Создание условий для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Закутилина Валентина Дмитриевна

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира позволит игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В отечественной педагогике и психологии понятие «ведущий вид деятельности» рассматривается как самостоятельная активность ребенка, которая позволяет ему максимально развиваться, формировать важнейшие потребности и психические новообразования, а также подготавливаться к переходу на следующую ступень развития.
        Но если говорить о современных детях, прежде всего, нужно сказать: дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся научить детей читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка – игровая.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение Создание условий для развития социально-коммуникативных навыков у детей  дошкольного возраста

Уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Представляю  специфику социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста,  которая позволяет достичь высоких результатов в этом направлении.

Какое  же значение игры в развитии социально – коммуникативных навыков

у детей  дошкольного возраста?  

 Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира позволит игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В отечественной педагогике и психологии понятие «ведущий вид деятельности» рассматривается как самостоятельная активность ребенка, которая позволяет ему максимально развиваться, формировать важнейшие потребности и психические новообразования, а также подготавливаться к переходу на следующую ступень развития.
       Но если говорить о современных детях, прежде всего, нужно сказать: дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся научить детей читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка – игровая.
      У игры в этом возрасте очень много функций. Поэтому нехватка времени на игру или преждевременное взросление, которого требует общество, приводит к таким последствиям в жизни детей, как: трудности в общении, проблемы в обучении, сложности в адаптации к взрослой жизни, азартные и опасные игры и многое другое.
      Игра – это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики, в том числе и общения, которое становится частью и условием игры. Подобно всякой другой деятельности, общение направлено на удовлетворение особой потребности. Потребность в общении нельзя свести к другим нуждам человека (например, в пище, во впечатлениях, в безопасности, в активности и т.п.). Психологическая суть потребности в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей.

Все, выше сказанное, позволяет говорить о необходимости создания условий для развития социально-коммуникативных навыков, выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.

На начальном этапе работы по развитию социально коммуникативных навыков, я  провела  диагностики:

  • Для выявления знаний, умений и навыков по  социально-личностному развитию у детей  использовала метод наблюдения, беседы с детьми, беседы по картинкам, игры.
  • Для изучения коммуникативных особенностей детей, понимания норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний спланировала дальнейшую работу по социально-коммуникативному  воспитанию, провела диагностику по методике  «Сюжетные картинки» (Авторы Л.Г. Матвеева, И.В.Выбойщик). (Приложение 1)

      Проанализировав результаты диагностики, я поставила для себя цель:

Цель: - создание условий для развития социально – коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

     Для достижения цели требуется решить ряд задач:

  • развивать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру и социальной действительности;
  • создать условия для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
  • приобщать детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний.
  • развивать у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
  • учить распознаванию  эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
  • формировать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
  • развивать речь как средство развития коммуникативных и социальных навыков.

      Задачи решаются интегрировано в ходе освоения образовательных областей  «Физическая культура»,  «Здоровье», «Безопасность», «Социализация»,  «Труд», «Познание»,  «Коммуникация»,  «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», что  обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

              Работу строю  на следующих принципах:

- непрерывности и преемственности педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований;

- интеграции программных областей знаний, которая позволяет ребенку осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира, накапливать социальный опыт;

- развивающем характере обучения, основанном на детской активности в решении проблемных ситуаций и дилемм;

- рациональном сочетании разных видов детской деятельности (адекватном возрасту балансе интеллектуального, двигательного и социально-эмоционального содержания образования);

- обеспечении психологического комфорта и повышенного внимания к здоровью детей;

- уважении личности ребенка, ориентации на его интересы, социально-эмоциональную и мотивационную сферы;

- предоставлении детям самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с их индивидуальными способностями и интересами;

- сотрудничестве между детьми, педагогами и родителями.        

Использую методический инструментарий:

Формы

Игры: дидактические,  творческие, подвижные.

  • Совместная деятельность.
  • Работа в парах, микро группами.
  • Индивидуальная работа.
  • Тренинги.
  • Работа с дидактическими пособиями.
  • Драматизация известных художественных произведений.
  • Разговоры-рассуждения.

Методы и приемы

Словесные:

  • беседы;
  • чтение художественных произведений;
  • анализ ситуаций
  • вопросы.

Наглядные:

  • мультимедийные презентации;
  • демонстрация наглядных пособий.

Игровые:

  • дидактические игры;
  • игровые упражнения.

Практические:

  • практические упражнения;
  • выполнение танцевальных упражнений;
  • зарисовки.

Средства

  • МР-3 проигрыватель;
  • ноутбук;
  • проектор;
  • экран;
  • мультимедийные презентации;
  • листы бумаги;
  • гуашь, фломастеры, цветные карандаши;
  • художественная литература;
  • дидактический материал.
  • иллюстрации с изображениями эмоций.

Использую  различные формы работы:

  • работа с детьми;
  • взаимодействие с родителями;
  • взаимодействие со специалистами детского сада.

Работу планирую  по трем направлениям:

  • отношение ребенка к самому себе;
  • отношение с взрослыми;
  • отношение со сверстниками.

Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, то я активно включаю в совместную деятельность игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, способствующие развитию социально коммуникативных навыков у детей.

Активизация коммуникативной деятельности детей 5 – 7 лет в целом невозможна без развития ее основных компонентов. Речь – основной компонент коммуникативной деятельности, поэтому с детьми, испытывающими проблемы в речевом развитии, ежедневно провожу речевые игры. Они проходят  в форме индивидуальных игр или игр с  малыми подгруппами детей. Целью организуемых игр  традиционно являются - обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности, владение своим голосом, игры на развитие воображения и умения передать свой замысел с помощью слов,  и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в коммуникативной деятельности.

        Игры на преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам

Иногда ребенок испытывает страх, что его недооценивают, отвергают. Это порождает либо стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и игнорирование окружающих. Подчеркнутое внимание и доброжелательность сверстников могут снять этот страх. С этой целью  провожу игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать в другом только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей. Приведу несколько примеров подобных игр: «Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Царевна Несмеяна», «Комплименты».

        Игры на становление общности и причастности

Чтобы привлечь внимание ребенка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним использоую игры: «Испорченный телефон», «Зеркало», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» и др. Такие игры - важный шаг к становлению чувства общности и причастности.

        Игры на умение самому ребенку выразить поддержку другим

Одна из задач коррекционной работы заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в игровых затруднительных обстоятельствах. Такая поддержка и помощь другим, даже если они стимулируются всего лишь правилами игры, позволяют ребенку получить удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что он может принести радость сверстникам. Взаимная забота и участие в нуждах партнеров объединяют детей и создают чувство причастности друг другу. Эта забота не требует от ребенка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от салочки, помочь беспомощной кукле, старенькой бабушке или уступить дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого. Приведу несколько примеров таких игр, которые стимулируют взаимопомощь и заботу о других: «Живые куклы», «Гномики», «На мостике».

        Организация совместной продуктивной деятельности

 Формирование межличностных отношений  начинается с совместной продуктивной деятельности детей, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими. Однако при враждебном, отчужденном отношении к другому, когда ребенок не видит сверстника, пытается продемонстрировать свои преимущества, не хочет учитывать его интересы, деятельность детей не может стать по-настоящему совместной и не может их объединить.  Дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе (как агрессивные, так и замкнутые), не готовы к объединению вокруг общего продукта.

 Совместную деятельность я организовываю  в парах, где непопулярный ребенок имеет возможность работать вместе с популярным. Каждая пара должна создавать свое произведение самостоятельно, по секрету от остальных. Такая организация способствует объединению, побуждает договариваться и согласовывать свои усилия. Причем деятельность должна быть не соревновательного, а продуктивного характера. Например, рисование, игры с мозаикой, выкладывание из геометрических фигур предметов и др.

        Театрализованные игры

Формирование и закрепление социально-коммуникативных умений и навыков, обогащение их коммуникативного опыта осуществляю с помощью театрализованных игр, игр драматизаций. Например, игра «Загадки без слов»,  цель которой,   развивать выразительность мимики и жестов.

Игра «Кузнечик». Слова учили заранее. Это вызывает интерес к игре, радостное ожидание её.

Цель: побуждать к активному участию в инсценировке.

Ход: Ведущий: Выскочил кузнечик из травы на кочку.

Постучал кузнечик звонким молоточком.

Кузнечик: Молоточек тук да тук! Кто травинку клонит?

Лезет жук, лезет жук, охает и стонет!

Жук: Ох, кузнечик, выручай, хоть просить неловко!

Сам не знаю где и как лопнула подковка.

Без подковки мне не жить, так пекут мозоли.

Ни работать, ни ходить, хоть кричи от боли!

Кузнечик: Это дело не беда! Подними-ка ногу!

Молоточек тук да тук! Получай подковку, жук!

(Появляется комар.)

Комарик: Я, комар, несчастней всех, прямо сбился с толку!

Поломал я, как на грех, острую иголку!

Кузнечик: Пусть меня не просит тот, кто чужую кровь сосет!

Ты из кузницы моей убирайся поскорей!

(Комар улетает. Появляется сороконожка.)

Сороконожка: Ой, кузнечик, помоги!

Ножка треснула немножко.

Я осталась без ноги, вот беда какая!

Кузнечик: Ножка ножкой, но какая?

Сороконожка: Кажется, сороковая.

Ведущий: Тук-тук, тук да тук! Это дело добрых рук.

Ножка целая опять.

Сороконожка: Можно больше не хромать

Все дружно: Молоточек вновь играет, наковаленка поет!

Всем кузнечик помогает, быстро помощь подает! По возможности разыгрывать сценку нужно обеим подгруппам детей. После инсценировки необходимо обсудить, что получилось, над чем, нужно поработать.

            Предлагаю детям сказки, придуманные самими детьми.

 «Придумай сказку»

          Цель: вовлекать детей в содержательное общение. Учить придумывать сказку по опорным картинкам. Воспитывать чувство доброты к окружающему миру,  уважения, честности, через сказки. Развивать речь. Память, мышление, фантазию, воображение, чувство юмора.

«Шкатулка сказок». В коробку или мешочек складывают различные предметы. Ребенку предлагается вытащить один из предметов и придумать историю о нем. При этом актуализируется лексика, развивается связная речь.

          Для ознакомления детей с эмоциональными состояниями и настроениями персонажей ввожу  игры: «Театр настроений», «И весело и грустно», «Собери настроение», «Эмоциональное лото», «Продолжи предложение: «Я злюсь, когда…», «Я радуюсь, когда…», «Мир эмоций»

           Работа по развитию доброжелательности.

Чтобы помочь детям понять, кто такой друг, как играть с другом я использую различные игровые ситуации: "Ласковые слова", "Позови друга", «Коврик мира».

В работе на сближение детей, развитию доверия  использую игры «Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост».

           Тактильные контакты друг с другом помогают сплочению детского коллектива, учат понимать чувства других, физическому выражению своих чувств, оказывать поддержку и сопереживать.

          Среди эффективных форм взаимодействия с детьми по развитию навыков общения можно отметить:

- Игровые и бытовые ситуации «Идем в гости», "Отмечаем день рождения" (здесь и этикет и культура общения, встречи гостей и сближение детей).

- Рассматривание картин, отражающих знакомые для ребёнка жизненные ситуации, демонстрирующие поведение ребёнка (тревогу, волнение, физическую боль, огорчение и обиду) и реакцию окружающих сверстников на эти состояния.

- Чтение произведений о дружбе, взаимопонимании, взаимопомощи.

Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.

Они хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий, мы проводили их и в помещении, и на участке.

Одним из условий успешной коррекционной работы с детьми является работа с семьей.

Я старалась вызвать у родителей интерес к проблеме, привлечь их к формированию социально-коммуникативных навыков у детей. Для этого использую различные формы работы: анкетирование, консультации, родительские собрания, совместные праздники детей и взрослых, организовываю участие родителей с детьми в конкурсах.

     Даю  рекомендации по детско-родительским взаимоотношениям. Подготовила консультации «Влияние семьи на формирование самооценки ребенка», «Правила поведения в процессе общения с детьми».  Подготовила консультацию для воспитателей «Устное народное творчество как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста».

Найти пути и средства для самораскрытия ребенка, для того, чтобы каждый поверил в себя, в свою неповторимость, особенность и необходимость - нелегко и непросто. Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть - является главной задачей воспитателя и педагога. Наверное, каждый из нас хочет видеть ребенка счастливым, умеющим общаться с окружающими людьми. Но, к сожалению, не всегда ребенку легко наладить общение и задача педагога - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений. Способность общаться со сверстниками и взрослыми - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми: сверстниками, взрослыми. Взаимоотношения с окружающими играют огромную роль, и их ненормальность - это зачастую показатель каких-либо отклонений психического развития.

Таким образом, содержание предлагаемых занятий, упражнений, игр развивает у детей такие индивидуально-личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других такими, какие они есть, умение управлять своим настроением и регулировать свои эмоции.

Приложение1

Диагностическая методика «Сюжетные картинки»

авторы Л.Г. Матвеева, И.В.Выбойщик.

Стимульный материал для детей дошкольного возраста:

I. доброта-жадность (Содержание картинок):

 1) мальчик угощает всех конфетами из коробки, улыбается;

2) девочка закрывает руками все игрушки от окруживших ее детей.

II отзывчивость-равнодушие (Содержание картинок):

 1) маленькая девочка плачет, другая - ее утешает, выражение лица второй девочки сочувствствующее;

2) один мальчик плачет над сломанной машинкой, другой показывая на него пальцем смеется.

III. дружелюбие-конфликтность (Содержание картинок):

1) дети вместе дружно играют на ковре;

2) два ребенка отбирают друг у друга игрушечную лошадку.

IV. аккуратность – неаккуратность (Содержание картинок):

1) девочка причесывается перед зеркалом;

 2) девочка в грязном платье, непричесанная вырывает листы из книги.

V. вежливость-невнимание к взрослым (Содержание картинок):

1) ребенок предлагает женщине стул, она улыбается;

2) бабушка сидит грустная, держится за голову; мальчик играет на барабане, смеется.

После предъявления каждой пары картинок детям старшего дошкольного возраста задается вопрос "Почему ты так думаешь?"

После выполнения первого задания пред ребенком поочередно по одной раскладывают картинки II, III,V пар и предлагают вопросы "Какое настроение у людей на этой картинке? Как ты думаешь, что они чувствуют? Почему?"

Обработка результатов:

0 баллов - Ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. В старшем дошкольном возрасте ребенок или неправильно называет чувства других людей или отказывается от ответа на этот вопрос.

1балл – Ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия, эмоциональные проявления не выражены при оценке поступков. Старший дошкольник не может соотнести настроение людей на картинках с конкретной ситуацией, объяснить их.

2 балла – Правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. Ребенок правильно называет чувства людей, но не всегда может объяснить их причину.

3 балла – Ребенок правильно отбирает поступки детей, обосновывает свой выбор. В старшем дошкольном возрасте - называет моральную норму, эмоциональные реакции на поступки героев ситуации адекватны, ярки.

Приложение 2

 «Придумаем сказку»

АЛЁНКИН СОН

Сказка группы «Дюймовочка»

Цель: Учить детей творческому рассказыванию; связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст.

Жили были бабушка Даша и внучка Аленка. Бабушка Даша накормила Аленку обедом. Аленка наелась, сказала спасибо бабушке и решила отдохнуть. Только она задремала, как вдруг услышала, как замяукал котенок.

 Встала Аленка и спрашивает котенка Сима:

- Что случилось.

 И котенок говорит человеческим голосом:

- Я тоже хочу кушать.

- А что ты любишь? – спросила Аленка.

- Молоко - сказал котенок Симка.

- Подожди, котенок Симка, я схожу к корове Буренке и попрошу у нее для тебя парного молока.

И пошла она к корове Буренке. Идет, а навстречу ей поросенок Наф, и говорит т он человеческим голосом:

- Здравствуй Аленка, куда ты идешь?

Отвечает Аленка:

- Попросил у меня котенок Симка молока, вот и иду к корове Буренке, за молоком.

- И я хочу молока, угости и меня – просит поросенок Наф.

- Хорошо принесу и тебе молока – говорит Аленка, и пошла дальше. Идет а на встречу ей козленок Тучка.

- Здравствуй Аленка, куда ты идешь?

- Попросил у меня котенок Симка и поросенок Наф молока, вот и иду к корове Буренке, за молоком.

- И я хочу молока, угости и меня – просит козленок Тучка.

- Хорошо принесу и тебе молока – говорит Аленка.

Дошла она до хлева, и просит корову Буренку

- Здравствуй корова Буренка, дай пожалуйста молока для котенка  Симки,  поросенка Нафа

Козленка Тучки, они очень просили.

Дала Буренка молока целый литр. Принесла Аленка молоко,  налила котенку Симке в миску, поросенку Наф-нафу в корытце, козленку Тучке в поильник, и позвала детенышей на угощение. Пополи они молока, спасибо сказали Аленке, и убежали во двор. Вдруг входит бабушка Дарья и говорит:

- Пора вставать, внученька.

И Аленка поняла, что это ей сон приснился. Побежала она во двор и накормила и котенка  Симку,  поросенка Нафа, Козленка Тучку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и метод. рекоменда-ции: для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

2. Детский сад и семья / под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1986. – С. 93-95; 100-101;

3. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988. – С. 85-87.

4. Игра дошкольника / С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – С. 3-4.

5. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности до-школьников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

6. ФГОС ДО         

7.https://pups.su/vospitanie/razvitie-kommunikativnyh-navykov.html

8. https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnolo.html

9. https://detpsiholog.github.io/kommunikativnyeigry.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития перв...

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

Городской семинар «Создание условий для эффективного социально-коммуникативного развития дошкольников»

В соответствии с распоряжением Управления образования Администрации города Троицка от 03.04.2018 г. № 157-р на базе МБДОУ "ЦРР - детский сад №19" проведен городской семинар - практикум &laqu...

Семинар-практикум «Создание условий для формирования социально- коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР в процессе коррекционно-образовательной деятельности».

laquo;Создание условий для формирования  социально- коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР  в процессе коррекционно-образовательной деятельности»....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

На современном этапе развития педагогической науки с каждым годом все более возрастает значение общения как сложной и многогранной деятельности, формирующейся в процессе усвоения социального опыта. Вы...