Главные вкладки

    Технология обучения творческому рассказыванию старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.
    статья (старшая группа) на тему

    Казанцева Валентина Владимировна

    Творческие задания стимулируют развитие воображения и фантазии, средств выразительности передачи образа, вызывают строй разнообразных чувств.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon material_na_konferentsiyu_2013_g.doc35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технология обучения творческому рассказыванию старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности

    Минькова Валентина Владимировна,

    воспитатель группы компенсирующей

    направленности для детей с ТНР

    МДОУ № 18 «Улыбка» г. Нерюнгри РС (Я)

    Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности ребенка с нарушениями речевого развития – одна из актуальных проблем педагогики. Взоры многих современных исследователей все больше обращаются в сторону различных видов искусства в качестве адаптогенных, профилактических, коррекционных, развивающих средств. Один из путей решения данной проблемы – интеграция различных видов деятельности при сохранении ведущей роли речи.

    Все виды изобразительной деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование – носят коррекционную направленность, т.к. они способствуют развитию не только мелкой моторики руки, планирующей функции речи, но и художественно-эстетическому становлению личности ребенка, развитию его творческих способностей, проявлению индивидуальности.

    Творческие задания стимулируют развитие воображения и фантазии, средств выразительности передачи образа, вызывают строй разнообразных чувств. Исследования психологов свидетельствуют о том, что творческие интуитивные действия возникают на основе опыта и неоднократных попыток решить какую-либо новую задачу.

    Успешность выполнения детьми творческих заданий зависит от целого ряда факторов, таких как:

    • создание предметно-развивающей среды и специально созданной обстановки;
    • высокой мотивации предстоящей деятельности;
    • использование методов проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная ситуация;
    • активное внедрение методов развивающего обучения: постановка творческой задачи, поиск нестандартного решения в стандартной ситуации; изменение условий стандартной ситуации с введением одного или нескольких элементов;
    • опора на имеющийся опыт изобразительной деятельности детей;
    • интеграция творческих заданий в учебную деятельность;
    • учет индивидуальных особенностей детей в реализации личностно-ориентированного подхода;
    • использование нетрадиционных материалов и техник: рисование пальчиками, ладошками, оттиски бумагой, поролоном; кляксография, набрызг, тычкование, рисование ниточками и многое другое.

    Работа по обучению детей творческому рассказыванию проводится в три этапа, которые предусматривают последовательное усложнение творческих заданий и мотивационных установок.

    Ознакомительный этап. Детям предлагаются задания, требующие первоначальной ориентировки в творческой деятельности. Создаются установки на новые для детей способы действий: сочини, придумай, найди, измени.

    Так, на занятии «Волшебное облако» детям было предложено ответить, на что похожи облака. Далее дети изображали облака – «образы» при помощи техники тычкования.

    Этап поиска решений. На данном этапе дети выполняли задание, направленные на:

    • развитие творческой активности и создание вербального продукта деятельности;
    • придумывание сказок и рассказов по сюжету рисунка;
    • умение определять центральный персонаж и наделять его определенными качествами;
    • умение переносить место действий и частично изменять содержание отдельных эпизодов повествования.

    Благодаря заданиям такого типа дети попадают в постоянно меняющиеся условия и начинают понимать, что на основе старого и хорошо знакомого можно найти новые пути развития сюжета, видоизменить созданное раннее. В процессе поиска решения поставленной задачи возникает атмосфера творчества, развивается умение взаимодействия со взрослым и сверстниками. Ребенок учится радоваться и сопереживать, получает представление о том, что общими усилиями можно доставить удовольствие себе и окружающим.

    Например, на занятии «Пришельцы с другой планеты», используя нетрадиционную технику рисования «кляксокрафию», дети получили необычные изображения. Во время рассматривания рисунков, находили сходство с реально существующими предметами и живыми существами, наделяли их различными качествами и свойствами, рассказывали о предполагаемых поступках и проявлениях.

    Этап самостоятельной деятельности. На данном этапе детям предлагаются многоступенчатые творческие задания, решение которых подчиненно определенному алгоритму:

    • создание предметно-развивающей среды;
    • игровая мотивация предстоящей деятельности;
    • самостоятельный выбор средств художественной выразительности;
    • обдумывание замысла рассказа, истории, сказки;
    • предварительное выстраивание сюжетной линии;
    • присвоение качественных характеристик персонажам и другим объектам;
    • поочередное введение дополнительных элементов и персонажей;
    • построение первоначального сюжета в процессе коллективного творчества;
    • вычленение отдельных сюжетных линий в процессе индивидуальной изобразительной деятельности;
    • презентация и обсуждение продукта деятельности;
    • самостоятельное речетворчество по индивидуальным рисункам;
    • изменение первоначального сюжета путем объединения индивидуальных работ в единый рассказ.

    Например, на занятии «Волшебный кружок» дети «отправились» в путешествие по сказочной стране, в которой жил один-единственный кружок. Но ему никогда не было одиноко, потому что он умел превращаться в самые разные предметы и образы. Помогая кружку совершить превращение, дети поочередно добавляли в рисунок элементы, одновременно описывая предметы и объекты, составляя рассказ, которой получил название «Зайчик в лесу».

    По завершению коллективной работы детям было предложено нарисовать свой рисунок и самостоятельно составить рассказ, но так, чтобы сюжет не повторялся. В дальнейшем путешествие по сказочной стране получило свое продолжение в следующей сказке «Друзья Снеговичка».

    Метод рисования по цепочке с поочередным введением новых элементов изображения позволяет изменить сюжет и обеспечивает его развитие, так как каждая вновь появившаяся деталь дает толчок для воображения. Цикличный характер работы по решению творческих заданий позволяет обеспечить взаимосвязь отдельных занятий, использовать раннее созданный продукт в последующей деятельности по обучению творческому рассказыванию на основе преобразовании отдельных объектов и сюжетной линии в целом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКИХ ЗАМЫСЛОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В статье описываются условия успешного развития детского творчества в процессе изобразительной деятельности....

    Творческие игры на развитие воображения у дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

    Данный материал  предназначен  для воспитателей и  родителей воспитанников ДОУ. Предоставленный  материал поможет  в игровой непринужденной форме развить воображение, творческ...

    Особенности развития воображения и творческих замыслов у дошкольников в процессе изобразительной деятельности. Доклад

    Данные отечественной и зарубежной истории дошкольной педагогики и психологии подчеркивают значение развития творческого воображения для творчества в различных продуктивных видах деятельности и для общ...

    Консультация для родителей. "Творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности".

    Консультация для родителей.Творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессеизобразительной деятельности....

    Развитие творческого воображения старших дошкольников средствами нетрадиционной изобразительной деятельности

    В статье идет речь о развитии творческого воображения дошкольников , его роли в становлении креативной, способной к созиданию творческой личности, востребованной на сегодняшний день социумом и обобщен...