ПРОЕКТ тема: «Любители природы» для детей старшего дошкольного возраста
проект (средняя, старшая группа)

Архипова Оксана  Таджикуловна

Карта педагогического проекта «Любители природы».

Название проекта

«Любители природы»

Тип проекта

Познавательной  направленности, игровой

Участники проекта

Дети старшей группы, воспитатели группы

Продолжительность проектной деятельности

Средней длительности – 3 месяца

Раздел программы « От рождения до школы»

Познавательное развитие

Цель

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Задачи

1.Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о растениях, животных и природных явлениях родного края.

2.Формировать экологическое представление об объектах живой и неживой природы.

3.Формировать нравственно- эстетические отношения к окружающей действительности.

4.Развивать интерес, любознательность и познавательную мотивацию по отношению к окружающему миру.

 

Этапы  реализации проекта

  ЭТАП 1

  • Проверить уровень знаний детей. Провести работу по сбору и обобщению информации согласно теме проекта, подобрать литературу, дидактические игры способствующие формированию познавательного интереса детей старшей группы, создать картотеку дидактических игр с экологическим содержанием;
  • Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте

ЭТАП 2

  • Подобрать художественную литературу для чтения детям воспитателями группы по теме «Наш дом - природа».
  • Познакомить педагогов с картотекой дидактических игр,  направленных на формирование познавательного интереса у детей старшей группы ДОО.
  • Провести, совместно с  воспитателями выбранные игры.

ЭТАП 3

  • Провести повторный мониторинг. Подвести итоги работы по проекту в виде  выступления с докладом на педагогическом совете.

 

Ожидаемый результат

- повысится уровень познавательной активности;

- дети станут любознательными и активными;

- будут интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире;

- будут чаще играть в экологические игры;

- у детей разовьётся бережное отношение к природе;

Мероприятия

  • Проведение системы игр с экологическим содержанием для развития познавательного интереса у детей старшей группы
  • Подбор художественной литературы воспитателям для чтения детям на тему «Наш дом - природа»
  • Консультация - доклад для педагогов по теме «Развитие познавательного интереса детей с помощью игр с экологическим содержанием», выступление на педагогическом совете
  • Проведение практикума для педагогов «Развитие познавательного интереса у детей старшей  группы»

Ресурсы

1.Дети

2.Методическая литература

3.Оборудование и материалы для игр

4. Уголок природы в группе

Участники проекта:

  • дети;
  • педагоги;
  • родители.

Актуальность проекта обусловлена необходимостью развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Вопросы развития познавательного интереса дошкольников являются предметом изучения в мировой науке на протяжении многих лет.

Давно известно, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игровая. Игра очень важна в развитии ребенка, в развитии его познавательной деятельности, экологических знаний и культуры. Именно в игре ребенок впервые узнает мир растений, животных, неживой природы, формируется его система отношений с природой.

В отечественной литературе проблема развития у детей познавательного интереса посредством игр экологического содержания до сих пор изучена недостаточно. Детальное рассмотрение и решение данной проблемы позволит педагогам, психологам, логопедам, другим специалистам, работающим с детьми и родителям, по-новому взглянуть на развитие познавательного интереса с помощью экологических игр.

 

Проблема:

Как показывает практика, развитие познавательного интереса детей в основном происходит в процессе детского экспериментирования и наблюдения в природе. Играм экологического содержания в этом вопросе уделяется намного меньше внимания.

Всем известно, что ведущая деятельность дошкольников игра, поэтому возникла необходимость развивать познавательный интерес при помощи  игр.

Содержание работы с детьми:

Основная работа заключается в проведении  системы игр с экологическим содержанием для развития познавательного интереса у детей старшей группы.

Мною разработана система дидактических игр экологического содержания.

Система (от греческого systema - целое, составленное из частей, соединений) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определённую целостность, единство.

 

 

Система игр строится на следующих принципах:

- принцип развивающего обучения, означает, что игры экологического содержания с целью развития познавательного интереса должны нести в себе элемент развивающего обучения, т.е. должны развивать и обучать ребенка;

- принцип воспитывающего обучения: система игр экологического содержания должна воспитывать и обучать ребенка;

- принцип доступности обучения: система игр с экологическим содержанием должна быть доступна детям, т.е. учитывать развитие познавательного интереса у детей к природе;

- принцип системности и последовательности: разработанные игры экологического содержания должны быть использованы строго в определенной системе и последовательности с учетом возрастной категории детей.

- принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний: умение осознавать цель использования разработанной нами системы игр с экологическим содержанием.

- принцип индивидуального подхода к детям: при использовании системы игр воспитатель должна учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Учитывая  результаты диагностики, я буду подбирать игры экологического содержания для развития познавательного интереса для детей старшей группы.

Игры будут  использоваться  мной в течение 3 месяцев, в начале или в конце образовательной деятельности, иногда на прогулке и в вечернее время.

 

 

Система дидактических игр состоит из 4 блоков, которые представлены таблице  1.

Таблица 1.

 

Система дидактических игр с экологическим содержанием для развития познавательного интереса у детей средней группы ДОО.

Вид, название игры

 Задачи игры

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

1. Формирование экологических представлений о мире животных,

развитие познавательного интереса к миру животных

 

 

 

Игры с предметами

«Кто чем питается?»

 

 

 

 

«Что сначала - что потом?»

 

 

 

 

«Кто где живет?»

 

 

 

 

 

 

 

«Найди домик»

 

Развивать познавательный интерес о насекомых, земноводных, птицах и зверях.

Закреплять знания детей о разных видах питания животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей) в природе.

Развивать познавательный интерес  детей по вопросу роста и развития животных.

Закреплять знания детей о развитии и росте животных.

Формировать познавательный интерес об убежищах в природе различных видов животных.

Закреплять знания детей об убежищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей).

Развивать познавательный интерес о животных, различающихся по способу питания (травоядные, хищные, всеядные, паразиты). Развивать познавательный интерес о способах питания животных.

Рассматривание фотографий, открыток, иллюстраций

 

 

 

 

 

 

Составление рассказа по схемам-моделям  о росте и развитии животных.

 

 

Показ презентации на тему: «У каждого свой дом»

Продуктивная деятельность детей (обводки, раскраски)

 

 

 

 

 

Создание книжек - малышек

 

 

 

Рисование на тему: «У кого какой дом?!»

 

 

 

 

 

Создание тематических альбомов о  жизни животных.

 

 

 

 

 

 

 

Помощь в изготовлении пальчикового театра «Животные леса»

Настольно-печатные игры

«Чьи детки»

 

Закреплять и расширять знания о домашних и диких животных и их детенышах.

Развивать и обогащать речь детей в назывании детенышей.

Развивать познавательный интерес детей о домашних и диких животных.

Составление описательного рассказа  о животных, используя модели.

Беседа: «Мой четвероногий друг»

Лепка: «Домашние и дикие животные» и их обыгрывание.

Оформление стенда: «Играем вместе»

Словесная игра

«Кто в домике живет?»

 

«Отгадай кто это?»

 

Закреплять знания  детей о животных. Формировать интерес детей о голосах животных.

Закреплять представления детей, развивать познавательный интерес о характерных признаках диких и домашних животных.

Потешки, загадки о животных.

Чтение художественной литературы

 В. Бианки «Волчья хитрость», «Большая собака и волк». Русская народная сказка «Лисичка- сестричка и серый волк»

Раскраски, книжки-аппликации

(дикие и домашние животные)

Конструирование из строительного материала «Ферма», «Зоопарк»

Рекомендации для родителей по подбору дидактических игр.

2. Формирование экологических представлений о растениях,

развитие познавательного интереса о мире растений

 

 

 

Игры с предметами

«Найди по описанию»

 

 

 

«Поможем растению»

 

Развивать познавательный интерес, закреплять представления детей об особенностях внешнего вида  растений.

Развивать познавательный интерес об условиях, необходимых для роста растений, закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растений (вода, свет, тепло, питательная почва).

Беседы: «Природа и человек», «Наши чудесные помощники – руки», «Как мы дежурим в уголке природы»

Изготовление цветов из природного материала (семена растений, пластилин)

Уход  за комнатными растениями (полив, удаление пыли, рыхление почвы, умение при уходе пользоваться картотекой потребностей растений).

Рисование контуров по точкам (растения  нашей группы)

 

 

Сбор природного материала: шишки, жёлуди, каштаны, мох, кора деревьев и т.д.

Настольно-печатные игры

«Что, где растет»

 

 

 

 

 

«Какого дерева детка»

 

Закреплять умения детей классифицировать растения по месту их произрастания, развивать внимательность.

Формировать познавательный интерес о классификации растений, о месте их произрастания.

Развивать познавательный интерес о деревьях.

Развивать внимательность, закреплять представления о деревьях.

Рассматривание альбомов, фотографий, красочных иллюстраций  на тему «Деревья»

 Сбор листьев для гербария.

Показ презентации на тему: «Деревья нашего края»

Загадки

Раскраски на тему: «Деревья нашего края»

 

 

 

Аппликация из листьев

( выбор темы по желанию детей)

 

 

Участие родителей в конкурсе работ из природного материала на тему : «Животные  нашего леса»

Словесные игры
«Корни и листья»

 

« Деревья, травы, цветы»

 

 

 

«Назови это дерево»

 

Развивать познавательный интерес, представления о деревьях.

Развивать познавательный интерес, закреплять представления о растительных сообществах.

Развивать познавательный интерес, представления о деревьях, кустарниках.

Наблюдение за растениями на участке детского сада, обратить внимание на изменения цвета листьев у дуба, клёна, берёзы. Дать характеристику поверхности листьев.

 

Рассматривание красочных иллюстраций с деревьями, травами и цветами.

Раскраски по теме: деревья, цветы и кустарники

 

Разучивание стихотворений на экологическую тему к конкурсу чтецов.

3. Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы, развитие познавательного интереса детей к объектам и явлениям неживой природы

 

 

 

Игры с предметами

«Когда это бывает?»

 

 

«Что это такое?»

 

Формировать познавательный интерес, уточнять представления детей о сезонных явлениях.

Развивать познавательный интерес, уточнять представления детей о предметах неживой природы.

Составление описательных рассказов по опорным картинкам

Коллективное рисование на доске творчества на тему: «Поздняя осень»

Помощь родителей в подборке слайдов для конкурса чтецов

Настольно-печатные игры

«Это когда?»

Формировать познавательный интерес, уточнять представления детей о сезонных явлениях в природе.

Наблюдение за погодой. Работа в календаре природы (зарисовки).

Книжки  - аппликации по выбору детей.

 

Словесная игра

«Когда это бывает?»

 

 

«Отгадай загадку»

 

Формирование познавательного интереса, уточнение и углубление знаний детей о временах года.

Формировать познавательный интерес и представления о временах года.

 

Экологическая викторина «Знаток природы»

Продуктивная деятельность на тему: «Моё любимое время года»

Помощь родителей в оформлении фотовыставки

4. Формирование экологически бережного отношения к объектам природы, развитие познавательного интереса детей к бережному отношению к природе

 

 

 

Игры с предметами

«Найди такой же»

 

 

Развивать познавательный интерес к природным объектам.

Развивать память детей, внимание, интерес к природным объектам.

Беседы на тему: «Правила друзей леса», «Природа и человек»

Уход за комнатными растениями (полив, рыхление, удаление пыли, умение пользоваться картотекой потребностей растений)

 

Настольно-печатные игры

«Что растет в родном краю»

 

Формировать познавательный интерес, закреплять представления о флоре родного края, формировать бережное отношение к флоре родного края.

Рассматривание книг с красочными иллюстрациями на тему: «Растения Ленинградской области», «Бабочка над заливом»

 

Раскраски на тему: «Деревья»

Изготовление книжек – малышек на тему: « Что растёт в родном краю»

Словесные игры

«Мой любимый цветок»

 

«Не долго думая»

 

Формировать познавательный интерес к цветам. Развивать эстетические чувства, умения быстро реагировать на смену действия, обстановки.

Формировать познавательный интерес к охраняемым растениям Ленинградской области. Закреплять представления об охраняемых растениях Ленинградской области.

Составление описательных рассказов по опорным картинкам

Рисование акварелью на тему: «Мой любимый цветок»

Фотоотчёт по проекту

 

 

 

 

Работа с педагогами

Консультации- семинары позволят:

  • уточнить представления педагогов о сущности познавательного интереса и поэтапного развития познавательного интереса детей с помощью игр экологического содержания развивать познавательный интерес детей с помощью игр с экологическим содержанием;
  •  способствовать приобретению умений анализировать и оценивать содержание и методику проведения дидактических игр с экологическим содержанием для развития познавательного интереса детей;
  • способствовать организации развивающего взаимодействия с детьми, создание атмосфе­ры доброжелательности, эмоционального благополучия в воспитательно-образовательном процессе.

 

Практикум педагогов: «Развитие познавательного интереса у детей старшей группы ДОО» включает проведение дидактических игр с экологическим содержанием для развития познавательного интереса «Найди домик», «Кто чем питается?», «Кто где живет?» и некоторые другие. Играя в эти игры, воспитатели должны лучше понять мысли и чувства детей, запомнить некоторые игры и использовать их в своей работе, возможно, провести некоторую коррекцию игр с учетом индивидуальных особенностей детей своей группы.

 

 

 

Ожидаемые результаты реализации проекта.

 

Благодаря играм первого блока, у детей будет развиваться познавательный интерес к миру животных. Произойдет развитие познавательного интереса о насекомых, земноводных, птицах и зверях. Закрепятся знания детей о разных видах питания животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей) в природе. Будет развиваться познавательный интерес детей о вопросе роста и развития животных, об убежищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей). Произойдет развитие познавательного интереса детей о группировке животных по способам питания (травоядные, хищные, всеядные, паразиты). Будет развиваться познавательный интерес о домашних и диких животных и их детенышах, о голосах животных, о характерных признаках диких и домашних животных.

С помощью игр второго блока будет происходит развитие познавательного интереса детей о мире растений: об особенностях внешнего вида растений, об условиях, необходимых для роста растений (вода, свет, тепло, питательная почва); о классификации растений по месту их произрастания, о деревьях, кустарниках, о растительных сообществах.

Игры третьего блока системы игр с экологическим содержанием будут способствовать развитию познавательного интереса об объектах и явлениях неживой природы: о сезонных явлениях, о предметах неживой природы, о сезонных явлениях в природе, о временах года.

Благодаря играм четвертого блока у детей будет развиваться познавательный интерес к бережному отношению к природе: к объектам природы, к флоре родного края, к цветам, к охраняемым растениям Ленинградской области.  Воспитывать эстетические чувства к природе.

Проведенная работа должна привести к  положительным изменениям в повышении педагогической готовности развития познавательного интереса детей старшей  группы ДОО с помощью игр с экологическим содержанием.

Это проявится в осознании воспитателями возможность использовать дидактические игры в воспитательно-образовательном  процессе, способствующие развитию познавательного интереса детей старшей группы.  С помощью игр с экологическим содержанием дети смогут применять полученные знания на практике. Педагоги должны будут признать  необходимость  использования личностно-развивающего подхода в общении с дошкольниками и проявить высокую степень готовности к принятию новой поэтапной методики.

  

 

Мониторинг

 

Методика О. Соломенниковой «Диагностика  экологических знаний дошкольников»

Методика состоит из 5  заданий для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников. Каждое  задание проводилось  индивидуально с каждым ребенком в начале и в конце проекта.

Все диагностические задания включают в себя: цель, оборудование, инструкцию к проведению, оценку результатов деятельности.

В каждом  задании ребенок оценивается по трем показателям :

 высокий уровень (3 балла),

средний уровень (2 балла),

уровень ниже среднего (1 балл).

В конце проведения всех  диагностических заданий, баллы детей по заданиям суммируются, каждому выводится средний балл и присваивается уровень сформированности экологических знаний. В мониторинге участвовало 20 детей.

Исследования по всем заданиям проходили во второй половине дня,  индивидуально с каждым ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_po_igram.docx93.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Торосовская основная общеобразовательная школа»

ПРОЕКТ

тема: «Любители природы»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила воспитатель:

Архипова Оксана Таджикуловна

ТОРОСОВО

2018

Карта педагогического проекта «Любители природы».

Название проекта

«Любители природы»

Тип проекта

Познавательной  направленности, игровой

Участники проекта

Дети старшей группы, воспитатели группы

Продолжительность проектной деятельности

Средней длительности – 3 месяца

Раздел программы « От рождения до школы»

Познавательное развитие

Цель

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Задачи

1.Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о растениях, животных и природных явлениях родного края.

2.Формировать экологическое представление об объектах живой и неживой природы.

3.Формировать нравственно- эстетические отношения к окружающей действительности.

4.Развивать интерес, любознательность и познавательную мотивацию по отношению к окружающему миру.

Этапы  реализации проекта

  ЭТАП 1

  • Проверить уровень знаний детей. Провести работу по сбору и обобщению информации согласно теме проекта, подобрать литературу, дидактические игры способствующие формированию познавательного интереса детей старшей группы, создать картотеку дидактических игр с экологическим содержанием;
  • Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте

ЭТАП 2

  • Подобрать художественную литературу для чтения детям воспитателями группы по теме «Наш дом - природа».
  • Познакомить педагогов с картотекой дидактических игр,  направленных на формирование познавательного интереса у детей старшей группы ДОО.
  • Провести, совместно с  воспитателями выбранные игры.

ЭТАП 3

  • Провести повторный мониторинг. Подвести итоги работы по проекту в виде  выступления с докладом на педагогическом совете.

 

Ожидаемый результат

- повысится уровень познавательной активности;

- дети станут любознательными и активными;

- будут интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире;

- будут чаще играть в экологические игры;

- у детей разовьётся бережное отношение к природе;

Мероприятия

  • Проведение системы игр с экологическим содержанием для развития познавательного интереса у детей старшей группы
  • Подбор художественной литературы воспитателям для чтения детям на тему «Наш дом - природа»
  • Консультация - доклад для педагогов по теме «Развитие познавательного интереса детей с помощью игр с экологическим содержанием», выступление на педагогическом совете
  • Проведение практикума для педагогов «Развитие познавательного интереса у детей старшей  группы»

Ресурсы

1.Дети

2.Методическая литература

3.Оборудование и материалы для игр

4. Уголок природы в группе

Участники проекта:

  • дети;
  • педагоги;
  • родители.

Актуальность проекта обусловлена необходимостью развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Вопросы развития познавательного интереса дошкольников являются предметом изучения в мировой науке на протяжении многих лет.

Давно известно, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игровая. Игра очень важна в развитии ребенка, в развитии его познавательной деятельности, экологических знаний и культуры. Именно в игре ребенок впервые узнает мир растений, животных, неживой природы, формируется его система отношений с природой.

В отечественной литературе проблема развития у детей познавательного интереса посредством игр экологического содержания до сих пор изучена недостаточно. Детальное рассмотрение и решение данной проблемы позволит педагогам, психологам, логопедам, другим специалистам, работающим с детьми и родителям, по-новому взглянуть на развитие познавательного интереса с помощью экологических игр.

Проблема:

Как показывает практика, развитие познавательного интереса детей в основном происходит в процессе детского экспериментирования и наблюдения в природе. Играм экологического содержания в этом вопросе уделяется намного меньше внимания.

Всем известно, что ведущая деятельность дошкольников игра, поэтому возникла необходимость развивать познавательный интерес при помощи  игр.

Содержание работы с детьми:

Основная работа заключается в проведении  системы игр с экологическим содержанием для развития познавательного интереса у детей старшей группы.

Мною разработана система дидактических игр экологического содержания.

Система (от греческого systema - целое, составленное из частей, соединений) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определённую целостность, единство.

Система игр строится на следующих принципах:

- принцип развивающего обучения, означает, что игры экологического содержания с целью развития познавательного интереса должны нести в себе элемент развивающего обучения, т.е. должны развивать и обучать ребенка;

- принцип воспитывающего обучения: система игр экологического содержания должна воспитывать и обучать ребенка;

- принцип доступности обучения: система игр с экологическим содержанием должна быть доступна детям, т.е. учитывать развитие познавательного интереса у детей к природе;

- принцип системности и последовательности: разработанные игры экологического содержания должны быть использованы строго в определенной системе и последовательности с учетом возрастной категории детей.

- принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний: умение осознавать цель использования разработанной нами системы игр с экологическим содержанием.

- принцип индивидуального подхода к детям: при использовании системы игр воспитатель должна учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Учитывая  результаты диагностики, я буду подбирать игры экологического содержания для развития познавательного интереса для детей старшей группы.

Игры будут  использоваться  мной в течение 3 месяцев, в начале или в конце образовательной деятельности, иногда на прогулке и в вечернее время.

 

Система дидактических игр состоит из 4 блоков, которые представлены таблице  1.

Таблица 1.

Система дидактических игр с экологическим содержанием для развития познавательного интереса у детей средней группы ДОО.

Вид, название игры

 Задачи игры

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

1. Формирование экологических представлений о мире животных,

развитие познавательного интереса к миру животных

Игры с предметами

«Кто чем питается?»

«Что сначала - что потом?»

«Кто где живет?»

«Найди домик»

Развивать познавательный интерес о насекомых, земноводных, птицах и зверях.

Закреплять знания детей о разных видах питания животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей) в природе.

Развивать познавательный интерес  детей по вопросу роста и развития животных.

Закреплять знания детей о развитии и росте животных.

Формировать познавательный интерес об убежищах в природе различных видов животных.

Закреплять знания детей об убежищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей).

Развивать познавательный интерес о животных, различающихся по способу питания (травоядные, хищные, всеядные, паразиты). Развивать познавательный интерес о способах питания животных.

Рассматривание фотографий, открыток, иллюстраций

Составление рассказа по схемам-моделям  о росте и развитии животных.

Показ презентации на тему: «У каждого свой дом»

Продуктивная деятельность детей (обводки, раскраски)

Создание книжек - малышек

Рисование на тему: «У кого какой дом?!»

Создание тематических альбомов о  жизни животных.

Помощь в изготовлении пальчикового театра «Животные леса»

Настольно-печатные игры

«Чьи детки»

Закреплять и расширять знания о домашних и диких животных и их детенышах.

Развивать и обогащать речь детей в назывании детенышей. 

Развивать познавательный интерес детей о домашних и диких животных.

Составление описательного рассказа  о животных, используя модели.

Беседа: «Мой четвероногий друг»

Лепка: «Домашние и дикие животные» и их обыгрывание.

Оформление стенда: «Играем вместе»

Словесная игра

«Кто в домике живет?»

«Отгадай кто это?»

Закреплять знания  детей о животных. Формировать интерес детей о голосах животных.

Закреплять представления детей, развивать познавательный интерес о характерных признаках диких и домашних животных.

Потешки, загадки о животных.

Чтение художественной литературы

 В. Бианки «Волчья хитрость», «Большая собака и волк». Русская народная сказка «Лисичка- сестричка и серый волк»

Раскраски, книжки-аппликации

(дикие и домашние животные)

Конструирование из строительного материала «Ферма», «Зоопарк»

Рекомендации для родителей по подбору дидактических игр.

2. Формирование экологических представлений о растениях,

развитие познавательного интереса о мире растений

Игры с предметами

«Найди по описанию»

«Поможем растению»

Развивать познавательный интерес, закреплять представления детей об особенностях внешнего вида  растений.

Развивать познавательный интерес об условиях, необходимых для роста растений, закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растений (вода, свет, тепло, питательная почва).

Беседы: «Природа и человек», «Наши чудесные помощники – руки», «Как мы дежурим в уголке природы»

Изготовление цветов из природного материала (семена растений, пластилин)

Уход  за комнатными растениями (полив, удаление пыли, рыхление почвы, умение при уходе пользоваться картотекой потребностей растений).

Рисование контуров по точкам (растения  нашей группы)

Сбор природного материала: шишки, жёлуди, каштаны, мох, кора деревьев и т.д.

Настольно-печатные игры

«Что, где растет»

«Какого дерева детка»

Закреплять умения детей классифицировать растения по месту их произрастания, развивать внимательность.

Формировать познавательный интерес о классификации растений, о месте их произрастания.

Развивать познавательный интерес о деревьях.

Развивать внимательность, закреплять представления о деревьях.

Рассматривание альбомов, фотографий, красочных иллюстраций  на тему «Деревья»

 Сбор листьев для гербария.

Показ презентации на тему: «Деревья нашего края»

Загадки

Раскраски на тему: «Деревья нашего края»

Аппликация из листьев

( выбор темы по желанию детей)

Участие родителей в конкурсе работ из природного материала на тему : «Животные  нашего леса»

Словесные игры
«Корни и листья»

« Деревья, травы, цветы»

«Назови это дерево»

Развивать познавательный интерес, представления о деревьях.

Развивать познавательный интерес, закреплять представления о растительных сообществах.

Развивать познавательный интерес, представления о деревьях, кустарниках.

Наблюдение за растениями на участке детского сада, обратить внимание на изменения цвета листьев у дуба, клёна, берёзы. Дать характеристику поверхности листьев.

Рассматривание красочных иллюстраций с деревьями, травами и цветами.

Раскраски по теме: деревья, цветы и кустарники

Разучивание стихотворений на экологическую тему к конкурсу чтецов.

3. Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы, развитие познавательного интереса детей к объектам и явлениям неживой природы

Игры с предметами

«Когда это бывает?»

«Что это такое?»

Формировать познавательный интерес, уточнять представления детей о сезонных явлениях.

Развивать познавательный интерес, уточнять представления детей о предметах неживой природы.

Составление описательных рассказов по опорным картинкам

Коллективное рисование на доске творчества на тему: «Поздняя осень»

Помощь родителей в подборке слайдов для конкурса чтецов

Настольно-печатные игры

«Это когда?»

Формировать познавательный интерес, уточнять представления детей о сезонных явлениях в природе.

Наблюдение за погодой. Работа в календаре природы (зарисовки).

Книжки  - аппликации по выбору детей.

Словесная игра

«Когда это бывает?»

«Отгадай загадку»

Формирование познавательного интереса, уточнение и углубление знаний детей о временах года.

Формировать познавательный интерес и представления о временах года.

Экологическая викторина «Знаток природы»

Продуктивная деятельность на тему: «Моё любимое время года»

Помощь родителей в оформлении фотовыставки

4. Формирование экологически бережного отношения к объектам природы, развитие познавательного интереса детей к бережному отношению к природе

Игры с предметами

«Найди такой же»

Развивать познавательный интерес к природным объектам.

Развивать память детей, внимание, интерес к природным объектам.

Беседы на тему: «Правила друзей леса», «Природа и человек»

Уход за комнатными растениями (полив, рыхление, удаление пыли, умение пользоваться картотекой потребностей растений)

Настольно-печатные игры

«Что растет в родном краю»

Формировать познавательный интерес, закреплять представления о флоре родного края, формировать бережное отношение к флоре родного края.

Рассматривание книг с красочными иллюстрациями на тему: «Растения Ленинградской области», «Бабочка над заливом»

Раскраски на тему: «Деревья»

Изготовление книжек – малышек на тему: « Что растёт в родном краю»

Словесные игры

«Мой любимый цветок»

«Не долго думая»

Формировать познавательный интерес к цветам. Развивать эстетические чувства, умения быстро реагировать на смену действия, обстановки.

Формировать познавательный интерес к охраняемым растениям Ленинградской области. Закреплять представления об охраняемых растениях Ленинградской области.

Составление описательных рассказов по опорным картинкам

Рисование акварелью на тему: «Мой любимый цветок»

Фотоотчёт по проекту

Работа с педагогами

Консультации- семинары позволят:

  • уточнить представления педагогов о сущности познавательного интереса и поэтапного развития познавательного интереса детей с помощью игр экологического содержания развивать познавательный интерес детей с помощью игр с экологическим содержанием;
  •  способствовать приобретению умений анализировать и оценивать содержание и методику проведения дидактических игр с экологическим содержанием для развития познавательного интереса детей;
  • способствовать организации развивающего взаимодействия с детьми, создание атмосферы доброжелательности, эмоционального благополучия в воспитательно-образовательном процессе.

Практикум педагогов: «Развитие познавательного интереса у детей старшей группы ДОО» включает проведение дидактических игр с экологическим содержанием для развития познавательного интереса «Найди домик», «Кто чем питается?», «Кто где живет?» и некоторые другие. Играя в эти игры, воспитатели должны лучше понять мысли и чувства детей, запомнить некоторые игры и использовать их в своей работе, возможно, провести некоторую коррекцию игр с учетом индивидуальных особенностей детей своей группы.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

Благодаря играм первого блока, у детей будет развиваться познавательный интерес к миру животных. Произойдет развитие познавательного интереса о насекомых, земноводных, птицах и зверях. Закрепятся знания детей о разных видах питания животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей) в природе. Будет развиваться познавательный интерес детей о вопросе роста и развития животных, об убежищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей). Произойдет развитие познавательного интереса детей о группировке животных по способам питания (травоядные, хищные, всеядные, паразиты). Будет развиваться познавательный интерес о домашних и диких животных и их детенышах, о голосах животных, о характерных признаках диких и домашних животных.

С помощью игр второго блока будет происходит развитие познавательного интереса детей о мире растений: об особенностях внешнего вида растений, об условиях, необходимых для роста растений (вода, свет, тепло, питательная почва); о классификации растений по месту их произрастания, о деревьях, кустарниках, о растительных сообществах.

Игры третьего блока системы игр с экологическим содержанием будут способствовать развитию познавательного интереса об объектах и явлениях неживой природы: о сезонных явлениях, о предметах неживой природы, о сезонных явлениях в природе, о временах года.

Благодаря играм четвертого блока у детей будет развиваться познавательный интерес к бережному отношению к природе: к объектам природы, к флоре родного края, к цветам, к охраняемым растениям Ленинградской области.  Воспитывать эстетические чувства к природе.

Проведенная работа должна привести к  положительным изменениям в повышении педагогической готовности развития познавательного интереса детей старшей  группы ДОО с помощью игр с экологическим содержанием.

Это проявится в осознании воспитателями возможность использовать дидактические игры в воспитательно-образовательном  процессе, способствующие развитию познавательного интереса детей старшей группы.  С помощью игр с экологическим содержанием дети смогут применять полученные знания на практике. Педагоги должны будут признать  необходимость  использования личностно-развивающего подхода в общении с дошкольниками и проявить высокую степень готовности к принятию новой поэтапной методики.

   

Мониторинг

Методика О. Соломенниковой «Диагностика  экологических знаний дошкольников»

Методика состоит из 5  заданий для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников. Каждое  задание проводилось  индивидуально с каждым ребенком в начале и в конце проекта.

Все диагностические задания включают в себя: цель, оборудование, инструкцию к проведению, оценку результатов деятельности.

В каждом  задании ребенок оценивается по трем показателям :

 высокий уровень (3 балла),

средний уровень (2 балла),

уровень ниже среднего (1 балл).

В конце проведения всех  диагностических заданий, баллы детей по заданиям суммируются, каждому выводится средний балл и присваивается уровень сформированности экологических знаний. В мониторинге участвовало 20 детей.

Исследования по всем заданиям проходили во второй половине дня,  индивидуально с каждым ребенком.

Распределение детей по уровням сформированности экологических знаний детей старшей группы.

Рисунок 1 ЗНАНИЯ О ЖИВОТНОМ МИРЕ

Рисунок 2 ЗНАНИЯ О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ

Рисунок 3 ЗНАНИЯ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

Рисунок 4 ЗНАНИЯ О ВРЕМЕНАХ ГОДА

Рисунок 5 ОТНОШЕНИЕ К МИРУ ПРИРОДЫ

Вывод:  Сравнительный анализ данных указывает на  положительную  динамику. Это позволяет сделать вывод о том, что игры экологического содержания способствуют развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста  и их родителей. Задачи:1.    Исследоват...

Проект. Тема: Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмического воспитания.

ип: развивающий, творческий. Участники: дети старшей группы, педагог, музыкальный руководитель, родители. Актуальность: В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных дет...

Экологический проект на тему «Наш друг-природа» (для детей старшего дошкольного возраста)

Наш друг-природа. Экологический проектЦель проекта: формирование экологической культуры старших дошкольников.Задачи проекта: познакомить детей со способами   сохранения  окружающей прир...

Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»

.Формирование   экологической культуры у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой  родного края...

Педагогический проект. Тема « Наша Армия». Для детей старшего дошкольного возраста.

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях.  Формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, к её истории начинается с...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Экологический проект «Мы любим природу» (для детей старшего дошкольного возраста).

Экологический проект«Мы любим природу»(для детей старшего дошкольного возраста)....