Вода-источник жизни
проект (старшая группа)
Актуальность темы: По результатам бесед с детьми мы выяснили, что дети мало знают о том, что происходит с водой в природе; какие у неё свойства; сможет ли человек и всё живое прожить без воды; сколько воды на земле; как вода попадает в наши квартиры.
Цель проекта: Формирование у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни, а также осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
1. Закреплять и систематизировать знания детей о воде и её свойствах.
2. Познакомить с круговоротом воды в природе.
3. Развивать познавательные способности детей, учить проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов, экспериментов.
4. Дать представление о роли воды в жизни человека и живых организмов.
5. Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
6. Продолжать знакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.
7. Воспитывать бережное отношение к воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt2.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Вода – источник жизни».
Паспорт проекта
Тип проекта: Познавательно-исследовательский, групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Продолжительность: долгосрочный (1 учебный год).
Актуальность темы: По результатам бесед с детьми мы выяснили, что дети мало знают о том, что происходит с водой в природе; какие у неё свойства; сможет ли человек и всё живое прожить без воды; сколько воды на земле; как вода попадает в наши квартиры.
Цель проекта: Формирование у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни, а также осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
1. Закреплять и систематизировать знания детей о воде и её свойствах.
2. Познакомить с круговоротом воды в природе.
3. Развивать познавательные способности детей, учить проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов, экспериментов.
4. Дать представление о роли воды в жизни человека и живых организмов.
5. Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
6. Продолжать знакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.
7. Воспитывать бережное отношение к воде.
Введение:
О воде надо помнить с большой буквы,
так как она не только необходима для жизни,
она сама жизнь. (Экзюпери)
Вода – одно из главных богатств на Земле. Вода - это слово известно нам с самого рождения. Подчас мы даже не задумываемся о том, что оно обозначает и что для нас значит. А ведь вода - это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки. Невозможно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. От загрязненной воды страдает все живое вокруг. Поэтому вода – наше главное богатство. Мы решили узнать, как бережно её расходовать. Для исследования мы выбрали тему: «Вода – источник жизни».
Аннотация проекта: Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лед). Дети узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений). Научатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Узнают, что вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.
Постановка проблемы: Жизнь на земле без воды невозможна. Сможем ли мы прожить без воды? Кому нужна вода? Где мы встречаем воду в природе? В каком состоянии бывает вода? Нужно ли беречь воду и почему?
Гипотеза: если бы не было воды, то не было бы жизни на Земле.
Предполагаемый результат:
• У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов. • Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе. • У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту. • Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Объект исследования: вода и её различные состояния.
Формы работы:
- Занятия
- Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование.
- Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность.
- Наблюдения в уголке природы, на прогулке.
- Целевые прогулки на природе
- Игры: подвижные, дидактические, настольные
- Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т.д.
- Организация труда в уголке природы, на участке детского сада.
- Экспериментирование, поисковая деятельность на интересующие вопросы
- Работа с календарём природы.
- Наблюдения:
- За «огородом» на подоконнике, уход за комнатными цветами.
- Наблюдения на прогулках за тающим снегом, капелью.
- Заучивание стихотворений, отгадывание загадок
- Физ.минутки, дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры
- Информационные листы для родителей
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный
- подбор дидактического и учебного материала для проведения исследовательской работы с детьми
- Подбор подвижных и речевых игр.
- разработка плана реализации проекта.
2. Основной
- образовательная, исследовательская деятельность с детьми по перспективному плану проекта;
- взаимодействие с родителями по реализации плана проекта.
3. Заключительный
1. Выставки продуктивной деятельности детей и родителей:
- рисование «Зачем нужно беречь воду?».
2.Сочинение сказки «Путешествие звонкой капельки».
3. Интеллектуальная игра на тему: «Знатоки воды».
Перспективно-тематическое планирование экологического проекта
Основной этап. Цель: закрепление и углубление знаний о воде.
ОКТЯБРЬ
Тема: «Роль воды в появлении жизни на Земле».
Задачи: Дать детям представление о том, что планета Земля - это огромный мир. Большая часть земли покрыта водой, (океанами и морями). Вода - источник жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.
Беседа: Просмотр документального фильма ВВС «Планета земля», «Великая тайна воды».
Рассматривания с детьми воды на глобусе, географической карте.
Чтение художественной литературы: «Океаны и моря».
Художественное творчество: Лепка «Морское дно».
Рассматривание картин: И. Айвазовский «9 Вал», «Черное море»
В. Васнецов «Аленушка». И. Левитан «Озеро»
Игры: « Море волнуется раз».
НОЯБРЬ
Тема: «Где мы встречаем воду и какая она».
Задачи: Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные.
Беседа: Просмотр документального фильма ВВС «Великие озера». «Какие водоёмы на нашей планете ты знаешь?», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?».
Опыты: «Фонтан»
Чтение художественной литературы: «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири).
Художественное творчество: «Морское царство» (лепка). Рисование «Море». Аппликация «Корабли в море».
Игры: «Круги на воде».
Музыка: Слушанье: шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя. «Все мы моряки» М. Л. Лядовой, Сл. М. Садовского Диск «Добро пожаловать в экологию», библиотека программы «Детство».
ДЕКАБРЬ
Тема: «Свойства и формы воды».
Задачи: Ознакомить детей со свойствами: не имеет запаха и цвета, почему течет. Учить детей последовательно излагать свой мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас.
Совершенствовать представления о жидком, твёрдом, газообразном состоянии воды.
Беседа: Вода прозрачная и не имеет собственной формы. В состав воды входит кислород.
Опыты: «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Пар тоже вода», «Вода без формы», « Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться что вода прозрачная».
Чтение художественной литературы: р.н. сказка «Снегурочка». Заучивание стихотворения Н. В. Нуркеновой «Туман».
Художественное творчество: «Кувшин с водой».
Игры: «Тонет, не тонет».
ЯНВАРЬ
Тема: «Свойства воды - вода растворитель».
Задачи: Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием. Развивать наблюдательность, умение сравнивать.
Беседа: Познакомить с процессом растворения краски, сахара в воде. Фильтрования воды с разными веществами.
Опыты: «Очищение воды», «Растворяется, не растворяется», «Где вода быстрее замерзает?», «Получим талую воду».
Чтение художественной литературы: Загадки и стихи. Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
Художественное творчество: Х.К. Андерсен «Снежная королева».
Игры: «Сравнение льда и снега: что быстрее тает».
ФЕВРАЛЬ
Тема: «Круговорот воды в природе».
Задачи: Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека, развивать социальные навыки у детей, умение работать в группе, договариваться, доказывать правильность своего мнения.
Беседа: Просмотр презентации «Путешествие капельки».
Опыты: «Снег - это вода», «Лёд легче воды», « Сосулька-лед».
Чтение художественной литературы: Рассказ Н. Носова «Горка».
Художественное творчество: коллективная работа – аппликация «Снежинки». Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.). «Сосульки на крыше»
Заучивание стихотворения Ф.Тютчева.
Игры: «Ходят капельки по кругу», «Зима, холод, снег», «Круговорот, как я его понимаю».
МАРТ
Тема: «Жизнь в воде».
Задачи: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
Беседа: Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде».
Опыты: «Живая вода».
Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Золотая рыбка», Х.Андерсен «Русалочка». Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».
Художественное творчество: «Рыбы – обитатели водоёмов», «Кто живет в реке» с элементами театрализации.
Конструирование: Морские животные, водоплавающие птицы (из геометрических фигур на плоскости) Оригами: рыбка, лодочка, лебеди, лягушка, стаканчик для воды
Игры: «Караси и щука», «Разложи картинки».
АПРЕЛЬ
Тема: «Вода в жизни животных».
Задачи: Показать значение воды в жизни живой природы. Используя модели закрепить знания детей о воде, как средство обитания некоторых животных.
Беседа: «Жизнь воды и жизнь в воде».
Опыты: «Выращивание коралловых рифов, создание подводного царства». Серия обучающих проектов «Исследуй это».
Чтение художественной литературы: Н.Н.Авдеева, Г.Б.Степанова «Кто живет воде», Ю.Школьник «Подводный мир».
Художественное творчество: «Берегите природу», «На пруду». «Рыбки в море» «Наш аквариум»
Музыка: Поем А. Верицева «Синяя вода».
Игры: «Мы - водные животные».
МАЙ
Тема: «Вода в жизни человека».
Задачи: Расширить знания, что вода необходима для поддерживания жизни и обеспечения человека. Рассказать об использовании воды, о том, что воду нужно беречь. Дать представление как «путешествует» вода, прежде чем попадет к нам в дом. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
Беседа: «Вода у нас дома», «Сколько человеку нужно воды», «Кому нужна вода». «Зачем человеку нужна вода?», «А еще кому нужна вода?», «Что было бы, если бы с земли ушла вода?».
Опыты: «Соединяющиеся сосуды», «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода».
Чтение художественной литературы: К.И.Чуковский «Мойдодыр», Д. Я. Фащук «Лекарство от болезней моря». Чтение произведений Н.А. Рыжовой «История одного пруда», «Как люди речку обидели».
Художественное творчество: Конкурс рисунков по произведению К.И.Чуковский «Мойдодыр».
Игры: «Кто больше назовет съедобной жидкости».
Музыка: «Солнечная капель» м. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой.
ИЮНЬ
Тема: «Берегите воду»
Задачи: Помочь детям понять: как загрязнение водоёмов влияет на жизнь птиц, рыб и других обитателей. Прививать бережное отношение к воде.
Беседа: Просмотр мультфильма «Берегите воду» и его обсуждение.
Опыты: «Мыльные пузыри».
Чтение художественной литературы: В.Крупин «Живая вода». «Как люди речку обидели».
Художественное творчество: Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, предметных картинок с сюжетами использования воды. Составление памятки «Правила поведения на воде». Коллективная работа «Озера, реки и моря».
Составление кроссвордов, ребусов.
Музыка: Разучивание песни «Капитошка».
Игры: «Чей кораблик доплывет быстрее?», «Четвертый лишний».
Создание «Корзины идей»
Что нужно сделать, чтобы водоемы не загрязнялись?
Заключительный этап проекта.
Интеллектуальная игра на тему: «Знатоки воды»
- совершенствование и закрепление знаний, умений и навыков, полученных ранее
- учить соблюдать правила и умение слушать ответы и дополнять их;
- совершенствовать монологическую, диалогическую речь.
Взаимодействие с родителями:
1.Консультация для родителей «Закаливание водой».
2.«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
3. «Развитие исследовательских навыков дошкольника».
4.Выставка детского творчества, рисунки детей совместно с родителями «Берегите воду».
Результат проекта:
1. У детей сформировались начальные представления о воде как источнике жизни живых организмов.
2. Дети приобрели экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
3. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту.
4. Знают свойства воды и умеют о них рассказать.
5. Повысилась компетентность родителей в экологическом воспитании дошкольников.
Список литературы
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Мозаика-Синтез. Москва, 2015.
2. «Юный эколог», С.Н. Николаева.
3. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
4. «Беседы о природных явлениях и объектах» Т.А. Шорыгина.
5. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
6. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
7. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа». Мозаика-Синтез. Москва, 2014.
подг. Группа.
8. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию экологических представлений в подготовительной группе». Мозаика-Синтез. Москва, 2017.
9. Хрестоматия для подготовительной группы. Составитель М. В. Юдаева. ООО «Самовар-книги». Москва, 2015.
10. Экологическое воспитание дошкольников. Учебно – методическое пособие. Казань: РИЦ «Школа», 2004.
11. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
12. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005.
13. Использование ИКТ и интернет ресурсы: «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?», «Растения – синоптики»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект на тему: "Вода - источник жизни" в старшей группе
Конспект по экологическому воспитанию....
Вода – источник жизни (подготовительная группа)
формировать представления детей о значение воды в жизни живых существ, какой путь проходит вода, прежде чем приходит в дом. Закрепить знание о воде: кому она нужна, как ее использует человек. Во...
вода источник жизни
экология...
Вода источник жизни
Дать понятие детям, что вода источник жизни...
" Вода - источник жизни. Вода и ее превращения." Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы.
Эта презентация знакомит только с частью нашей работы с детьми по экологическому воспитанию - знакомство детей со свойствами воды, круговоротом воды в природе ; дети узнают о значени...
«Вода - источник жизни, свойства и превращения воды»
Конспект занятия по экологическому воспитанию...
Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"
Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"...