Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности
материал (подготовительная группа)

Тенькова Светлана Юрьевна

Отношения с другими людьми  зарождаются и наиболее интенсивно  развиваются в дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение  

«Детский сад №97»

Адрес:606030,Нижегородская обл.,

г. Дзержинск ул. Попова, д. 32А

Е-mail:ds97@uddudzr.ru   Тел:(8313)39-15-70

Консультация для родителей

Тема:

"Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности"

        

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад №97»

Тенькова С.Ю.

Г.Дзержинск  201

Отношения с другими людьми  зарождаются и наиболее интенсивно  развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений  становится тем фундаментом, на  котором строится дальнейшее  развитие личности. В настоящее  время  коммуникативное развитие  детей вызывает серьёзную тревогу.  В детство довольно агрессивно  вторглись компьютер и телевизор,  увлечение которыми зачастую  не оставляет места для необходимого  взаимодействия со сверстниками. Возникающий на этой почве  коммуникативный дефицит, приводит к нежелательным последствиям.  Нередко можно слышать жалобы на сложные отношения дошкольника со сверстниками, что выражается в повышенной конфликтности. Старший дошкольник  не всегда адекватно может выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта.

              Тем не менее, именно старший дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными способностями. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

              В формировании личности ребенка  неоценимое значение имеют разные  виды изобразительной деятельности. Одна из форм проведения занятий – коллективная  творческая деятельность. Объединение детей для совместного выполнения заданий  позволяет развить у них прочные способы сотрудничества, представления об особенностях работы в коллективе. Такие занятия создают  условия для коммуникативного развития детей в этот ключевой для формирования личности период.

Существование человечества немыслимо  вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования,  социального положения, территориальной  и национальной принадлежности  и многих других данных, характеризующих  человеческую личность, мы постоянно  запрашиваем, передаем и храним  информацию, т.е. активно занимаемся  коммуникативной деятельность.

В процессе общения проявляются, развиваются и формируются личностные качества субъекта. Предпосылки коммуникативной компетентности зарождаются еще в дошкольном детстве. К 6-7 годам у детей значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. У многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-нибудь или уступить в чем-то. Значительно возрастает в этот период эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника.  

К 6-7 годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Умение видеть в партнере его желания, предпочтения, настроения. У многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-нибудь или уступить в чем-то.  Иногда даже вопреки принятым правилам они стремятся помочь другому, подсказать ему правильный ход или ответ.

Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью заставляет задуматься о создании оптимальных условий для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка как субъекта общения и субъекта  продуктивной деятельности. «В условиях изобразительной деятельности общение детей друг с другом и педагогом отличается от обыденного общения своим содержанием, которое имеет художественную направленность на восприятие искусства и на творческую деятельность в процессе работы над изображением, по поводу его содержания,  качества, результатов», - отмечает В.И.Логинова.

     В коллективной деятельности  дети 6—7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.  При правильной организации со стороны взрослого выполнение совместных  творческих задач может быть очень успешным.   За счет растущей способности к произвольности коллективная деятельность дошкольников становиться организованной.  Некоторые дети к концу дошкольного детства способны в любой деятельности распределить действия внутри своей группы, дружно их выполнить, советуясь и помогая друг другу, вместе оценить личные и общие результаты.

Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине, как в стихотворении В.Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе. Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких занятиях повышает эффективность художественной деятельности.
Как показывает опыт, конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.

 Вместе с тем при всем  важном значении использования коллективных форм работы в их применении необходимо соблюдение педагогической меры. Если коллективное рисование организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же затрудняется процесс усвоения дошкольниками новых знаний и умений.

В зависимости от  уровней сформированности навыков коллективной деятельности у детей разного возраста воспитателем выбирается форма организации коллективных работ:

1.Совместно-индивидуальная.

2.Совместно-последовательная.

3.Совместно-взаимодействующая.

Коллективные работы могут быть разными не только по форме организации работ, но и  по видам, которые можно определить по тематическому критерию:

- Изготовление художественных панно и макетов;

- Выполнение подарочных плакатов;

 -Изготовление атрибутов к совместным играм;

- Иллюстрирование сказок и рассказов;

- Художественное оформление выставок;

- Изготовление костюмов, театральных декораций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обучения творческому рассказыванию старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Творческие задания стимулируют развитие воображения и фантазии, средств выразительности передачи образа, вызывают строй разнообразных чувств....

Особенности совместной (партнерской) взросло-детской деятельности в процессе формирования коммуникативных умений у старших дошкольников

Важной составляющей образовательной среды субъектно-ориентированной педагогики, педагогики развития и диалога, являются - отношения между участниками образовательного процесса: между педагогом и детьм...

Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

   В условиях изобразительной деятельности общение детей друг с другом и педагогом отличается от обыденного общения своим содержанием, которое имеет художественную направленность на в...

Роль совместной деятельности в формировании социальной компетентности у старших дошкольников

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы дошкольного воспитания - роль совместной деятельностив со сверстниками  в формировании социальной компетентности детей старшего дошкольного воз...

«ФГОС дошкольного образования «Формирование коммуникативной и социальной компетенции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности естественнонаучного содержания»

laquo;ФГОС дошкольного образования: «Формирование коммуникативной и социальной компетенции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности естественнонаучного содержания&ra...

Формирование информационной компетентности у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем

Цель – создание условий для формирования информационной компетентности у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.Задачи:Способствовать  исследовательскому поиску зн...