Психолого-педагогические аспекты воспитания патриотизма у детей 5-6 лет
статья (старшая группа)

Дошкольный возраст – самое благоприятное время для становления основ патриотизма. Именно в дошкольном возрасте закладываются нравственные основы личности, в том числе и любовь к отечеству, осознание себя как части огромного целого, именуемого «народ», основы будущей гражданской позиции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические аспекты воспитания патриотизма

у детей 5-6 лет 

Приступая к исследованию проблемы педагогического воспитания детей 5-6 летнего возраста необходимо понять психологические основы процесса зарождения патриотических чувств. Для правильной и эффективной организации процесса патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет, необходимо иметь представление об общих психологических особенностях этого возраста, а также учитывать возрастные возможности детей.  В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие всех органов и систем, в особенности активно развивается опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая система, активно развивается нервная система. Наряду с физиологическими изменениями, происходят изменения в психике ребенка. В возрасте 5-6 лет у детей активно развиваются познавательные и мыслительные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение и речь. К концу дошкольного детства у детей происходит переход от непроизвольной формы внимания к произвольной форме. Дети начинают сознательно удерживать внимание на определенных объектах. Ребенок умеет целенаправленно рассматривать какой-либо предмет, вести наблюдение. Происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Проявление произвольной памяти происходит в тех ситуациях, когда ребенок сознательно ставит себе целью запомнить и вспомнить что-либо. Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста происходит от наглядно-образного к словесно-логическому. «Дети мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще», говорил об этом возрасте К.Д. Ушинский. Переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению происходит в два этапа. На первом этапе ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач. На втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения [11]. Период старшего дошкольного детства наиболее благоприятен для развития фантазии, ведь именно в этом возрасте активизируется творческое воображение. В сфере развития речи так же происходит ряд изменений. Расширяется и активизируется словарный запас, развивается грамматический строй речи, связность речи, диалогическая и монологическая речь. Дети чаще начинают использовать обобщения, синонимы и прилагательные.  

Становление личности ребенка не происходит произвольно, само по себе. Одним из важнейших факторов развития личности является педагог, который способствует развитию у ребенка нравственно-положительных качеств, а также положительных черт личности. Старший дошкольный возраст является самым благоприятным временем для формирования этих качеств. Ребенок 5-6 лет доверчив, любознателен, внушаем, все это создает благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности.  

Изучением вопросов воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги, философы, психологи, начиная с древнейших времен. Проблему патриотического воспитания разрабатывали К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Л.Н. Толстой, С.А. Козлова, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, А.А. Анциферова, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская,

В.В. Канащенкова, и др. Согласно исследованиям психологов (А.Г. Ковалевым, А.А. Люблинской, Т.А. Репиной, П.М. Якобсоном и др.) формирование высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма, происходит на основе постоянно повторяющихся положительных эмоций. Как отмечает ряд исследователей (Р.И. Жуковская, З.Г. Нечаева, Т.А. Маркова), процесс формирования патриотизма не должен сводиться к накоплению знаний о Родине, гораздо важнее сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к отечеству, его истории, традициям и культуре. Вместе с тем психологи утверждают, что нравственные чувства не могут возникнуть самопроизвольно. Развитие нравственных чувств напрямую связано с условиями, в которых находится ребенок, а также с методами и средствами воспитания. При целенаправленном воспитательном воздействии чувства детей разнообразнее, глубже и богаче, чем у детей, не получивших правильного воспитания.  

Благодаря возросшим интеллектуальным и познавательным способностям, дети старшего дошкольного возраста способны проявлять устойчивый интерес к Родине; с помощью воспитателя у детей 5-6 лет может быть сформирована начальная система знаний об окружающем мире. Стоит учитывать, что все нравственные качества, в том числе и патриотизм, не могут быть сформированы окончательно, в связи с возрастными особенностями детей. Период дошкольного детства – период зарождения нравственных ценностей.

Наиболее обширные исследования проблемы патриотического воспитания дошкольников         принадлежат С.А. Козловой.         В своих исследованиях С.А. Козлова выделила взаимосвязь между уровнем развития патриотизма и обстановкой, окружающей ребенка. Одним из основных средств воспитания патриотизма она видела искусство. «Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создает тот эмоциональный фон, на котором легче усваиваются знания».

Однако знакомство с художественными произведениями не единственное средство развития патриотизма. Помимо художественных, музыкальных и литературных произведений, дающих представление о жизни страны и общества, воспитание патриотизма должно находить продолжение в других видах детской деятельности.  

Личность воспитателя так же играет не последнюю роль в воспитании любви к Родине. Ребенок не может самостоятельно познавать социальную действительность со всеми ее нормами, принципами, традициями и устоями, поэтому ему нужен взрослый, который будет играть роль посредника между ним и окружающим миром. Он учит ребенка понимать окружающую действительность, помогает сформировать определенное отношение к ней, в доступной форме объясняет правила поведения и моральные нормы. При этом взрослый сам выступает в качестве объекта познания, а также в качестве носителя тех моральных ценностей, которые старается привить ребенку. Иными словами, взрослый сам выступает в качестве образца, эталона поведения. Чем выше уровень нравственных качеств у воспитателя, тем выше вероятность достижения успеха в воспитании.  

С.А. Козлова наряду с Р.И. Жуковской, Н.Ф. Виноградовой отмечает важность ознакомления детей с родным краем, о необходимости ознакомления с трудом людей. С.А. Козлова подчеркивает, что патриотизм начинается у детей с элементарного чувства привязанности. «Если ребенок ни к чему не привязан, как учить его патриотизму?». Базой для формирования патриотизма, по мнению С.А. Козловой, должно стать нравственное воспитание, истоки которого лежат в семье: эмоционально насыщенный образ родного дома во многом определяется семейными традициями и ценностями, знанием своей родословной.  

Существенный вклад в разработку проблемы патриотического воспитания внесла Р.И. Жуковская. Она проводила множество исследований, выявила алгоритм формирования чувства патриотизма у детей дошкольного возраста. Начинать формировать представления о Родине необходимо с уже знакомых детям явлений окружающей действительности. Затем, используя метод сопоставления, начинать формировать представления о «далеком».  

В.В. Канащенкова занималась исследованиями роли регионального компонента в формировании у детей дошкольного возраста. В своей работе В.В. Канащенкова подчеркивает важность и отбора художественных и музыкальных произведений местных авторов, воспевающих красоту родного края.  

Э.К. Суслова занималась разработкой вопросов патриотического воспитания в игре. Старший дошкольный возраст –время, когда у ребенка начинает формироваться отношение к окружающему миру. Поэтому использование театрализованных игр, игр-драматизаций может оказать большую помощь в формировании патриотизма. Игры-драматизации, разыгрываемые на основе сказок народов мира, способствуют развитию у детей толерантности к другим национальностям, что особенно актуально в нашем многонациональном государстве. Э. К. Суслова говорила о недопустимости превознесения в каких-либо проявлениях, какой бы то ни было национальности.  

Эффективность воспитания патриотизма зависит от понимания сущности данного процесса. Исследованиями этой проблемы занималась Л.Е. Никонова. Она выделила три структурных компонента, характеризующие чувство патриотизма: эмоциональный, интеллектуальный и действенно-практический.

Эмоциональный компонент – переживания и эмоции, которые испытывает ребенок по отношению к Родине. Этот компонент проявляется в любви к своему городу, стране, проявлению интереса к событиям, когда-либо здесь происходившим, любви к народным традициям и обычаям, к родному языку, к природе своей страны и своего края.      

Интеллектуальный компонент представляет собой овладение совокупностью знаний, адекватных возрастным возможностям детей. Сюда входят знания о жизни народа (традиции, народное творчество, труд), знания о природе (флора и фауна родного края, страны, отношения людей к природе), знания о истории родного края, социальные знания (название города, страны, государственная символика, достопримечательности и т.д.). Деятельностный   компонент включает в себя трудовую, изобразительную и игровую деятельность. Проявление патриотических чувств в играх, изобразительной деятельности посредством использования полученных знаний на практике.  

Таким образом, под воспитанием у детей 5-6 лет патриотизма можно понимать поэтапный процесс формирования личности ребенка (эмоциональный, когнитивный и деятельностный), ориентированный на знания детей этого возраста об окружающем мире, о художественно-эстетических представлениях; а также природе родного края.

Литература:

  1. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ [Текст] / Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова. – М.: –Волгоград: Учитель, 2011. – 125 с.
  2. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н.В. Алешина. – М.: –Элизе Трейдинг, 2012.
  3. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников [Текст]: методическое пособие / Р.С. Буре – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 80 с.
  4. Ветохина, А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. [Текст] / А.Я. Ветохина. – Спб.: «ООО Издательство «Детство пресс», 2010. – 192 с.  
  5. Жариков, А.Д. Растите детей патриотами. [Текст] / А.Д. Жариков – М., 1980. – С. 82 - 89.
  6. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст]: в 2 т. Т.1. Психическое развитие ребёнка / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 2016. – 318 с.
  7. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. – М.: Академия, 2016. – 347 с.  
  8. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст] / Л.А. Кондрыкинская. – М.: Сфера, 2004. – 120 с.
  9. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2004. – 96 с.  
  10. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.

[Текст] / М.Ю. Новицкая – М., 2003. – 195 с.  

  1. Рыбалова, И.В. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2013. –Вып. № 6. – С. 45 – 55.
  2. Шаламова, Е.А. Патриотическое воспитание [Текст]/Е.А. Шаламова // Ребёнок в детском саду. – 2012. –Вып. №6. – С. 28 - 32.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: «Физические и психолого-педагогические особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическ...

Современные аспекты работы психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ

Факт появления в семье ребенка с ОВЗ может по-разному восприниматься родителями. Из опыта работы можно наблюдать, что одни родители опекают  ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют...

3. СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА; ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Семья как институт социализации ребенка; психолого-педагогические проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста....

Психолого-педагогические основы нравственного воспитания детей пятого года жизни

Формирование нравственного сознания детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Именно нравственное воспит...

Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей

Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей...

«Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

В статье автор делятся психолого-педагогическими особенностями патриотического воспитания дошкольников. Дошкольное детство является особенным по своей сущности и являет собой сложное психологическое, ...