Проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста " В мире профессий"
проект (старшая группа)

Введение.

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду. В дошкольных учреждениях, должны обратить особое внимание на раннюю профориентацию дошкольников. Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получат пятерки» и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего. И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом. К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме.  Причина этому, отсутствующая программа профориентации детей. Поэтому основная масса выпускников школ не имеет даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить,  кем работать после окончания техникума или института, профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок, даже если он хорошо учился в школе и имел множество увлечений, может не найти себя в нужной ему профессии. Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.  Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно.  Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии. Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.

Актуальность проекта:

В наше время , есть множество профессий , которые вносят вклад в развитие нашей огромной страны. Кто как не взрослые могут дать первые знания, умения и навыки маленькому человеку с большим будущем.

В старшем дошкольном возрасте  особое значение для полноценного развития детской личности приобретает  дальнейшее приобщение к миру взрослых людей. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям. Углубленное изучение специальностей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Цель проекта: расширение и обобщение представлений детей  о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развить интерес к разным специальностям, в частности к труду родителей.

Задачи проекта:

- пробудить интерес к предлагаемой деятельности;

-сформировать реалистические представления о труде взрослых у детей  ;

-помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии;

-развивать коммуникативные навыки ;

-развивать творческие способности

 

 

Ожидаемый результат:

• Формирование реалистичных представлений о труде взрослых у детей

• Понимание важности и необходимости каждой профессии.

• Развитие коммуникативных навыков.

• Знание профессий своих родителей.

 

 

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный.

2.Практический

3.Итоговый

Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 г.- май 2021г.

Проект: долгосрочный.

Участники проекта: педагоги детского сада №32 «Сказка», воспитанники группы №10 «Подсолнушки», родители воспитанников.

Мероприятия по реализации проекта.

1.Подготовительный этап:

- Изучение необходимого методического материала

- Создание развивающей среды;

- Разработка тематического планирования;

- Подготовка демонстрационных и раздаточных материалов для родителей;

- Начальная диагностика детей.

 

2.Практический этап

Содержание образовательной работы с детьми.

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

-Беседа на тему : «Труд человека»

Цель: познакомить детей с разнообразием профессий; закрепить умение аргументировать свои ответы; развивать логическое

Знакомство с профессиями детского сада .

-Чтение художественной литературы: «Кем быть?» В. Маяковский . Экскурсия по детскому саду.

-«Поздравление с Днем дошкольного работника».

-Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» Задачи: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Октябрь

-Знакомство с профессией библиотекарь.

-Чтение художественной литературы: «Город добрых дел» Р. Скарри.

-Экскурсия в библиотеку «Профессия – библиотекарь». Цель: формировать у детей представления о труде взрослых людей; вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей с  профессией библиотекаря; воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду взрослых.

- Изготовление карманчиков в книгах и формуляров для сюжетно-ролевой игры.

-Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» Задачи: отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

-Создание мини-музея орудий труда по профессии «Библиотекарь»

 

 

Ноябрь

-Знакомство с профессией «Врач».

-Беседа на тему «Профессия-Врач»

-Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия – врач». Цель: познакомить с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей медицинской терминологией, активизировать глаголы, учить детей полно отвечать на вопросы, находить как можно больше слов для ответов в процессе общения.

-Чтение художественной литературы: «Доктор        Айболит» К.Чуковский.

-Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». 

-Сюжетно-ролевая игра «Больница» Цель: вызвать у детей интерес к профессии врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

-Создание мини-музея орудий труда  профессии «Врач».

 

 

 

Декабрь

-Знакомство с профессией «Строитель».

-Беседа на тему «Важность профессии- строитель» .

-Чтение художественной литературы «Кто построил тот дом?» С. Баруздина.

-Беседа о технике безопасности на стройке. 

-Изготовление инструментов для сюжетно-ролевой игры «строитель».

-Сюжетно-ролевая игра «Строитель»

Задачи: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.

-Создание мини-музея по орудиям труда профессии «Строитель».

 

 

Январь

-Знакомство с профессией «Повар».

-Беседа на тему : «Чем занимается повар?».

-Чтение художественной литературы : ««А что у вас?» С. Михалков.

-Экскурсия на кухню детского сада «Профессия – повар» Цель: познакомить детей с трудом повара; расширить и закрепить знания о кухонной  посуде.

-Проведение развлечения «Кулинарное шоу» освоение профессии повар, изготовление кулинарных блюд.

-Создание мини-музея орудий труда профессии «Повар».

 

Февраль

-Знакомство с профессией «Актер».

-Беседа на тему: «В  мире театра». Освоение профессии – актер, через театральную деятельность.

-Чтение К.Д.Ушинского «Курочка Ряба».

-Постановка сказки «Курочка Ряба».

-Подготовка костюмов, декораций, разучивание текста героев.

-Показ сказки «Курочка Ряба» в детском саду.

-Создание мини-музея орудий труда профессии «Актер».

Март

-Освоение профессий будущего.

-Знакомство с профессиями: робототехники, специалисты по IT-технологиям, ведущий инженер по наладке оборудования, инженер-преподаватель хайтека.

-Посещение детского технопарка-кванториум. 

-Создание мини-музея по орудиям труда.

 

Апрель

-Освоение профессии мультипликатора.

-Знакомство с профессией «Мультипликатор».

-Составление плана создания мультфильма «В мире профессий». 

-Погружение в профессию (составление идеи мультфильма, создание персонажей, декораций, разучивание сценария).

-Съемка мультфильма «Мир профессий».

-Монтаж получившегося результата.

-Показ мультфильма в детском саду.

-Создание мини-музея по орудиям труда «Мультипликатора».

Май

-Создание рассказа «Моя профессия мечты».

-Создание видео-фильма   «Рассказ детей об их будущей профессии.

- Съемка с места работы родителей воспитанников.

-Создание видео-экскурсии «Вперед к будущей профессии».

-Показ видео-экскурсии воспитанникам.

-Экскурсия по орудиям труда.

Итоговый этап.

Был проведен мониторинг на начало года и на конец года.

Вопросы к мониторингу по проекту:

  1. Почему появились профессии?
  2. Что нужно знать и уметь, чтобы стать хорошим… (предлагаются несколько вариантов профессий)
  3. Кем работают ваши родители? Расскажи об их профессии
  4. Кем ты хочешь стать? Какие качества необходимы для этой профессии?
  5. Кто что делает? (Подбор глаголов к существительным-названиям профессий: учитель-учит;  строитель-строит; шофер водит машину и т.д)
  6. Как называется этот инструмент и кому он нужен в работе? (Подбор существительных – названий орудий труда и названий профессий)
  7. Что можно делать с помощью этого инструмента? (Подбор глаголов, обозначающих действия)
  8. Составь рассказ о профессии по картинке (по схеме): название-место работы-для чего и кому нужна профессия-выполняемые трудовые действия-инструмент-результат работы)
  9. Назови:

 

  • профессии, связанные с производством продовольственных товаров;
  • профессии, связанные с обучением и воспитанием детей;
  • профессии, связанные с творчеством;
  • военные профессии;
  • профессии, связанные с сельским хозяйством;
  • самые главные профессии в нашем городе

 

Высокий уровень знаний – 1-ый уровень

Ребенок дает полный, точный ответ. Имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, месте работы, трудовых действиях и результатах труда.  

Средний уровень знаний-2-ой уровень

Ребенок дает неточный ответ, не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата.  

Низкий уровень знаний-3-й уровень

Ребенок дает неправильный ответ. Затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о рудовых действиях и результатах труда.

Вывод.

Дети закрепили знания о том, что такое профессия, для чего человеку необходимо трудиться, работать. Расширили представление о роли труда в жизни людей, о многообразии орудиях труда, трудовых действиях.

Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Именно таким путём происходит процесс усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований и норм, принятых в обществе, происходит формирование нравственных основ  личности. Дети стали бережнее относиться к одежде, игрушкам, окружающим предметам, мебели, так как у многих сформировалось ценностное отношение к собственному труду и труду взрослых.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста "Все работы хороши, выбирай на вкус!"

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка...

Конспект ООД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Профессии в мире спорта»

КонспектООД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста«Профессии в мире спорта»...

Годовой проект "Инновационные технологии в формировании основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста". "Путешествие по миру профессий".

использование инновационных технологий при знакомстве детей с профессиями АО Карабашмедь и сопутствующими профессиями....

Методическая разработка по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий»

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее п...

Методическая разработка по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий»

Методический материал разработан в помощь воспитателям ведь  проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость насел...

Цель: формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий через конструктивно модельную деятельность и робототехнику, и обусловленное созданием макета в дошкольном учреждении направленное на раннюю профориентацию до

Цель: формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий через конструктивно модельную деятельность и робототехнику, и обусловленное созданием макета...