Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Авдонина Татьяна Александровна

Цель. Формирование представлений о свойствах неживой природы (песок, глина, камни).

Задачи.

I. Образовательные.

1. Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней.

2. Учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами.

II. Развивающие.

1. Мотивировать детей на экспериментирование с объектами неживой

природы (песок, глина, камни).

2. Развивать способность к познанию нового.

III. Воспитательные.

1. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности в

творческой атмосфере, доброжелательности, закреплять умение работать в группе.

Оборудование: песок, глина, камни, лупа, бумага, емкости с водой, салфетки, трубочки, одноразовые стаканчики, ложечки, цветные карандаши красного желтого и зеленого цвета.

Ход занятия.

1 Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете что такое научная лаборатория?

Ответы детей. да это где проводят различные опыты

Воспитатель. да все открытия делают в научных лабораториях. Там работают профессора, великие учёные. Скажите, ребята, вы хотели бы стать сегодня учёными- исследователями?

Дети. Да.

Воспитатель:  Хорошо но пока мы с вами еще не очень взрослые мы будем с вами юными исследователями.

– Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься?

Ответы детей Будем проводить опыты.

Воспитатель –Да мы будем проводить опыты. С чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать:

Он и желтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И в «куличики» играть.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий —

в ладошке лежать.

Тяжелый, большой -

одному не поднять

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети песок, глина камни.

Воспитатель. Да вы все правильно угадали. Сегодня мы будем исследовать песок, глину и камни. Но прежде чем приступить давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Необходимо предупредить детей о том, что нужно соблюдать технику безопасности для того, чтобы не причинить вреда себе и окружающим. Любая исследовательская работа должна всегда начинаться с повторения правил безопасности.

Эти правила выглядят так:

1 Проводить опыты только в присутствии воспитателя.

2Начинать опыт только с разрешения

3 Если хочешь что-то сделать, сначала спроси.

4Материалы сыпучие брать только ложкой.

5 При проведении опыта не трогать глаза, лицо руками.

6 Нельзя вещества и предметы, с которыми проводится эксперимент, пробовать на вкус, брать в рот.

В группу вбегает профессор Колбочкин (переодетый ребенок)

профессор Колбочки - Здравствуйте ребята. Здравствуйте Екатерина Сергеевна. Мне опять понадобилась ваша помощь.

Воспитатель--- Что случилось чем мы можем тебе помочь?

Воспитатель -Я опять потерял клячи от своей лаборатории, а мне надо провести исследования. Мне надо исследовать свойства глины песка и камней и срочно отправить результаты трем поросятам они хотят делать новую дорогу.

Воспитатель - Ну в этом мы тебе точно сможем помочь.

профессор Колбочки- Для начала я вас должен проверить. Скажите, мне для чего используют камни глину и песок

Ответы детей песок - используется в строительстве, его смешивают с цементом и водой. Этим раствором скрепляют кирпичи.

• Изготавливают стекла.

• Песочные часы.

• Есть золотоносный песок с крупинками золота, его промывают по крупинкам и собирают золото.

• Делают художественные изделия из песка и глины, посуду, скульптуры, украшения

Используют для строительства дорог

профессор Колбочки - Вы совершенно правильно все сказали

начнем наши исследования.

Воспитатель- предлагаю вам разделиться на 3 команды выбрать капитанов а потом сравнить ваши результаты.

профессор Колбочки - вот карточки их надо будет заполнить капитанам команд.

Воспитатель давайте посмотрим на карточки и вспомним условные обозначения.

Если на картинке нарисовано лупа что мы делаем.

Дети рассматриваем и зарисовываем что увидели.

Воспитатель сито

Дети проверяем как сыпется

Воспитатель кувшинчик с водой

Дети наливаем воду и смотрим что получилось

Воспитатель баночка с палочкой или как ее правильно называют колба

Дети наоборот насыпаем вещество в воду и размешиваем.

Опыты.

Опыт №1 - рассматривание песка камней глины через лупу.

Воспитатель. Ребята, как нам узнать, из чего состоит песок глина и камни?

Дети Нужно рассмотреть через лупу.

Воспитатель правильно Ребята, из чего же состоит песок? Что вы увидели?

Дети. Песок состоит из крупинок и песчинок.

Воспитатель. Как выглядят песчинки?

Дети. Они очень маленькие, круглые, легкие.

Воспитатель. А теперь рассмотрим глину. Видны ли такие же частички

на глине?

Дети. Нет!

Воспитатель. В песке каждая песчинка лежит отдельно. Она не

прилипает к своим соседкам. А глина состоит из мелких частичек, из

которых получаются комочки.

Воспитатель. Итак, эти вещества разные или одинаковые? (Разные).

Воспитатель. Песок легкий, сыпучий; глина тяжелая, вязкая. А из чего состоят камни.

Дети. Тоже из мелких песчинок только слипшихся друг с другом.

Опыт №2. Сравнение (сыпучесть).

Воспитатель. Как нам проверить сыпучесть этих трех веществ?

Ответы детей. высыпать на тарелочку песок глину и камни.

Правильно, нам нужно высыпать их на тарелочку. Капитаны не забывайте заносить результаты опытов в свои карточки.

Воспитатель. А хотите вы побыть песком, глиной и камнями?

Дети да.

Воспитатель давай те поиграем в подвижную игру я буду называть вещество а вы показывать как в нем расположены песчинки.

Подвижная игра.

Воспитатель молодцы ни разу не ошиблись продолжим наши опыты

Опыт №3 (определение плотности и тяжести)

Воспитатель. Сейчас проведем следующий опыт. Аккуратно нальем

немного воды в тарелочку с песком. Потрогаем песок. Каким он стал?

Дети. Влажным. Мокрым.

Воспитатель. А куда исчезла вода?

Дети. Она быстро спряталась в песок.

Воспитатель. Затем наливаем немного воды в тарелочку с глиной.

Следим, как водичка впитывается в глину. Быстро или медленно?

Дети. Вода впитывается в глину медленно.

Воспитатель. Почему?

Дети. Глина вязкая, тяжелая.

Воспитатель. Итак, как прошла вода через песок и глину?

Дети. Песок легкий, сыпучий. Он быстро впитывает воду, а глина тяжелая

и вязкая, воду впитывает медленно. А что происходит когда воду наливаем в тарелочку с камнями.

Дети вода ни куда не девается

Опыт 4. Что тяжелее песок глина или камни.

• В банку с водой опустить немного песка и камни все перемешивает палкой. Что произошло? (Песок и камни оседают на дно.) дети наблюдают как происходит оседание материалов. Камни осели первыми затем песок глина не оседает долго потому что песчинки очень мелкие и легкие.

Воспитатель. Вы настоящие исследователи, вы провели очень

интересные эксперименты в лаборатории, узнали и запомнили свойства

песка, глины. Капитаны вы готовы рассказать, у кого из вас готов доклад на нашу тему? (Заслушивают капитанов команд).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunnye_issledovateli.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

«Юные исследователи»

Цель. Формирование представлений о свойствах неживой природы (песок, глина, камни).

Задачи.

I. Образовательные.

1. Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней.

2. Учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами.

II. Развивающие.

1. Мотивировать детей на экспериментирование с объектами неживой

природы (песок, глина, камни).

2. Развивать способность к познанию нового.

III. Воспитательные.

1. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности в

творческой атмосфере, доброжелательности, закреплять умение работать в группе.

Оборудование: песок, глина, камни, лупа, бумага, емкости с водой, салфетки, трубочки, одноразовые стаканчики, ложечки, цветные карандаши красного желтого и зеленого цвета.

Ход занятия.

1 Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете что такое научная лаборатория?

Ответы детей. да это где проводят различные опыты

Воспитатель. да все открытия делают в научных лабораториях. Там работают профессора, великие учёные. Скажите, ребята, вы хотели бы стать сегодня учёными- исследователями?

Дети. Да.

Воспитатель:  Хорошо но пока мы с вами еще не очень взрослые мы будем с вами юными исследователями.

– Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься?

Ответы детей Будем проводить опыты.

Воспитатель –Да мы будем проводить опыты. С чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать:

Он и желтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И в «куличики» играть.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий —

в ладошке лежать.

Тяжелый, большой -

одному не поднять

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети песок, глина камни.

Воспитатель. Да вы все правильно угадали. Сегодня мы будем исследовать песок, глину и камни. Но прежде чем приступить давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Необходимо предупредить детей о том, что нужно соблюдать технику безопасности для того, чтобы не причинить вреда себе и окружающим. Любая исследовательская работа должна всегда начинаться с повторения правил безопасности.

Эти правила выглядят так:

1 Проводить опыты только в присутствии воспитателя.

2Начинать опыт только с разрешения

3 Если хочешь что-то сделать, сначала спроси.

4Материалы сыпучие брать только ложкой.

5 При проведении опыта не трогать глаза, лицо руками.

6 Нельзя вещества и предметы, с которыми проводится эксперимент, пробовать на вкус, брать в рот.

В группу вбегает профессор Колбочкин (переодетый ребенок)

профессор Колбочки - Здравствуйте ребята. Здравствуйте Екатерина Сергеевна. Мне опять понадобилась ваша помощь.

Воспитатель--- Что случилось чем мы можем тебе помочь?

Воспитатель -Я опять потерял клячи от своей лаборатории, а мне надо провести исследования. Мне надо исследовать свойства глины песка и камней и срочно отправить результаты трем поросятам они хотят делать новую дорогу.

Воспитатель - Ну в этом мы тебе точно сможем помочь.

профессор Колбочки- Для начала я вас должен проверить. Скажите, мне для чего используют камни глину и песок

Ответы детей песок - используется в строительстве, его смешивают с цементом и водой. Этим раствором скрепляют кирпичи.

• Изготавливают стекла.

• Песочные часы.

• Есть золотоносный песок с крупинками золота, его промывают по крупинкам и собирают золото.

• Делают художественные изделия из песка и глины, посуду, скульптуры, украшения

Используют для строительства дорог

профессор Колбочки - Вы совершенно правильно все сказали

начнем наши исследования.

Воспитатель- предлагаю вам разделиться на 3 команды выбрать капитанов а потом сравнить ваши результаты.

профессор Колбочки - вот карточки их надо будет заполнить капитанам команд.

Воспитатель давайте посмотрим на карточки и вспомним условные обозначения.

Если на картинке нарисовано лупа что мы делаем.

Дети рассматриваем и зарисовываем что увидели.

Воспитатель сито

Дети проверяем как сыпется

Воспитатель кувшинчик с водой

Дети наливаем воду и смотрим что получилось

Воспитатель баночка с палочкой или как ее правильно называют колба

Дети наоборот насыпаем вещество в воду и размешиваем.

Опыты.

Опыт №1 - рассматривание песка камней глины через лупу.

Воспитатель. Ребята, как нам узнать, из чего состоит песок глина и камни?

Дети Нужно рассмотреть через лупу.

Воспитатель правильно Ребята, из чего же состоит песок? Что вы увидели?

Дети. Песок состоит из крупинок и песчинок.

Воспитатель. Как выглядят песчинки?

Дети. Они очень маленькие, круглые, легкие.

Воспитатель. А теперь рассмотрим глину. Видны ли такие же частички

на глине?

Дети. Нет!

Воспитатель. В песке каждая песчинка лежит отдельно. Она не

прилипает к своим соседкам. А глина состоит из мелких частичек, из

которых получаются комочки.

Воспитатель. Итак, эти вещества разные или одинаковые? (Разные).

Воспитатель. Песок легкий, сыпучий; глина тяжелая, вязкая. А из чего состоят камни.

Дети. Тоже из мелких песчинок только слипшихся друг с другом.

Опыт №2. Сравнение (сыпучесть).

Воспитатель. Как нам проверить сыпучесть этих трех веществ?

Ответы детей. высыпать на тарелочку песок глину и камни.

Правильно, нам нужно высыпать их на тарелочку. Капитаны не забывайте заносить результаты опытов в свои карточки.

Воспитатель. А хотите вы побыть песком, глиной и камнями?

Дети да.

Воспитатель давай те поиграем в подвижную игру я буду называть вещество а вы показывать как в нем расположены песчинки.

Подвижная игра.

Воспитатель молодцы ни разу не ошиблись продолжим наши опыты

Опыт №3 (определение плотности и тяжести)

Воспитатель. Сейчас проведем следующий опыт. Аккуратно нальем

немного воды в тарелочку с песком. Потрогаем песок. Каким он стал?

Дети. Влажным. Мокрым.

Воспитатель. А куда исчезла вода?

Дети. Она быстро спряталась в песок.

Воспитатель. Затем наливаем немного воды в тарелочку с глиной.

Следим, как водичка впитывается в глину. Быстро или медленно?

Дети. Вода впитывается в глину медленно.

Воспитатель. Почему?

Дети. Глина вязкая, тяжелая.

Воспитатель. Итак, как прошла вода через песок и глину?

Дети. Песок легкий, сыпучий. Он быстро впитывает воду, а глина тяжелая

и вязкая, воду впитывает медленно. А что происходит когда воду наливаем в тарелочку с камнями.

Дети вода ни куда не девается

Опыт 4. Что тяжелее песок глина или камни.

• В банку с водой опустить немного песка и камни все перемешивает палкой. Что произошло? (Песок и камни оседают на дно.) дети наблюдают как происходит оседание материалов. Камни осели первыми затем песок глина не оседает долго потому что песчинки очень мелкие и легкие.

Воспитатель. Вы настоящие исследователи, вы провели очень

интересные эксперименты в лаборатории, узнали и запомнили свойства

песка, глины. Капитаны вы готовы рассказать, у кого из вас готов доклад на нашу тему? (Заслушивают капитанов команд).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вулканы»

Цель:Познакомить детей с природным явлением – вулканом.Задачи:– познакомить детей с природным явлением — извержение вулканов; сформировать представления о типах вулканов.– развивать познавательную акт...

Конспект занятия по познавательно исследовательской деятельности в процессе экспериментирования в подготовительной группе.

Конспект занятия по познавательно исследовательской   деятельности в процессе экспериментирования в подготовительной  группе.Тема: «Значение воздуха в природе ».Цель: Показа...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе: «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ...

Методическая разработка конспекта занятия по основам безопасности жизнедеятельности в подготовительной группе"Юные градостроители"

Занятие для  старшего возраста включает в себя закрепление материала по знаниям детей правил дорожного движения,знаний что такое улица и какой она должна быть для безопасности людей,находящихся н...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Юные исследователи»

Развитие у детей интереса и конкретных представлений о свойствах воды и магнита через опытно – экспериментальную деятельность....