Проект по познавательно-исследовательской деятельности "Лаборатория удивительного или юные исследователи"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кузьмина Алена Владимировна

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская пословица)

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – гласит народная мудрость. 

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», утверждают педагоги-практики.

Ссылка на презентацию проекта - https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-proekta-p...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_laboratoriya_udivitelnogo_ili.docx34.87 КБ
Файл doklad.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 31 села Святогорье Муниципального района имени Лазо Хабаровского края

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

«ЛАБОРАТОРИЯ УДИВИТЕЛЬНОГО ИЛИ ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Разработала –

Воспитатель высшей

Квалификационной

 категории

Кузьмина АВ

С. Святогорье

2021

 «Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская пословица)

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – гласит народная мудрость. 

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», утверждают педагоги-практики.

Актуальность

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно - исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира. 

Исследования Н. Н. Поддьякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование. 

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. 

ЦельРазвитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов; - развитие мыслительных процессов, самостоятельности;
  • воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
  • создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
  • привлечение родителей к совместной деятельности;

Матрица проекта

Название проекта: «Лаборатория удивительного или Юные исследователи»»

Тематическое поле: Опытно – экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста. 

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, групповой.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный 2021-2023гг

Проблема:

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Основные формы реализации проекта:

1. Формы образовательной работы с детьми:

  • опыты, эксперименты 
  • экспериментирование на прогулке
  • индивидуальная работа с детьми 
  • самостоятельная экспериментальная деятельность
  • дидактические игры
  • подвижные игры 
  • труд в природе и в уголке природы 
  • чтение художественной литературы
  • беседы 
  • просмотр презентаций, мультфильмов. 

2. Формы работы с родителями:

  • Мастер класс
  • Консультация 
  • Буклеты, памятки
  • Беседы
  • Ручной труд
  • Развивающая среда.

3. Формы работы с педагогами:

  • Консультации
  • Буклеты 
  • Мастер класс.

Предполагаемый результат:

  • Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  • Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
  • Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; 
  • Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
  • В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Перспективы:

  • Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
  • Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);
  • Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
  • Пополнять предметно – развивающую среду;
  • Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

Новизна:

  • Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы.

Этапы проведения проекта

Этапы

Содержание деятельности

Сроки

Организационно – диагностический

Анализ научной и методической литературы. Педагогическая диагностика на начало проекта.

Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.

Организация предметно – развивающей среды

Сентябрь

 

Практический

Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.

 

Октябрь-апрель

Заключительный

Педагогическая диагностика на конец проекта.

Презентация проекта на педагогическом совете.

май

 

 

Перспективный план работы над проектом по опытно – экспериментальной деятельности

 

Месяц

Вид деятельности

Тема

Цель

Октябрь

Беседа - рассказ

Экскурсия в детскую лабораторию

Повышение интереса к исследовательской деятельности.

Познавательное видео.

Волшебные стеклышки

Познакомить детей с приборами для наблюдения.

ООД

Свойства веществ

Формирование представлений о свойствах веществ.

Опыт

Строение веществ

Расширение представлений о строении знакомых веществ

Опыт

Растворяются, не растворяются

Познакомить детей с таким свойством, как растворимость.

Ноябрь

ООД

 «Воздух невидимка»

Расширять знания о воздухе.

Опыт

«Где теплее»

Выявить что теплый воздух легче холодного.

Подвижная игра 

«Поймай воздух»

Закреплять знания о воздухе в процессе игры.

Беседа

«Органы дыхания»

Расширить знания у дошкольников об органах дыхания человека.

Декабрь

Презентация

«Воды земного шара»

Познакомить детей , что большую часть земного шара занимает вода.

Опыт

«Куда делась вода»

Выявить процесс испарения воды.

Опыт

«Помощница вода»

Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Экспериментирование на прогулке

«Свойства воды»

Расширить представления о свойствах воды.

Январь

Познавательный мультфильм

«Фиксики» (магнит)

Познакомить с происхождением магнита.

Опыт

«Магнитные силы»

Выявить свойства магнита.

Беседа -эксперимент

«Сила тяготения»

Дать детям представления о силе тяготения.

Опыт

«Два магнита»

Выявить особенность взаимодействия двух магнитов.

Д/игра

«Поймай рыбку»

Закреплять знания о магните в процессе игры.

Февраль

Беседа

«В мире электричества»

Расширить представление детей о электричестве.

Эксперимент

«Волшебный шарик»

Установить причину статического электричества.

Игра - эксперимент

«Чудо прическа»

 

Познакомить с проявлением статического электричества.

Презентация

«Что такое молния»

Выявить что гроза это проявление электричества в природе.

Март

ООД

«В мире цветов»

 

Труд в уголке природы

«Пересадка цветов»

Овладение навыками пересадки комнатных растений.

Опыт

«Вершки корешки»

Выяснить что раньше появляется из семени.

Опыт

«Фильтрование воды»

Познакомить с процессами очистки воды разными способами.

Чтение х/л

«Цветок огонек»

Закреплять знания детей о цветах в процессе чтения х/л.

Апрель

презентация

«Планеты Солнечной системы»

Обогатить и систематизировать представление детей о космосе.

ООД

«Космос»

 

Беседа

«Далеко-близко»

Познакомить детей с тем, как удаленность от солнца влияет на температуру воздуха.

Чтение х/л

Ирис Ревю «Звездочка Алида

Закреплять знания детей о космосе в процессе чтения х/л.

Май

Наблюдение

«Вода испаряется с помощью ветра»

Доказать что ветер быстрее испаряет влагу.

Беседа

«Растения и удобрения»

Дать детям понятия, что рост растений зависит от почвы.

Труд на огороде

«Животворное свойство воды»

Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Д/игра

«Что где растет»

Уточнить и закрепить знания детей о принадлежности объекта к экологической системе «Луг»

Сентябрь

Экскурсия

«Парковый лес»

Расширять представление детей о многообразии растительности и его обитателях в процессе экскурсии в парковый лес.

Опыт

«Куда тянуться корни»

Установить связь видоизменений частей растения с факторами внешней среды.

Опыт

«Запасливые стебли»

Доказать что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

презентация

«Лес защитник и лекарь»

Выявить защитную роль леса в лесостепной климатической зоне.

П\игра

«Крылатые семена»

Закрепить знания о семенах в процессе игры.

Октябрь

Опыт

«Крепкий спичечный коробок»

Определить упругость воздуха.

Опыт

«Сухой из воды»

Продемонстрировать существование атмосферного давления.

Презентация

«Мир металлов»

Познакомить детей с разновидностями металлов.

Беседа

«Роль металлов в жизни человека»

Познакомить детей с ролью металлов в жизни человека.

Ноябрь

Презентация

«Жемчужина Урала»

Познакомить детей с природными ископаемыми на территории РБ.

Опыт

«Качества природных ископаемых»

Познакомить с качествами природных ископаемых.

Опыт

«Свойства песка и глины»

Формировать знания детей о свойствах песка и глины.

ООД

«Рисование на камне»

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Развивать фантазию, творческое воображение, образное мышление.

Д/игра

«Гора и камешки»

В игровых образах закрепить особенности полезных ископаемых.

Чтение х/л

«Сказка про лежач-камень, под который вода не течет»

Закреплять знания детей о камнях в процессе чтения х/л.

Декабрь

Эксперименты на прогулке

«Взаимодействие воды и снега»

Закрепить знания детей о двух агрегатных состояниях воды.

Опыт

«Воздух под водой»

Выявить что воздух легче воды, имеет силу.

Опыт

«Изменение объёма жидкости»

Выявить изменение объема жидкости при замерзании.

Д/игра

«Водоем»

Расширять знания об экосистеме водоемов.

П/игра

«Мы водные капельки»

 

Январь

Опыт 

«Как быстрее»

Выявить особенности передачи звука на расстоянии.

Опыт на прогулке

«Звуки в воде»

Выявить особенности передачи звука на расстоянии.

Ручной труд

«Спичечный телефон»

Изготовить простейшее устройство для передачи звука.

 

Перспективный план работы с родителями

 

Форма работы

Тема

Беседа дома с детьми:

«Кто такие учёные», «Что такое эксперимент?»

Консультация:

 «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Ручной труд:

Беседа:

 

- Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов.

- «Как организовать игры с водой».

Памятка:

 

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»

Консультация:

 

 «Играя, познаем».

Привлекать родителей к пополнению коллекции:

 «Разные ткани»

«Бумажная страна»

Мастер – класс:

«Интересные опыты с детьми»

 

Результаты диагностики на начало проекта (сентябрь 2015)

Таким образом, результаты диагностики на начало проекта показали следующее:

С высоким уровнем развития – 26% (5) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.

Со средним – 53% (10)в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковые действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

С уровнем ниже среднего – 21% (4). Дети не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения эксперимента.

 

Результаты диагностики на конец проекта (февраль 2017 г.)

 Таким образом, результаты диагностики на конец проекта показали следующее:

С высоким уровнем развития - 58% (11)дети самостоятельно видят проблему. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делают выводы.

Со средним уровнем развития – 32% (6) -в большинстве случаев дети проявляют активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.

С уровнем развития ниже среднего – 10% (2)включается в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

 

Диагностикаисследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой).

  1. Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности;
  2. Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми; 
  3. Выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде;
  4. Выявить знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде; 
  5. Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы;
  6. Выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью. 

Критерии, уровни усвоения программы:

Высокий уровень (3 балла) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.

Средний уровень (2 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Ниже среднего (1 балл) - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Используемая литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».
  2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2015.
  3. Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. СПб.: Детство-пресс, 2012.
  4. Куликова И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2001.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 31 села Святогорье муниципального района имени Лазо Хабаровского края

ДОКЛАД

на тему:

Отчет о реализации инновационного проекта по познавательно-исследовательской деятельности дошкольника 

«Лаборатория удивительного  или  Юные исследователи»

Разработала –

Кузьмина АВ,

воспитатель высшей категории

2022

Слайд № 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего доклада – «Отчет о реализации инновационного проекта по познавательно-исследовательской деятельности дошкольника  «Лаборатория удивительного  или  Юные исследователи».

Слайд № 2

Начать доклад хотелось бы со следующих высказываний -  

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская пословица)

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – гласит народная мудрость. 

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», утверждают педагоги-практики.

В правоте данных высказываниях, мы  не раз убедились, в ходе работы над проектом.

Слайд № 3

Актуальность

Данная тема выбрана не случайно, она  является одной из наиболее актуальных и значимых тем современного образования.

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.

3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно - исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира. 

Исследования Н. Н. Поддьякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование. 

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. 

Слайд № 4

Цели и задачи проекта

Цель -  развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов; - развитие мыслительных процессов, самостоятельности;
  • воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
  • создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
  • привлечение родителей к совместной деятельности.

Слайд № 5

Матрица проекта

Название проекта: «Лаборатория удивительного или Юные исследователи»»

Тематическое поле: Опытно – экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста. 

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, групповой.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный 2022-2023гг

Проблема:

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Слайд № 6

Основные формы реализации проекта:

1. Формы образовательной работы с детьми:

  • опыты, эксперименты 
  • экспериментирование на прогулке
  • индивидуальная работа с детьми 
  • самостоятельная экспериментальная деятельность
  • дидактические игры
  • подвижные игры 
  • труд в природе и в уголке природы 
  • чтение художественной литературы
  • беседы 
  • просмотр презентаций, мультфильмов. 

2. Формы работы с родителями:

  • Мастер класс
  • Консультация 
  • Буклеты, памятки
  • Беседы
  • Ручной труд
  • Развивающая среда.

Слайд № 7

Предполагаемый результат:

  • Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  • Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
  • Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; 
  • Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
  • В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Слайд № 8

Этапы проведения проекта

Этапы

Содержание деятельности

1.Организационно – диагностический

Анализ научной и методической литературы. Педагогическая диагностика на начало проекта.

Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.

Организация предметно – развивающей среды

2.Практический (основной)

Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.

 

3.Заключительный

Педагогическая диагностика на конец проекта.

Презентация проекта на педагогическом совете.

Слайд № 9

Содержание работы

1 БЛОК. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т. д.).

2 БЛОК. Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система).

3 БЛОК. Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т. д.) 

4 БЛОК. Человек (человек – живой организм, человек – пользователь природы) 

5 БЛОК. Рукотворный мир: (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т. д.)

Слайд № 10

Продуктом проекта является:

  1. Картотеки опытов, экспериментов, конспектов ООД, сценарии праздников, развлечений
  2. Обогащение предметно-развивающей среды (а именно Центра Экспериментирования)

Слайд 11-13

В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:

Неделя химии

Дети познакомились с удивительной, волшебной наукой ХИМИЯ. Почувствовали  себя учеными-химиками, лаборантами, технологами и взрослыми людьми, способными удовлетворить свои потребности в игровом материале.

Были проведены следующие эксперименты:

  • Чернила для шпионов
  • Цветной газ
  • Реакция серебряного зеркала
  • Почему нельзя кипятить минералку
  • Что такое ПВА?
  • Очищение железа

Слайд 14-15

Неделя Физики

Цель: Познакомить детей с наукой – физикойфизическими явлениями на основе опытно-экспериментальной деятельности.

Были проведены следующие опыты:

  • Бурлящая лава
  • Горящее железо
  • Ньютоновская жидкость
  • Горячий лед

Слайд 16-17

Следующий блок работы – домашние эксперименты. Данный блок еще не завершен, подведение итогов «Домашний эксперимент» в январе. На итоговом занятии «Экспериментальная мастерская», дети будут рассказывать о своих наблюдениях и итогах эксперимента.

На слайдах представлены некоторые из них – «Выращивание кристаллов», «Выращивание динозавров»

Слайд № 18-20

Организованная образовательная деятельность «Свойства воды», опыты и эксперименты с водой. Данные занятия развивают  наблюдательность, расширяют  знания об агрегатных состояниях воды; воспитывают гуманное, экологически целесообразное отношение к природе (воде).

Слайд № 21-22

Организованная образовательная деятельность «Свойства воздуха», опыты и эксперименты с воздухом.

Задачи данной серии занятий:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- обобщить, уточнить знания о свойствах воздуха;

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

Опыты – «Поймай воздух», «Воздух внутри нас» и др.

Слайд № 23-25

Огород на окошке в условиях ДОУ и «Мамины помощники» в домашних условиях.

Огород на подоконнике в детском саду - это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Слайд № 26

ООД «Сохраним природу вместе!» (раздельный сбор мусора)

Задачи:

1. Формировать умение сортировать мусор при его сборе по разным признакам (фактура, применение).

2.Развивать познавательную активность, умение отвечать на вопросы; развивать потребность соблюдения чистоты на улицах села, дома, в детском саду; формировать умение наблюдать и делать выводы.

Слайд  № 27-28

ООД «Помоги зимующей птице!», наблюдение за пернатыми, изготовление кормушек, прикорм птиц. 

Задачи:

- способствовать пониманию важности подкормки птиц в зимнее время, формированию исследовательских умений у дошкольников.

- сформировать целостное представление у детей о зимующих птицах и их жизни зимой.
- развивать познавательную активность детей; учить детей сравнивать природные объекты, устанавливать между ними связь, делать выводы;

Слайд № 29-30

Шоу фокусов

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности через экспериментальную деятельность.

Расширяя представления детей о свойствах различных материалов (воды, магнита, бумаги, воска), мы подводим детей к тому, что фокус – это не сказка, не волшебство, природу любого фокуса можно объяснить, так сказать «разгадать секрет».

Слайд № 31-34

Кулинарные эксперименты

Цель - создать условия для развития познавательных способностей детей путём проведения опытов и экспериментов с продуктами питания.

В данном блоке были проведены следующие мероприятия –

-  конкурс «Домашние Вкусняшки», где дети в домашних условиях вместе с родителями готовили свои  традиционные, семейные  блюда. А после строгие эксперты (сами дети) определяли победителей.

- Пицца шоу – Как превратить  кучу продуктов во всеми любимую пиццу?

Слайд № 35

Наблюдения за природными изменениями  «Весна в объективе», «Сладкое лето», «По следам Осени»

Суть наблюдения состоит в познании природных объектов с помощью зрительного, тактильного, обонятельного, слухового  ощущений. Путем наблюдения воспитатель учит детей выделять разные признаки природных объектов, ориентироваться в связи живой и неживой природы, различать животных, растения.

Слайд № 36

Экспериментирование с природными материалами

- познакомить детей со свойствами природных материалов;

 - показать способы исследования окружающего мира на примере проведения опытов с природным материалом;

- развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логического мышления;

Слайд № 37

Экспериментальное рисование солью

Цель:

- Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Продолжать знакомить дошкольников с свойствами соли через познавательно - исследовательскую деятельность, исследуя предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

Рисование с помощью соли похоже на волшебный эксперимент. Это действительно находка для детей, которые любят делать что-нибудь необычное. Кроме того, нетрадиционные способы творчества помогают ребенку раскрепоститься, получить от процесса удовольствие и удивляться результатам.

Слайд № 38

Мы продолжаем исследовать мир через опыты и эксперименты с различными предметами, явлениями.

Перспективы работы-

  1. Секреты мыловарения. Изготовление мыла в домашних условиях.
  2. Зимние секреты (опыты/эксперименты со снегом, льдом, наблюдения за сезонными изменениями и тд)
  3. Шоколадные тайны
  4. Бумага и ее секреты

Слайд № 39

Работа над проектом будет продолжаться, но мы уже можем озвучить промежуточные результаты – дети:

  • Проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  • Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
  • Самостоятельно планируют предстоящую деятельность;
  • осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; 
  • Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;
  • В диалоге со взрослыми поясняют ход деятельности, делают выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательно-исследовательской деятельности "Эта удивительная вода"

В материале содержится описание проекта, опытов с водой. Защита проекта проводится воспитанницей подготовительной группы....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи»

Цель. Формирование представлений о свойствах неживой природы (песок, глина, камни).Задачи.I. Образовательные.1. Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней.2. Учить сравнивать м...

Познавательно-исследовательский кружок в старшей группе "Юный исследователь"

Познавательно-исследовательский кружок в старшей группе "Юный исследователь"...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Юные исследователи»

Развитие у детей интереса и конкретных представлений о свойствах воды и магнита через опытно – экспериментальную деятельность....

Проект по познавательно – исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста. «Я – исследователь».

Проект по познавательно – исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста.«Я – исследователь»....

Краткосрочный проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Юные исследователи».

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все.С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем ...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи»

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи»...