Познавательная активность дошкольников.
статья (средняя группа)

Кижаева Ольга Александровна

Многие исследователи задумывались о важности повышения познавательной активности дошкольников. Самым лучшим периодом роста познавательной активности детей является ставрший дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznovatelnaya_aktivnost_doshkolnikov.docx14.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проблема познавательной активности всегда привлекала внимание философов, психологов, педагогов, социологов, на что указывают исследования Д. Н. Богоявленской, Л. И. Божович, Л. А. Венгера и других учёных.

Сенситивным периодом развития познавательной активности ребенка является старший дошкольный возраст. Именно в этот период детства активизируются самостоятельность мышления, познавательный интерес ребенка к продуктивной деятельности.

Изменение параметров нормативной ситуации, на наш взгляд, будет влиять на проявление познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Так, с повышением уровня сложности ситуации, а именно, с увеличением количества внешних параметров ситуации и возможных способов действия, проявляемая познавательная активность будет возрастать. Ситуация с более высоким уровнем сложности стимулирует проявление познавательной активности старших дошкольников, поэтому эффективным будет такое средство формирования познавательной активности детей, как коллекционирование.

        Почему же, на наш взгляд, такое направление, как коллекционирование вызывает в настоящее время огромный интерес у педагогов.

        Коллекционирование представляет собой естественное, ярко проявляемое дошкольниками направление деятельности – собирательство; вызывает интерес у детей (особенно с неровным поведением, двигательной заторможенностью, тревожностью, у застенчивых и малообщительных); расширяет познавательную активность дошкольников; позволяет накопить знания, систематизирует и формирует готовность детей к восприятию окружающего мира; помогает осуществлять поиск новой информации; развивает воображение, творчество, любознательность.

        Коллекционирование как одна из культурных практик, зарождается                     в дошкольном детстве и бытует на протяжении всей жизни человека.                     По мнению Н. Каратаевой, ребенку важно осознавать себя как «собирателя и обладателя чего-то значимого и интересного для него, обладателем того, чего нет у других детей и чем можно хотя бы втайне гордиться». 

        Опыт коллекционирования дошкольников определяется тем, что дети собирают свои «сокровища», тяготеют к общению с ними наедине, не любят, когда близкие взрослые вмешиваются в интимный процесс взаимодействия с предметами; часто притягательным для детей является «мир помойки» со сломанными вещами и предметами, они создают «секретики». Но именно такое собирательство важно и полезно для реализации «Я» ребенка.

        Несмотря на ряд исследований и практику детского коллекционирования в детских садах, а также традиции семейного собирательства, остается широкий круг нерешенных вопросов, недостаточно выявлен педагогические потенциал детского коллекционирования.

        Анализ программ дошкольного образования показывает, что не все авторы выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательной активности детей.

        Так, авторы программы «Истоки» считают, что «стремление ребенка узнать новое обеспечивает развивающая предметная среда». Однако коллекции, как составляющей части развивающей среды, не уделено внимание.

        В «Программе обучения и воспитания детей в детском саду»                 под редакцией Васильевой, в разделе «Культурно-досуговая деятельность» ставится задача развивать интерес детей к коллекционированию и создавать для этого условий. Для детей подготовительной группы даны примерные тематики коллекций (открытки, марки, наклейки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, конфетные фантики, предметы декоративного искусства).

        В программе «Детство» обращается внимание педагогов                                 на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе большой выбор природных материалов                          для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

        С. Н. Николаева в парциальной программе «Юный эколог» отмечает, что дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам                             с различными камнями и участвуют в их коллекционировании. Педагогам предлагается создать экологический музей, в котором могут быть представлены гербарии растительного мира, коллекции камней, ракушек, шишек.

        Необходимо отметить, что специальных книг, посвященных вопросу коллекционирования с дошкольниками, нет, однако детское коллекционирование в дошкольном образовательном учреждении может осуществляться как самостоятельная форма совместной деятельности воспитателя и детей по определенной теме и входить в структуру других форм работы.

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду

материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....

ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные

ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...