Совместная партнерская интегрированная образовательная деятельность по познавательному развитию "Святая Пасха"
план-конспект занятия (старшая группа)

Ковалева Татьяна Владимировна

Познакомить детей с народным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_svyataya_pasha.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ЛИЦЕЙ» г. ДЕДОВСК
ИСТРИНСКОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

143530, г. Дедовск, ул. Энергетиков, дом 15 т. (49831) 7-76-41, т/факс 561-75-26

СОВМЕСТНАЯ ПАРТНЕРСКАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «СВЕТЛАЯ ПАСХА!»

ВОСПИТАТЕЛЬ:

                                                                                                             Ковалева Т.В.

2021 год

Направленность: духовно – нравственное воспитание

Цели: Познакомить детей с народным обрядовым праздником – Пасхой, её обычаями, традициями, новыми словами и их значением.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей со смыслом главного праздника христианства - Пасхой. Познакомить детей с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника; помочь детям в освоении понятий собственной национальной культуры,  которая базируется на православных ценностях. 

Развивающие: Побуждать детей доставлять радость своим близким, делать для них подарки своими руками и дарить их.

Воспитательные: Воспитывать художественный вкус, любовь, уважение к своей стране и истории русского народа.

Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Словарь: народный праздник, Великая Пасха, кулич, крашенки, писанки, Вербное воскресенье, пасхальные яйца, храм.

Оборудование: иллюстрации праздников, кулич, пасха, яйца расписные, коллекция пасхальных яиц,  яйца силуэтные (из бумаги), гуашь, ватные палочки.

Участники: дети, воспитатель.

Методические приемы: беседа, фронтальный опрос, загадывание и отгадывание загадок, игровая деятельность, чтение стихотворений, продуктивная деятельность.

Предварительная работа: оформление уголка художественного творчества к празднику Пасхи; рассматривание иллюстраций; просмотр презентации Пасха, беседы; самостоятельная творческая деятельность роспись пасхальных яиц; беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини – выставка коллекции сувенирных яиц.

Ход занятия:

Организационный момент

Дети заходят под русскую народную мелодию.

 Воспитатель: Здравствуйте ребята, гости дорогие, проходите! Красному гостю – красное место.

Основная часть:

Воспитатель: Поговорить я сегодня хочу с вами о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать.

Воспитатель: - Расскажите, какие праздники вы знаете? Как мы к ним готовимся, и что они означают?  (На Новый год - ставят ёлку, это начало нового года, на Масленицу обязательно пекут блины и просят у всех прощения, и конечно, сжигают чучело Масленицы, прощаясь с зимой, на 9 Мая - чтят память воинов, защищавших нашу Родину, проходит парад )  - показ картинок

Воспитатель: Все правильно. Это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции.

Воспитатель: А я хочу поговорить с вами еще об одном весеннем празднике, но для этого вам  надо отгадать загадку:

Весной наступает,
Все ее ожидают,
Куличи в домах пекут,
Песни добрые поют! (Пасха) (показ картинки)

Воспитатель: Правильно! Весна с собой приносит русские народные праздники, такие как: Вербное воскресенье, Пасха.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны – Пасхе. Это праздник мы будем праздновать в это воскресенье – 2 мая.

Воспитатель: Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает избавление, возрождение. Праздник Пасхи один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, всё живое возрождается. Этот праздник символизирует победу добра над злом.

Воспитатель:  Люди заранее и очень тщательно готовились к Пасхе. Так,  в Великий Четверг традиционно называют "чистым", убирались в доме, всё мыли и чистили. Начиная с Чистого Четверга готовили еду к праздничному столу.

Воспитатель: Скажите, дети, а кто знает, какие угощения готовят обязательно  для праздничного стола? Дидактическая игра «Выбери угощенье к Пасхе»

Воспитатель:  Правильно, молодцы!  В Чистый Четверг красили и расписывали яйца, готовили пасху, пекли куличи. А в субботу все отправлялись в храм освещать куличи, яйца, пасху. А, вернувшись из храма, люди обменивались окрашенными яйцами. На Пасху ходили в гости, устраивали гулянья. Люди веселились, радовались.

Воспитатель: Ребята, а как вы дома готовитесь к Пасхе?  

Ребёнок: В Чистый четверг мы всей семьёй

               Дружно готовимся к Пасхе святой!

               Яйца покрасим, кулич испечём,

               Вымоем всё и наш дом приберём!

Ребёнок: За окном поют грачи,

                Печём к Пасхе куличи,

                Красим к пасхе яйца,

                Восемь, десять, двадцать…

                Всех цветов на вкус любой:

                Жёлтый, красный, голубой.

                В розовый, оранжевый

                Яйца разукрашены.

Ребёнок: Как люблю я праздник Пасхи!

                Приготовлюсь к четвергу –

                Бабушка яички красит,

                Я ей тоже помогу.

                На скорлупке хрупкой, тонкой

                Для людей, для красоты

                Крашу кисточкой тихонько

                Крестик, солнышко, цветы.

                В светлый праздник Воскресенья

                 Подарю своим друзьям

                 По яичку с поздравленьем

                 И скажу: «Раскрасил сам!»

Ребёнок: Пасха Красная пришла!

                Всюду птичье пенье…

                Зазвонят колокола

                В это воскресенье!

Воспитатель:  Молодцы!.

                    Наступает Пасха,

                    Будут скоро пляски!

                    Игры да веселье,

                    Всем на удивление!

                    Ну, теперь все берегитесь,

                    На игру все становитесь!

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в «Катись, катись, яичко».
Правила: Дети встают в круг. Водящий отдает одно деревянное яйцо любому ребенку в кругу, второе яйцо - ребенку в противоположной части круга. Со словами песенки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.
Слова песенки: Катись, катись, яичко,
По нашему кружочку.
Найди, найди, яичко,
Для себя дружочка.

С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга и отдают яички водящему. Тот говорит:
В круг, дружочки, выходите
И вдвоем для нас спляшите.
Все хлопают. Дети пляшут.

Воспитатель:  Мастера вы петь, играть! А я предлагаю вам посмотреть, какие красивые могут быть крашеные яйца. Прошу вас садиться за столы.

Воспитатель:  На светлый праздник Пасхи на Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскресе!» и отвечать «Воистину Воскресе!», то есть христоваться – здороваться. Освящённому в храме яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь от болезней, сбережение урожая от града.

Воспитатель:  Яйцо издавна наделялось особым смыслом. Наши предки почитали яйцо как источник жизни и всей Вселенной. Обычай красить яйца уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни.
На пасхальной неделе день окрашивания яиц для предстоящей Пасхи в Чистый четверг. На Руси именно в этот день начинали красить яйца, которые носили разные названия, в зависимости от технологии окрашивания. На Пасху принято красить яйца разными красками, но самый распространенный цвет-  красный. Садясь расписывать яйца, мастера должны иметь чистые помыслы, делать это с открытым добрым сердцем и большой любовью. Если делать это от всей души, то получится прекрасное творение.

(Показ выставки из яиц, дают объяснения понятиям «писанки», «крашенки»).

Самые красивые и трудоемкие назывались «Писанки», они расписывались геометрическими элементами - точка, ромб, линии.

Чуть попроще – в точку, с вкраплениями от приложенных листочков или круп назывались  «Крапанки».
Совсем простые  «Крашенки» -  это однотонные яйца, выкрашенные в один цвет.

 А те, что выводились по своим рисункам – «Малеванки».

Воспитатель: Я предлагаю вам расписать бумажные силуэты яиц в технике «Малеванки». 

Воспитатель: Перед тем как вы приступите к работе, давайте подготовим наши пальчики и вспомним правила безопасной работы с кистью, красками и ватными палочками.

Пальчиковая гимнастика:

Красим яйца яркой краской (одну руку в кулак - яйцо, другой красим),

К празднику Христовой Пасхи (делаем из ладошек солнышко),

Дружно испекли в печи (печем ладошками)

Кексы, булки, куличи! (загибаем пальчики по одному)

Воспитатель: Ребята, для росписи вам понадобятся кисти, ватные палочки и краски. Начнем мы с вами украшать сначала центр нашего яйца. В технике «примакивания» толстой кистью белой краской изобразим цветок. Далеее украшаем верх и низ яйца, берем тоненькую кисть и изображаем  зигзаг – зеленым цветом. И в конце с помощью ватных палочек ставим точки разного цвета в середине нашего яйца. Вот такое пасхальное яйцо в технике «Малеванки» у меня получилось.  А теперь вы можете приступать к работе.

Работу по росписи яиц выполняют с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках яйцо, мысли все о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. (Самостоятельное выполнение работы детьми под русскую народную мелодию).

Воспитатель: Посмотрите какие красивые пасхальные яйца у вас получились! (выставка работ)

Итог

Воспитатель: О каком русском народном празднике мы говорили сегодня? Что вы нового узнали? С какими мыслями вы выполняли работу? Ребята, вы сегодня все постарались. Все вы молодцы! И по традиции я хочу тоже вас поздравить с наступающим праздником «Светлая Пасха», а вы подарите  свои пасхальные яйца своим близким,  чтобы следующий год был для них хорошим.

Ребенок:   Пасха – праздник самый главный,

                   Освещают куличи,

                   Красят яйца, и желают

                  Только мира, доброты!

Воспитатель: С приближающим вас всех праздником «Светлой Пасхи». Спасибо.

Используемая литература: 

1.Хрестоматия для детей дошкольного возраста по программе А.В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду», Москва 2016 год.

2.Основы духовно- нравственной культуры народов России под редакцией А. В. Бородиной, Москва 2015 год.

3.«Пасха Христова» А.В. Бородина, Москва 2015 год, все книги соответствуют требованиям ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе

Тема занятия "Помощники для Маши". Главное действующее лицо этого занятия - девочка Маша, героиня одного из самых любимых нашими малышами современных мультфильмов. Цель - развитие познавательных и мат...

Интегрированная образовательная деятельность ОО «Познавательное развитие» ознакомление с предметным окружением

Конспект образовательной деятельности для  детей подготовительной к школе группе,Тема: «В гостях у сказки»...

Учебно – методическая разработка «Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет».

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Экспериментирование способствуе...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию «Поможем Василисе Прекрасной» (подготовительная группа)...

интегрированная образовательная деятельность по познавательному и художественно-эстетическому развитию старшего дошкольного возраста

                 Учить детей непосредственному восприятию цвета в связи с предметами и явлениями окружающего мира, вызвать интерес к родной природе ...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Весенняя полянка» (образовательные области: познание, художественно-эстетическое развитие)

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группыт «Весенняя полянка» (образовательные области: познание, художественно-эстетическое...