Доклад для выступления на педагогическом совете по теме « Формирование доброжелательности детей подготовительной к школе группы средствами подвижных игр»
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Архипова Оксана  Таджикуловна

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка- дошкольника, и потому рассматривается зарубежными и отечественными психологами как одно из главных средств воспитания.  Известные русские педагоги- психологи раскрыли роль игры ,как деятельности, способствующей  качественным изменениям  в физическом и психическом развитии ребенка  и оказывающей  разностороннее влияние на формирование его личности (П.Ф Лесгафт,  А.П Усова, Л.С Выготский, А.В Запорожец, Л.И Божович, Д.Б Эльконин) . 

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста. Согласно  приказу Министерства образовании и науки Российской Федерации  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», требования к результатам освоения  программы представлены в виде целевых ориентиров. К целевым ориентирам  дошкольного образования, помимо прочих относится следующая  социальная и психологическая характеристика ребенка на этапе завершения дошкольного образования:  « Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты

Одним из путей достижения данного целевого ориентира может послужить подвижная игровая деятельность, направленная на формирования у детей подготовительной к школе группы такого качества личности как доброжелательность.

В подвижной игровой деятельности  все действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Именно в подвижных играх дети  учатся действовать в коллективе, подчиняясь общим требованиям. Правила игры становятся для детей законом,  они формируют его волю, самообладание,  умение контролировать свои поступки и свое поведение. В игре формируется честность и справедливость, дети учатся выполнять действия ради  достижения общей цели. В процессе подвижной игры, в зависимости от её результата дети могут радоваться общей победе или переживать проигрышу своей команды.   Подвижная игра учит искренности и товариществу. 

Различные по содержанию подвижные игры  позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития личности детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, по-разному способствующих всестороннему развитию дошкольников и несущих в себе разную социальную направленность. В рамках настоящей работы будут рассматриваться такие подвижные игры, которые в большей степени направлены на воспитание доброжелательности, стремление к взаимопомощи отзывчивости, формирования чувства сорадости и сопереживания.  Вы можете ознакомиться с составленной мной картотекой подвижных игр, которые на мой взгляд могут способствовать формированию доброжелательности детей подготовительной к школе группы

Одним из главных условий при проведении подвижных игр с целью  формирования доброжелательности детей является исключение игр соревновательного характера. В условиях соревнований, где каждый «должен стать лучше всех»  дети часто проявляют  такие негативные формы поведения как, злорадство, пренебрежение, хвастовство. В таких условиях ребенку  становится сложно сопереживать сверстнику или радоваться его успеху. Поэтому все подвижные игры должны носить командный, коллективный характер, где  положительный результат и итог являются следствием слаженной работы всего детского коллектива. Еще одним важным условием на наш взгляд является обязательное наличие тактильного контакта детей : игры парами, тройками, взявшись за руки, игры с элементами взаимопомощи, где детям дается возможность выручить, « спасти» сверстника.         

 Развитие доброжелательных отношений  во время подвижных игр невозможно без  целенаправленного педагогического руководства во время  их проведения. Поэтому педагогу необходимо учитывать ряд особенностей, чтобы подвижные игры приобрели развивающий характер. Как правило, в подготовительной группе руководство игрой опосредованное. Педагог уже меньше участвует знакомых для детей играх и лишь корректируют их действия.  В подготовительной группе педагог может предоставить детям больше самостоятельности.  В этом возрасте увеличивается количество игр , в которых нет образов, их правила усложняются, что требует от детей определенной выдержки, внимания, наблюдательности. Постепенно педагог должен приучать детей самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры  и, как правило, к 7 годам дети охотно играют сами в знакомые игры.

Особое значение приобретает профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог способен помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные. Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий человек, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание. При таком руководстве, а также наличии фантазии  многие подвижные игры можно направить  на формирование доброжелательности, изменяя привычный сюжет. Для этого при объяснении игры необходимо использовать краткий, образный сюжет рассказ, вызывающий у детей воссоздающее воображение и стимулирующий к эмоциональному восприятию.

Для воспитания доброжелательности во время проведения подвижных игр, педагогу так же необходимо учитывать, что  частым поводом для ссор и конфликтов детей седьмого года жизни становится словесная агрессии ( разнообразные дразнилки, порицание, высмеивание).  Поэтому  педагог  должен свести к минимуму  речевое взаимодействие детей.  Так же необходимо отметить, что в работе, направленной на  развитие нравственных чувств нужно  свести к минимуму любые оценки отдельных детей педагогом.  В качестве оценки может служить признание, похвала командным успехам. Педагогу необходимо отвлечь детей от фиксированности на себе и собственном Я. В процессе игры ребенок должен быть максимально сосредоточен на другом, или на команде. 

Каждая игра должная отличаться занимательностью, она должна быть интересна детям, только при наличии этого условия она увлечет их и заставит предаваться ей с охотой. Незанимательная игра вызовет скуку и апатичность.

На мой взгляд при выполнении данных условий подвижная игра может выступать средством  нравственного воспитания, формирования развития положительных  взаимоотношений а так же  формированию такого качества личности как доброжелательность у детей подготовительной к школе группы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Торосовская основная общеобразовательная школа»

Доклад для выступления на педагогическом совете

по теме:

«Формирование доброжелательности детей подготовительной к школе группы средствами подвижных игр»

Подготовила воспитатель:

О.Т Архипова

д.Торосово 2018г.


 «Формирование доброжелательности детей подготовительной к школе группы средствами подвижных игр»

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка - дошкольника, и потому рассматривается зарубежными и отечественными психологами как одно из главных средств воспитания.  Известные русские педагоги- психологи раскрыли роль игры, как деятельности, способствующей  качественным изменениям  в физическом и психическом развитии ребенка  и оказывающей  разностороннее влияние на формирование его личности (П.Ф Лесгафт,  А.П Усова, Л.С Выготский, А.В Запорожец, Л.И Божович, Д.Б Эльконин) .  

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста. Согласно  приказу Министерства образовании и науки Российской Федерации  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», требования к результатам освоения  программы представлены в виде целевых ориентиров. К целевым ориентирам  дошкольного образования, помимо прочих относится следующая  социальная и психологическая характеристика ребенка на этапе завершения дошкольного образования:  « Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты

Одним из путей достижения данного целевого ориентира может послужить подвижная игровая деятельность, направленная на формирования у детей подготовительной к школе группы такого качества личности как доброжелательность.

В подвижной игровой деятельности  все действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Именно в подвижных играх дети учатся действовать в коллективе, подчиняясь общим требованиям. Правила игры становятся для детей законом, они формируют его волю, самообладание,  умение контролировать свои поступки и свое поведение. В игре формируется честность и справедливость, дети учатся выполнять действия ради  достижения общей цели. В процессе подвижной игры, в зависимости от её результата дети могут радоваться общей победе или переживать проигрышу своей команды.   Подвижная игра учит искренности и товариществу.  

Различные по содержанию подвижные игры  позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития личности детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, по-разному способствующих всестороннему развитию дошкольников и несущих в себе разную социальную направленность. В рамках настоящей работы будут рассматриваться такие подвижные игры, которые в большей степени направлены на воспитание доброжелательности, стремление к взаимопомощи отзывчивости, формирования чувства состродания и сопереживания.  Вы можете ознакомиться с составленной мной картотекой подвижных игр, которые на мой взгляд могут способствовать формированию доброжелательности детей подготовительной к школе группы

Одним из главных условий при проведении подвижных игр, с целью  формирования доброжелательности детей является исключение игр соревновательного характера. В условиях соревнований, где каждый «должен стать лучше всех»,  дети часто проявляют  такие негативные формы поведения как, злорадство, пренебрежение, хвастовство. В таких условиях ребенку  становится сложно сопереживать сверстнику или радоваться его успеху. Поэтому все подвижные игры должны носить командный, коллективный характер, где положительный результат и итог являются следствием слаженной работы всего детского коллектива. Еще одним важным условием на наш взгляд является обязательное наличие тактильного контакта детей: игры парами, тройками, взявшись за руки, игры с элементами взаимопомощи, где детям дается возможность выручить, «спасти» сверстника.          

 Развитие доброжелательных отношений во время подвижных игр невозможно без  целенаправленного педагогического руководства во время  их проведения. Поэтому педагогу необходимо учитывать ряд особенностей, чтобы подвижные игры приобрели развивающий характер. Как правило, в подготовительной группе руководство игрой опосредованное. Педагог уже меньше участвует знакомых для детей играх и лишь корректируют их действия.  В подготовительной группе педагог может предоставить детям больше самостоятельности.  В этом возрасте увеличивается количество игр, в которых нет образов, их правила усложняются, что требует от детей определенной выдержки, внимания, наблюдательности. Постепенно педагог должен приучать детей самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и, как правило, к 7 годам дети охотно играют сами в знакомые игры.

Особое значение приобретает профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог способен помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные. Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий человек, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание. При таком руководстве, а также наличии фантазии, многие подвижные игры можно направить на формирование доброжелательности, изменяя привычный сюжет. Для этого при объяснении игры необходимо использовать краткий, образный сюжет рассказ, вызывающий у детей воссоздающее воображение и стимулирующий к эмоциональному восприятию.

Для воспитания доброжелательности во время проведения подвижных игр, педагогу так же необходимо учитывать, что частым поводом для ссор и конфликтов детей седьмого года жизни становится словесная агрессии (разнообразные дразнилки, порицание, высмеивание). Поэтому, педагог  должен свести к минимуму  речевое взаимодействие детей.  Так же необходимо отметить, что в работе, направленной на развитие нравственных чувств нужно свести к минимуму любые оценки отдельных детей педагогом.  В качестве оценки может служить признание, похвала командным успехам. Педагогу необходимо отвлечь детей от фиксированности на себе и собственном Я. В процессе игры ребенок должен быть максимально сосредоточен на другом, или на команде.  

Каждая игра должная отличаться занимательностью, она должна быть интересна детям, только при наличии этого условия она увлечет их и заставит предаваться ей с охотой. Незанимательная игра вызовет скуку и апатичность.

На мой взгляд при выполнении данных условий подвижная игра может выступать средством нравственного воспитания, формирования развития положительных взаимоотношений а так же формированию такого качества личности как доброжелательность у детей подготовительной к школе группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Саморазвитие. Тема: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».

Проблема формирования правильной осанки в настоящее время чрезвычайно актуальна, решать которую необходимо с дошкольного возраста....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Речевая готовность к обучению в школе»

Одним из актуальных вопросов в общей готовности к школе, по мнению ученых, является формирование речевой готовности к обучению в школе....

Выступление на педагогическом совете по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

В работе представлена актуальность проблемы безопасного поведения на дорогах. В консультации раскрыты принципы построения работы по профилактике ДТП. Так же представлен проект по ПДД для детей подгото...

Выступление на педагогическом совете на тему "Формирование основ здорового образа жизни"

Выступление на педсовете  на тему:«Формирование  здорового образа жизни детей»Воспитатель: Сигарева Е.К.Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации».

Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством социальной адаптации детей с ОВЗ, обеспечивающей наилучший контакт со сверстником и взрослым, а также возможность более полного, э...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нём»

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровь...

Выступление на педагогическом совете на тему "Формирование связной речи посредствам ознакомления детей дошкольного возраста с детской литературой. Обучение пересказу"

Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием интеллектуального воспитания ребёнка. Вопросы развития связ...