Из опыта работы. Педагогическая технология «Дети - волонтёры»
статья
В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети - волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_deti_volontyory.docx | 52.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая технология «Дети - волонтёры»
(автор технологии Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник института социологии Российской Академии Наук)
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети - волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
Волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Задачи педагогической технологии «Дети-волонтёры» следующие:
1) развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
2) развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего, в отношении
младших детей;
3) создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой
деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.
Для организации и реализации данной технологии необходимо специально в режимных моментах предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей. Например, дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести непосредственную образовательную деятельность у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.
Опыт внедрения технологии «Дети-волонтёры» показал, что самый простой способ организации разновозрастного общения – проведение еженедельных «Клубных часов» на прогулке, ведь для этого не нужно особенных условий, только желание самого педагогического коллектива. Старшие дошкольники же всегда готовы пойти на площадку к малышам.
Однако, большинство воспитателей (до 80 % от числа опрошенных) не считают организацию и проведение этой технологии своей первостепенной задачей, ссылаясь на недостаток времени и неумение это делать. А главное – они не видят, в чём могут быть преимущества данного подхода.
Таким педагогам важно доказать, что неумение детей старшего дошкольного возраста играть в сюжетно-ролевые игры кроется, прежде всего, в отсутствии у дошкольника разновозрастного общения, в том, что им не был передан игровой опыт.
И самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реально отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших и младших детей и информирующих об этом всех педагогов и специалистов дошкольного учреждения.
При реализации данной технологии взаимодействие детей проявлялось в различных совместных действиях:
- дети учились решать спорные вопросы и улаживать конфликты
- в процессе игры происходил обмен опытом и эмоциональное общение детей;
- были отмечены дружеские отношения между детьми разного возраста, уважительное отношение к окружающим;
- дети-волонтёры проявляли инициативу в заботе о младших, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;
- у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, чаще зазвучали слова благодарности;
- у младших детей было замечено увеличение словарного запаса, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми;
- многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого так не хватает им в повседневной жизни;
- дети - волонтёры активно помогали младшим во всех режимных моментах. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными, к чему в норме многие стремятся в возрасте 6-7 лет, но как правило не получают такого опыта;
- педагоги поощряли попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Для этого проводились «Круги рефлексии», с помощью которых каждый ребёнок-волонтёр мог высказать мнение, ответить на вопросы психолога.
Очевидно, что дети, участвуя в подобных видах деятельности, приобретают жизненный опыт и переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции, что способствует их успешной социализации.
А как мы реализуем данную технологию в нашем детском саду, вам расскажет моя коллега, воспитатель Романова Татьяна Фёдоровна.
Нами намечены следующие мероприятия по внедрению технологии «Дети-волонтеры» в нашем образовательном учреждении:
1. Создание бригады волонтеров из родителей и старших воспитанников;
2. Включение в технологию «Дети-волонтеры» младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.
3. Проведение тренингов на повышение самооценки и улучшения межличностных отношений в детских и педагогических коллективах.
Для реализации данной технологии необходимо составить еженедельный план посещения старшими детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами. Организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим программам: «Научим малышей играть», «Научим разрешать конфликты», «Научим одеваться».
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому
Цель технологии «Дети волонтёры»
это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи педагогической технологии
«Дети волонтёры» следующие:
Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе
Создание такой ситуации развитие, при которой происходит передача опыта (игрового, позновательного, социального) в естественной среде от старших к младшим
Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности
В детском саду используется технология «Дети- волонтеры», предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.
Например: дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.
Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Клубного часа», когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке.
А так же необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами.
Организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим программам:
«Научим малышей играть»,
«Научим разрешать конфликты»,
«Научим одеваться»,
«Знаем, как помочь в проведении занятий».
И самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реально отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших и младших детей и информирующих об этом всех педагогов
Примерное планирование волонтерского движения по месяцам.
Сентябрь.
- Оказание помощи в организации игр с детьми второй младшей группы на прогулке.
- Знакомство с новыми дыхательными упражнениями с детьми второй младшей группы на прогулке.
- Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа.
- Дети – волонтеры в гостях у «Веселинки». «Правила поведения в детском саду»
Октябрь.
Оказание помощи в организации игр с детьми средней группы
Оказание помощи при одевании на прогулку детям второй младшей группы
Знакомство с оздоровительными играми детей старшей группы
Оказание помощи в расчистке снега на участке группе
- Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца.
Ноябрь.
- Оказание помощи детям ясельной группы при одевании на прогулку.
- Помощь детям старшей группы в уборке постели после сна.
- Оказание помощи в расчистке снега на участке группе
- Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа.
- Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца.
Декабрь- Январь.
- Укладывание спать детей ясельной группы
- Помощь в умывании детям ясельной группы
- Помощь в украшении ёлочки малышам группы
- Подарки для малышей (снежинки).
- Дети – волонтеры следят за порядком в течение клубного часа.
- Театрализация «Теремок» .
Чтение стихов к празднику
Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения.
Можно сделать вывод:
- участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
Инновационных технологий помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.
Технология «Дети – волонтеры» как средство
эффективной социализации детей – дошкольников
А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком... Д.С. Лихачев [5, 3]
Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношения друг другу. Поэтому задача педагогов - направить свои усилия для успешной социализации ребенка и его социально - личностного развития.
Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. [9] В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.
Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.
Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.
Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей
В нашем дошкольном образовательном учреждении социализация воспитанников начинается с работы в группах кратковременного пребывания. Эти группы дети посещают вместе с родителями, которые включены в творческий и педагогический процесс. Именно здесь приобретается первый опыт общения и взаимодействия между детьми посредством наблюдения и подражания, прежде всего своим родителям.
Однако, понимая всю важность процесса социализации детей, мы решили расширить деятельность в этом направлении и приступили к внедрению новых педагогических технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, автором которых является старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Н.П.
Несмотря на то, что технология «Дети - волонтеры» удивительно простая в использовании давно входит в работу с дошкольниками, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как мы не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение ФГОС ДО, (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка - дошкольника.
В начале учебного года дети старшего возраста заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.
Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ. Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. [10]
Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении - стремлении делать добро.
В сотрудничестве коллектива педагогов групп младшего и старшего дошкольного возраста был разработан и представлен на педагогическом совете проект «Дети – волонтеры как средство эффективной социализации ребенка – дошкольника».
Для подготовки детей к данному виду деятельности были проведены следующие мероприятия (см. табл. 1)
Таблица 1
Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.
В нашем дошкольном отделении социализация воспитанников начинается с работы в группах кратковременного пребывания. Эти группы дети посещают вместе с родителями, которые включены в творческий и педагогический процесс. Именно здесь приобретается первый опыт общения и взаимодействия между детьми посредством наблюдения и подражания, прежде всего своим родителям.
Данная работа проходит по следующим направлениям:
- Акции
- Проектная деятельность
- Семинары с элементами тренинга
- Мастер - классы
- Театральная деятельность
- Музыкальные гостиные
- Выставки
- Ярмарки
Однако, понимая всю важность процесса социализации детей, мы решили расширить деятельность в этом направлении и принять участие в работе стажировочной площадки ОИП «Современные технологии эффективной социализации ребенка в образовательном комплексе на базе ГБОУ гимназии №1534». Автор технологии с. н. сотрудник института социологии РАН Гришаева Н.П. Работа началась в октябре 2014 года.
Принцип работы стажировочной площадки – внедрение новых педагогических технологий. Правила стажировочной площадки позволяют самостоятельно делать выбор любой технологии, которая наиболее актуальна в данный момент в ОО. Так как в декабре месяце в дошкольном отделении проходила замена оконных рам, возникла необходимость объединения детей в разновозрастные группы. Появилась возможность использовать эту ситуацию с целью внедрения технологии «Дети-Волонтёры» для решения задач социализации детей.
Большая работа, регулярно проводимая с родителями в дошкольном учреждении, позволила нам обратиться к родительской общественности с предложением о соединении разновозрастных групп с целью развития социальных навыков у детей. В ответ мы получили единодушное согласие и неподдельную заинтересованность со стороны родителей.
В связи с этим, декабрь 2014 года был объявлен месяцем внедрения технологии «Дети-Волонтёры», так как эта форма социализации оказалась наиболее актуальна в данный момент.
Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.
Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации, — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении – стремлении делать добро.
Для подготовки детей к данному виду деятельности были проведены следующие мероприятия:
1. Беседы: «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?»,«Легко ли быть добрым?» ,«Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро»,«Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы»
2. Тетрализованные постановки по литературным произведениям для формирования и развития личности ребенка: русской народной сказки «Заячья избушка» и сказки Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».
3. Показ мультипликационных фильмов с целью осознания великой силы добра: «Дюймовочка», «Волшебное кольцо», «Мальчик с пальчик».
4. Мастер-класс: «Изготовление подарков для малышей» - работа в арт-студии по росписи деревянных игрушек.
5. Художественное творчество на тему: «Где живет доброта?» и организация выставки с целью рефлексии детей по «Ситуации месяца».
Дети всех возрастов быстро адаптировались в создавшихся условиях.
Взаимодействие детей проявлялось:
- в различных совместных действиях: дети учились решать спорные вопросы и улаживать конфликты, в процессе игры происходил обмен опытом и эмоциональное общение детей;
- были отмечены дружеские отношения между детьми разного возраста, уважительное отношение к окружающим; (фото 1)
- дети-волонтёры проявляли инициативу в заботе о младших, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания; (фото 2)
- у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, чаще зазвучали слова благодарности;
- у младших детей было замечено увеличение словарного запаса, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми; (фото 3)
- многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого так не хватает им в повседневной жизни;
- дети - волонтёры активно помогали младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными, к чему в норме многие стремятся в возрасте 6-7 лет, но как правило не получают такого опыта;
- педагоги поощряли попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Для этого ежедневно проводились «Круги рефлексии», с помощью которых каждый ребёнок-волонтёр мог высказать мнение, ответить на вопросы психолога.
Примеры вопросов
1. Насколько комфортно Вам показалось пребывание в группе после того, как к вам пришли младшие ребята?
Ответы детей:
- мне было страшно, что они испортят наши игрушки;
- я думала, что малыши не умеют убирать после себя игрушки и мне придется убрать всю группу;
- было весело, потому, что девочка Варя поместилась в детскую кроватку; воспитатели разрешили взять все игрушки;
- можно создать настоящую семью - папа, мама, сестра;
- в эти дни были интересные занятия
2. Помните ли Вы себя в возрасте 3х лет?
Ответы детей:
- в три года я ела сама;
- нет, не помню, это было давно; я уже точно одевалась сама;
- я вообще не плакал и не просился к маме
3. Как Вы думаете, волнуются ли младшие дети, когда идут в вашу группу?
Ответы детей:
- я думаю, нет, у нас тут весело;
- я бы не пошел, там чужие воспитатели
4. Как Вы думаете, что младшие дети умеют делать, а в чём им необходима Ваша помощь?
Ответы детей:
- ничего не умеют;
- все делали, даже ели быстрее Пети;
- они умеют петь песни и танцевать;
- с ними можно поиграть. Надо застегнуть молнию;
- не могут надеть перчатки и завязать шапку;
- разбрасывают ботинки в раздевалке
5. Чему бы Вы их могли научить?
Ответы детей:
- я научила их играть в Дочки-матери;
- я научил лепить из воска;
- лепить снеговика
6. В какие игры Вы могли бы предложить поиграть совместно?
Ответы детей:
- в снежки, в семью, в машинки;
- в конструктор, но только в большой, потому что маленькие детали ребенок может проглотить
7. Хотели бы Вы иметь младших сестёр и братьев, у кого их нет?
Ответы детей:
- да, потому что когда нет мамы, будет с кем поиграть;
- нет, потому что они отбирают игрушки;
- нет, потому что плачут;
- да мне нравиться быть старшей сестрой
8. Всегда ли Вам легко находить общий язык с младшими ребятами?
Ответы детей:
- да, с ними интересно играть;
- нет, они плохо разговаривают
9. Возникали ли такие ситуации, когда Вам не хотелось делиться своей игрушкой, и как вы поступили в тот момент?
Ответы детей:
- я просто не давал;
- я прятала игрушку на шкаф;
- я предлагал поменяться;
- я всегда отдавала;
- у меня никто ничего не просил
10. Хотели бы Вы, чтобы младшие ребята остались в вашей группе?
Ответы детей:
- нет, потому что они просят игрушки;
- нет, мне нравиться со старшими;
- да, с ними интересно играть в семью;
- нет, у меня дома уже есть младший брат;
- да, потому что мама сказала, что братика нам не надо, у нас есть кошка
11. Как вы думаете кто такие волонтёры?
Ответы детей:
- это тот, кто трет ковры;
- человек, который делает волны;
- непослушный человек;
- человек, который всем помогает
12. Попробуйте привести примеры добровольной и безвозмездной помощи, известные Вам?
Ответы детей:
- можно помогать пылесосить, мыть полы, мыть окна, переводить через дорогу, что-то перевозить на своей машине
Детей наиболее заинтересовал вопрос: « Кто такие волонтеры?» Дети договорились спросить у родителей и на следующий день рассказали про гуманитарную помощь на Украине, про проведение Олимпийских игр, про детей-сирот…Все дети хотели рассказать о том, как они были маленькими.
После анализа опроса детей педагоги скорректировали свою работу: на занятиях и в повседневной жизни воспитатели стали чаще поощрять попытки ребенка самостоятельно делать выбор, искать различные решения выхода из конфликтных ситуаций. Стали поддерживать инициативу детей при планировании самостоятельной деятельности. Были проведены беседы с родителями: «Что такое самостоятельность?», «Может ли ребенок быть самостоятельным?», «Что может мой ребенок?»
Также анкетирование прошло и среди педагогов - участников данной акции.
Были заданы следующие вопросы
Вопросы | да | нет | не знаю |
1. Оправдались ли Ваши ожидания от проведения технологии «Дети-Волонтёры»? | 55% | 30% | 15% |
2. Сбылись ли Ваши опасения? | 30% | 60% | 10% |
3. Изменилось ли поведение детей после проведения технологии «Дети-Волонтёры»? | 45% | 40% | 15% |
4. Если ли положительный результат в процессе совместной деятельности с педагогами другой группы? | 70% | 15% | 15% |
5. Были ли отрицательные моменты в данной работе? | 38% | 54% | 8% |
6. У родителей была положительная реакция на данную технологию? | 52% | 23% | 25% |
7. Необходимость внедрения в практику ДОУ технологии «Дети-Волонтёры» | 80% | 14% | 6% |
*В анкетировании приняли участие 15 педагогов
Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети-Волонтеры», так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, вначале ситуации месяца использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя.
В процессе проведения одного из «Кругов рефлексии» старшие дети -волонтёры предложили показать младшим детям театральную постановку, чем конечно же порадовали малышей.
В данной «Ситуации месяца» были неоднократно проведены совместные творческие мастерские с участием не только педагогов и воспитанников ДОУ, но и их родителей.
В завершении ситуации месяца для детей был организован досуг «Наша дружная семья».
Очевидно, что дети, участвуя в подобных видах деятельности, приобретают жизненный опыт и переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции, что способствует их успешной социализации.
Нами намечены следующие мероприятия по внедрению технологии «Дети-волонтеры» в нашем образовательном комплексе:
1. Создание бригады волонтеров из родителей и старших воспитанников
2. Включение в технологию «Дети-волонтеры» младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.
3. Проведение тренингов на повышение самооценки и улучшения межличностных отношений в детских и педагогических коллективах.
Список литературы:
1. Проект Федерального закона N 300326-6 « О добровольчестве (волонтерстве)».
2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 г.
3. Венгер А.Л. «Психология развития». Словарь под редакцией А.Л.Венгера, Москва- С-Петербург, 2005 г.
Подробнее о конференции - (ссылка)
В соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Привлечение к участию в добровольческой деятельности и возрождение духовности одно из ведущих направлений системы гражданского образования будущих школьников.
К тому же, что в наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребенок начинает сидеть, его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом, а экран становится главным воспитателем ребенка. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его речевого развития. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда малыш вступает в диалог. В последние годы отмечают у детей неспособность к самоуглублению, отсутствие заинтересованности делом. Появилось новое заболевание — дефицит концентрации внимания, которое особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Короткие предложения они не способны удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые интересные книги.
Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании такой формы работы, при которой бы дети учились общаться и взаимодействовать между собой, так появилось волонтерское движение в нашем детском саду.
Технология волонтерства — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.
Технология волонтерства решает следующие задачи:
- формирует у детей позитивные установки на добровольческую деятельность;
- развивает коммуникативно — речевые умения и навыки обеих сторон;
- помогает установлению эмоциональных контактов между детьми;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих друзей;
- совместная деятельность идет в процессе познания, когда каждый обмен знаниями, способами деятельности происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Такие мотивы охотно приняли старшие дошкольники. Набралась группа детей, желающая быть волонтерами. Мной проводились игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей «Давайте познакомимся», «Что такое здоровье», «Мой цветок волшебства», «Снежный ком» и др.
Вначале готовили волонтеров к работе с младшими дошкольниками и детьми раннего возраста.
Первый поход был во вторую ясельную группу с беседой о вкусной и здоровой пище. Ребята были скованы, все время посматривали на воспитателя. Но придя в группу, начали спрашивать: «А когда мы еще пойдем?» Волонтеры стали регулярно ходить к малышам, где помогали раздеваться, одеваться, играли с ними.
Посещая малышей, проводили беседы, занятия, игры, театрализованные представления. Создавали ситуации, которые побуждали детей активно применять свои знания и умения, ставили перед ними все более сложные задачи, поддерживали желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Побуждали ребят замечать состояние человека (обижен, огорчен, скучает, не хочет общаться) и проявлять сочувствие, готовность помочь. На занятиях с волонтерами организовывали индивидуальную, парную и групповую работу, использовали творческие работы.
Важным фактором является просвещение и обучение педагогов и специалистов, работающих с детьми, оказание им методической и консультативной помощи. Мной была организована деятельность по обучению, методическому и информационному обеспечению образовательного процесса. С этой целью с педагогами проводила семинары, консультации.
В рамках нашего ДОУ работа по данной технологии ведется по следующим направлениям:
- Привитие культурно — гигиенических навыков;
- Игровая деятельность;
- Трудовая деятельность;
- Театрализованная деятельность.
По возможности, я старалась заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. Утреннее проведение и разучивание пальчиковых игр, стихотворений. Днем — оказание помощи при одевании детей на прогулку. Совместные игры на прогулке, оказание помощи на участке. После прогулки – умывание и укладывание спать, для этого дети старшей группы показывают как правильно мыть руки и умывать лицо водой, объясняют важность и нужность выполнения каждого действия — нельзя сильно открывать кран, чтобы вода не полилась на пол; показывают, как пользоваться мылом, как намылить руки, чтобы образовалась пена, какие места нужно получше потереть – тогда она лучше смоет грязь. Старшие дети используют художественное слово — вместе с показом рассказывают потешки «Водичка – водичка..», «Ладушки ладушки с мылом моем ладушки..» и др.
Во второй половине дня – оказание помощи в заправке кроватей, совместная продуктивная деятельность, совместные сюжетно-ролевые игры, оказание помощи в мытье игрушек.
Пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, поэтому старшие дети обучают малышей пальчиковым гимнастикам «Солнышко», «Моя семья», «Капуста», «Прятки», «Пальчик — мальчик» и т.д.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей. В ходе работы я отметила, что и старшие, и младшие дети с удовольствием вместе играют. Так старшие дети проводят с детьми ясельного возраста подвижные игры и упражнения имитационного характера: «Пузырь», «Снежок», «Маленькие ножки бежали по дорожке» и др. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру с другими детьми, им передается их эмоциональный настрой, а значит, у них возникает желание активно участвовать в речевом общении.
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка: стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). За период с октября по февраль детям ясельной группы дети старшей группы показали следующие сказки: «Колобок»; «Репка»; «Теремок»; поставили кукольные спектакли «Курочка ряба», «Маша и медведь», «Три медведя».
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Дети старшей группы охотно участвовали в театрализованных постановках, а дети ясельной группы с удовольствием смотрели спектакли. После показа сказки артисты спрашивали, кто же детям больше понравился, какой герой. Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы.
Итак, работа над развитием коммуникативно – речевых навыков детей раннего возраста с помощью технологии волонтерства дает положительные результаты:
У детей старшей группы: сформированы позитивные установки на добровольческую деятельность. На 1 марта 2017 г. 50% детей из группы являются волонтерами. Дети научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно — речевые умения и навыки. У них развивается уверенность в себе, начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым, ответственным.
Для детей раннего возраста: дети стали больше говорить, охотнее общаются со старшими детьми; с удовольствием слушают потешки, сказки, песни и т.д.; проявляют словотворчество, стали употреблять в речи больше сложных предложений, задают много вопросов «Где?», «Почему?».
Выходя из стен детского сада, наши дети, в отличие от других, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая технология «Дети волонтёры»
В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети-волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников ...
Педагогическая технология «Дети волонтёры» на тему «Дорожные знаки»
Реализация новой технологии эффективной социализации «Дети-волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Пед...
Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми».
Цель мастер класса «Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической технологии «Дети волонтёры»....
Статья на тему «Педагогическая технология «Дети волонтёры»
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ори...
Доклад на тему: «Педагогическая технология «Дети волонтёры»
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – ...
Методическая разработка «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ»
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому ключевой задачей современной госуда...
Инновационный проект «Реализация педагогической технологии «Дети-волонтёры» в условиях дошкольного учреждения»
Волонтерская деятельность дошкольника это:• помощь в обеспечении экологического благополучия окружающего пространства;• благотворительная деятельность в отношении различных категорий граждан...