Краткосрочный проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Юные исследователи».
проект по окружающему миру (средняя группа)

Бесчетнова Юлия Викторовна

 Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Видновская средняя общеобразовательная школа №7

Здание по фактическому адресу:142701,Московская область,

Ленинский г.о.,г.Видное,ул.Берёзовая,22

 

Краткосрочный проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Юные исследователи».

 

Воспитатель:

 Бесчетнова Ю.В.

 

 

 

 

г. Видное

2024г.     

Задачи:

Участники проекта: дети средней группы №29, родители, педагоги.

Срок реализации проекта: 3 недели

Актуальность

Одним из видов детской деятельности,  используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

 Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, особенно с наблюдением. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

 Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о том, что увидели.

При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает,  экспериментирует,  исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, а, значит, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается его познавательная активность.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд.

Очень взаимосвязаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.

Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь.

Связь экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонне и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д .

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенкаЭкспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

1 этап: Подготовительный.

Цель:

Создание необходимых условий для развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить проблему развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

3. Создать необходимые условия для развития исследовательской активности детей среднего дошкольного возраст средствами физического экспериментирования.

4. Развивать любознательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

5. Знакомить воспитанников со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.).

6. Заинтересовать и привлекать родителей воспитанников в процессы экспериментирования в ДОО и дома.

Ожидаемый результат:

1. Проявление у детей  познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

2. У детей пополнился словарный запас.

3. У детей есть интерес к экспериментированию и исследованию.

 4. Создана детская лаборатория для экспериментов, оснащена необходимыми материалами и оборудованием.

5. Родители активно сотрудничают с педагогами, оказывают посильную помощь в реализации проекта.

Формы взаимодействия:

Формы образовательной работы с детьми:

Непосредственно образовательная деятельность;

Продуктивная деятельность;

Игровая деятельность.

Формы работы с родителями:

Родительский клуб «Повышение речевой активности детей в процессе исследовательской деятельности»

Памятка «Как провести опыты в домашних условиях».

Фотоотчет для родителей.

Формы работы с педагогами:

Открытое занятие,

Защита проекта в форме презентации.

Подготовка к реализации проекта:

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2.Донести до участников проекта (в частности до родителей) важность данной темы.

3.Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки,   атрибуты  для исследовательской деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме.

 4. Подобрать материал, оборудование для создания детской лаборатории.

 5. Создать коллекции ракушек,магнитиков.

6.Составить перспективный план проведения экспериментов.

Методическая литература

1. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.

 2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015 (Библиотека программы «ДЕТСТВО».)

3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.

 Опыты и эксперименты для дошкольников ТЦ «Сфера». 2018 г.

2 этап: Практический

Занятие «В мире стекла и пластмассы»

Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из стекла и пластмассы. Помочь выявить эти качества при помощи

разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу, из

которого они сделаны (стекло, пластмасса). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность.

Родительский клуб «Повышение речевой активности детей в процессе исследовательской деятельности»

Цель :способствовать повышению компетенции родителей в вопросах речевого развития детей. Стимулировать позицию родителей как активных участников педагогического процесса

Задачи:

 Формировать у родителей умение организовывать совместную деятельность с детьми через использование опытов.

Способствовать установлению партнерских отношений между родителями и педагогами.

Создание «копилки опытов и экспериментов»

«Снег, какой он?»

Познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

«Где спрятался воздух»

Опыт с пакетом.

Помочь выявить свойства воздуха, понять, как может использоваться сила воздуха.

« Теплота»

Где быстрее?

Все увидим, все узнаем.

Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости ( лед- вода, вода –лед).

Познакомить с лупой и микроскопом и их назначением.

«Тяжёлый-лёгкий»

В ходе экспериментов выяснить.что предметы имеют разный вес.

        

                

3 этап: Заключительный.

  • Оформление материала проекта.
  • Совместная работа детей, родителей и педагога.
  •  Презентация проекта.

G:\Для д.с\Синяя птица\для стим дек -февр 2024\фото эксперименты\IMG_2508.jpg IMG_2737.jpg

G:\Для д.с\Синяя птица\для стим дек -февр 2024\фото эксперименты\IMG_2474.jpgIMG_2446.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в средней группе "Юные исследователи"

Проект был написан для средней группы детского сада. Тип проекта - познавательно - исследовательский, долгосрочный. Каждый месяц имеет свою тему и подтемы недели. Дополнительные занятия по проект...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи»

Цель. Формирование представлений о свойствах неживой природы (песок, глина, камни).Задачи.I. Образовательные.1. Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней.2. Учить сравнивать м...

Проект по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе "Юные исследователи"

Проект по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Юные исследователи»

Развитие у детей интереса и конкретных представлений о свойствах воды и магнита через опытно – экспериментальную деятельность....

Краткосрочный проект в средней группе «Юные исследователи».

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.Китайская пословица гласит: «Расскажи мне ...