спасатель МЧС, инспектор ГИБДД.

(8 Слайд)   Фото детей. Гость группы.

  • Работая по проекту «Ознакомление детей с профессиями родителей» мы приглашали родителей рассказать о своей профессии. Гостем группы были мамы, которые познакомили детей с профессиями бухгалтер и парикмахер.

(9 Слайд)   Фото детей. Рассматривание альбомов, картин. Просмотр презентаций.

  • Работая по проекту мы сделали альбом «Профессии наших родителей». Родители приносили нам фотографии с места работы. Дети с удовольствием рассматривают альбом.
  • Просмотр презентаций и видеозаписей о профессиях.

(10 Слайд)   Фото детей. Дежурство. Экспериментирование.

  • Трудовые поручения, дежурство.
  • Проводили с детьми эксперимент – где быстрее прорастет лук в земле или в воде.

(11 Слайд)   Фото детей. Мастер - класс. Стенгазета.

  • Мастер-классы – при знакомстве с профессией хлебопёк мы привлекли родителей и провели мастер класс по изготовлению хлебобулочных изделий;
  • Работая по проекту сделали с детьми стенгазету «Профессии наших родителей».  

Дети с гордостью рассказывают о профессиях своих родителей.

(12 Слайд)  Фото детей.  Хозяйственно – бытовой труд «Поможем Федоре перемыть посуду»

  • Хозяйственно – бытовой труд, здесь игровая обучающая ситуация «Поможем Федоре перемыть посуду».

(13 Слайд)  Фото детей. Сюжетно – ролевые и дидактические игры.

Работая с детьми, мы воспитатели, постоянно находимся в творческом поиске, подбираем и используем интересные формы и методы.

Я для своей работы с детьми по ранней профориентации выбрала такой нетрадиционный метод как Творческое моделирование.

 (14 Слайд)  Метод «Творческое моделирование».  

Творческое Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем - моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом или  изображением, или знаком. 

К этому методу относятся схемы, модели, алгоритмы, таблицы, мнемотаблицы, различные обозначения и логотипы.

Логотипы я использую в своей работе по ознакомлению детей с профессиями.

Логотип – это знак или символ, обозначение,  обеспечивающий узнаваемость (в данном случае профессий) по определенным деталям в рисунке.

Чтобы использовать логотип надо было познакомить детей с типами профессий.

(15 Слайд)  Российский психолог, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии МГУ, академик  Евгений Александрович  Климов предложил классификацию по типам профессий, которая стала базовой для всех профессий в отечественной профориентологии. И эта классификация по типам вошла в метод Творческое Моделирование.

Типы профессий.  Он выделил 5 типов профессий:

Человек – Человек;

Человек – Природа;

Человек – Знак;

Человек – Техника;

Человек – Искусство.

(16 Слайд) Типы профессий с логотипами

К каждому типу профессий подбирается подходящий логотип.

Ч-Ч – Человек, который в своей профессии общается с людьми, в  процессе труда люди взаимодействуют между собой;(врач, продавец, воспитатель, учитель, экскурсовод, инспектор ГИБДД, официант и т.д.)

Ч-П – Человек, который в своей профессии общается с живой и неживой  природой, с растениями, с животными; (Ботаник, зоолог, пчеловод, овощевод, ветеринар, фермер, эколог,  синоптик и т.д.)

Ч-И – Человек, который в своей профессии занимается искусством, что-то красивое творит. (скульптор, поэт, композитор, актер, художник, дизайнер, дирижёр  и т.д.)

Ч-М – Человек, который в своей профессии делает что-то своими руками, т.е. мастерит; (каменщик, плотник, токарь, портной, маляр, сварщик и т.д.)

Ч-З – Человек, который в своей профессии занимается умственными видами деятельности: схемами, знаками, цифрами, программами; (математик, бухгалтер, программист, конструктор, и т.д.)

Мы с детьми изготовили дидактическую игру, где дети сами выбирали логотипы, подбирали к выбранным логотипам группу подходящих профессий.

(17 Слайд) Игра «Подбери профессию»

И сейчас я бы хотела предложить поиграть в эту игру «Подбери профессии» (определи тип профессии)

Предлагаю выбрать 5 человек в фокус группу.

Желающие могут пройти к столу.

На столе лежат карточки. В середине нарисован логотип. На обратной стороне карточки подписано, что обозначает логотип.

Задание: вам нужно к логотипу подобрать  8 профессий и расположить их на карточке.

(18 Слайд) Фото детей в игре

Пока фокус группа выполняет задание, я бы хотела рассказать, как я знакомила детей с типами профессий.

Была проведена предварительная работа, работа проходила в виде бесед, экскурсий, рассматривания наглядных пособий, просмотр презентаций, видеозаписей.

Далее мы с детьми распределили знакомые им профессии по группам, чем похожи эти профессии, т.е. классифицировали,  определяли связи и зависимости между компонентами труда одного типа профессий – это место работы, орудия труда, цель труда,  результат труда.

Обговаривали, какие профессии можно отнести, например, к природе?

 Отложили картинки с выбранными профессиями в отдельную папку.

Далее сделали цветовое обозначение. 

- Каким цветом можно обозначить эту папку, ребята, если профессии относятся к природе? (Дети выбрали зеленый, т.к. в природе много зеленого цвета).

Наклеили зеленый кружок. Далее, когда все профессии разложили по типам я предложила детям подобрать логотип – обозначение к каждому типу профессий.

 - Ребята, если бы я вам предложила нарисовать природу, что бы вы нарисовали? (дети отвечали, я бы нарисовала деревья, лес, цветы и бабочек, птиц на дереве, насекомых, животных в лесу и т.д.).

- А давайте объединим ваши все высказывания в одну картинку и выберем  картинку – логотип из предложенных логотипов. (дети сами выбрали логотип). Выбранный логотип мы приклеили на папку. Так мы обозначили папку с типом профессий Человек – Природа. Мы сделали папки по всем пяти типам профессий.

При знакомстве детей с новыми профессиями мы распределяем их по типам.  (Фото 5 папок)

Когда мы знакомились с профессиями родителей, мы рисовали логотип к профессии мамы, к профессии папы.

Старшие дошкольники умеют анализировать,  видеть в картинке связь определённых профессий, поэтому дети с интересом познакомились с логотипами и используют их в игре. При знакомстве с новыми профессиями дети сразу определяют тип профессии.

Продолжая  работу по ранней профориентации я буду и дальше использовать в своей работе метод Творческое Моделирование.

При такой нетрадиционной форме работы у детей расширяются знания о профессиях,  дети знакомятся с новыми, разными профессиями в одной системе, подобранных по одному типу.

Если Фокус группа закончила своё задание?

Я предлагаю им встать и рассказать какие профессии они подобрали к своему логотипу.

- Какой у вас логотип? Какие профессии вы подобрали к логотипу?

- Легко ли было вам подобрать профессии к логотипу? Спасибо.

- Следующий коллега. Какой у вас логотип? Какие профессии вы подобрали к логотипу?

- Спасибо фокус группе за выполненное задание.

- На столах у вас лежат смайлики весёлый и грустный. Если вам понравилась игра и вы будите её использовать в своей работе, то положите в конверт весёлый смайлик, если нет, то грустный.

(19 Слайд) Спасибо за внимание!

В заключении хотелось бы сказать,

Дошкольный возраст - это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения.  Важно, чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть кому – то полезным.

Уважаемые Коллеги, спасибо за внимание и благодарю за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс« Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»

Мастер класс  направлен на оказание помощи в организации и проведении профориентационной работы через математические игры.   В ходе  образовательной деятельности использую различны...

Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных на сегодняшний день технологий является использование кейс-те...

Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»...

Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

Кейс технология – от латинского casus- запутанный, необычный случай; от англ. case – чемоданчик, портфель.Эта технология зародилась в Гарвордской школе бизнеса в начале 20 века и пост...

Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

Данное мероприятие познакомит педагогов с одним из «продвинутых» активных методов обучения; педагоги научатся самостоятельно придумывать кейс-ситуации; в процессе коллективной творческой деятельнос...

Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель:- познакомить педагогов с одним из «продвинутых» активных методов обучения;- учить педагогов самостоятельно придумывать кейс-ситуации;- побуждать педагогов участвовать ...