Краткосрочный проект в средней группе «Юные исследователи».
проект по окружающему миру (средняя группа)

Мазанова Наталья Анатольевна

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunye_isledovateli.docx111.7 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в средней группе

«Юные исследователи».

Подготовила и провела воспитатель:

Мазанова Н.А.

Куц О.К.

108753.jpg

2024 г.

Актуальность

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Работая в дошкольном учреждение педагог всегда должен стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, своих воспитанников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Следовательно, чем активнее  ребенок трогает, нюхает,  экспериментирует,  исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, а, значит, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается его познавательная активность.

Срок реализации: с 5.02.2024 по 23.02.2024г (3 недели)

Цель: создание необходимых условий для развития познавательной мотивации детей, привития интереса к собственным открытиям в познании окружающего мира в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Изучить проблему развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
  • Создать необходимые условия для развития исследовательской активности детей среднего дошкольного возраст средствами физического экспериментирования.
  • Развивать познавательный интерес детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.
  • Расширять представления об окружающем мире, активизировать имеющиеся знания.
  • Обогащать, активизировать и актуализировать словарь, формировать грамматический строй речи.

Участники: Дети, родители, воспитатели.

Формы взаимодействия:

1. Формы образовательной работы с детьми:

  • Опытно-экспериментальная деятельность
  • Образовательная деятельность с элементами экспериментирования 
  • Комплексные прогулки с элементами экспериментирования.
  • Беседы, подтвержденные показами опытов.
  • Наблюдения
  • Чтение художественной литературы
  • Продуктивная деятельность
  • Игровая деятельность.

2. Формы работы с родителями:

  • Консультации;
  • Родительские собрания;
  • Буклеты.

Предполагаемый результат:

Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; Проявление познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности, улучшение речевого развития; Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; Ребенок может ответить на поставленный вопрос, делать самостоятельные выводы, находить решения проблемы, совершать открытия.

 2 этап – основной

Вид деятельности

Тема

Цель

Дата

Беседа

«Свойства воды»

Познакомить детей какая может быть вода? (горячей, теплой, холодной, прозрачной, можно переливать, твердой -лед). Для чего нужна вода? (умываемся, стираем, моем, пьем, варим еду, купаемся, поливаем растения).

Понедельник

5.02.2024

Опыт с водой

«Растворение веществ в воде»; «Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить»

Познакомить с процессом растворения краски в воде; развивать наблюдательность, сообразительность. Узнать с детьми, что произойдет с водой, если в нее добавить сахар.

Понедельник

5.02.2024

Опыт с водой

«Мыльные пузыри»

Познакомить детей с тем, что при соединение воды с шампунем и воздухом образуются мыльные пузыри.

Вторник

6.02.2024

Просмотр мультфильма

«Круговорот воды в природе. Путешествие капельки»

Расширять кругозор детей, развивать интерес к окружающему миру;

познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Среда

7.02.2024

Опыт с водой

«Водяная мельница»

Познакомить детей, что вода может приводить предметы в движение (мельница); скорость работы мельницы зависит от струи воды.

Четверг

8.02.2024

Рисование

Эбру «Рисование на воде»

Закрепить художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.

Пятница

9.02.2024

Беседа

«Удивительный песок»

Создание условий для развития познавательно-исследовательской интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом.

Понедельник

12.02.2024

Опыт с песком

«Свойство песка»

Познакомить детей с составом песка (сухой, сыпется, не пахнет, песчинки разные). Научить детей работать с лупой, ситом.

Понедельник

12.02.2024

Опыт с песком

«Чистая вода»; «Сухой и влажный песок»

Познакомить детей, что можно через воронку с фильтром почистить воду от крупинок песка. Познакомить со свойствами сухого и влажного песка.

Вторник

13.02.2024

Опыт с песком

«Рисуем песком»

Познакомить детей с тем, что песком можно рисовать. Для этого на плоскую поверхность нужно насыпать песок и попробовать пальцем, палочкой нарисовать узоры, композиции.

Среда

14.02.2024

Беседа

«Воздух вокруг нас»

Создание условий для развития познавательно-исследовательской интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с воздухом, как с природным компонентом и его свойством.

Четверг

15.02.2024

Просмотр мультфильма

«Из чего состоит воздух»

Расширять кругозор детей, развивать интерес к окружающему миру;

познакомить детей с воздухом.

Четверг

15.02.2024

Опыт с воздухом

«Что в пакете», «Лодочка», «Воздух в стакане»

Познакомить детей со свойствами воздуха с помощью опытов. (Воздух прозрачный, из-за воздуха двигаются предметы)

Пятница

16.02.2024

Беседа

Опыты со стеклом

«В мире стекла»

«Прозрачность», «Водонепроницаемость», «Звонкость»

Познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, цветное, хрупкое, гладкое). Учить рассматривать, обследовать предмет, сравнивать, делать умозаключения;

расширять активный словарь детей (водонепроницаемое,  хрупкое, шероховатое);

Понедельник

19.02.2024

Беседа

Опыты с металлом

«В мире металла»

«Тяжесть», «Притяжение магнитом», «Звонкость»

Учить узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства, помочь понять , что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. Провести опыты с металлом.

Вторник

20.02.2024

Беседа

Опыты с деревом

«В мире дерева»

«Тонет, не тонет», «Прозрачность», «Температура»,

Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир всеми органами чувств. Развивать умение определять и анализировать свойства и качества материала, его особенности ; взаимодействие с другими материалами ; познавательного интереса к предметному миру, использовать опыт для нахождения истины.

Среда

21.02.2024

Беседа

Опыты с тканями

«В мире тканей и бумаги»

«Состав ткани», «Промокаемость», «Гладкость бумаги, Мягкость, Прочность»

Развивать познавательные способности детей в практических опытах с тканью и бумагой, обобщать знание детей о значении ткани и бумаги в  нашей жизни.

Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.

Четверг

22.02.2024

Подведение итогов, создание коллажа по проекту.

Пятница

23.02.2024

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Экспериментируем дома».

Оказание помощи в создании уголка экспериментирования.

Подбор материалов, предметов для коллекций.

Фотоотчет по проекту

Заключение

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

Мы проводили опыты с воздухом, водой, песком. Дети были в большом восторге от проделанной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в средней группе "Юные исследователи"

Проект был написан для средней группы детского сада. Тип проекта - познавательно - исследовательский, долгосрочный. Каждый месяц имеет свою тему и подтемы недели. Дополнительные занятия по проект...

Краткосрочный проект в средней группе «Мы юные ученые»

Цель: Познакомить детей : « Кто такой  ученый». Зачем нужны открытия в разных науках.Задачи:Образовательные:Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ...

Проект по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе "Юные исследователи"

Проект по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе...

ТЕМА ПРОЕКТА: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» Краткосрочный проект в средней группе

ТЕМА ПРОЕКТА: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»  Краткосрочный проект в средней группе...

Краткосрочный проект в средней группе на тему «Юные художники»

Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие - важнейшая задача педагогики на современном этапе....

Краткосрочный проект в средней группе «Маленькие исследователи»

В основе проведенного в средней группе ДОУ (детского сада) краткосрочного проекта «Маленькие исследователи», тематикой которого были выбраны вулканы, лежит метод экспериментирования, ...

Краткосрочный проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Юные исследователи».

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все.С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем ...