ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ на 2021-2025 гг (дошкольное образование)
методическая разработка

СОДЕРЖАНИЕ

 Пояснительная записка

 Раздел 1. Особенности воспитательного процесса в ДОУ

Раздел 2.Цель и задачи  воспитания

 Раздел 3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в ДОУ

 ·   Модуль « Образовательная деятельность»;

·  Модуль «Работа с родителями»;

·  Модуль «Профориентация»;

·  Модуль «Ключевые дела»;

·  Модуль «Организация предметно-эстетической среды»;

·  Модуль «Экологическое и этнокультурное воспитание»

 

Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы

Приложение. Календарный план воспитательной работы на год     Модуль «Ключевые общесадиковые мероприятия»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 Пояснительная записка

 Раздел 1. Особенности воспитательного процесса в ДОУ

Раздел 2.Цель и задачи  воспитания

 Раздел 3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в ДОУ

 ·   Модуль « Образовательная деятельность»;

·  Модуль «Работа с родителями»;

·  Модуль «Профориентация»;

·  Модуль «Ключевые дела»;

·  Модуль «Организация предметно-эстетической среды»;

·  Модуль «Экологическое и этнокультурное воспитание»

 

Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы

Приложение. Календарный план воспитательной работы на год     Модуль «Ключевые общесадиковые мероприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 Пояснительная записка

 Раздел 1. Особенности воспитательного процесса в ДОУ

Раздел 2.Цель и задачи  воспитания

 Раздел 3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в ДОУ

 ·   Модуль « Образовательная деятельность»;

·  Модуль «Работа с родителями»;

·  Модуль «Профориентация»;

·  Модуль «Ключевые дела»;

·  Модуль «Организация предметно-эстетической среды»;

·  Модуль «Экологическое и этнокультурное воспитание»

 

Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы

Приложение. Календарный план воспитательной работы на год     Модуль «Ключевые общесадиковые мероприятия»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 Пояснительная записка

 Раздел 1. Особенности воспитательного процесса в ДОУ

Раздел 2.Цель и задачи  воспитания

 Раздел 3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в ДОУ

 ·   Модуль « Образовательная деятельность»;

·  Модуль «Работа с родителями»;

·  Модуль «Профориентация»;

·  Модуль «Ключевые дела»;

·  Модуль «Организация предметно-эстетической среды»;

·  Модуль «Экологическое и этнокультурное воспитание»

 

Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы

Приложение. Календарный план воспитательной работы на год     Модуль «Ключевые общесадиковые мероприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vospit_raboty_v_dou_na_2021-2025gg.docx47.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бажинская основная общеобразовательная школа

Маслянинского района Новосибирской области

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

на 2021-2025 гг

(дошкольное образование)

2021

СОДЕРЖАНИЕ

 Пояснительная записка

 Раздел 1. Особенности воспитательного процесса в ДОУ

Раздел 2.Цель и задачи  воспитания

 Раздел 3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в ДОУ

    Модуль « Образовательная деятельность»;

  Модуль «Работа с родителями»;

  Модуль «Профориентация»;

  Модуль «Ключевые дела»;

  Модуль «Организация предметно-эстетической среды»;

  Модуль «Экологическое и этнокультурное воспитание»

Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы

Приложение. Календарный план воспитательной работы на год     Модуль «Ключевые общесадиковые мероприятия»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа воспитания МБОУ Бажинской ООШ является обязательной частью основной образовательной программы дошкольной группы при МБОУ Бажинской ООШ.

    Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, учитывает План мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

    Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в ДОУ предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования  к реализации      Примерной программы воспитания, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) ДОУ руководствуется определением понятия «образовательная программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон): «образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».

    Концепция Программы основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».    Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» ( п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)     В рамках программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) реализуется одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка …(1.6.б ФГОСДО)

     В основе процесса воспитания детей лежат конституционные и национальные ценности российского общества. Программа направлена на решение вопросов гармоничного вхождения воспитанников в социальный мир и налаживания взаимоотношений с окружающими их людьми, призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных во ФГОС ДО, а именно:

 - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

 -активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх.

    Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; - имеет начальное представление о некоторых видах спорта, овладел элементарными нормами и правилами здорового образа жизни; -знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п.(4.6. ФГОС ДО)

   Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти свое отражение в основных направлениях воспитательной работы в ДОУ

     Планируемые результаты определяют направления воспитательной деятельности в рамках рабочей программы воспитания. С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в рабочей программе воспитания отражено взаимодействие участников образовательных отношений со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.

   Программа воспитания включает в себя четыре основных раздела, в которых описана система возможных форм и методов работы с воспитанниками:

  • раздел «Особенности организуемого в ДОУ воспитательного процесса» (описание специфики деятельности ДОУ);
  •  раздел «Цель и задачи Программы воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые ДОУ предстоит решать для достижения цели;
  • раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором ДОУ показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания.

Данный раздел состоит из инвариантных и вариативных модулей.

Инвариантные модули

Образовательная деятельность

Работа с родителями

Профориентация

Вариативные модули

Ключевые дела

Организация предметноэстетической среды

Экологическое и этнокультурное воспитание

    Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», показывает, каким образом в ДОУ осуществляется самоанализ организуемой в нем воспитательной работы. Раздел содержит перечень основных направлений, дополнен критериями и способами его осуществления.

   ДОУ наполняет содержание разделов с учетом реализуемой основной образовательной программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

    Воспитательные задачи, ФГОС ДО реализуются в рамках образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития, физического развития. К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы с указанием конкретных мероприятий и примерных сроков их проведения. Программа позволяет педагогическим работникам и родителям скоординировать свои усилия, направленные на воспитание подрастающего поколения.

  Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с организациями, расположенными на территории села Бажинск, Маслянинского района, Новосибирской области.

Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Бажинская ООШ (дошкольная группа)о находится по адресу Новосибирская область Маслянинский район село Бажинск ул.Советская 5. ДОУ  расположено в окружении частного сектора. В  непосредственной близости находятся березовая роща и река Филлимониха – прекрасные природные объекты для экскурсий и отдыха детей в любое время года.  В ближайшем окружении находятся следующие организации, с которыми ДОУ активно взаимодействует при реализации задач воспитания детей дошкольного возраста:  ООО «Сибирский пахарь».  В ДОУ  сформировано 2 группы: вторая – младшая и старшая-подготовительная. Средняя наполняемость групп -10 человек. Основной контингент составляют дети, проживающие в с. Бажинск. Также ДОУ посещают дети из с. Серебренниково. Динамика контингента (за два года).

Большинство семей детей, посещающих детский сад полные, в основном семьи благополучные. Основная масса родителей имеют среднееспециальное образование, много родителей с высшим образованием. К особенностям социокультурной ситуации семей воспитанников можно отнести преобладание потребительской позиции, сниженный уровень интереса к жизни детей в детском саду, недостаточное проявление активности участия родителей в мероприятиях ДОУ.

Для организации и осуществления воспитательной деятельности с детьми в детском саду созданы все условия.  Имеется  необходимое оборудование, атрибуты и расходный материал, комплекты лего, осуществляется ИКТ сопровождение мероприятий. Кадрами образовательное учреждение укомплектовано полностью. Есть педагог-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, 3 воспитателя.

Процесс воспитания в ДОУ основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и воспитанников:

   - позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной   деятельности ребенка в изменяющемся мире.

   Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

  - личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и детей).

 Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития;

  - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) воспитательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы воспитания;

    - партнерство ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом воспитательной программы. Сотрудники ДОУ должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей;

- сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и воспитание детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.

    Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).

  Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства.    Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя. Особое внимание в воспитательном процессе  уделяется физическому воспитанию и развитию воспитанников. Успех этого направления зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов.

Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей. Ориентировочная продолжительность ежедневной двигательной активности малышей устанавливается в следующих пределах: младший дошкольный возраст – до 3–4 часов, старший дошкольный возраст – до 4–5 часов. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, самостоятельной двигательной деятельности и т.п. Таким образом, в детском саду созданы все условия для организации воспитательного процесса.

Раздел 2.  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

    Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

   Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в дошкольной группе при МБОУ Бажинской ООШ – личностное развитие воспитанников, проявляющееся:  

  • в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало¬ на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);  
  • в развитии их позитивных отношений к этим общественным¬ ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
  •  в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта¬ поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

   Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать решение следующих основных задач:

1. Использовать возможности образовательной деятельности как средства воспитания детей, поддерживать применение интерактивных форм занятий с дошкольниками.

 2. Организовать работу с семьями дошкольников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. 3. Разнообразить формы профориентационной работы с дошкольниками.

4. Использовать воспитательные возможности ключевых дел детского сада для личностного развития воспитанников;

5. Обогатить предметно-эстетическую среду детского сада и применить ее воспитательные возможности в в работе с дошкольниками.

6. Способствовать экологическому воспитанию детей, закреплению первичных представлений об этнокультурном пространстве села Бажинск

Цель воспитания реализуется во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики:

  •   предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в¬ которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
  •   культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым¬ ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
  •   свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная¬ самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

Раздел 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

 - речевое развитие;

 - художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

     Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

Модуль 1. Образовательная деятельность

Реализация педагогами воспитательного потенциала образовательной деятельности предполагает следующее:  

  • установление доверительных отношений между педагогом и его воспитанниками, способствующих позитивному восприятию дошкольников требований и просьб воспитателя, привлечению их внимания к обсуждаемой информации, активизации их познавательной деятельности;  
  • побуждение дошкольников соблюдать на образовательной деятельности общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (воспитателями) и сверстниками (дошкольниками), принципы дисциплины и самоорганизации;
  •   привлечение внимания дошкольников к ценностному аспекту изучаемых явлений, организация их работы с получаемой социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания детьми своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;  
  • использование воспитательных возможностей содержания  образовательной деятельности через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения;
  • применение на образовательной деятельности интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию дошкольников; театральной деятельности, где полученные знания обыгрываются в театральных постановках;
  •  групповой работы или работы в парах, которые учат дошкольников командной работе и взаимодействию с другими детьми;  включение в образовательную деятельность игровых приемов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время деятельности;
  •  инициирование и поддержка исследовательской деятельности дошкольников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст дошкольникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией.

Модуль 2. Работа с родителями

   Работа с родителями или законными представителями дошкольников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и детского сада в вопросах воспитания. Работа с родителями или законными представителями дошкольников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

 На групповом уровне:  

  • родительский комитет, участвующий в управлении
  •  образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации детей;  семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения;
  •   родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;

 На уровне ДОО:

  •  дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать  образовательную деятельность и другую совместную деятельность для  получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в детском саду;
  •  общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания дошкольников;  
  • семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные  рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;  
  • подготовка и участие в конкурсах и соревнованиях на уровне ДОУ, района, России.

На индивидуальном уровне:

  •   оказание родителям консультационной поддержки специалистами Консультационного центра «Родители не зрители» по запросу родителей;
  •   участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
  •  помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общих и групповых мероприятий воспитательной направленности, реализации групповых и общесадиковских проектов;
  •   индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

Модуль 3. Профориентация

      Совместная деятельность педагогов и дошкольников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение дошкольников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить дошкольника к осознанному выбору своей будущей деятельности.

     Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность дошкольника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через разнообразие следующих форм работы с детьми:

  •   профориентационные игры: симуляции, сюжетно-ролевые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания дошкольников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной дошкольникам профессиональной деятельности;  
  • экскурсии на предприятия села, дающие дошкольникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
  • создание лэпбуков по профессиям;
  •   встречи с интересными людьми разных профессий;
  •   участие в конкурсном движении.

Модуль 4. Ключевые дела

   Ключевые дела – это главные традиционные общесадиковые дела, в которых принимает участие большая часть дошкольников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в детском саду, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для дошкольников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.

Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в детском саду. Введение ключевых дел в жизнь детского сада помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.

   Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы. На уровне села, района,  России:  

  • социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые педагогами и дошкольниками комплексы дел (экологической, патриотической, трудовой, физкультурно-оздоровительной направленности), ориентированные на преобразование окружающего детский сад социума;
  •  участие с семьями воспитанников в спортивных состязаниях, праздниках, фестивалях, представлениях на уровне района,  которые открывают возможности для творческой самореализации дошкольников;  
  • участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям

 На уровне ДОУ:  

  • общие праздники – ежегодно проводимые творческие  (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых  участвуют все группы детского сада;
  •  церемонии награждения (по итогам года) дошкольников и педагогов  за активное участие в жизни детского сада, защиту чести детского сада в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие детского сада. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.

На уровне групп:

  •  участие групп в реализации общих ключевых дел, проектов;
  • проведение в рамках группы итогового анализа детьми дел;

 На индивидуальном уровне:  

  • вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела детского сада в одной из наиболее значимой для него роли: исполнителей, ведущих, декораторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
  • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;  
  • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими дошкольниками, с педагогами и другими взрослыми;  
  • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

Модуль 5. Организация предметно-эстетической среды

    Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского сада, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ребенка, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского сада. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой детского сада как:

  •   оформление интерьера помещений ДОУ( коридоров,групп,) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок дошкольников;
  • размещение на стенах детского сада регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ дошкольников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга;
  • картин определенного художественного стиля, знакомящего дошкольников с разнообразием эстетического осмысления мира;
  • фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в детском саду (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);  
  • озеленение территории детского сада, разбивка клумб, оборудование на участках беседок, спортивной и игровых площадок, доступных и приспособленных для дошкольников разных возрастных категорий;
  •  создание и поддержание в рабочем состоянии в раздевалках групп стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие;
  •   благоустройство игровых комнат групп, осуществляемое воспитателями вместе с родителями и детьми, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие способности;  
  • событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий (праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
  •  регулярная организация и проведение конкурсов творческих  проектов по благоустройству различных участков территории ДОУ (например, высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);  
  • акцентирование внимания дошкольников посредством элементов  предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского сада, его традициях, правилах.

Модуль 6. Экологическое, этнокультурное воспитание детей

    Создание условий для воспитания здоровых и счастливых детей, любящих свою семью, природу, Родину. Работа направлена на:

  •   формирование у детей дошкольного возраста представлений о счастливой семье, основанной на энергии любви, условиях ее существования, предназначении мальчиков и девочек, родословной, жизни  предков на Руси, влиянии колыбельных песен на жизнь человека, влиянии продуктов питания, одежды как признаков этноса на настроение и скорость мысли членов семьи;  
  • ознакомление с понятиями здоровья, сада, природы, значения посадки и ухода за растениями с добрыми чувствами и мыслями для Родины и планеты в целом;  развитие любви к семье, народу, природе, Родине;
  •  воспитание чувства ответственности за мир на Земле.

     В процессе обучения применяются игровые технологии, технология мастерских, развития образного мышления, проектной деятельности на основе природосообразного подхода. Результатом каждой темы является либо индивидуальный, либо коллективный проект, направленный на повышение скорости мышления, уровня развития творческого воображения, уровня здоровья, увеличения радости, любви, доброты в детях по отношению к семье, природе, Родине.

Раздел 4.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 Самоанализ воспитательной работы в ДОО осуществляется по следующим направлениям:  

  • Образовательная деятельность 
  •  Работа с родителями 
  • Профориентация 
  • Ключевые дела 
  • Организация предметно-эстетической среды 
  •  Экологическое, этнокультурное воспитание 

 Самоанализ проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения. Осуществляется ежегодно силами самой дошкольной образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.

   Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в ДОО являются:  

  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
  •  принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами;  
  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;  
  • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.     Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основным объектом анализа, организуемого в дошкольной группе при МБОУ Бажинской ООШ воспитательного процесса, является состояние организуемой в ДОУ совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.    Осуществляется анализ заместителем заведующего и воспитателями. Способами получения информации об эффективности организуемой в детском саду воспитательной работы могут быть беседы с родителями, педагогами, педагогическое наблюдение, при необходимости анкетирование.

     Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:  

  • качеством проводимых общесадовских мероприятий;
  •   качеством совместной деятельности педагогов и детей;
  •   качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;
  •   качеством проводимых экскурсий;
  •  качеством организации творческих соревнований, праздников и  других мероприятий;  качеством профориентационной работы детского сада;
  •   качеством организации предметно-эстетической среды детского сада.

Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в ДОО является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, а также выявление успешных практик, наработок в данном направлении.

   

   Приложение

Календарный план воспитательной работы на 2021-2022 учебный год

Модуль «Ключевые общесадиковые мероприятия»

6. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МЕСЯЦАМ

Дата

Мероприятие

Ответственные

Участники

СЕНТЯБРЬ

Праздник

«День знаний»

Воспитатели

Все группы

Развлечение

«В страну Поиграй-ка»

Воспитатели

1-2 младшая

Средняя

Развлечение

«Веселая неделька»

Воспитатели

Старшая

подготовительная

ОКТЯБРЬ

Праздник осени

«В гости осень к нам пришла»

Воспитатели

Все группы

Выставка семейных работ из природного материала «Осенние дары»

Воспитатели

Все группы

Выставка творческих работ

«Причуды осени»

Воспитатели

Все группы

Праздник осени «Сказка тетушки Осени»

Воспитатели

Все группы

НОЯБРЬ

Викторина «Лес полон тайны и чудес»

воспитатели

Старшая

подготовительная

Досуг по ПДД «красный,желтый,зеленый»

воспитатели

Старшая

подготовительная

Развлечение ко дню матери

воспитатели

Все группы

Родители  

Выставка детского рисунка ко дню матери «Мамочка-наше солнышко»

Воспитатели

Вся группа

ДЕКАБРЬ

Беседа «небезопасные зимние забавы»

воспитатель

1-2 младшая

средняя

Викторина «В мире животных»

воспитатели

Старшая

подготовительная

Конкурс «Елочная игрушка»

Воспитатели

Все группы

Новогодний праздник «Елочка душистая в гости к нам пришла»

Воспитатели

Все группы

Родители

ЯНВАРЬ

Викторина «В гостях у сказки»

воспитатель

Старшая

подготовительная

Выставка книг про зиму

воспитатель

1-2 младшая

Средняя

Досуг «Буду воспитанный я»

воспитатель

1-2 младшая

средняя

ФЕВРАЛЬ

Изготовление книги «Профессии наших пап»

Воспитатель

Старшая

Подготовительная

Выставка детского творчества «Папин портрет»

Воспитатель

Все группы

Праздник «Наши дошколята – бравые ребята»

Воспитатель

Все группы

Проведение анкетирования для пап

Воспитатель

Подготовительная

МАРТ

Выставка детского творчества «Мамин портрет» или «Цветы для мамы»

Воспитатели

Все группы

Праздник посвященный 8 марта «Мамочка милая мама моя»

Воспитатели

Все группы

Выставка рисунков «Нарядный индюк» к теме народная игрушка.

Воспитатели

Старшая

подготовительная

АПРЕЛЬ

Мероприятие посвященное 12 апреля

Воспитатель

Старшая

Подготовительная

Конкурс творческих работ

«Мир космоса»

Воспитатель

Старшая

Подготовительная

Викторина «Удивительный мир растений»

Воспитатель

Старшая

Подготовительная

Досуг «Чистота-залог здоровья»

воспитатель

1-2 младшая

средняя

МАЙ

Мероприятие посвященное 9 Мая

«Никто не забыт, ни что не забыто»

воспитатель

Все группы

Выставка рисунков посвященная ВОВ

воспитатели

Все группы

Спортивные игры «Мы со спортом дружим»

воспитатели

1-2 младшая

средняя

Выпускной бал «До свидание, детский сад»

воспитатель

Дети подготовительной группы,

родители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования (старшая группа, 5 – 6 лет). Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рожд

Рабочая программа разработанная Натальей Васильевной для работы с детьми 5-6 лет, расчитанна на 36 недель. Охватывает образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речев...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Программа Развития на 2021-2025 г.г.

Цели программы развития:1. Создание организационно-педагогических условий для обеспечения высокого качества и доступности дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО, способствующего...

Программа развития на 2021-2025 г.г.

Программа развития на 2021-2025 учебные года....