Главные вкладки
Проект по познавательно-исследовательской деятельности "Лаборатория удивительного или юные исследователи"
проект по окружающему миру (старшая группа)
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская пословица)
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», утверждают педагоги-практики.
Ссылка на презентацию проекта - https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-proekta-p...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.87 КБ |
![]() | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 31 села Святогорье Муниципального района имени Лазо Хабаровского края
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
«ЛАБОРАТОРИЯ УДИВИТЕЛЬНОГО ИЛИ ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Разработала –
Воспитатель высшей
Квалификационной
категории
Кузьмина АВ
С. Святогорье
2021
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская пословица)
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», утверждают педагоги-практики.
Актуальность
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно - исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.
Исследования Н. Н. Поддьякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов; - развитие мыслительных процессов, самостоятельности;
- воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
- создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- привлечение родителей к совместной деятельности;
Матрица проекта
Название проекта: «Лаборатория удивительного или Юные исследователи»»
Тематическое поле: Опытно – экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный 2021-2023гг
Проблема:
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Основные формы реализации проекта:
1. Формы образовательной работы с детьми:
- опыты, эксперименты
- экспериментирование на прогулке
- индивидуальная работа с детьми
- самостоятельная экспериментальная деятельность
- дидактические игры
- подвижные игры
- труд в природе и в уголке природы
- чтение художественной литературы
- беседы
- просмотр презентаций, мультфильмов.
2. Формы работы с родителями:
- Мастер класс
- Консультация
- Буклеты, памятки
- Беседы
- Ручной труд
- Развивающая среда.
3. Формы работы с педагогами:
- Консультации
- Буклеты
- Мастер класс.
Предполагаемый результат:
- Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
- Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
- Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
- В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Перспективы:
- Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);
- Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
- Пополнять предметно – развивающую среду;
- Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.
Новизна:
- Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы.
Этапы проведения проекта
Этапы | Содержание деятельности | Сроки |
Организационно – диагностический | Анализ научной и методической литературы. Педагогическая диагностика на начало проекта. Разработка перспективного планирования с детьми и родителями. Организация предметно – развивающей среды | Сентябрь
|
Практический | Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.
| Октябрь-апрель |
Заключительный | Педагогическая диагностика на конец проекта. Презентация проекта на педагогическом совете. | май
|
Перспективный план работы над проектом по опытно – экспериментальной деятельности
Месяц | Вид деятельности | Тема | Цель |
Октябрь | Беседа - рассказ | Экскурсия в детскую лабораторию | Повышение интереса к исследовательской деятельности. |
Познавательное видео. | Волшебные стеклышки | Познакомить детей с приборами для наблюдения. | |
ООД | Свойства веществ | Формирование представлений о свойствах веществ. | |
Опыт | Строение веществ | Расширение представлений о строении знакомых веществ | |
Опыт | Растворяются, не растворяются | Познакомить детей с таким свойством, как растворимость. | |
Ноябрь | ООД | «Воздух невидимка» | Расширять знания о воздухе. |
Опыт | «Где теплее» | Выявить что теплый воздух легче холодного. | |
Подвижная игра | «Поймай воздух» | Закреплять знания о воздухе в процессе игры. | |
Беседа | «Органы дыхания» | Расширить знания у дошкольников об органах дыхания человека. | |
Декабрь | Презентация | «Воды земного шара» | Познакомить детей , что большую часть земного шара занимает вода. |
Опыт | «Куда делась вода» | Выявить процесс испарения воды. | |
Опыт | «Помощница вода» | Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. | |
Экспериментирование на прогулке | «Свойства воды» | Расширить представления о свойствах воды. | |
Январь | Познавательный мультфильм | «Фиксики» (магнит) | Познакомить с происхождением магнита. |
Опыт | «Магнитные силы» | Выявить свойства магнита. | |
Беседа -эксперимент | «Сила тяготения» | Дать детям представления о силе тяготения. | |
Опыт | «Два магнита» | Выявить особенность взаимодействия двух магнитов. | |
Д/игра | «Поймай рыбку» | Закреплять знания о магните в процессе игры. | |
Февраль | Беседа | «В мире электричества» | Расширить представление детей о электричестве. |
Эксперимент | «Волшебный шарик» | Установить причину статического электричества. | |
Игра - эксперимент | «Чудо прическа»
| Познакомить с проявлением статического электричества. | |
Презентация | «Что такое молния» | Выявить что гроза это проявление электричества в природе. | |
Март | ООД | «В мире цветов» |
|
Труд в уголке природы | «Пересадка цветов» | Овладение навыками пересадки комнатных растений. | |
Опыт | «Вершки корешки» | Выяснить что раньше появляется из семени. | |
Опыт | «Фильтрование воды» | Познакомить с процессами очистки воды разными способами. | |
Чтение х/л | «Цветок огонек» | Закреплять знания детей о цветах в процессе чтения х/л. | |
Апрель | презентация | «Планеты Солнечной системы» | Обогатить и систематизировать представление детей о космосе. |
ООД | «Космос» |
| |
Беседа | «Далеко-близко» | Познакомить детей с тем, как удаленность от солнца влияет на температуру воздуха. | |
Чтение х/л | Ирис Ревю «Звездочка Алида | Закреплять знания детей о космосе в процессе чтения х/л. | |
Май | Наблюдение | «Вода испаряется с помощью ветра» | Доказать что ветер быстрее испаряет влагу. |
Беседа | «Растения и удобрения» | Дать детям понятия, что рост растений зависит от почвы. | |
Труд на огороде | «Животворное свойство воды» | Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | |
Д/игра | «Что где растет» | Уточнить и закрепить знания детей о принадлежности объекта к экологической системе «Луг» | |
Сентябрь | Экскурсия | «Парковый лес» | Расширять представление детей о многообразии растительности и его обитателях в процессе экскурсии в парковый лес. |
Опыт | «Куда тянуться корни» | Установить связь видоизменений частей растения с факторами внешней среды. | |
Опыт | «Запасливые стебли» | Доказать что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу. | |
презентация | «Лес защитник и лекарь» | Выявить защитную роль леса в лесостепной климатической зоне. | |
П\игра | «Крылатые семена» | Закрепить знания о семенах в процессе игры. | |
Октябрь | Опыт | «Крепкий спичечный коробок» | Определить упругость воздуха. |
Опыт | «Сухой из воды» | Продемонстрировать существование атмосферного давления. | |
Презентация | «Мир металлов» | Познакомить детей с разновидностями металлов. | |
Беседа | «Роль металлов в жизни человека» | Познакомить детей с ролью металлов в жизни человека. | |
Ноябрь | Презентация | «Жемчужина Урала» | Познакомить детей с природными ископаемыми на территории РБ. |
Опыт | «Качества природных ископаемых» | Познакомить с качествами природных ископаемых. | |
Опыт | «Свойства песка и глины» | Формировать знания детей о свойствах песка и глины. | |
ООД | «Рисование на камне» | Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Развивать фантазию, творческое воображение, образное мышление. | |
Д/игра | «Гора и камешки» | В игровых образах закрепить особенности полезных ископаемых. | |
Чтение х/л | «Сказка про лежач-камень, под который вода не течет» | Закреплять знания детей о камнях в процессе чтения х/л. | |
Декабрь | Эксперименты на прогулке | «Взаимодействие воды и снега» | Закрепить знания детей о двух агрегатных состояниях воды. |
Опыт | «Воздух под водой» | Выявить что воздух легче воды, имеет силу. | |
Опыт | «Изменение объёма жидкости» | Выявить изменение объема жидкости при замерзании. | |
Д/игра | «Водоем» | Расширять знания об экосистеме водоемов. | |
П/игра | «Мы водные капельки» |
| |
Январь | Опыт | «Как быстрее» | Выявить особенности передачи звука на расстоянии. |
Опыт на прогулке | «Звуки в воде» | Выявить особенности передачи звука на расстоянии. | |
Ручной труд | «Спичечный телефон» | Изготовить простейшее устройство для передачи звука. |
Перспективный план работы с родителями
Форма работы | Тема |
Беседа дома с детьми: | «Кто такие учёные», «Что такое эксперимент?» |
Консультация: | «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» |
Ручной труд: Беседа:
| - Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов. - «Как организовать игры с водой». |
Памятка:
| «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?» |
Консультация:
| «Играя, познаем». |
Привлекать родителей к пополнению коллекции: | «Разные ткани» «Бумажная страна» |
Мастер – класс: | «Интересные опыты с детьми» |
Результаты диагностики на начало проекта (сентябрь 2015)
Таким образом, результаты диагностики на начало проекта показали следующее:
С высоким уровнем развития – 26% (5) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.
Со средним – 53% (10)- в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковые действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
С уровнем ниже среднего – 21% (4). Дети не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения эксперимента.
Результаты диагностики на конец проекта (февраль 2017 г.)
Таким образом, результаты диагностики на конец проекта показали следующее:
С высоким уровнем развития - 58% (11)- дети самостоятельно видят проблему. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делают выводы.
Со средним уровнем развития – 32% (6) -в большинстве случаев дети проявляют активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.
С уровнем развития ниже среднего – 10% (2)- включается в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
Диагностикаисследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой).
- Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности;
- Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми;
- Выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде;
- Выявить знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде;
- Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы;
- Выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью.
Критерии, уровни усвоения программы:
Высокий уровень (3 балла) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.
Средний уровень (2 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Ниже среднего (1 балл) - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
Используемая литература:
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2015.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. СПб.: Детство-пресс, 2012.
- Куликова И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2001.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 31 села Святогорье муниципального района имени Лазо Хабаровского края
ДОКЛАД
на тему:
Отчет о реализации инновационного проекта по познавательно-исследовательской деятельности дошкольника
«Лаборатория удивительного или Юные исследователи»
Разработала –
Кузьмина АВ,
воспитатель высшей категории
2022
Слайд № 1
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего доклада – «Отчет о реализации инновационного проекта по познавательно-исследовательской деятельности дошкольника «Лаборатория удивительного или Юные исследователи».
Слайд № 2
Начать доклад хотелось бы со следующих высказываний -
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская пословица)
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», утверждают педагоги-практики.
В правоте данных высказываниях, мы не раз убедились, в ходе работы над проектом.
Слайд № 3
Актуальность
Данная тема выбрана не случайно, она является одной из наиболее актуальных и значимых тем современного образования.
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно - исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.
Исследования Н. Н. Поддьякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Слайд № 4
Цели и задачи проекта
Цель - развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов; - развитие мыслительных процессов, самостоятельности;
- воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
- создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- привлечение родителей к совместной деятельности.
Слайд № 5
Матрица проекта
Название проекта: «Лаборатория удивительного или Юные исследователи»»
Тематическое поле: Опытно – экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный 2022-2023гг
Проблема:
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Слайд № 6
Основные формы реализации проекта:
1. Формы образовательной работы с детьми:
- опыты, эксперименты
- экспериментирование на прогулке
- индивидуальная работа с детьми
- самостоятельная экспериментальная деятельность
- дидактические игры
- подвижные игры
- труд в природе и в уголке природы
- чтение художественной литературы
- беседы
- просмотр презентаций, мультфильмов.
2. Формы работы с родителями:
- Мастер класс
- Консультация
- Буклеты, памятки
- Беседы
- Ручной труд
- Развивающая среда.
Слайд № 7
Предполагаемый результат:
- Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
- Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
- Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
- В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Слайд № 8
Этапы проведения проекта
Этапы | Содержание деятельности |
1.Организационно – диагностический | Анализ научной и методической литературы. Педагогическая диагностика на начало проекта. Разработка перспективного планирования с детьми и родителями. Организация предметно – развивающей среды |
2.Практический (основной) | Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.
|
3.Заключительный | Педагогическая диагностика на конец проекта. Презентация проекта на педагогическом совете. |
Слайд № 9
Содержание работы
1 БЛОК. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т. д.).
2 БЛОК. Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система).
3 БЛОК. Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т. д.)
4 БЛОК. Человек (человек – живой организм, человек – пользователь природы)
5 БЛОК. Рукотворный мир: (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т. д.)
Слайд № 10
Продуктом проекта является:
- Картотеки опытов, экспериментов, конспектов ООД, сценарии праздников, развлечений
- Обогащение предметно-развивающей среды (а именно Центра Экспериментирования)
Слайд 11-13
В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:
Неделя химии
Дети познакомились с удивительной, волшебной наукой ХИМИЯ. Почувствовали себя учеными-химиками, лаборантами, технологами и взрослыми людьми, способными удовлетворить свои потребности в игровом материале.
Были проведены следующие эксперименты:
- Чернила для шпионов
- Цветной газ
- Реакция серебряного зеркала
- Почему нельзя кипятить минералку
- Что такое ПВА?
- Очищение железа
Слайд 14-15
Неделя Физики
Цель: Познакомить детей с наукой – физикой, физическими явлениями на основе опытно-экспериментальной деятельности.
Были проведены следующие опыты:
- Бурлящая лава
- Горящее железо
- Ньютоновская жидкость
- Горячий лед
Слайд 16-17
Следующий блок работы – домашние эксперименты. Данный блок еще не завершен, подведение итогов «Домашний эксперимент» в январе. На итоговом занятии «Экспериментальная мастерская», дети будут рассказывать о своих наблюдениях и итогах эксперимента.
На слайдах представлены некоторые из них – «Выращивание кристаллов», «Выращивание динозавров»
Слайд № 18-20
Организованная образовательная деятельность «Свойства воды», опыты и эксперименты с водой. Данные занятия развивают наблюдательность, расширяют знания об агрегатных состояниях воды; воспитывают гуманное, экологически целесообразное отношение к природе (воде).
Слайд № 21-22
Организованная образовательная деятельность «Свойства воздуха», опыты и эксперименты с воздухом.
Задачи данной серии занятий:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- обобщить, уточнить знания о свойствах воздуха;
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
Опыты – «Поймай воздух», «Воздух внутри нас» и др.
Слайд № 23-25
Огород на окошке в условиях ДОУ и «Мамины помощники» в домашних условиях.
Огород на подоконнике в детском саду - это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Слайд № 26
ООД «Сохраним природу вместе!» (раздельный сбор мусора)
Задачи:
1. Формировать умение сортировать мусор при его сборе по разным признакам (фактура, применение).
2.Развивать познавательную активность, умение отвечать на вопросы; развивать потребность соблюдения чистоты на улицах села, дома, в детском саду; формировать умение наблюдать и делать выводы.
Слайд № 27-28
ООД «Помоги зимующей птице!», наблюдение за пернатыми, изготовление кормушек, прикорм птиц.
Задачи:
- способствовать пониманию важности подкормки птиц в зимнее время, формированию исследовательских умений у дошкольников.
- сформировать целостное представление у детей о зимующих птицах и их жизни зимой.
- развивать познавательную активность детей; учить детей сравнивать природные объекты, устанавливать между ними связь, делать выводы;
Слайд № 29-30
Шоу фокусов
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности через экспериментальную деятельность.
Расширяя представления детей о свойствах различных материалов (воды, магнита, бумаги, воска), мы подводим детей к тому, что фокус – это не сказка, не волшебство, природу любого фокуса можно объяснить, так сказать «разгадать секрет».
Слайд № 31-34
Кулинарные эксперименты
Цель - создать условия для развития познавательных способностей детей путём проведения опытов и экспериментов с продуктами питания.
В данном блоке были проведены следующие мероприятия –
- конкурс «Домашние Вкусняшки», где дети в домашних условиях вместе с родителями готовили свои традиционные, семейные блюда. А после строгие эксперты (сами дети) определяли победителей.
- Пицца шоу – Как превратить кучу продуктов во всеми любимую пиццу?
Слайд № 35
Наблюдения за природными изменениями «Весна в объективе», «Сладкое лето», «По следам Осени»
Суть наблюдения состоит в познании природных объектов с помощью зрительного, тактильного, обонятельного, слухового ощущений. Путем наблюдения воспитатель учит детей выделять разные признаки природных объектов, ориентироваться в связи живой и неживой природы, различать животных, растения.
Слайд № 36
Экспериментирование с природными материалами
- познакомить детей со свойствами природных материалов;
- показать способы исследования окружающего мира на примере проведения опытов с природным материалом;
- развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логического мышления;
Слайд № 37
Экспериментальное рисование солью
Цель:
- Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Продолжать знакомить дошкольников с свойствами соли через познавательно - исследовательскую деятельность, исследуя предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
Рисование с помощью соли похоже на волшебный эксперимент. Это действительно находка для детей, которые любят делать что-нибудь необычное. Кроме того, нетрадиционные способы творчества помогают ребенку раскрепоститься, получить от процесса удовольствие и удивляться результатам.
Слайд № 38
Мы продолжаем исследовать мир через опыты и эксперименты с различными предметами, явлениями.
Перспективы работы-
- Секреты мыловарения. Изготовление мыла в домашних условиях.
- Зимние секреты (опыты/эксперименты со снегом, льдом, наблюдения за сезонными изменениями и тд)
- Шоколадные тайны
- Бумага и ее секреты
Слайд № 39
Работа над проектом будет продолжаться, но мы уже можем озвучить промежуточные результаты – дети:
- Проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
- Самостоятельно планируют предстоящую деятельность;
- осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
- Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;
- В диалоге со взрослыми поясняют ход деятельности, делают выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательно-исследовательской деятельности "Эта удивительная вода"
В материале содержится описание проекта, опытов с водой. Защита проекта проводится воспитанницей подготовительной группы....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи»
Цель. Формирование представлений о свойствах неживой природы (песок, глина, камни).Задачи.I. Образовательные.1. Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней.2. Учить сравнивать м...

Познавательно-исследовательский кружок в старшей группе "Юный исследователь"
Познавательно-исследовательский кружок в старшей группе "Юный исследователь"...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Юные исследователи»
Развитие у детей интереса и конкретных представлений о свойствах воды и магнита через опытно – экспериментальную деятельность....

Проект по познавательно – исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста. «Я – исследователь».
Проект по познавательно – исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста.«Я – исследователь»....

Краткосрочный проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Юные исследователи».
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все.С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем ...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи»
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи»...