«Использование технологии «лэпбук» в ознакомлении детей с творчеством детских писателей Самарской области через театрализованную деятельность».
статья (подготовительная группа)

Одна из главных задач нашего годового плана это «Ознакомление детей с писателями Самарской области через театрализованную деятельность». Перед нами стояла задача найти материал по заданной теме и сделать для детей такое методическое пособие, которое помогло бы легко и быстро познакомиться с писателями Самарской области и изучить их произведения. Мы решили выбрать дидактическое пособие – Лэпбук. По своей структуре и содержанию лэпбук доступен для детей дошкольного возраста. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного. По моему мнению лэпбук  построен на эффекте киндер-сюрприза,  который чрезвычайно нравится детям.  «Книга на коленях» является также очень мобильной системой. Ее можно без трудностей перевозить, переносить, а также дать «погостить» в другую группу или даже домой ребенку.

Мы решили через наше пособие познакомить детей с детскими писательницами нашего города Сызрани:  Цыпленковой Галиной Мингачевной и Подлесовой Надеждой Ивановной.

Знакомство детей с творчеством наших замечательных писательниц, их сказками и рассказами, иллюстрациями помогло в воспитании внимательного слушателя, а также способствовало развитию интереса к художественной литературе и искусству, помогло решить многие воспитательные задачи. Материалы, собранные в лэпбуке помогли  обобщить знания детей и обогатить развивающую среду группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование технологии «лэпбук» в ознакомлении детей с творчеством детских писателей Самарской области через театрализованную деятельность».

Структурное подразделение, реализующее

общеобразовательные программы

дошкольного образования –

 «Детский сад №31» ГБОУ СОШ №14

«Центр образования»  г.о. Сызрань

Воспитатель: Селюнина Елена Сергеевна

E-mail: selyninaes@rambler.ru

Одна из главных задач нашего годового плана это «Ознакомление детей с писателями Самарской области через театрализованную деятельность». Перед нами стояла задача найти материал по заданной теме и сделать для детей такое методическое пособие, которое помогло бы легко и быстро познакомиться с писателями Самарской области и изучить их произведения. Мы решили выбрать дидактическое пособие – Лэпбук. По своей структуре и содержанию лэпбук доступен для детей дошкольного возраста. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного. По моему мнению лэпбук  построен на эффекте киндер-сюрприза,  который чрезвычайно нравится детям.  «Книга на коленях» является также очень мобильной системой. Ее можно без трудностей перевозить, переносить, а также дать «погостить» в другую группу или даже домой ребенку.

Мы решили через наше пособие познакомить детей с детскими писательницами нашего города Сызрани:  Цыпленковой Галиной Мингачевной и Подлесовой Надеждой Ивановной.

Знакомство детей с творчеством наших замечательных писательниц, их сказками и рассказами, иллюстрациями помогло в воспитании внимательного слушателя, а также способствовало развитию интереса к художественной литературе и искусству, помогло решить многие воспитательные задачи. Материалы, собранные в лэпбуке помогли  обобщить знания детей и обогатить развивающую среду группы.

Лэпбук: «Знакомство с детскими писателями города Сызрани» — это удивительное пособие. Сделанное своими руками с любовью, оно хранит в себе частичку души и тепло рук мастера и маленьких мастеров. С его помощью можно играть и учить ребенка одновременно. Пособие рекомендовано детям от 4 до 7 лет.

Цель методического пособия: развивать устойчивый интерес к произведениям детских писателей Самарской области через театрализованную деятельность. Способствовать становлению личности ребёнка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качеств и развитие творческих способностей.

Задачи:

1. Развивать интерес к художественной литературе и писателям Самарской области, формировать навыки устной речи.

2. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.

3. Совершенствовать умение декларировать стихи, слушать и понимать произведения, драматизировать и инсценировать.

Лэпбук  представляет собой книжку-раскладушку из папки-скоросшивателя с кармашками на кнопках разного размера. В ней собраны материал по теме «Детские писатели города Сызрани».

Особенности данного лэпбука

• Для того чтоб детям было интересно играть с лэпбуком каждая дидактическая игра и странички заламинированы,  герои произвелений сделаны из разных материалов, которые дети могут потрогать.  Сделано три вида театров в одном лэпбуке, чтобы дети могли драматизировать сказки разными способами.

• Информация, которая представлена в лэпбуке, оформлена в виде разных карточек: открывающихся, вынимающихся листочков и прочих забавных деталей. Это прекрасный способ подать всю информацию в компактной форме.

• Игры и задания направлены на организацию как самостоятельной, так и совместной деятельности взрослого с ребенком.

Составляющие ЛЭПБУКА:

  1. Загадки о героях сказок

Цель: Закрепить знания детей по произведениям Цыпленковой Галины Мингачевны и Подлесовой Надежды Ивановны.  

Задачи: учить детей отгадывать загадки; развивать память, образное мышление. Воспитывать у детей любовь к литературным произведениям самарских писательниц, создать хорошее настроение.

  1. Д.и. «Подбери эмоцию произведению и герою»

Цель: Развитие коммуникативных навыков, эмоциональное развитие детей, развитие внимания и мышления, развитие фантазии и творчества, развитие мелкой моторики, развитие пространственного и логического мышления.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с различными эмоциями человека;

- Учить видеть и определять, что обозначает определённая эмоция (грусть, радость, злость, удивление, спокойствие, обида и так далее);

- Развивать умение по эмоциям определять настроение героев произведения, а так же самого произведения;

- Воспитывать дружеские взаимоотношения.

  1. Дидактическая игра «Мемори»

Цель- развитие произвольного внимания и зрительной памяти.

Задачи:

  • 1.Расширить объем зрительной памяти и внимания
  • 2. Формировать свойства внимания- объем и распределение.
  • Учить работать в команде.

Ход игры. Педагог раскладывает карточки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, воспитанники смотрят и запоминают, затем они отворачиваются, а педагог переворачивает карточки рубашкой вверх, после чего каждый воспитанник открывает по очереди по две карточки, если они совпадают, то забирает себе, если нет, то переворачивает и кладет обратно. Выигрывает тот, у кого больше всего карточек.

Для запоминания карточек дается примерно 10 секунд.

Вариант игры - постепенно сокращать время для запоминания картинок.

  1. Книжки-малышки:

Надежда Подлесова «У меня есть бабушка»

Надежда Подлесова «Дед Мороз и сосулька»

Галина Цыпленкова «Как ежик свои иголки считал»

Надежда Подлесова «Сахарная девочка»

  1. Фетровый театр к сказкам Цыпленковой Г.М. и Подлесовой Н.И.

Театр на палочках к сказкам Цыпленковой Г.М. и Подлесовой Н.И.

Теневой театр к сказкам Цыпленковой Г.М. и Подлесовой Н.И.

Цель: знакомить детей с разными видами театральной деятельности. Способствовать формированию творческой личности.

Задачи:

  • учить детей разыгрывать небольшие постановки по изученным произведениям писательниц, сценок, сказок с помощью фетрового театра и флисографа; театра на палочках, театра теней;
  • развивать речь, мышление, память, внимание, творческое воображение;
  • вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру;
  • развитие мелкой моторики руки и координации движений;
  • обогащение словаря ребенка, развитие звуковой культуры речи;
  • развитие способов выражения эмоций; чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять.
  1. Стихи в виде книжек-малышек.
  2. Д.и. «Четвертый лишний»

Цель: Закрепить умение находить четвертого героя из другой сказки или лишнее произведение и объяснять, почему они лишние.

Задачи.

• Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.

• Развивать зрительное восприятие.

Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей.

Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию.

Ребенок должен объяснить свой выбор.

  1. Д.и. «Кто я? Что Я?»

Цель: развивать зрительное восприятие, логическое и пространственное мышление, внимание, память.

Игра способствует развитию речи и аналитических способностей при помощи использования правильных вопросов и верно построенных логических связей.

Ход игры:

Участники выбирают отгадывающего и надевают ему на голову полоску с изображением предмета так, чтобы все, кроме него, видели картинку у него на лбу. Участник, перевоплотившийся в нечто, имеет право задавать вопросы (предполагающие ответ да/нет, чтобы понять, кем же он стал на этот раз. Суть в том, что остальные участники знают правильный ответ, и стараются помочь отгадывающему разгадать, кто он. Игроку необходимо правильно угадать кто он, из какого произведения изучаемой темы и кто автор.

  1.  Лабиринты

Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги. развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги; закреплять ориентировку и понятия: вверх, вниз, влево, вправо. Развивать умение называть героев сказок самарских писательниц, из каких они сказок.

  1.  Раскраски

Цель: развивать художественно-творческие способности, воображение, мелкую моторику рук.

  1.  Пазлы (12 конвертов)

Цели: развивать мелкую моторику рук, учить соединять части предметов в одно целое. Развивать умение называть и узнавать произведение самарских писательниц.

Перед детьми на столе воспитатель кладёт разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. Ребёнок, который первый справился с полученным, заданием поднимает руку. Воспитатель подходит к ребёнку и проверяет картинку,  которую  он собрал.

Дидактическое упражнение «Вспомни и расскажи сказку или рассказ» по картинке.

Цель игры: закреплять память, научить составлять связный рассказ по картинкам из знакомых сказок изучаемых писательниц города Сызрани.

Задачи:

Формировать речевые высказывания с опорой на наглядный материал.

Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, связную речь, расширять словарный запас детей.

Воспитывать умение выслушивать друг друга, взаимопомощи, внимательности.

Игровые действия

После того, как ребенок собрал выбранный пазл, предлагаем рассказать сюжет той или иной ситуации изображенной на картинке.

  1.  Знакомимся с произведениями. Д.и. «Назови автора книги»

Цель: продолжать знакомить детей с творчеством Самарских писательниц, книгами и героями их произведений.

Вариант игры: В данную игру одновременно могут играть 2 ребенка. Ведущий каждому игроку раздает портрет писательниц Цыпленковой Г.М. или Подлесовой Н.И. Предлагает игрокам выбрать карточку с портретом писательницы и установить ее в центр игрового поля. Затем показывает карточку с изображеним книги или героя произведения. Игрок, у которого есть на поле автор данной книги или герой произведения, должен назвать книгу своего автора и разместить карточку на игровом поле. Выигрывает тот игрок, который правильно и быстрее соберет все книги и героев писательницы.

  1.  Сценарий музыкальной сказки Галины Цыпленковой «Как ежик свои иголки считал».

Задачи:

  • Обучать эмоциональному раскрепощению детей, умению чувствовать, отождествлять театральные действия с личным опытом и переживаниями.
  • Развивать музыкальные и творческие способности  детей в различных видах музыкальной деятельности.
  • Формировать правильное дыхание, развивать певческий диапазон голоса.
  • Овладевать навыками общения и коллективного творчества.
  1.  Картотека театрализованных игр, этюдов, упражнений для детей разного возраста

В данной картотеке представлены игры, направленные на развитие выразительности речи и эмоциональной сферы ребенка четырех – семи лет. Этюды способствуют обогащению умения детей передавать художественными средствами образ персонажа. Предложенные игры и этюды помогут сформировать коммуникативные навыки и умения.

  1.  Биография творчества Цыпленковой Галины Мингачевны и Подлесовой Надежды Ивановны.

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством писательниц. Развивать умение узнавать произведения Цыпленковой Г.М. и Подлесовой Н.И.писательниц. Научить узнавать их на портрете.

Заключение.

В лепбуке поместилось много информации в очень привлекательной и интересной форме. Дети бережно относятся к продукту творчества, проявляют интерес.

Такая необычная подача материала обязательно привлечет ребенка, и он ещё раз возвратиться к этой папке, чтобы полистать, поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал по художественной литературе.

Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг писателей Самарской области с опорой на разнообразные формы работы с детьми и родителями, позволяет:

1) повысить уровень познавательного, речевого развития детей.

2) создает предпосылки для реализации творческих способностей.

3) помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.

Данный Лэпбук стал результатом изучения творчества писателей Самарской области через театрализованную деятельность, а именно Цыпленковой Галины Мингачевны и Подлесовой Надежды Ивановны. Произведения этих замечательных писательниц дарят детям очень много хорошего и доброго. И прежде всего они дарят радость смеха, веселого настроения! В нашей группе детского сада мы решили поставить Мюзикл по сказке Цыпленковой Галины Мингачевны «Как ежик свои иголки считал».

Литература:

https://proza.ru/avtor/podlesova&book=1

http://sodb.ru/taxonomy/term/94

https://www.livelib.ru/author/632612-galina-tsyplenkova


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов в старшей коррекционной группе

Перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов в старшей коррекционной группе...

Перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов в подготовительной коррекционной группе

Перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов в подготовительной коррекционной группе...

«Ознакомление детей с творчеством детских писателей и поэтов, художниками иллюстраторами»

Этот доклад, даст представление по заданной теме. Который возможно пригодится в стиле " Родительский клуб"- литературная гостинная....

Перспективное планирование по Ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов

Ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов...

Статья "Музыкальные сказки как средство ознакомления дошкольников с творчеством детских писателей"

Включение театрализованной музыкальной деятельности  в процесс знакомства дошкольников с творчеством детских писателей значительно повышает интерес детей к чтению, усиливает эмоциональное впечатл...

Презентация организации образовательной деятельности по теме "Знакомство детей с творчеством детского писателя А.Барто"

Материал предназначен педагогам дошкольной образовательной организации. В нем описано с помощью каких видов деятельности дети знакомятся с творчеством детского писателя....

«Технология введения детей старшего дошкольного возраста в мир искусства через театрализованную деятельность»

laquo;Технология введения детей старшего дошкольного возраста в мир искусства через театрализованную деятельность»...