Формирование информационной компетентности у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Цель – создание условий для формирования информационной компетентности у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.

Задачи:

  1. Способствовать  исследовательскому поиску знаний о родном крае, используя основные способы  получения дополнительной информации
  2. Развивать инициативность,  любознательность и наблюдательность при работе с источниками информации.
  3. Воспитывать   положительное отношение к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_informatsionnoy_kompetentnosti.docx45.88 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование

 информационной компетентности

у старших дошкольников

 в процессе ознакомления

с родным краем

                                                                    Лобастова Марина Геннадьевна

   воспитатель МКДОУ № 235 г. Кирова

                                                              первая квалификационная категория

Прежде чем давать знания,

                                                                                                      надо научить, думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию. И в центре всех изменений  стоит ребенок. Жизнедеятельность каждого ребенка осуществляется в уникальной многофакторной информационно-образовательной среде. Это всё, что окружает ребенка – семья, город, страна, общество и позволяет строить свой образ мира –своё образовательное пространство. Любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Все это создает благоприятные условия  для детского развития и саморазвития.

        В общественном сознании и профессиональном педагогическом мышлении прочно утвердился миф о том, что собственный исследовательский поиск ребенка возможен лишь тогда, когда он обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество, не обращая внимания на то, что ребенок является активным, а порой и равным участником образовательного процесса, процесса саморазвития  и накопления собственного опыта.

 ФГОС ДО определяет ценностные ориентации дошкольного образования – направленность педагогического процесса на содействие становлению и развитию детской инициативности, активности, самостоятельности, любознательности, рефлексивности, а также формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (умение слушать и слышать, задавать вопросы и находить на них ответы, используя различные источники информации). Всё это составляет «ключевые компетентности» развития качеств личности.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я обратила внимание  что знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что полученные репродуктивным путем. Но желание ребенка познать окружающий мир носит спонтанный или ситуативный характер, и его  нелегко использовать в образовании. К тому же и круг интересов детей к окружающему миру  достаточно велик, и без  взрослого трудно выбрать основной круг вопросов, на которые ребенок хотел бы получить ответ в доступной для него форме. Информация играет важную роль в жизни ребенка.

Задача воспитателя – отобрать из массы впечатлений (информации) полученных ребенком наиболее доступные, которые дают ему природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд и традиции, общественные события.

Опрос детей старшей группы что наибольший интерес вызвала тема  «Родной край – люби и знай», также   в круг детских интересов вошли   темы «Интересные люди Земли», «Удивительные растения и животные», «Что можно сделать своими руками», тем самым определив  основные направления нашей совместной деятельности. А ответы на вопрос «Откуда ты можешь узнать о том, что тебя интересует?»  показали хаотичность и разнообразие источников, которые дети используют для получения информации. Из 25 опрошенных детей  назвали источники: родители, воспитатели (взрослый) -60 %,   сверстники - 14%, телевизор - 17 %  книги, энциклопедии- 16% , интернет - 85%,  дома -  69 %.Сводная таблица мониторинга показывает – начальная информационная компетентность достижений  старшего дошкольного возраста составляет 50%.  Эта динамика связана не с профессиональной деятельностью педагога, а с естественным взрослением детей.

 Таким образом, возникло противоречие с одной стороны повышенный интерес детей к родному краю и недостаточно высокий уровень развития информационной компетентности у старших дошкольников  Опираясь на исследования Л.В. Михайлова – Свирской «Индивидуализация образования дошкольников», включающую информационную компетентность, Н.А Коротковой «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»,А. И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольников»  у меня возникла идея использовать  доступные средства информации для получения знаний о родном крае.

 Опираясь на основные дидактические принципы работы с детьми: от близкого ─ к далёкому, от известного─ к неизвестному, от простого ─ к сложному,целью моей деятельности является – создание условий для формирования информационной компетентности у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.

Задачи:

  1. Способствовать  исследовательскому поиску знаний о родном крае, используя основныеспособы  получения дополнительной информации
  2. Развивать инициативность,  любознательность и наблюдательность при работе с источниками информации.
  3. Воспитывать   положительное отношение к родному краю.

 Формирование информационной компетенции у старших дошкольников предполагает планомерность, для этого я определила содержательные линии, наполнив каждую комплектом заданий,  осуществления их посредством специально организованной образовательной и игровой деятельности.

 Основные содержательные линии предусматривают:

  • Формирование у детей потребности в дополнительной информации
  • Работу с источниками информации (наблюдение; общение со старшими, умение задавать вопросы, телевидение, книги, энциклопедии, работа с картой)
  • Упорядочивание информации –  умение ее классифицировать по разным признакам (алфавиту, числовому значению,  схемами)
  • Использование информации для построения умозаключений
  • Создание  собственных информационных  объектов- умение применять полученную информацию в практической деятельности при создании рисунков, проектов,  выступлений.

Работу начала от простого к сложному.

1 этап – Формирование у детей потребности в дополнительной информации. Включает проведение бесед с целью выяснения представлений детей о родном городе и Кировской области. На основе диагностических данных разработан план  по краеведению с интересующими детей темами.

Информационная потребность возникает тогда, когда стоящая перед человеком цель не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации. Учитывая это, я давала детям задания и создавала ситуации, в которых необходим поиск дополнительной информации для решения поставленной задачи Игры:«О чем рассказывает обложка книги?», «Когда это бывает?» «Что за дерево (животное, здание и т.п.) такое?» (перечисляются характерные признаки объекта, дети догадываются, о чем идет речь)., «Дорисуй…».

Когда у детей появлялась потребность в получении дополнительной информации и вставал вопрос, где и как ее можно найти, я предлагала детям обсудить источники информации.

2 этап – Работа с источниками информации. Наиболее доступными для себя  в детском саду дети выделили работу с книгой, работу с картой, помощь взрослого, понаблюдать, найти в интернете. На основе их рассуждений я остановилась на таких источниках информации: наблюдении, работе с книгой, работе с картой, модель трех вопросов.

1.Работу с книгами я проводила с опорой на таблицы и давала следующие задания: выберите из предложенных книг сказки, или стихи, или рассказы и разложите их по жанрам; придумайте вопросы по прочитанной книге; найдите значение трудного слова в словаре; найдите описание явления, объекта; дополните рассказ сведениями из энциклопедии.

2.Работая по модели трех вопросов обсуждала с детьми, что они знают и что хотят узнать по данной теме, занося ответы детей в информационные листы. Все вместе дети отвечали на 3 вопроса: Что мы знаем про это? Что хотим узнать? Что надо сделать, чтобы это узнать? Все ответы и идеи детей я записывала печатными буквами на доске (так как некоторые дети умели читать) и схематично, знаками (для не читающих). Данный лист вывешивался в уголок родителям и родители продолжали разговор по теме с детьми дома, спрашивали, подсказывали нужные книги или телепередачи. Например: тема «Дымковская игрушка»

 Что мы знаем?  (она сделана из глины, ее делают мастерицы, она прославила Киров)

Что мы хотим узнать? ( Почему игрушку обжигают в печи? Что обозначают элементы росписи? Какие цвета используются в росписи игрушки? и  т.д.)Что надо сделать, чтобы узнать?Почитать книгу (расположенную в книжном уголке).Рассмотреть дымковскую игрушку, альбомы дымковских игрушек.Посмотреть в интернете.Спросить у родителей.Сходить на экскурсию в музей. Определив, где мы ищем информацию  и как, дети приступали к работе с источниками. Я давала детям задание задать вопросы специалистам детского сада начинающихся со слов Кто..?, Что..?, Где..?, Когда...?, Зачем..?; описать предмет по вопросам «Что это такое?, Чем оно отличается от другого?, Чем похоже на другое?» Объект для описания выбирала сама или ребенок. Проводила игры «Назови как можно больше признаков предмета, объекта исследования» и «Сколько значений у предмета».Широко использую такую форму работы как наблюдение на экскурсиях и целевых прогулках по городу, где дети видят красоту улиц города, зданий, памятников, любуются природой. Полученные впечатления дети отражают в рисунках, в рассказах об увиденном родителям. Заполняют календарь событий, оформляют результаты наблюдений в индивидуальных рабочих листах. Экскурсия в «Детский космический центр» вызвала у детей восторг. Дети как зачарованные любовались куполом звездного неба, с интересом и гордостью выслушали рассказ о земляке космонавте В. Савиных.

 Очень занимательной и продуктивной оказалась экскурсия в «Студию ремесел» в рамках темы «Промыслы Вятки», где дети смогли не только любоваться красотой дымковской игрушки, но с увлечением задавали вопросы экскурсоводу, а также поучаствовали в мастер-классе по изготовлению игрушки из глины и ее росписи. В результате каждый у нес домой сделанную своими руками дымковскую игрушку.

Еще одна экскурсия была очень интересна детям в ботанический сад. Здесь дети познакомились с многообразием растительного мира Кировской области и не только, смогли сравнить условия обитания различных растений и сделать выводы и умозаключения о взаимосвязях среды обитания и ее представителях (растениях, животных, людей).

На экскурсиях мы знакомились с улицами города, с историей их названий. Сравнивали старые дома и новостройки, делали умозаключения  по аналогии, они требуют не только ума, но и развитого воображения. Проводятся они следующим образом: сопоставляя два объекта, в результате выясняли, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта, так например дети сравнивали здания разных годов постройки. Били с детьми в городских  парках, Дендрологическом парке, рассматривали памятники архитектуры. Перед экскурсиями выясняла, что знают дети о том месте, куда планируется выход. Показать город я старалась в разные времена года. Мы побывали в тех местах, где дети лучше всего могли бы наблюдать признаки того или иного сезона: весной и летом в цветущем саду; зимой на заснеженных улицах города, осенью в парке.

  1. Знакомя детей с темой «Киров в лицах» (люди, прославившие город Киров), я обратила внимание детей, что каждый город славен своими делами и традициями. Когда дети знакомились с биографиями знаменитостей и собирали информацию из разных источников, мы обратили внимание присутствие таких городов: Слободской, Уржум, Котельнич и др. Детям стало интересно узнать о них больше, найти их место расположения на карте, как можно до них добраться, чем они особенны. Так мы начали работу с картами Кировской области. Мы учились читать карту опираясь на жизненный опыт, усваивая свойства объектов по внешнему виду  (это реки, горы, населенные пункты и т.д.). Дальше  к опыту подключались географические знания о родном крае. Дети с помощью карты  рассказывали о свойствах объектов, отображенных на ней, и воссоздавали пространственное представление о размещении и взаимном расположении объектов. Полученные  знания  карты и ее возможностей как источника информации знаний позволило детям  составить комплексную характеристику территорий, выявить ее пространственные и природные особенности, взаимосвязи и причинность явлений, характер деятельности человека. Я использовала разнообразные типы заданий с использованием карты, дети работали в группах, парами и выполняли индивидуальные задания.
  2.  Работу с интернет ресурсами Взяли на себя родители. Именно они помогли детям в поиске информации по различным проектам.

3 этап – Упорядочивание информации предполагает анализ и систематизацию информации по определенным признакам: алфавиту, числовому значению, в таблице. Важно объяснить ребенку, как классифицировать и дифференцировать исходную информацию. В моей работе это прослеживается на примере работы с картой (3 этап) или с книгой (создание тематических выставок, разделение книг по жанрам, авторам и т.п.), а также   направлены следующие  игры «Библиотека», «Четвертый лишний», «Отвечай быстро». Совместно с детьми я оформила «Бабушкин сундучок», в который мы собирали мудрые мысли, пословицы и поговорки вятской земли.

4 этап – Использование информации для построения  умозаключений и принятия решений в различных жизненных ситуациях. Умозаключения по аналогии требуют не только ума, но и развитого воображения. Проводятся они следующим образом: сопоставляются два объекта, в результате выясняется, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта.  Дети выполняли следующие задания

«Сравни дымковскую и филимоновскую игрушки» (чем они схожи и чем отличаются), Сравни здания: старинные и новостройки (объясни почему произошли такие изменения в архитектуре города); Назовите как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный; и т.п.

5 этап – Создание собственных информационных объектов предполагает, что полученную разными способами информацию дети смогут использовать в практической деятельности при создании макетов, графических работ рисунков, зарисовка карт, определение маршрутов, схем  и т.д.), сообщений, проектов, моделировании.. Для передачи информации при выполнении  заданий дети используют сообщение, в ходе которого передаваемая информация может совпадать и не совпадать с содержанием речевого произведения.  редких животных Кировской области в рамках проекта «По страницам Красной книги Кировской области, сообщение о С.М. Кирове к дню его рождения, о космических объектах в рамках проекта «Осваиваем космическое пространство».Наблюдая за архитектурными памятниками города, дети настолько увлеклись зарисовкой объектов, что я решила отправить их на областной конкурс изобразительного творчества «Я рисую Вятку» и работы заняли 2 и 3 место. В игре дети создавали макет улицы города и обыгрывали его в разных ситуациях.

Эффективные методы и приемы формирования информационной компетентности.

                    Основным методом обучения является  игра, как ведущая деятельность дошкольника. Это благотворно влияет на развитие произвольности поведения, символического образного мышления, мотивационной сферы детей, обеспечивает психологическую готовность к обучению к школе.

  Наблюдение – описательный психологический исследовательский метод, который заключается в целенаправленном восприятии и регистрации поведения изучаемого  объекта. Наблюдая, ребенок  выделяет признаки объекта и расширяет свое представление о нем.Подведение итогов не должно быть простым перечислением уже ранее названных признаков. Необходимо отмечать то новое, что дети узнали.

Модель трех вопросов. Использование в работе данной модели позволяет  сформировать у детей осознание своих особенностей и потребностей,   умение выбирать виды и способы действия, твердо идти к поставленной цели. Желание выслушать и понять ребенка не только доставят ему огромную радость, но и позволят подняться его познавательной активности на новую ступень.

   Зачастую организованная образовательная деятельность строится таким образом, что детям необходимо самому найти нужную информацию, пользуясь книгами, журналами, энциклопедиями. Использование данного ресурса имеет ряд преимуществ: ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач; в процессе работы  дошкольник приобретает уверенность в себе, в том что он многое может; данный ресурс приучает дошкольника к самостоятельности, развивает навык самоконторля.

Карта – это не только источник информации и развития кругозора, но и средство для формирования мировоззрения. Язык карты один из универсальных языков человеческой цивилизации, прочно утвердившийся как неотъемлемый элемент человеческих коммуникаций, важный и очень емкий канал информации. Чтение карты процесс очень сложный, его следует выполнять поэтапно: изучение объяснительного аппарата карты; изучение содержания карты.

1 этап – это элементарное чтение карты, когда дети работают с картой опираясь на жизненный опыт. Они уясняют свойства объектов по внешнему виду. Это реки, горы, населенные пункты и т.д.

2 этап – к опыту подключаются географические знания о родном крае. Дети с помощью карты могут рассказать о свойствах объектов, отображенных на ней, и воссоздать пространственное представление о размещении и взаимном расположении объектов.

3 этап – включает знание самой карты и ее возможностей как источника информации знаний и на этом этапе широко привлекаются полученные знания. В совокупности появляется возможность составить комплексную характеристику территорий, выявить ее пространственные и природные особенности, взаимосвязи и причинность явлений, характер деятельности человека.

Организация работы с детьми

Работу начала от простого к сложному. Выбранные детьми темы  я расписала понедельно в плане. Каждая тема проходит через все четыре источника информации и включает в себя содержательные линии.Все занятия провожу с использованием наглядного материала, стараюсь построить их так, чтобы дети самостоятельно смогли добыть что-то новое из предложенных им источников. При знакомстве с родным городом и областью подбираю материал так, чтобы это затронуло чувства детей, вызвало интерес (использую фотографии, слайды, презентации, репродукции картин и т.д.). Во время бесед задаю детям  вопросы и предлагаю детям задать свои. Это активизирует познавательную деятельность и внимание, учит предполагать, рассуждать, вызывает интерес. В этом случае беседа переходит в исследование объекта.

Тема «Киров в лицах» (знаменитые люди)

наблюдение

Метод вопросов

Работа с книгами, энциклопедиями

Работа с картой

Экскурсия: «Детский космический центр»

Рассматривание и сравнение иллюстраций художников В. и А. Васнецовых (работа в разных жанрах), Ивана Шишкина

Просмотр выступления фигуристки Оксаны Домниной

Прослушивание музыкальных произведений Петра Чайковского

Проект «С.М. Киров и город Киров»»

Чтение художественной литературы А. Голубевой «Рассказы о Сереже Кострикове» Столица земли вятской

Карты Кировской области:

Районы Кировской области, Карта дорог Кировской области.

Тема «Природа Кировской области»

Экскурсии:

Ботанический сад

Дендрологический парк

Целевые прогулки по экологической тропе на территории ДОУ

Наблюдения в зимнем саду за растениями и животными

Проект «По страницам Красной книги Кировской области»

Столица земли вятской

Красная книга Кировской области

Старая вятка

Районы Кировской области; Грибные и ягодные места Кировской области; Природоохранные территории Кировской области.

Тема «Промыслы Вятки»

Экскурсия:

Студия ремесел

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки и ее росписи

Проект «Глиняная сказка»

Столица земли вятской

Дымковская игрушка

Альбомы Дымковская игрушка

Почвенная карта Кировской области

Физическая карта Кировской области.

Тема «Города Кировской области»

Целевые прогулки по г. Кирову: наблюдения за зданиями старыми и нашего времени, памятниками

Виртуальные экскурсии по городам Кировской области

Проект «Путешествие по вятской земле»

Столица вятской земли.

Азбука краеведения.

Карта автодорог Кировской Области

Карта районов Кировской области

Я создала развивающую  предметно пространственную среду в группе. Организация Центра краеведенияв группе позволяет повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края. Именно там дети смогут применять на практике знания, которые они получили при посещении музеев, театров,  во время экскурсий по городу, при посещении деревенской избы, созданной в ДОУ как мини-музей, и познакомиться с бытом людей того времени. Разработана картотека карт Кировской области и г. Кирова, картотека игр и заданий по работе с картой, для того, чтобы дети самостоятельно могли проложить маршрут следования к интересующему их объекту, учесть климатические условия и т.п., с помощью карты описать интересующий их объект. Создан альбом «Достопримечательности города Кирова»

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии). Дети  работают с книгами как источниками недостающей информации. В детском саду создана своя библиотека, которой могут пользоваться как взрослые, так и дети. В библиотеке имеется как художественная литература, так и книги познавательного характера.

В уголке творчества размещены объекты народных промыслов: дымковские игрушки, вятские матрешки, изделия из лозы и соломы. Представлены образцы с элементами росписи дымковской игрушки, вятской матрешки, альбомы с описаниями промыслов, иллюстрации репродукций картин Васнецовых и Шишкина. Создана картотека игр: «Опиши картину», «В каких тонах написана картина» «Какие краски использовал художник» и м.д. Представлены раскраски по изучаемым темам, материалы для дидактического задания «Закончи рисунок». Развивающая среда целесообразна, доступна, книги, экспонаты, предметы постоянно пополняются и обновляются всеми участниками образовательного процесса.

                                Работа с родителями

Сотрудничество с семьей является обязательным условием для формирования у детей информационной компетентности. Папу и маму по праву можно назвать основными источниками информации, пользующимися доверием ребенка. Первоначальный опрос родителей по теме выявил низкую заинтересованность  и не желание тратить время на поиск информации, ссылаясь на занятость и нехватку времени. Потому организацию работы с родителями начала с консультации «Что нельзя и что нужно делать для поддержки познавательного интереса у детей» и «Почему дети задают вопросы и как на них отвечать». Постепенно вводила родителей в информационное поле: в ходе домашнего задания предложила  создать генеологическое древо семьи, участие в выставке рисунков «Портрет моей мамы» «Мой папа.», проект «Герб моей семьи». Совместно с родителями организовали посещение выставок, музеев, посещение массовых мероприятий «День города», «9 мая» с фоторепортажем о результатах проведения праздника. Родители группы стали активными участниками в поиске информации для детей  «По дорогам родного края»

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей, помогает более структурно систематизировать полученную информацию детьми в общении со взрослым.

  Таким образом, в результате работы по формированию  информационной компетентности  выпускники подготовительной группы имеют следующие достижения:

  1. На основе карты  динамики развития детей подготовительной группы в разделе «Информационная компетентность», где критерием является активность детей ю использовании и назывании источников знаний, адекватные возрасту, индивидуальные возможностям познавательным потребностям  увеличился с 50 % до 92  %
  2. Результаты работы с детьми по данному направлению, в течении небольшого времени, позволяют считать краеведение отправной точкой воспитания маленького Кировчанина, так как, наши воспитанники научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их с помощью разных источников информации. У них появилась мотивационная потребность изучения социального мира.  У выпускников данной группы наблюдалась: легкая адаптация к условиям социальной жизни и общения со старшими, в результате освоения общих навыков работы с информацией дошкольники  умеют:
  • Оценивать потребность в дополнительной информации;
  • Определять возможные источники информации и способы поиска (на своем уровне при помощи взрослых);
  • Осуществлять поиск информации в книгах, энциклопедиях, библиотеках, получать информацию из наблюдений, при общении;
  • Анализировать полученные сведения и представлять их в наглядном виде (таблицах, схемах);
  • Создавать небольшие информационные объекты.

Об этом свидетельствует показатель 100% успешной адаптации к школе. Нам удалось добиться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями – как полноправными участниками всех мероприятий проводимых в ДОУ. Тесное взаимодействие всех участников образовательного  процесса социализации – не только дало возможность системно и последовательно формировать у старших дошкольников информационную компетентность, но и активно познавать свою “малую” Родину, закладывать основы национальной и нравственной культуры

Литература

1. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКАПРЕСС, 2007

2. Михайлова-Свирская Л.В. Идивидуализация образования детей дошкольного возраста. -  М.: Просвещение, 2015

3.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Издательский дом «Учебная литература», 2010

4. Прохорова С.Ю., Калинкина Е.В., Дмитриева Н.А. Формирование у детей умений пользоваться доступными средствами получения информации//Справочник старшего воспитателя. – 2012. -  № 2. – С. 42-50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Воспитание у старших дошкольников любви к родному краю".

С чего начинается Родина для каждого из нас?  С золотых полей и тенистых лесов,  с морского прибоя и журчания реки,  со старинных сказок и песен, с семейных преданий и рассказов земляко...

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем ( подготовительная к школе группа).

Мною разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по кубановедению, а также занятия продуктивными видами деятельности ( рисование, аппликация, лепка, ручной труд) и развл...

Ознакомление старших дошкольников с природой родного края.

Статья и методические пособия (мнемотаблицв и дидактические игры) по озникомлению дошкольников с природой родного края...

Тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем.

Помесячное планирование работы по ознакомлению детей с родным краем:"Кимры - город, в которм мы живём""Герб и другие символы Тверской области и городо Кимры""Памятные места на...

Конспект НОД в старшей группе. «Береги природу родного края»

Конспект НОД в старшей группе.«Береги природу родного края»...

«Край, в котором я живу «Моя Якутия!» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)

В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...