«Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
консультация (старшая группа)

Доронкина Анна Александровна

В статье автор делятся психолого-педагогическими особенностями патриотического воспитания дошкольников. Дошкольное детство является особенным по своей сущности и являет собой сложное психологическое, педагогическое и социально-культурное явление, которое обладает индивидуальностью развития. В этом возрасте закладываются основы таких личностных качеств, как патриотизм, гражданственность, интернационализм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_doronkina.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

   Дошкольный возраст представляет собой период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за это время дошкольного возраста обогащаются индивидуальными характеристиками, появляются доминирующие ценностные установки, у дошкольников меняется характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми, способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества. Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, детская компетентность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо-интеллектуального переживания.

Целью патриотического воспитания дошкольников является развитие у них основ патриотизма как нравственного образования личности. Патриотизм представляет собой модель, из трех элементов: когнитивный, эмоциональный и деятельностный.

    В свою очередь эти компоненты воплощаются в сфере социума и природы.

   Когнитивный элемент заключается в познании дошкольниками доступным их возрасту объемом представлений   и   понятий   о   родине. Во многом это возможно благодаря совершенствованию и формированию   в этом возрасте приоритетных познавательных процессов психики.

     Восприятие дошкольников становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. В нем уже выделяются произвольные действия, т.е. наблюдение, рассматривание и поиск. Развитие этого процесса дает возможность детям дошкольного возраста довольно быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать предметы друг от друга, выяснять существующие между ними связи и отношения.  О тесной взаимосвязи у дошкольников процессов восприятия и мышления говорит образное начало, которое очень сильное в этом периоде и часто

препятствует дошкольнику сделать правильные выводы или подвести итоги относительно того, что он наблюдает.

 

   Внимание ребенка непроизвольно. Оно, в основном, зарождается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается пристальным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к этим объектам. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух.

  Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Она занимает ключевую функцию среди других познавательных процессов. В этот период ребенок без труда запоминает всяческий материал. Интересные для ребенка события, действия и образы быстро сохраняются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональное отражение (сказки, рассказы, диалоги из фильмов).

   Таким образом, когнитивный компонент патриотизма основывается, в первую очередь, на познавательные функции психики дошкольников, многие из которых еще не сформированы.

    Эмоциональный элемент патриотизма опирается на то, что все стороны жизни ребенка дошкольного возраста выражены яркими переживаниями. Эмоции для ребенка оказываются материалом для обобщения представлений о Родине и создания на их основе патриотических чувств. Главным качеством для ребенка этого возраста является создание внутренней личностной позиции, он начинает стремиться к «ответственным» поручениям, к «серьезным» занятиям, некоторой   самостоятельности, т.е. появляется желание занять новую социальную позицию.

В этот период очень важно отношение к воспитателю, ровесникам и, конечно, к самому себе. К концу дошкольного возраста складывается такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И.Лисиной). Взрослый выступает для ребенка бесспорным авторитетом и образцом для подражания.  

   Для 5-7-летнего ребенка взрослые по-прежнему остаются постоянно привлекательным центром с точки зрения повседневного поведения и общения со взрослыми. В практике ролевых игр дошкольники приобрели обширные знания о многих социальных нормах, но эти знания не были полностью осознаны ребенком и

напрямую связаны с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями.

   Деятельностный элемент патриотизма подразумевает исполнение эмоционально проникнувших и понятых знаний в деятельности, а также наличие набора нравственно-волевых качеств. В этом возрасте деятельность ребенка уже   не   относится   напрямую   с   привлекательным   предметом, а   основываются    на    представления   о    нем, о    желаемом    результате, о реальности его достичь в скором будущем. Появление представлений позволяет дошкольнику отклониться от непосредственной ситуации, у него появляются переживания и волнения, с ней не связанные, и постоянные трудности осознаются не так остро.

Предпосылкой успешного патриотического воспитания являются отношения на высоком уровне между взрослыми и детьми, а также отношение старшего поколения к подрастающему поколению. Они должны основываться на уважении к личности растущего ребенка, понимании законов психического и физического развития и любви к нему.

Следовательно, воспитание патриотизма как интегративного нравственного качества личности должно осуществляться   комплексно   через   развитие и обогащение      когнитивной, эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер психики дошкольника.

Нравственно-патриотическая эмоциональная работоспособность дошкольников характеризуется кратковременностью и ситуативностью. Ребенок может быть взволнован, только услышав рассказ о героическом поведении, но это чувство, которое уже появилось, может исчезнуть, потому что на эти впечатления накладываются другие люди, поэтому психологи заметили, что в этом случае задачей воспитателя является целенаправленная работа по созданию соответствующих воспитательных моментов. Поэтому она решается без исключения во всех формах детской деятельности: в классе, играх, на работе и в повседневной жизни.

  Следует также отметить, что наиболее мощными факторами в образовании являются: мировоззрение учителя, его личный образец для подражания, мнения, суждения, позитивный жизненный статус и знакомство родителей с жизнью своих

детей. Патриотическое воспитание детей - это сложный педагогический процесс, основой которого является развитие всех патриотических эмоций. В каждом возрасте патриотическое мышление детей имеет свои особенности.

   Приоритетным условием патриотического воспитания детей дошкольного возраста является тесная связь с родителями. В наше время эта работа очень важна и особенно сложна. Это требует большой осторожности, такта и терпения, потому что в молодых семьях вопрос патриотического воспитания не всегда считается важным. Но родители должны быть участниками патриотического воспитания детей. В настоящее время интерес людей к предкам возрос. Семейное изучение своих предков поможет детям начать понимать очень важные и глубокие гипотезы: корень каждой гипотезы находится в семье, их народе и прошлой истории и традициях; регионах и странах; семья - это ячейка общества, она хранительница национальных традиций; счастье семьи - это счастье семьи. семья - это счастье и благополучие людей, общества и страны в целом.   Современная педагогика располагает широким спектром инструментов для обеспечения эффективной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Это различные формы, методы, приемы работы, организация предметной среды и т.д. Но наибольших результатов можно добиться только в том случае, если в полной мере использовать методы и приемы, направленные на формирование у детей чувства нравственности и патриотизма.

«В дошкольном возрасте только формируются воля и нравственные идеалы, которые

важны для патриотического воспитания». Важной задачей дошкольных образовательных учреждений является работа с семьями. Необходимо сделать ее союзницей в реализации основных аспектов патриотического воспитания.    

               

                                        Список используемой литературы:

1. Психология дошкольника: Хрестоматия: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Академия, 2010- 408 с.

2. Филатова Л.В. Педагогические условия воспитания патриотизма

ребенка в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. … канд.

пед. наук. Самара, 2007 - 25 с.

3. Эльконин Б.Д. Психология развития. - М.: Academia, 2013 141 с.

4. Суслова Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом

воспитании дошкольников. Детский сад от А до Я. 2003 № 3 С. 5–14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: «Физические и психолого-педагогические особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическ...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста....