План работы по самообразованию тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современном социокультурном пространстве
учебно-методический материал

Султанова Людмила Энгельсовна

 Тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в  современном социокультурном пространстве»

Актуальность:

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispravlennyy_samoobrazovanie_sultanova_le_2_-_kopiya.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

 

План работы по самообразованию

воспитателя Султановой Л.Э.

на тему:

Тема«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста  в современном социокультурном пространстве»

                                                                                 

1 этап

Подготовительный

(выявление)

Период:  1 сентября 2021 года по 31 декабря 2021 года

Содержание работы:

  1. Определение темы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения
  2. Постановка целей, задач работы;
  3. Выдвижение гипотезы

ОБЩЕЕ СВЕДЕНИЕ

       Воспитатель  

      (должность)

          Высшее

       (образование)

         20 лет

   (стаж педагогической работы)

Первая квалификационная категория

     (квалификационная категория)

       Институт развития образования Республики Татарстан, Казань, по теме: "Актуальные аспекты организации образовательной деятельности в группах раннего и дошкольного возраста", 2021   г.

 (курсы повышения квалификации)

      сентябрь , 2021 г._______

(дата начала работы над темой)

       май, 2025 г._____________

(предполагаемая дата окончания работы)

Тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в  современном социокультурном пространстве»

Актуальность:

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине.

Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему .

 Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении  личности.

В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса  воспитания патриотизма дошкольников, и ставятся такие  цели:

- создание условий для становления основ патриотического сознания детей,

- возможности позитивной социализации ребенка,

- всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития,

- развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, больше думаем и размышляем. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного  возраста становится одной из актуальных, это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении. Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Проблема формирования нравственно-патриотических качеств привлекает внимание ученых разных направлений: педагогов, психологов, философов, социологов, культурологов, которые рассматривают духовную культуру чаще всего через нравственное и патриотическое начала в развитии личности.

Таким образом, актуальным в наше время становится формирование культуры личности ребенка дошкольного возраста через совершенствование систем нравственно – патриотического воспитания.

Поэтому объектом моей работы является процесс нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Предметом является взаимосвязь в организованной образовательной  деятельности и работы в повседневной жизни в ходе нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Исходя из всего вышеизложенного, нами определяется следующая  цель:  создание условий для приобщения детей к нравственно - патриотическим ценностям, а также воспитание готовности следовать им. 

Для достижения цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

 - расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,  их традициям.

Данные задачи осуществляются  во всех видах детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде и быту), так как наряду с патриотическими чувствами должны формироваться взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками.

Гипотезой является идея о том, что только при комплексной работе в организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни нравственно – патриотическое воспитание выходит на высокий уровень и способствует формированию высококультурной личности ребенка дошкольного возраста.

       

2 этап

Аналитический (изучение)

Период:  11 января 2022 г по 31 мая 2022 года

Содержание работы:

  1. Составление плана работы по самообразованию;
  2. Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика)

План работы

п/п

Содержание

Сроки реализации

Работа с педагогами

Консультация «Воспитание сказкой »

Консультация «Роль семьи в формировании личности ребенка. Условия правильного воспитания в семье»

Творческая мастерская  « Семейное древо своими руками»

Сотрудничество с семьями воспитанников

Консультация «Психолого-возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста»

Консультация «Особенности развития ребенка 3-4 лет»

Консультация «Можно ли обойтись без наказания?»

Памятка для родителей «Права ребенка в семье»,

Консультация «Роль дидактической игры в семье и детском саду»

Буклет для родителей «Роль отца в  воспитании ребёнка»

Консультация «Ошибки семейного воспитания»

Консультация « Роль бабушек в воспитании детей»

Консультация «Игры наших бабушек и дедушек»

Работа с детьми

Дидактические игры

Сюжетно – ролевые игры

Настольно – печатные игры

Игра – инсценировка «Моя семья»

Словесные игры

Подвижные игры, игры-забавы

Инсценировка сказки «Репка»

Чтение художественной литературы, стихотворений, заучивание песен

Встреча с интересными людьми»

       3 этап

Организационный

(обобщение)

Период:  1сентября 2022 г по 31 мая 2023 года

Содержание работы:

Теоретическая часть:

Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п.

Практическая часть:

  • Составление сценарий круглых столов, анкет и др.
  • Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности
  • Проведение открытых мероприятий
  • Выступление на педагогическом совете
  • Участие в работе творческих групп

Картотека используемых источников

п/п

Источник

Что заинтересовало

1

Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой

Раздел Игровая деятельность

2

«Беседы об основах безопасности с детьми 3-8 лет» Т.А. Шорыгина

Конспект занятий

3

Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004

Пособие

4

«Беседы об этикете с детьми 3-8лет» Т.А.Шорыгина

Беседа

5

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Ветохина;О.В.Савельева

Конспект занятий

6

Интернет ресурсы

Статьи, игры, пособия

       4 этап

Завершающий

(внедрение)

Период:  1сентября 2023 г по 31 мая 2024 года

Содержание работы:

  • Оформление результатов обследования детей по проблеме.
  • Оформление опыта работы:

*Систематизация теоретической части

*Систематизация практического материала

*Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.)

*Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы

5  этап

Презентационный

(распространение)

Период:  1сентября 2024 г по 31 мая 2025 года

Содержание работы:

  • Выступление на педагогическом совете «Из опыта работы»:
  • Рассказ;
  • Организация выставки результатов продуктивной деятельности детей
  • Предоставление опыта работы в методический кабинет на выставку «Передовой педагогический опыт»
  • Подготовка материала к публикации в печатных изданиях
  • Участие в педагогических конкурсах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию Тема: «Воспитания гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста »

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Большинство детей имеют размытое представление о той стране, в которой родились и живут, о её ценностях...

План работы по самообразованию Тема: «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста».

данный материал был подготовлен для воспитателей подготовительной группы...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи через игровую деятельность детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития речи детей посредством дидактической игры.Задачи:повысить собственны...

План работы по самообразованию Тема:«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и обычаями донских казаков»

Детство- то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории...

План работы по самообразованию Тема: «Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста»

План работы по самообразованию Тема: «Формирование навыков межличностного взаимодействия у детейдошкольного возраста»...