Консультация для воспитателей «Логико-математические игры в развивающей среде ДОО»
консультация по математике (средняя группа)

Баркалова Айгуль Радиковна

Формирование мыслительных процессов дошкольника — одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. От овладения процессами мышления, умения усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зависит не только успешное обучение в школе, но и взрослая жизнь человека. Способность мыслить логически, то есть рационально, находя верные решения, помогает и в профессиональной деятельности, и в отношениях с окружающими, и в быту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей среднего дошкольного возраста

на тему: «Логико-математические игры в развивающей  среде ДОО»

Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших детей ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.

 Огромную роль в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела.

Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

 Интересная информация

Знаете ли вы, что тесты и задачи на логику являются обязательными при прохождении собеседований и приеме на работу практически во всех крупных корпорациях, начиная с Apple, Google, Facebook и заканчивая BMW и Mercedes? Какую же цель преследуют руководители самых успешных компаний, делая упор именно на задания и вопросы такого типа и зачастую пренебрегая профессиональным опытом претендента. Именно умение пользоваться возможностями интеллекта, находить выход из нестандартных ситуаций и решать нестандартные задачи так ценится в ведущих мировых компаниях.

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников            .

Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос» — «мысль», «разум». Наука логика изучает формы, законы и методы познавательной деятельности человека.

Цель развития логического мышления дошкольников — научить ребёнка мыслить, используя знания о связях между явлениями, выстроенные на их основе суждения и понятия.

Формирование мыслительных процессов дошкольника — одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. От овладения процессами мышления, умения усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зависит не только успешное обучение в школе, но и взрослая жизнь человека. Способность мыслить логически, то есть рационально, находя верные решения, помогает и в профессиональной деятельности, и в отношениях с окружающими, и в быту.

Задачи логического развития в каждом возрасте свои, они углубляются и расширяются по мере того, как ребёнок взрослеет и его мышление становится более сложным. Нельзя требовать от двухлетнего и четырёхлетнего малыша выполнения одной и той же задачи, да и шестилеткам будут неинтересны задания для более младших детей, поскольку они стоят на разных ступенях формирования мышления.

На данный момент остаётся открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения детей, позволяющих решить проблему формирования элементов логического мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе  с детьми по ФЭМП. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое.

Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме.

Работая в детском саду, я наблюдала следующее, что у детей старшей группы слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе.

К четырём-пяти годам наглядно-действенное мышление дошкольников сменяется наглядно-образным. Это новый качественный уровень, который даёт ребёнку больше возможностей для исследования окружающего мира, усвоения и воспроизведения информации.

Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.

Дети пятого года жизни способны мыслить, представляя не предмет, а его образ, они узнают на изображении одну и ту же вещь, несмотря на его различные характеристики (цвет, форму, размер, детали). Дошкольникам становится доступна новая логическая операция: сравнение. Причём они способны сравнить не только однотипные предметы (две машинки, двух зайчиков), но и разные, принадлежащие к различным группам (медведь большой, а ёжик маленький, дерево высокое, а будка собачки низкая).

Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда предполагает комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и во времени, насыщенную разнообразными предметами и игровым материалом.

Трансформируемость и полифункциональность пространства дает возможность

• изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей

Вариативность среды предполагает:

• наличие в группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

• периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих познавательную деятельность детей

Доступность среды обеспечивает:

• свободный доступ воспитанников, к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

• исправность и сохранность материалов и оборудования

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает:

• соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Эстетическая привлекательность

Современные логические и математические игры разнообразны. В свободном пользовании у детей должны находятся разнообразные логико – математические игры.

К ним относятся:

  • Загадки математического содержания: «У кого одна нога, да и та без башмака?»; «Сто один брат, все в один ряд, одним кушаком подпоясаны»; «Годовой кусточек каждый день роняет листочек, Год пройдёт – весь лист опадёт.
  • Настольно-печатные игры: «Цвет и форма», «Математическое лото», «Наша игротека», «Волшебная мозайка», «Пазлы».
  • Схематические и моделирующие игры: «Логические таблицы», «Подбери детали», «Найти ошибки», «Куб - хамелеон», «Счетные палочки».
  • Игры - головоломки на плоскостное моделирование: «Танграм», «Пифагор», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Пентамино».
  • Игры на объёмное моделирование: «Кубики Никитина», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, «Тетрис», «Шар», «Геометрический конструктор».
  • Игры – забавы, лабиринты, математические кроссворды, шарады, головоломки: «Чайный сервиз», «Кубики для всех», «Составь слоника», «Мельница».
  • Задачи - шутки (сущность задачи замаскировано внешними условиями):  «У какой фигуры нет ни начала ни конца?» (у кольца). «У трёх братьев по одной сестре. Сколько детей в семье?»
  • Развивающие игры по математике: «Какую пуговицу потерял Рассеянный?», «Кто, где живёт?», «Сколько пар ботинок?» (задача детей, назвать пропущенные числа).
  • Игры на объёмное моделирование: «Геометрический конструктор»,

 «Кубики Никитина», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша».

В заключении хочется сказать, дети освоившие навыки и приемы логического мышления:

- Внимательны

- Сконцентрированы на решении поставленной задачи

- Четко мыслят и рассуждают в верном направлении

- Обладают хорошей памятью

- Не теряются в рассуждениях, обладают четкой структурой мысли

- Мыслят неординарно и находят нестандартные способы решения задач

- Легко справляются с дополнительными нагрузками

- Решают любые логические задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных воз...

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных воз...

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»...

консультация для воспитателей «Логико – математические игры в работе с дошкольниками с ОВЗ»

laquo;Можно учить, но нельзя научить ребенка, обучается он сам», поэтому главным фактором, определяющим развитие интеллекта, выступает не столько то, чему мы учим, сколько то, как мы это делаем...

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

laquo;Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»...

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможност...