Консультация для педагогов «Проблемы гендерного воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации»
консультация (старшая группа)

Хайбулина Марина Александровна

Консультация для педагогов

«Проблемы гендерного воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации»

 

Для нашей страны проблема гендерного воспитания детей в условиях детского сада является особенно актуальной.

Социальные изменения в современном обществе, связанные с ломкой традиционной системы половой стратификации, приводят к изменению гендерных ролей, в том числе и родительских.

Все большее количество разводов, рост матерей-одиночек, нежелание мужчинами брать на себя ответственность по воспитанию детей наблюдается в нашем обществе. Тенденция складывается таким образом, что ребенка воспитывают не в семье, а в социуме: родители с ранних лет стремятся отдать малыша в детский сад, где он проводит основную часть дать, сами родители заняты работой, а воспитание детей перепоручено бабушкам, из-за нехватки времени мама и папам некогда провести время с ребенком: поиграть с ним, почитать книги, просто поговорить по душам.

Поэтому проблемы гендерного воспитания дошкольников в условиях детского сада приобретают особую актуальность.

Под влиянием педагогов дети усваивают свою половую роль, получают опыт взаимодействия со сверстниками своего и противоположного пола. Воспитатель помогает детям усвоить гендерную модель поведения, благодаря которой, ребенок начинает действовать как мужчина или как женщина.

Проблема воспитания и обучения детей в образовательных организациях в соответствии с их гендерной ролью является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены скромности, аккуратности, терпения, не могут разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не могут постоять за себя, слабы, лишены выносливости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют уступать, делиться.

 

Изучением гендерного подхода в воспитании дошкольников стали заниматься относительно недавно, так как созрела необходимость поднимать, обсуждать и принимать какие-то решения по преодолению кризисных ситуаций в современной семье.

В статье И. С. Кона «Открытия Филиппа Арьеса и гендерные аспекты истории детства» отмечается, что одна из важнейших инноваций современной истории детства – ее тесная связь с гендерными исследованиями, осознание необходимости изучения не «детства вообще», а повседневной жизни девочек и мальчиков. Автор отмечает, что первыми этнографами были путешественники и миссионеры; этих мужчин на женскую половину дома не допускали, и они описывали преимущественно жизнь мальчиков, а Маргарет Мид едва ли не первой обратила внимание на жизнь девочек в семье [4, с.17].

Изменение традиционной системы половых ролей и соответствующих ей культурных стереотипов, переход от жестких стандартов к гибким партнерским взаимоотношениям, разнообразному полоролевому репертуару, потребовало поиска новых подходов к воспитанию дошкольников, учитывающих половозрастные, индивидуальные особенности.

Как считает М. А. Радзивилова, целью полоролевого воспитания является не формирование мужской или женской личности с заданными свойствами, а создание условий для развития личности и индивидуальности (интеллект, мотивационная деятельность, эмоциональная саморегуляция) мальчиков или девочек, формирования их полоролевой воспитанности и содействие позитивной полоролевой социализации [5, с. 35].

В старшем дошкольном возрасте данная цель конкретизируется как развитие различных сфер мужской и женской индивидуальности, что предполагает осознание собственного образа. Ребенок начинает осознавать себя девочкой или мальчиком, действовать в соответствии со своей половой принадлежностью: «мальчики не плачут», «я не девочка, чтобы в куклы играть», «девочки должны носить красивые платья» и т.д. Педагоги и родители помогают овладеть ребенку навыками реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых и реальных ситуациях.

В статье М. А. Радзивиловой «Гендерный подход в воспитании дошкольников» мы обращаем внимание на то, что  гендерное воспитание связано с идеей построения гражданского общества в России, развития и укрепления демократических ценностей в нашей стране. Важны признание уникальности личности дошкольника/дошкольницы независимо от его/ее половой принадлежности, права на интеллектуальную и нравственную свободу; уважение, опора на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала, создание для этого в целостном процессе гендерного воспитания соответствующих условий [5, с.36].

Таким образом, гендерный подход в воспитании – это индивидуальный, личностно-ориентированный подход к формированию и проявлению ребёнком своей идентичности.

Биологические особенности разных полов являются предпосылками потенциальных возможностей для формирования психологических и поведенческих различий между мальчиками и девочками.

Эти различия формируются под влиянием социальных факторов – современного устройства общества и семьи.

Рассматривая вопросы воспитания девочек и мальчиков в условиях дошкольной образовательной организации, необходимо учитывать их гендерную принадлежность не как данность, а как явление сложного  взаимодействия социализации и биологического пола.

Основными задачами в работе является ознакомление детей со специфическими особенностями поведения и деятельности представителей мужского и женского пола; ознакомление с качествами, соответствующими представителям мужского и женского пола.

Накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, обрядах способствует овладению ребенком ценностями и способами полоролевого поведения. С этой целью необходимо знакомить детей с русскими народными играми, пословицами и поговорками о женских и мужских качествах, семье, труде.

Особую роль в детском саду следует отводить чтению литературных произведений с последующей этической беседой. В них должны быть эпизоды, которые демонстрируют стили мужского и женского поведения, знакомят детей с ролью матери и отца, формируют мужественные и женственные качества. Необходимо еще рассказывать и девочкам, и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап). С этой цель можно проводить беседы на темы: «Кем работает твоя мама?», «Где работает твой папа?», «Какая должна быть девочка?», «Каким должен быть мальчик?», «Какие обязанности в твоей семье у мамы, у папы, у тебя?».

Специфика гендерного воспитания дошкольников состоит в  том, что именно родители, которые являются первыми воспитателями для своих детей дали им  полное понятие половой идентификации.

Поэтому большая роль в практике дошкольной организации отводится работе с родителями. Их необходимо информировать о том, что в дошкольном периоде начинается развитие мужественности и женственности,  поэтому очень важно, чтобы модель семейного воспитания способствовала выработке у ребенка соответствующих качеств. А формироваться она должна  согласно нравственным понятиям взаимодействия между обоими родителями и их подрастающими дочкой или сыночком. Девочкам необходимо получить в семье много ласки, нежности,  мальчика также нельзя обделять вниманием и заботой, но воспитывать в нем защитника, помощника папы и мамы, развивать волевые и мужественные качества. Для детей самым главным является пример для подражания – это их родители, их стиль общения и поведения в семье.

Родителям следует напомнить, что в качестве основных условий, обеспечивающих оптимальный тип семейного воспитания, выступают: любовь к ребенку, последовательность в поведении, единство требований со стороны взрослых, адекватность воспитательных мер, наказаний, невключение в конфликтные отношения взрослых.

 

Литература

  1. Бурмистрова Е. А. Папа и воспитание / Е. А. Бурмистрова // Папы всякие нужны : сборник статей. – Москва, 2013. – С. 24–53.
  2. Гендерная психология. Практикум / под ред. И. С. Клециной. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 128 с.
  3. Евтушенко И. Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук / И. Н. Евтушенко. – Челябинск. – 2008. – 22 с.
  4. Кон И. С. Открытия Филиппа Арьеса и гендерные аспекты истории детства / И. С. Кон  // Вестник  РГГУ : научный журнал. – 2010. – № 15 (58) – С.17.
  5. Радзивилова М. А. Гендерный подход в воспитании дошкольников / М. А. Радзивилова // Грани познания : электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ. – 2012.– № 2 (16). – 
  6. Фромм Э. Искусство любить / Э. Фромм. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gender_stat_2.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Проблемы гендерного воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации»

Для нашей страны проблема гендерного воспитания детей в условиях детского сада является особенно актуальной.

Социальные изменения в современном обществе, связанные с ломкой традиционной системы половой стратификации, приводят к изменению гендерных ролей, в том числе и родительских.

Все большее количество разводов, рост матерей-одиночек, нежелание мужчинами брать на себя ответственность по воспитанию детей наблюдается в нашем обществе. Тенденция складывается таким образом, что ребенка воспитывают не в семье, а в социуме: родители с ранних лет стремятся отдать малыша в детский сад, где он проводит основную часть дать, сами родители заняты работой, а воспитание детей перепоручено бабушкам, из-за нехватки времени мама и папам некогда провести время с ребенком: поиграть с ним, почитать книги, просто поговорить по душам.

Поэтому проблемы гендерного воспитания дошкольников в условиях детского сада приобретают особую актуальность.

Под влиянием педагогов дети усваивают свою половую роль, получают опыт взаимодействия со сверстниками своего и противоположного пола. Воспитатель помогает детям усвоить гендерную модель поведения, благодаря которой, ребенок начинает действовать как мужчина или как женщина.

Проблема воспитания и обучения детей в образовательных организациях в соответствии с их гендерной ролью является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены скромности, аккуратности, терпения, не могут разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не могут постоять за себя, слабы, лишены выносливости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют уступать, делиться.

Изучением гендерного подхода в воспитании дошкольников стали заниматься относительно недавно, так как созрела необходимость поднимать, обсуждать и принимать какие-то решения по преодолению кризисных ситуаций в современной семье.

В статье И. С. Кона «Открытия Филиппа Арьеса и гендерные аспекты истории детства» отмечается, что одна из важнейших инноваций современной истории детства – ее тесная связь с гендерными исследованиями, осознание необходимости изучения не «детства вообще», а повседневной жизни девочек и мальчиков. Автор отмечает, что первыми этнографами были путешественники и миссионеры; этих мужчин на женскую половину дома не допускали, и они описывали преимущественно жизнь мальчиков, а Маргарет Мид едва ли не первой обратила внимание на жизнь девочек в семье [4, с.17].

Изменение традиционной системы половых ролей и соответствующих ей культурных стереотипов, переход от жестких стандартов к гибким партнерским взаимоотношениям, разнообразному полоролевому репертуару, потребовало поиска новых подходов к воспитанию дошкольников, учитывающих половозрастные, индивидуальные особенности.

Как считает М. А. Радзивилова, целью полоролевого воспитания является не формирование мужской или женской личности с заданными свойствами, а создание условий для развития личности и индивидуальности (интеллект, мотивационная деятельность, эмоциональная саморегуляция) мальчиков или девочек, формирования их полоролевой воспитанности и содействие позитивной полоролевой социализации [5, с. 35].

В старшем дошкольном возрасте данная цель конкретизируется как развитие различных сфер мужской и женской индивидуальности, что предполагает осознание собственного образа. Ребенок начинает осознавать себя девочкой или мальчиком, действовать в соответствии со своей половой принадлежностью: «мальчики не плачут», «я не девочка, чтобы в куклы играть», «девочки должны носить красивые платья» и т.д. Педагоги и родители помогают овладеть ребенку навыками реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых и реальных ситуациях.

В статье М. А. Радзивиловой «Гендерный подход в воспитании дошкольников» мы обращаем внимание на то, что  гендерное воспитание связано с идеей построения гражданского общества в России, развития и укрепления демократических ценностей в нашей стране. Важны признание уникальности личности дошкольника/дошкольницы независимо от его/ее половой принадлежности, права на интеллектуальную и нравственную свободу; уважение, опора на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала, создание для этого в целостном процессе гендерного воспитания соответствующих условий [5, с.36].

Таким образом, гендерный подход в воспитании – это индивидуальный, личностно-ориентированный подход к формированию и проявлению ребёнком своей идентичности.

Биологические особенности разных полов являются предпосылками потенциальных возможностей для формирования психологических и поведенческих различий между мальчиками и девочками.

Эти различия формируются под влиянием социальных факторов – современного устройства общества и семьи.

Рассматривая вопросы воспитания девочек и мальчиков в условиях дошкольной образовательной организации, необходимо учитывать их гендерную принадлежность не как данность, а как явление сложного  взаимодействия социализации и биологического пола.

Основными задачами в работе является ознакомление детей со специфическими особенностями поведения и деятельности представителей мужского и женского пола; ознакомление с качествами, соответствующими представителям мужского и женского пола.

Накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, обрядах способствует овладению ребенком ценностями и способами полоролевого поведения. С этой целью необходимо знакомить детей с русскими народными играми, пословицами и поговорками о женских и мужских качествах, семье, труде.

Особую роль в детском саду следует отводить чтению литературных произведений с последующей этической беседой. В них должны быть эпизоды, которые демонстрируют стили мужского и женского поведения, знакомят детей с ролью матери и отца, формируют мужественные и женственные качества. Необходимо еще рассказывать и девочкам, и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап). С этой цель можно проводить беседы на темы: «Кем работает твоя мама?», «Где работает твой папа?», «Какая должна быть девочка?», «Каким должен быть мальчик?», «Какие обязанности в твоей семье у мамы, у папы, у тебя?».

Специфика гендерного воспитания дошкольников состоит в  том, что именно родители, которые являются первыми воспитателями для своих детей дали им  полное понятие половой идентификации.

Поэтому большая роль в практике дошкольной организации отводится работе с родителями. Их необходимо информировать о том, что в дошкольном периоде начинается развитие мужественности и женственности,  поэтому очень важно, чтобы модель семейного воспитания способствовала выработке у ребенка соответствующих качеств. А формироваться она должна  согласно нравственным понятиям взаимодействия между обоими родителями и их подрастающими дочкой или сыночком. Девочкам необходимо получить в семье много ласки, нежности,  мальчика также нельзя обделять вниманием и заботой, но воспитывать в нем защитника, помощника папы и мамы, развивать волевые и мужественные качества. Для детей самым главным является пример для подражания – это их родители, их стиль общения и поведения в семье.

Родителям следует напомнить, что в качестве основных условий, обеспечивающих оптимальный тип семейного воспитания, выступают: любовь к ребенку, последовательность в поведении, единство требований со стороны взрослых, адекватность воспитательных мер, наказаний, невключение в конфликтные отношения взрослых.

Литература

  1. Бурмистрова Е. А. Папа и воспитание / Е. А. Бурмистрова // Папы всякие нужны : сборник статей. – Москва, 2013. – С. 24–53.
  2. Гендерная психология. Практикум / под ред. И. С. Клециной. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 128 с.
  3. Евтушенко И. Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук / И. Н. Евтушенко. – Челябинск. – 2008. – 22 с. 
  4. Кон И. С. Открытия Филиппа Арьеса и гендерные аспекты истории детства / И. С. Кон  // Вестник  РГГУ : научный журнал. – 2010. – № 15 (58) – С.17.
  5. Радзивилова М. А. Гендерный подход в воспитании дошкольников / М. А. Радзивилова // Грани познания : электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ. – 2012.– № 2 (16). – URL: http: //www.grani.vspu.ru/ (дата обращения: 18.09.2019).
  6. Фромм Э. Искусство любить / Э. Фромм. – URL: https://www.litres.ru/static/or4/view/or.html?baseurl=/download_book/144951/1743615/&uuid=4e0112d9-91aa-4fc5-a90f/ (дата обращения: 27.09.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Гендерное воспитание дошкольников"

Проблема гендерного воспитания дошкольников на сегодняшний день актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского...

Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации проект «О мальчиках и девочках»

Проект «О мальчиках и  девочках» направлен на создание условии образования  мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у н...

Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации

Актуальность темы исследования заключается в необходимости повышения качества экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и связана с социальным заказом современного общества....

Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный...

Статья: Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный...

Консультация для педагогов на тему:«Зрительная гимнастика в дошкольной образовательной организации»

Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир. Около 90 процентов информации в мозг передают именно глаза. И чем надежнее работает ...