«Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период»
консультация (средняя группа) на тему

«Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Эффективные формы взаимодействия ДОУ

с семьями воспитанников в адаптационный период»

 Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению достаточно болезненный вопрос не только для ребенка, но и для его родителей. И задача педагога сделать этот процесс наиболее комфортным для всех участников образовательного процесса.

 Поэтому, так актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в данный период для успешной адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.

Ведь от совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса.

Крайне необходима согласованность действий родителей и воспитателей для успешного развития и воспитания ребенка, так как период адаптации ребенка к детскому саду сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися в поведении ребенка.

Огромную роль играет положительный настрой педагогов и родителей на совместную деятельность

Если ребёнок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.   [1]

Важным фактором является личность самого воспитателя, который должен не только любить детей, быть отзывчивым и внимательным к детям, но и уметь привлечь их внимание, наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогического процесса.

Сложность адаптации дошкольников в логопедической группе заключается в том, что хоть и приходят в группу дети в среднем возрасте из общеобразовательных групп, но они не понимают зачем их привели в другую группу, вырвав из привычного окружения. Ребенку, как в прочем и его родителям, приходиться заново адаптироваться, потому что требования логопедической группы отличаются от требований общеобразовательных групп. Почти все дети с общим недоразвитием речи не замечают за собой дефектов в речи и поэтому недопонимают, для чего с ними проводят тяжёлые упражнения для коррекции речи. Хотя, чем быстрее адаптируются дети к новым условиям, тем быстрее начнётся коррекционный процесс.

Наряду с детьми, которые посещали детский сад, в группу приходят дети, ранее не ходившие в детский сад, которые проходят все трудности адаптационного периода.

К работе по адаптации детей к логопедической группе кроме воспитателя привлекается учитель-логопед, старший воспитатель и психолог.

Еще В.А.Сухомлинский считал, что «педагогика должна стать наукой для всех и для педагогов, и для родителей». Поэтому работа педагога в том числе, должна быть направлена, на педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической компетентности.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способ организации их совместной деятельности и общения, основная цель которых– установление доверительных отношений, объединение в одну команду, потребность делится друг с другом своими проблемами и их совместное решение.

Основная задача родителей-правильно настроить ребенка, эмоционально подготовить.

В данный период родители должны не только поддерживать ребенка, интересоваться его жизнью в группе детского сада, но и активно в ней участвовать. Родителям необходимо набраться терпения, быть готовым, что этот период будет не прост и потребует затрат времени.

Просвещение родителей осуществляется через консультации, индивидуальные беседы с воспитателями, логопедом, памятки, папки-передвижки, посещением занятий, показом деятельности . В нашей группе, в период адаптации родителям была представлена папка-передвижка, в которой была памятка для родителей , в которой рассказывалось как сократить адаптационный период:

-познакомьте ребенка с группой, куда он будет ходить

-придерживайтесь режима дня, максимально приближенного к режиму детского сада

- избегайте обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом 

- вежливо и приветливо обращайтесь к сотрудникам детского сада - это расположит ребенка к общению с ними  и т.д.

Организовывали  совместные творческие выставки , конкурсы , совместные праздники, к которым активно привлекали родителей,  такие  как:

 «День именинника»

  1. Оформление группы.
  2. Поздравление именинников.
  3. Изготовление подарков для именинников.
  4. Игры-забавы.
  5. Прослушивание любимых детских песен.
  6. Подвижные игры, хороводные игры.
  7. Сюжетно-ролевая игра «Кафе».

«День семьи»

  1. Рассматривание альбомов «Семейные фотографии».
  2. Беседы с детьми: «Моя семья», «Отдыхаем всей семьей», «Наша бабушка» (воспитание уважения к старшим членам семьи), «Что делают наши мамы и папы» (расширение представлений о профессиях), «Хозяйство семьи» (обязанности членов семьи).
  3. Рисование «Выходные в семье», «Портреты членов семьи».
  4. Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья».
  5. Строительные игры «Дом в деревне», «Многоэтажный дом».
  6. Подвижные игры.

Для наилучшей адаптации детей логопедической группы —  используются разнообразные методы и приёмы работы с детьми: развлечения, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры в течении всего дня.

 Родителям детей, которые впервые начали посещать детский сад, рекомендовано кратковременное посещение, в зависимости от психологических особенностей ребенка. Работу с родителями начинали со знакомства с семьей, с особенностями ребенка. Родителям предоставлялась возможность нахождения в группе вместе с ребенком в адаптационный период, которой воспользовались 5 родителей из 15 семей, что по моему мнению, ускорило, адаптацию. В данный период мы знакомили родителей с особенностями логопедической работы, давали советы по лучшей адаптации ребенка, рассказывали о трудностях и как с ними справиться, как выполнять домащнее задание.

Как указывает Т. Гризик, «объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются» [2]: глубокий сон; хороший аппетит; бодрое эмоциональное состояние; полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение; соответствующая возрасту прибавка в весе.

Когда утром все дети спокойно прощаются с родителями, с удовольствием едят, заводят друзей, с желанием общаются с взрослыми, хорошо спят, просыпаются в хорошем настроении- адаптацию считаем законченной. Теперь мы спокойно и уверенно можем переходить к воспитательно - коррекционной и образовательной работе.

Список используемой литературы:

1. Баданика Л.А. Организация адаптации родителей к детскому саду // Дошкольное воспитание. -  2007. - №5 - С.9

2 Гризик, Т. Участники адаптационного периода / Т. Гризик, В. Баева // Дошкольное воспитание. – 2010.- № 9. – С. 57-61.)

3 Дорохина Н. В детский сад идти пора  // Дошкольное воспитание. -  2007. - №5 - С.16

4 Королёва С.Г. Особенности адаптации детей с ОНР к условиям ДОУ. — [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://journal.preemstvennost.ru/9-arkhiv-zhurnalov/2011-god/nomer-2-noyabr-2011-god/tema-nomera/971-problema-sotsialno-psikhologicheskoj-adaptatsii-detej-s-rechevymi-narusheniyami-k-usloviyam-detskogo-sada

Памятка 1

Меры, облегчающие адаптацию

1. Поиграйте с ребенком в детский сад в разных ролях

2. Познакомьте ребенка с группой, куда он будет ходить.

3. Не разрушайте любые привычки, в том числе и вредные.

4. Придерживайтесь режима дня, максимально приближенного к режиму детского сада

5. Готовьтесь к посещению сада вместе с ребенком.

6. Заранее подготовьте детский гардероб

7. В первые дни адаптации забирайте ребенка из садика пораньше (рекомендуется укороченный день).

8. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом.

9. Вежливо и приветливо обращайтесь к сотрудникам детского сада - это расположит ребенка к общению с ними. 

Памятка 2

«Что делать, если ребёнок плачет при расставании с родителями».

  1. Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду.
  2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства.
  3. Дайте ребёнку с собой любимою игрушку.
  4. Придумайте несколько разных способов прощания (воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
  5. Будьте внимательны к ребёнку, когда забираете его из детского сада.
  6. После детского сада погуляйте с ребёнком на детской площадке, поиграйте в подвижные игры.
  7. Устройте семейный праздник, демонстрируя ребёнку свою любовь и заботу.
  8. Будьте терпеливы и последовательны.
  9. Поиграйте с ребёнком домашними игрушками (Детский сад) где какая – то из них будет самим ребёнком, помогите вместе с ребёнком найти ей друзей и решите проблемы вашего ребёнка через неё, ориентируя игру на положительный результат.
  10. Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нервную систему.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ОВЗ».

Дошкольники с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст. Дети-инвалиды испытывают повышенную...

Методическое пособие "Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

В предлагаемом методическом пособии представлены механизмы реализации эффективных форм взаимодействия с родителями.В пособии представлены практические материалы из опыта работы педагогов Муницип...

Эффективные формы взаимодействия ГБДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Деятельность родителей и педагогических работников , направленная на воспитание, развитие и обучение детей, может быть успешной только в том случа, если и родители, и дошкольное учреждение станут союз...

Группа кратковременного пребывания, как одна из форм взаимодействия ДОУ и семьи воспитанника в адаптационный период

В статье говорится о группе кратковременного пребывания, как одной из форм взаимодействия с родителями. какие мероприятия провордятся с воспитанниками прохождения успешной и безболезненной адаптации....

Статья "Формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период"

В статье раскрываются эффективные формы взаимодейсвия детского сада и семьи в период адаптации, основная цель которых установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, объедини...

Презентация. Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования....