ПРОЕКТ по познавательному развитию «Удивительная лаборатория» для детей 5-6 лет
опыты и эксперименты (старшая группа)

Султанова Людмила Энгельсовна

Актуальность проекта

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию.

Цель проекта: поддержание и развитие в ребенке интереса к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Задачи проекта :

  • формировать у дошкольников диалектическое  мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

 

  • развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

 

  • расширять перспективы  развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

 

  • развивать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperemntirovanie_sultanova_le1.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение – детский сад №5 города Агрыз Агрызского муниципального района

Республики Татарстан

                 ПРИНЯТО                                                                                          УТВЕРЖДАЮ

                 Педагогическим советом                                                                     Заведующий МБДОУ – д/сад № 5

                 МБДОУ - детский сад  №5                                                                   ____________Закирова Э.И

                 Протокол №1 от «26» августа 2019   г.                                                 Приказ  № 113 -ОД от 26.08.2019 г.

 

        

ПРОЕКТ  

по познавательному развитию

«Удивительная лаборатория»

для детей 5-6  лет

                                                   

                                                                                                                                               

                                                                                           Воспитатели:  Султанова Л.Э

                           

Агрыз, 2020 г.

Содержание:

1. Введение………………………………………………………………  3стр.

2. Актуальность создание проекта   …………………………………… 3стр.

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты …………………...3стр.

4. Аннотация проекта …………………………………………………….4стр.

5. Этапы реализации проекта ………..…..…............................................. 5 стр.

6. План мероприятий    ……………………………………………………. 6 стр.

7. Ресурсное обеспечение проекта ……………………………………….. 8стр.

7.1. Учебно – методические ресурсы………………………………………8стр.

8. Критерии оценивание проекта    ………………………………………...8 стр.

9. Выводы ……………………………………………………………………9стр.

10. Литература  ……………………………………………………………...9стр.

Введение

Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне сравнении с теми, кто такой школы не прошел

К.Е.Тимирязев

Актуальность проекта

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию.

Цель проекта: поддержание и развитие в ребенке интереса к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Задачи проекта :

  • формировать у дошкольников диалектическое  мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

  • развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

  • расширять перспективы  развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

  • развивать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Задачи по образовательным областям:

«Познание»

- развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжать формировать умение детей читать схемы.

«Социализация»

- формировать умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.

«Безопасность»

- познакомить детей с правилами безопасности при проведении опытов

«Коммуникация»

- развивать самостоятельность в процессе опытов, умение работать в паре.

Предполагаемый результат:

  • формировать умение детей  искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования;
  • дети приобретают социальную практику, адаптируются к современным условиям жизни;
  • у детей развиваются такие качества личности, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Аннотация проекта

По доминирующей в проекте вид деятельности -  экспериментальный.

По содержанию: познавательный, обучающий.

По числу участников проекта: групповой.

По профилю знаний: многопредметный.

Продолжительность проекта: краткосрочный ( с 10.02.2020 г по 14.02.2020г)

Недостаточная разработка проблемы развития детского экспериментирования и её несомненная актуальность для теории и практики современного ДОУ послужили основанием для создания данного проекта, который направлен на организацию экспериментальной деятельности  с детьми и  предполагает развитие мышления, воображения, речи, интереса к внутренней и внешней содержательной стороне предметов и явлений окружающего мира. Проект реализуется через осуществление трёх проектных линий: создание и организация работы педагогов; организация работы с детьми и взаимодействие с родителями

Обоснование необходимости проекта.

       На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

       Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.  Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.

       По мнению Н.Н. Поддъякова, «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя, возникает значительно позже, деятельности экспериментирования».       

       Таким образом, выделенные противоречия подтверждают  необходимость  создания проекта.

Для реализации проекта необходимые следующие материалы: емкость с водой, легкие предметы, кусочки ткани и бумаги, надутый воздушный шар, сода, уксус , мыльная вода.

Этапы  реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на одну неделю:  с 25.11.19г по 29.11. 19г.        

Подготовительный этап.

  • Актуализация проблемной ситуации.
  • Создание условий, необходимых для проведения опыта или эксперимента в соответствии с техникой безопасности, подготовка экспериментального оборудования, составление карт – схем и т.д.
  • Мотивация детей к исследовательской деятельности.
  • Напоминание правил техники безопасности при работе с экспериментальным оборудованием.

Этап формулирования цели  эксперимента или опыта:

  • Обсуждение проблемы с детьми, подведение детей к постановке цели эксперимента или  опыта, выдвижению рабочих гипотез.
  • Оказание содействия детям в выдвижении гипотез по мере необходимости.

Этап планирования экспериментальной деятельности.

  • Обсуждение с детьми алгоритма действий по проведению эксперимента или опыта.
  • Подведение детей к выполнению алгоритма действий.

Этап коррекции проблемы:

  • Корригирующие действия по мере необходимости.

Практический этап детского экспериментирования:

  • Помощь детям в организации практической деятельности (объяснение, разъяснение).
  • По мере необходимости совместное выполнение с детьми практических действий.
  • Контроль,  за соблюдением техники безопасности , при проведении детьми опыта или эксперимента.

Заключительный этап:

  • Подведение итогов, оценивание результатов.
  • Настрой на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельность.

Работа с родителями: консультация «Домашняя лаборатория»

             

 Содержание работы в процессе реализации проекта:

Вовлечение в деятельность

Объявление о реализации проекта «Удивительная лаборатория».

Тематические недели:

Понедельник — « Зимние кружева»

Вторник – день зеленого цвета.

Среда – « Упрямый ветер».

Четверг – « Чудо пузыри».

Пятница – « Волшебный шарик»

 План работы

Понедельник  

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Вы в пруду её н6айдёте

И в сыром лесном болоте

Путешествует всегда

Наша спутница – вода!

1-ая половина дня:

  1. Чтение художественной литературы «Два ручья»
  2. Дидактическая игра: «Какая бывает вода»
  3. Дидактическая игра « Разрезные картинки»
  4. Чтение закличек, потешек о воде.
  5. Чтение сказки народов Сибири

2-ая половина дня:

  1. Опыты с водой.

Вторник

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

1-ая половина дня:

  1. Наблюдение за снегом.
  2. Дидактическая игра «Подбери пару».
  3. Словесная игра «Отгадай загадку».
  4. Логическая задача «Волшебные льдинки».

2-ая половина дня:

1. Эксперименты со снегом.

Среда

— Скажи-ка нам, ветер,

Какого ты цвета?

— Я цвета заката,

Я – цвета рассвета,

Я – снежного цвета,

Я – цвета огня…

Такой я, каким

Ты увидишь меня.

1-ая половина дня:

  1. Наблюдение за ветром.
  2. Познавательная минутка «Как выросли облака»
  3. Заучивание стихотворения С.Я.Маршака «Дуют ветры в феврале»
  4. Дидактическая игра «Ветерок»

2-ая половина дня:

1.  Эксперимент с ветром.

Четверг

Осторожно - пузыри...

Ой, какие!

Посмотри!

Раздуваются!

Блестят!

Отрываются!

Летят!

1-ая половина дня:

  1. Чтение художественной литературы про мыльные пузыри. Стихотворение Самуила Маршака – Мыльные пузыри.
  2. Упражнение на развитие мелкой моторики.
  3. Игра «Тесная баночка». 
  4. Подвижная игра «Раздувайся пузырь!»
  5. Рисование «Мыльные пузыри».

2-ая половина дня:

  1. Опыты с мыльными пузырями.

Пятница  

1-ая половина дня:

  1. Чтение художественной литературы про воздушные шары. Сказка о счастливом воздушном шарике. Автор: Ира Степанова.
  2. Дидактическая игра «Воздушные шарики».
  3. Рисование красками воздушный шар.
  4.  Подвижная игра с шарами.

2-ая половина дня:

1. Опыт с шариком.

Ресурсное обеспечение проекта

Учебно-методические ресурсы:

  1. Научно – методический журнал «Дошкольное воспитание»;
  2. Практический журнал «Воспитатель ДОУ»;
  3. Научно-практический журнал «Управление ДОУ»;
  4. Методический журнал для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Ребенок в детском саду»;

Критерии оценивания проекта

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу)-Выпуск стенгазеты по окончанию проекта, с размещением фотоматериала.

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа;

3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольников по проекту на интернет странице группы и объявления в раздевалке группы.

Выводы:

За время проекта дети научатся искать условия поставленной задачи, отыскивать связи  между свойствами объекта, приобретут социальную практику. Во время реализации проекта у детей развиваются такие качества личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность и инициативность.

Литература:

1.Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром (экспериментирование). -       СПб.: «Детство пресс», 2016.

2.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-пресс», 2015.

3.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.

 4.Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв.ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).

Отчёт по проектной деятельности «Разноцветная неделя»

с 10.02.2020 г по 14.02.2020г в  старшей группе №2 была проведена работа по проектной деятельности « Удивительная лаборатория».Участниками проекта стали: дети, воспитатели, родители

Характеристика проекта: проект является краткосрочный, по доминирующей в проекте деятельности: экспериментальный, познавательный, по содержанию: обучающий, по числу участников проекта: групповой, по профилю знаний: многопредметный.

На подготовительном этапе проекта– была сформулирована цель, определены задачи проекта, подобран дидактический материал, составлен план основного этапа.

Основной этап реализовывался в течение 1 недели. Каждый день был обозначен определенной темой:

Понедельник — « Зимние кружева»

Вторник – день зеленого цвета.

Среда – « Упрямый ветер».

Четверг – « Чудо пузыри».

Пятница – « Волшебный шарик».

 В процессе реализации проекта для усвоение детьми материала были использованы различные виды деятельности: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, экспериментирование, художественное творчество, прослушивание музыкальных композиций.

Ведущую роль в нашей проектной деятельности имели дидактические игры, направленные на  развитие детей, т. к. они обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов.

Дети оперируют имеющими знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином . В то же время в процессе игры у детей активизируется  словарь.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены. Ребята  приняли активное участие в реализации проекта. Предполагаемый результат достигнут - дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования дети и используют свои знания в повседневной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию "Удивительная встреча с богиней Герой" (подготовителная группа)

Дать первоначальные представления об олимпийском движении и Олимпийских играх....

Конспект по познавательному развитию "Удивительные рыбки" в старшей группе детского сада.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному  развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»....

Конспект ООД по познавательному развитию "Удивительные животные"

Обобщить и систематизировать знания  детей о диких и домашних животных. Закрепить умения устанавливать связи между приспособленностью животного к среде обитания и месту обитания, анализиров...

Развлечение по безопасности «Познавательное путешествие на поезде» (для детей 5-6лет)

Развлечение по безопасности«Познавательное путешествие на поезде»(для детей 5-6лет)...

Конспект образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию «Удивительное путешествие»

Цель: развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности и игре.Задачи:Образовательные: -Формировать представления детей о свойствах песка;-Формировать навыки экспери...