Статья "Формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период"
статья (младшая группа)
В статье раскрываются эффективные формы взаимодейсвия детского сада и семьи в период адаптации, основная цель которых установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, объединив их в одну команду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_neverovoy_o.a._formy_vzaimodeystviya_s_semey_v_doo_v_svete_fgos.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Неверова О.А.,
(воспитатель, МБОУ «СОШ №34», Бийск)
Формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
в адаптационный период
«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательными участниками единого педагогического процесса, коллегами в едином деле воспитания».
В.А. Сухомлинский
Семья и детский сад – два значимых института в социализации ребёнка, требования к взаимодействию которых прописаны во ФГОС ДО.
В соответствии с этим документом, детский сад обязан информировать родителей (законных представителей), создавать условия для их участия в образовательной деятельности, оказывать психолого-педагогическую поддержку и повышать компетентность в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В этой статье хотелось бы сделать акцент на формах взаимодействия ДОУ и семьи именно в адаптационный период.
В жизни почти каждого малыша и его семьи наступает период, когда необходимо идти в детский сад. У родителей возникает ряд вопросов: стоит ли отдавать ребёнка? Если да, то в какой именно детский сад? Какие там воспитатели? Как он себя там будет чувствовать? Не заболеет ли?..
Но большинство из них всерьёз не озабочены проблемой подготовки малыша к поступлению в дошкольное учреждение. Поэтому дети приходят с вредными привычками (постоянно сосут пальцы и завязки на одежде, грызут ногти, теребят волосы), не приученными к режиму и элементарным культурно-гигиеническим навыкам, без опыта коллективного общения с другими детьми и взрослыми.
Поступление в детский сад изменяет почти все привычные условия жизни маленького ребёнка: отсутствие родных, необходимость слушаться незнакомого взрослого, недостаток персонального внимания, непривычная обстановка.
Адаптация ребёнка к детскому саду – это процесс вхождения ребёнка в новую среду и привыкание к её условиям. Исследованиями проблем и аспектов адаптации занимались выдающиеся психологи и педагоги: Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Н.М. Аксарина, Е.Е. Алексеева, Е.О. Смирнова и другие. Для меня эта проблема актуальна уже в течение 19 лет, так как работаю с детьми раннего возраста. И знаю, что период адаптации – это тяжёлое время не только для малыша, но и для родителей. Поэтому только совместная работа воспитателя с родителями сможет обеспечить малышу эмоциональный комфорт.
Содержание работы с родителями реализуем через разнообразные формы, основная цель которых: установить доверительные отношений между детьми, родителями и педагогами, объединенив их в одну команду, воспитать потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Самым важным этапом успешной адаптации является психологическая подготовка родителей ребёнка к детскому саду. Поэтому во время первого посещения дошкольного учреждения приглашаем их на экскурсию для детального знакомства с детским садом (с основными помещениями и их назначением) и создания целостного впечатления, предлагаем буклет с режимом дня, указанием времени работы ДОУ и контактных телефонов.
Воспитатели и помощник воспитателя расспрашивают родителей о ребёнке, его особенностях, семейных традициях, выслушивают их пожелания при посещении группы. Такая организация знакомства способствует зарождению доверительных, партнёрских отношений. Родители убеждаются, что малышу будет комфортно и уютно, делятся своими впечатлениями не только с ребёнком, но и с другими родителями, что способствует повышению рейтинга учреждения.
Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду помогает динамичный информационный материал, отражающий текущие события и несущий конкретные знания: режим, питание, закаливание, советы при покупке игрушек, который помещается на стендах и в родительских уголках.
Примерно за месяц до приёма детей родители приглашаются на общее собрание «Давайте познакомимся», которое проходит в форме круглого стола с участием старшего воспитателя и медицинской сестры. Как воспитатель, знакомлю родителей с трудностями адаптационного периода и с тем, как лучше подготовить ребёнка к нему. Предлагаю заполнить анкеты «Готовность ребёнка к поступлению в ДОУ» и «Анкета для родителей», которые помогают мне узнать индивидуальные особенности каждого малыша, их темперамент и предпочтения для налаживания взаимодействия с ними с первых дней пребывания в детском саду. Раздаю памятки с рекомендациями для успешной адаптации.
Чтобы заинтересовать ребёнка, вызвать желание прийти ещё раз в детский сад и не бояться посторонних людей (ещё до поступления в ДОУ), советую родителям регулярно, но не длительно приходить на прогулку и находиться на участке группы, чтобы, малыш постепенно привыкал к окружающей местности, детям и воспитателям.
В дальнейшем использую индивидуальные педагогические беседы и тематические консультации, с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. А также наглядно-информационные (открытые просмотры занятий, режимных моментов) и досуговые (участие в совместных выставках поделок, праздников) формы взаимодействия с семьями воспитанников.
При этом наиболее эффективными принципами взаимодействия с родителями являются: доброжелательный стиль общения, индивидуальный подход и сотрудничество, а не наставничество (создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных ситуациях, заинтересованность воспитателя и искреннее желание помочь).
Благодаря совместным усилиям и тесному сотрудничеству воспитателей и родителей, созданию положительных эмоций у детей и положительного образа детского сада, адаптационный период проходит быстрее и легче, сокращается число детей с тяжёлой степенью адаптации (один, максимум два ребёнка).
У родителей формируется представление, что ребёнок идёт в детский сад не потому, что должен или это необходимо родителям, а потому что у него есть возможность весело провести время, чему-то научиться, поиграть со сверстниками в специально созданных условиях.
Литература
- Алексеева, Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду [Текст] / Е.Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. – 2007. - № 2. – С. 58-60.
- Алямовская, В.Г. Ясли – это серьезно [Текст] / В.Г. Алямовская. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 144 с.
- Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду [Текст] / Л. Баданина // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 5. – С. 100-102.
- Вахнина, Н. Первый день в детском саду [Текст] / Н. Вахнина // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 7. – С. 13-18.
- Данилина, Т.А. Работа с семьёй ребёнка, поступающего в детский сад [Текст] / Т.А. Данилина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003. - № 6. – С. 100-103.
- Николаева, Е.И. Некоторые размышления о подготовке ребенка к посещению детского сада [Текст] / Е.И. Николаева // Дошкольная педагогика. – 2011. - № 9. – С. 67-69.
- Печора, К.Л. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению [Текст] / К.Л. Печора // Ребёнок в детском саду. – 2001. - № 4. – С.80-83.
- Русаков, А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям [Текст]. Сборник / А.С. Русаков. - СПб.: Речь, 2010. - 128 с.
- Теплюк, С.Н. Улыбка малыша в период адаптации [Текст] / С.Н. Теплюк // Дошкольное воспитание. – 2006. - №3.- С. 29-35; №4. – С. 46-51, 54.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Разработка проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...
«Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период»
laquo;Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период»...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня старшего воспитателя Кузнецовой Альбины Петровны на межаттестационный период 2016-2018гг. Тема самообразования: «Использование активных инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
Тема: «Использование активных инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО» Цель: Всестороннее развитие детей посредством педагогическог...
Консультация «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД»
Консультация «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД»...
Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников в период адаптации.
https://drive.google.com/open?id=1IOsgxrjXQgvgfn7XOJIOkjUO6Y3EK2fv...
Группа кратковременного пребывания, как одна из форм взаимодействия ДОУ и семьи воспитанника в адаптационный период
В статье говорится о группе кратковременного пребывания, как одной из форм взаимодействия с родителями. какие мероприятия провордятся с воспитанниками прохождения успешной и безболезненной адаптации....
Выстраивание конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников в адаптационный период ребенка.
Выступление на районном методическом объединении на тему " Адаптация детей раннего возраста"....