Обобщение опыта по теме: "Воспитание у старших дошкольников любви к родному краю".
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Гетманская Елена Викторовна

С чего начинается Родина для каждого из нас?  С золотых полей и тенистых лесов,  с морского прибоя и журчания реки,  со старинных сказок и песен, с семейных преданий и рассказов земляков-старожилов. Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: "Кубань - родная земля!", "Кубань - жемчужина России!", "Кубань - наша Родина!", "Кубань - мать родная!"

Кубань - одно слово, два слога. Как сладостно они дополняют друг друга! И как звучат благословенно!

Кубань – чудесный благодатный край хлебных полей, привольных степей, цветущих садов, красивых здравниц, станиц, хуторов, больших и малых городов. Она утопает в зелени лип, платанов, клёнов,  завораживает чистотой горных рек, терпким запахом луговых трав, пением жаворонков, тоскливым голосом куликов. Как не вспомнить и щебетание ласточки над крышей родительского дома, и крики чаек, оторвавшихся от близкого моря и устремившихся в глубину пшеничных полей.

         И совсем теряешь голову от медового запаха подсолнухов, когда в один из дней, словно сговорившись, они разом зацветают жёлто — горячим цветом от одной лесопосадки до другой, и ты стремишься охватить поле взором, а оно не вмещается в нём, выплёскивается и переливается через край.

         И хочется, чтобы самые юные жители нашего края  любили и знали наш замечательный край.  Без этой любви к своей маленькой родине, без знания её истории, нет достаточного развития у детей чувства ответственности дома перед близкими и страной.

       

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание у дошкольников любви к родному краю»

                                                                   Знание родного края – наша

                                                             сила и величие Родины.

                                                                                        Ф.А. Щербина

        Чувство любви к родному краю, городу, станице, окружающей природе необходимо формировать у детей с дошкольного возраста. С ранних лет нужно воспитывать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к тому месту, где он родился и живёт; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края,

природы, истории; формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.

        В данной работе представлен материал, подобранный с целью показать методику работы по ознакомлению детей с историей своего края, на основе традиций и обычаев народов живущих здесь.

        Темижбекская — какая она была много лет назад? Её улицы и

особняки, лучшие здания и просто дома и магазины. Казаки и

казачки на улицах станицы, всё это принадлежит прошлому, но и

нынешнему тоже, потому, что история неразрывна.

        Темижбекская — старая и новая, она дорога каждому кто здесь

родился, жил и живёт сейчас. Научить детей любить свою малую родину, гордиться её прошлым, вот одна из главных задач.

        Свою работу я начала с того, что ознакомилась с материалом по истории станицы. Затем провели беседы с родителями и с их помощью создали  свой мини — музей. В нём собраны самые разные экспонаты: фотографии, монеты, которые пролежали в земле 100 и более лет, фронтовые письма, патроны, документы, предметы утвари, пряха и, конечно же, вышивки, которые показывают талант и умение наших бабушек. Воспитателями детского сада была создана казачья хата, благодаря чему  дети окунаются в атмосферу старинного казачьего быта, играют,  используя собранные атрибуты в сюжетно-ролевых играх.

        Составила план работы  по воспитанию любви к родному краю с детьми на год.  В нем отразила и  знакомство с историей открытия Кубани казаками, знакомство с улицами, достопримечательностями,  историческими местами и главное людьми, которые прославили станицу, которые живут здесь ныне и которыми мы можем гордиться.

        На прогулках, занятиях знакомим детей с животным и растительным миром станицы, птицами. Для лучшего запоминания изготовила дидактические игры. На экскурсиях собирали с детьми семена и листья для изготовления гербариев, шишки, каштаны, жёлуди и сучья для работ по ручному труду.

          Дети посещают кружок  «Кубанские ремёсла».  А соприкосновение ребёнка с народным искусством, традициями, помогают: духовно обогатить ребёнка, поддержать его интерес к прошлому, воспитать любовь к Малой  Родине, уважение к народным мастерам. Дошкольники  при помощи аппликации, лепки, конструирования  постигают умения наших предков. Всё это происходит на уровне воспроизводящего творчества. Вместе с ребятами, из лучших работ  мы создаём мини — выставки.

        Работа по данной теме захватила не только ребят, но и меня. Я считаю её очень нужной, ведь если ребёнок знает, сколько усилий нужно приложить, чтобы вырос хлеб, такой ребёнок никогда не бросит кусок. Научив детей чувствовать себя едиными с природой, можно быть спокойными, они не сломают дерево, не будут засорять водоём.

        И, конечно, если ребята будут знать, сколь необычна история нашего края, какими славными делами прославили себя земляки, я думаю, им будет, чем гордиться, за что любить свою маленькую Родину.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

        Соприкосновение ребёнка с народным искусством, традициями историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут:

духовно обогатить ребёнка,

поддержать его интерес к прошлому и настоящему,

воспитать любовь к своей малой  Родине.

        Основной целью программы является патриотическое воспитание

дошкольников и обуславливает следующие воспитательно-образовательные задачи:

познакомить ребёнка с прекрасным миром кубанской природы;

пробудить любовь ребёнка к Родине, которая начинается с порога, отчего дома;

научить бережно, относиться к окружающему его миру: растениям, животным, воде, земле, воздуху, людям;

приобщить к сельскохозяйственному труду, воспитывать уважение к человеку труда;

знакомить с историческим прошлым и культурой родного края, с творчеством кубанских детских поэтов;

воспитать интерес и уважение к обычаям народов Кубани.

Принципы реализации программы:

природосообразность;

доступность — содержание программы соответствует возрастным особенностям дошкольников;

гуманизация — программа направлена на воспитание гражданских чувств дошкольников и предполагает ориентацию на высшие человеческие

         ценности — любовь к семье, родному краю, Отечеству;

комплексность — содержание каждой темы реализуется через

        комплексное сочетание различных видов деятельности ребёнка (речевое         развитие, познавательная, художественно-творческая, игровая...).

Данная программа «Моя Родина — Кубань» состоит из 4 разделов:

1. «Я и моя семья»;

2. «Без прошлого нет настоящего»;

З. «Нет в мире краше Родины нашей»,

4. «Земля отцов — моя земля».

        Последовательность разделов не случайна, т.к. изучение начинается с того, что уже хорошо знакомо ребёнку: семья, любимые занятия родных, история  имени, семейные традиции — это позволяет плавно ввести ребёнка в мир «Кубановедения».

        Во втором разделе дети познакомятся с историческим прошлым Кубани, с историей жизни казаков, узнают о том, кто раньше населял Кубань, до переселения казаков,  и чем они занимались. Закрепят знания о кубанском флаге и познакомятся с гербом и гимном Кубани.

        Тематика третьего раздела направлена на изучение экологии и посвящена развитию внимательного и бережного отношения к окружающей природе. В этом разделе дети познакомятся с разнообразием растительного и животного мира Кубани, лекарственными травами, с самой большой рекой — Кубанью, с достопримечательностями станицы.

        В четвертом разделе познакомятся с обычаями, языком, одеждой, бытом. Рассмотрят посуду и другие предметы обихода (макитра, скрыня, саманная хата). Изучат местные традиции, фольклор, обряды, художественные и кустарные ремёсла. Познакомятся с основными народными праздниками населения Кубани, с кубанскими поэтами и их произведениями.

Планирование работы по воспитанию любви к родному краю у старших дошкольников

Вид занятия и название

Основное содержание и формы работы

Цели

I блок «Я и моя семья»

Комплексное /развитие связной речи, рисование/

«Наша дружная семья».

Беседа, рассказ о своих близких людях, о семье; выставка рисунков

«Семейный портрет».

- учить понимать роль взрослых и детей в семье, вызывать гордость за то, что у него есть семья;

-развивать связную речь, использовать в речи прилагательные, глаголы; закрепить произношение звуков [г], [п];

-развивать творческие способности;

-воспитывать доброе отношение к взрослым, формировать уважение, доверие, взаимопонимание и желание взаимопомощи.

Комплексное /познавательное развитие, аппликация/

«Ты и твоё имя».

Рассказ о том, как выбирали имя в старину, беседа об истории своего имени, игра «Люблю, чтобы меня называли…»

-формировать представление о роли имени в жизни человека;

-развивать речь, кругозор, творческие способности;

-воспитать патриотические чувства: чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам.

Развитие  связной речи

«Мои обязанности в семье».

Беседа об обязанностях,

Чтение стихотворений: Т.Голуб «Я копаю», К. Обойщиков «Хозяин»,

Д/игра «Что изображено?»

- формировать умение отвечать на вопросы предложениями, составлять  рассказ;

-развивать самостоятельность у детей, умение контролировать свои действия;

-вызывать желание быть активным помощником; воспитывать уважение к труду взрослых.

Познавательное развитие

«Мой второй дом – детский сад. Правила поведения в нём».

Беседа о правилах поведения в детском саду, экскурсия по саду, игра «Назови своих друзей по имени».

-учить доброжелательно, относиться к детям,  взрослым в детском саду, общаться друг с другом;

-развивать чувство уверенности в самом себе, чувство коллективизма, эмоциональную отзывчивость;

-воспитывать дружелюбие; совершенствовать себя как личность через общение с людьми.

Комплексное /развитие связной речи, рисование/

«Семейные традиции».

Беседа о семейных традициях, праздниках, выставка творческих работ детей и их родителей «Мой самый любимый праздник».

- учить называть праздники,

-развивать связную речь, умение отвечать на вопросы предложениями;

-воспитывать уважение к традициям.

                     II   «Без прошлого нет настоящего»

Познавательное развитие

«Рождение Кубани».

Рассказ об открытии Кубани казаками, чтение стихотворения К.Обойщикова  «Кубань – земля такая…»

-познакомить с историческим  прошлым Кубани;

-формировать представление о том, кто раньше населял Кубань до переселения казаков;

-развивать любознательность;

-воспитывать любовь к своей малой Родине.

Комплексное /развитие связной речи, рисование/

«Знакомство с символикой Кубани».

Рассказ об отличительных знаках – государственных символах, прослушивание гимна Кубани; выставка рисунков «Герб моей группы»

-закрепить знания о кубанском флаге, познакомить с гербом и гимном Краснодарского края;

-развивать внимание, память, творческие способности, познавательный интерес;

-воспитание патриотических чувств — любви к родине, уважение к флагу, гербу, гимну Кубани.

Комплексное /познавательное развитие, аппликация/

«Возникновение имён и фамилий на Кубани»

Рассказ об именах и фамилиях, их происхождении.

Коллективная работа «Генеалогическое древо»

-расширить представления об именах и фамилиях, их происхождении;

-продолжить знакомить с историей жизни казаков;

-развивать творческие способности;

-воспитывать бережное отношение к своему имени, фамилии, стремление их прославлять.

III «Нет в мире краше Родины нашей»

Познавательное развитие

«Путешествие по родному краю».

Экскурсия в парк,  кубанская народная игра «Тополёк».

-познакомить с растительным миром своего края;

-развивать наблюдательность, внимание;

-воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям, деревьям.

Художественно-творческая деятельность /рисование/

«Краски родного края».

Чтение стихотворения Ф.Вараввы «На хуторе нашем...», чтение  стихотворений о своём крае детьми; выставка работ «Наряд казачки и казака».

-способствовать расширению и закреплению знаний детей о родном крае;

-прививать любовь к художественному слову;

-закреплять навыки рисования красками кубанских узоров.

Художественно-творческая деятельность /рисование/

«Родная станица. Улица, на которой я живу»

Составление карты станицы, путешествие по карте, экологические маршруты «Детский сад – парк», «Детский сад – река Кубань», «Вокруг детского сада».

-изготовление карты станицы, знакомство с расположением ближайших улиц;

-развивать любознательность;

-воспитывать  трудолюбие.

Познавательное развитие

«Главная достопримечатель-

ность моей станицы – храм Архангела Михаила»

Экскурсия

- расширить представления детей  о храме, построенном в 1811 г. на пожертвования казаков;

-развивать любознательность;

-воспитывать гордость за свою станицу.

Комплексное

/ экологическое воспитание, аппликация/

«Разнообразие растительного мира Краснодарского края».

Чтение  и анализ стихотворений Л.Мирошниченко «Одуванчик», В.Бардадым «Репейник».

Знакомство с кубанской игрой  «Мак».

Выставка коллективной работы «Весенняя поляна».

-дать представление о разнообразии и красоте нашего края;

-формировать представление о необходимости охраны растительного мира;

-научить создавать красоту;

-развивать эстетический вкус;

-воспитать любовь к природе.

Развитие связной речи

 «Хлебные поля – гордость Кубани!»

Беседа о хлебосольной Кубани, рассматривание картин: «Вспашка земли под урожай»,  «Уборка урожая», кубанская народная игра «Просо сеяли».

-дать детям знания о хлебе, как о ценном продукте, без которого люди не могут обходиться;

-раскрыть понятие «Кубань — хлебный край»;

-формировать связную речь, побуждать использовать в речи прилагательные и наречия;

-воспитывать гордость за свою малую родину, уважение к хлебу и труду хлебороба.

Познавательное развитие

«Лекарственные травы».

Рассказ, беседа о «Зелёной аптеке».

 Д /игры:  «Назови лекарственное растение», «Собери лекарственное растение из частей», отгадывание загадок, рассматривание альбома «Лекарственные травы».

-расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений Кубани;

-формировать представление об использовании лекарственных растений в медицине;

-развивать наблюдательность, внимание, монологическую речь;

-воспитывать гуманное отношение к природе.

Экологическое воспитание «Разнообразие животного мира Краснодарского края»

Рассматривание рисунков с изображением животных, отгадывание загадок по теме, рассказ о животных степей, лесов; игра «Да – нет».

-познакомить с разнообразием животного мира Краснодарского края;

-формировать представление о необходимости охраны животных;

-развивать  речь, расширять кругозор;

-воспитывать  бережное отношение к животным.

Экологическое воспитание «Домашние животные»

Беседа, рассматривание таблицы,

альбома «Домашние  животные». Знакомство с кубанской игрой «Стадо».

-показать разнообразие домашних животных;

-развивать память, мышление;

-воспитывать заботливое отношение к домашним животным.

Экологическое  воспитание «Путешествие по реке Кубань»

Беседа, д/и: «Назови растение», «Узнай дерево или куст по листу», «Назови птицу»

Игра «Поймай рыбку».

-закрепление знаний о животных, птицах, растительном мире края;

-развивать любознательность, ловкость, мышление;

-воспитывать любовь к малой родине, чувство прекрасного.

Экологическое воспитание

«Красная книга Кубани».

Рассматривание стенда «Как прекрасен этот мир!», беседа о заповедниках, о правилах поведения в природе, лесу; чтение стихотворения «Береги природу!»

-познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в неё внесены, рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;

-развить речь, мышление, расширять кругозор;

-воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

IV «Земля отцов – моя Земля»

Художественно-творческая деятельность /рисование/

«Вещи рассказывают о прошлом»

Рассматривание  иллюстраций старинных вещей, расшифровывание идеограмм. Знакомство с кубанской игрой «Разбить кувшин».

Выставка работ.

-познакомить с таким видом искусства, как керамика;

-учить создавать узор, используя идеограммы народных ремёсел;

-воспитывать любовь и уважение к кубанским народным традициям, ремёслам.

Комплексное /познавательное развитие,  конструирование/    «Казачья хата»                                                                            

Рассказ, беседа  о кубанских хатах,  кубанская игра «Петушок», выставка работ.

-дать представление о материалах, из которых казаки строили свои хаты;

-развивать логическое мышление, память, внимание;

-воспитывать чувство солидарности, взаимопомощи.

Познавательное развитие

«Кубанское подворье».

Рассказ о кубанских постройках, рассматривание картин, иллюстраций, беседа.

-познакомить детей с кубанским подворьем, в сравнении с деревенскими дворами в  современности;

- учить замечать, что с изменением условий труда происходит  изменение быта;

 -развивать интерес к жизни и труду казаков;

-воспитывать уважение к культуре и традициям кубанского народа,  связанное со  строительством жилья.

Комплексное /познавательное развитие, конструирование/

«Верный друг казака»

Рассказ о значимости коня в жизни казака,  работа с пословицами: «Конь казаку – лучший друг», «Казак сам не ест, а коня кормит», «Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой»,  знакомство с кубанской игрой «Конники», выставка работ.

-формировать представление детей о том, что жизнь казака без коня невозможна;

-развивать глазомер, мелкую моторику руки;

-воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Комплексное /познавательное развитие, аппликация/ «Православные праздники»

Рассказ о праздниках, рассматривание рисунков, созданных на основе библейских сюжетов. Знакомство с кубанской игрой «Колядки. Щедрые кубанские казаки»,

 изготовление праздничных поздравительных рождественских открыток.

-дать представление о православных праздниках: Рождество Христово, Крещение, Сретение Господне;

-развивать любознательность, память;

-воспитывать гордость за народную культуру.

Комплексное занятие

/познавательное развитие, аппликация/

«Жизнь и труд казаков»

Рассматривание иллюстраций о жизни и труде казаков, обсуждение пословиц: «Труд казака кормит, а лень портит», «Какова пряха, такова и рубаха», Д/и «Назови орудия труда»,  выставка работ «Каравай»

-познакомить детей с орудиями труда казаков; расширить знание детей о жизни и быте первых поселенцев;

 -учить детей точно и грамотно выражать свои мысли;

-совершенствовать монологическую речь;

-воспитывать чувство уважения к нашим предкам.

Художественно-творческая деятельность /рисование/

«Напитаем душу красотой».

Рассказ о кубанской вышивке, знакомство с пословицей «Собирай всю родню на весёлую сходницу». Раскрашивание птичек – мальчиками, «вышивание» рушников  - девочками, выставка работ.

-познакомить детей с народно-прикладным искусством Кубани — вышивкой, кубанской росписью;

-дать представление о традициях кубанского быта;

-развивать эстетический вкус, творческие способности;

-воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани.

Познавательное развитие

«Традиции и быт Кубанского казачества».

Экскурсия в музей.

-знакомить с жизнью, опытом, культурой Кубанского казачества;

-развивать познавательный интерес к истории своего народа;

-воспитывать любовь к малой Родине.

Комплексное /познавательное развитие, лепка /

«Кубанские народные ремёсла»

Рассказ об известных на Кубани  промыслах и ремёслах,  рассматривание иллюстраций – домашняя утварь, отгадывание загадок, выставка работ.

-знакомство с различными видами промыслов на Кубани;

-развитие интереса к народному прикладному искусству;

-воспитание любви к родному краю.

Познавательное развитие

«Устное народное творчество /пословицы, поговорки, песни/».

Чтение пословиц, поговорок, прослушивание песен Кубанского казачьего хора.

-познакомить с кубанскими пословицами, поговорками, песнями;

-развивать память;

-воспитывать любовь к кубанской культуре.

Познавательное развитие

«Устное народное творчество /казачья сказка, загадки/».

Чтение сказки, исполнение детьми частушек, отгадывание загадок.

-познакомить с особенностями кубанского говора;

-развивать интерес к эстетическому богатству культуры Кубани;

-воспитывать  чувство патриотизма.

Комплексное /развитие связной речи, рисование/

«Знакомство с творчеством кубанского писателя – К.А. Обойщикова»

 Рассказ о кубанском писателе, выставка книг кубанских поэтов, выставка иллюстраций к стихотворениям.

-познакомить со стихотворениями К.А. Обойщикова: « Кубань – земля такая», «Они Россию кормят хлебом»;

-развивать творческие способности;

-воспитывать интерес к кубанской литературе.

Развитие связной речи

«Знакомство с творчеством кубанского писателя – В.Д.Нестеренко»

Рассказ о кубанском писателе, выставка книг кубанских поэтов, заучивание стихотворения наизусть.

-познакомить с творчеством  писателя;

-развивать интерес к художественному слову, красоте поэтических образов и сравнений;

-воспитывать чувство гордости за «малую родину».

Викторина «На Кубани мы живём»

Проведение конкурсов: «Конкурс чтецов», «Загадки из бабушкиного сундучка»,

«Из истории Кубани»,

«Пословицы и поговорки о Кубани», «Одежда из бабушкиного сундука».

-закрепить полученные ранее знания;

-развивать представления детей об истории Краснодарского края;

-воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции народа Кубани через творческую деятельность.

КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        В результате реализации  программы   «Моя Родина — Кубань»

должны быть достигнуты следующие цели:

повышение уровня познавательной активности, т.е. дети, должны интересоваться жизнью своих предков;

задумываться о последствиях своего общения с природой, бережнее относясь к ней;

знать, как принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю;

уметь видеть и понимать красоту окружающего мира;

знать и различать диких и домашних животных, обитающих на территории Краснодарского края;

называть основные профессии жителей Кубани;

знать достопримечательности родной станицы;

уметь играть в кубанские народные игры, водить хороводы, петь кубанские песни, рассказывать стихотворения кубанских детских поэтов; использовать в речи кубанские пословицы, поговорки, считалки;

знать символику Кубани;

называть народные ремёсла;

знать обычаи, праздники жителей Кубани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Воспитание нравственных качеств дошкольника в игре»

Проведено обобщение материала по воспитанию нравственных качеств дошкольников в игре. Подобраны игры для детей и консультация для родителей, которую можно использовать при проведении родительскго собр...

Консультация для родителей на тему: "Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ"

Красной нитью всего дошкольного возраста в разделе нравственного воспитания Программы "От рождения до школы" проходит задача необходимости воспитания у детей любви к Родине. И главными помощ...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание у дошкольников любви к родному краю» Подготовила: Сысоева С.И.

laquo;С чего начинается Родина?»С чего начинается Родина?С картинки в твоём букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем дворе.А может, она начинаетсяС той песни, что пела ...

Обобщение опыта по теме "Воспитание интереса к родному городу с помощью игры - ходилки"

Игра - ходилка - интересное и увлекаленаяигра для детей старшего дошкольного возраста, с момощью её воспитанникирасширяют знания о родном городе....

«Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю родного края» /из опыта работы/

Каждый народ имеет свои корни. Это-язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка и истории своих предков, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться ег...


 

Комментарии

Большакова Ольга Николаевна

Молодец, отличная работа проведена!

Гетманская Елена Викторовна

Спасибо большое, Оля!