«Педагогические условия социализации дошкольников в процессе воспитательно-образовательной работы».
консультация

Социализация личности – процесс, длящийся почти всю жизнь и заключающийся во влиянии общества на личность и формирования отклика личности на эти воздействия с целью адаптироваться к социальным, психологическим и эмоциональным условиям жизни в социуме и по возможности успешно функционировать в нем. И именно на детский возраст приходятся наиболее важные и продуктивные моменты этого процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_usloviya.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Светлячок» р.п. Юрты

Теоретическое сообщение к педсовету:

«Педагогические условия социализации дошкольников в процессе воспитательно-образовательной работы».

Воспитатель: Зезюлина Н. А.

2020 г.

Социализация личности – процесс, длящийся почти всю жизнь и заключающийся во влиянии общества на личность и формирования отклика личности на эти воздействия с целью адаптироваться к социальным, психологическим и эмоциональным условиям жизни в социуме и по возможности успешно функционировать в нем. И именно на детский возраст приходятся наиболее важные и продуктивные моменты этого процесса.

От его успешности зависит, будет ли человек верно понимать свою роль и свои возможности, насколько велики будут его шансы устроить личную и трудовую жизнь и в целом быть счастливым. Раз уж людям суждено жить в обществе, то им важно быть максимально приспособленными к нему.

Социализация - это совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид воспроизводит определённую систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества.

Социализация детей дошкольного возраста – фундамент успешного вхождения подрастающего поколения в дальнейшую жизнь: в школе, в образовательных учреждениях, на работе и в личных взаимоотношениях. В этом возрасте закладываются ценнейшие навыки общения и основы понимания собственного места в жизни и обществе. Дети усваивают нормы и мотивы поведения, понятия ценностей, соответствующие  социуму в котором они растут. Налаживается связь между основными сферами существования детей и их психикой.

Недостаточность социализации влечет за собой самые разнообразные негативные последствия для личности, преодолевать которые тем сложнее, чем больше было упущено на ранних стадиях развития. Это сказывается не только на недостаточной информированности детей по поводу правильного поведения, но и грозит неверной ориентацией развития личности, проблемами в эмоциональной сфере. Детская психика достаточно пластична, чтобы компенсировать некоторые изъяны в своевременном прохождении этапов вхождения в общество, однако нельзя полностью полагаться на это. Каждый ребенок обладает своими личностными особенностями и возможностями, и рисковать тем, что с определенными сложностями этого процесса ребенок сам справится,  не стоит.

Условия для успешной социализации дошкольника

Так как от результатов социализации личности во многом будет зависеть ее успешная и счастливая жизнь, реализация потенциала, то необходимо стремиться к созданию по возможности благоприятных условий для протекания этого необходимого процесса.

Что в первую очередь следует выделить в качестве признаков успешной социализации?

- Формирование приемлемых норм поведения и общения со сверстниками и старшими, близкими и малознакомыми людьми.

- Развитие самосознания, выделение и становление собственной личности ребенка среди других людей.

- Развитие социальных навыков в обращении с предметным миром.

Чтобы помочь детям достигнуть успехов в этом, необходимо, во-первых, правильно расставлять приоритеты воспитательного процесса с учетом особенностей возраста детей и их личностных свойств, подходя к ним индивидуально – насколько это возможно. Во-вторых, важно помочь детям усвоить верные нормы и ценности, принятые в обществе.

Особенно значимым является формирование самосознания и умения воспринимать себя как личность, познающую мир и взаимодействующую с ним, получающую опыт, извлекающую пользу.

Группа представляет собой уникальное микросообщество с собственной неповторимой субкультурой: любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и др. характеристики, в которой индивидуализация учения и развития происходит стихийно. Делая свой собственный выбор, а именно, выбор содержания, партнерства, выбор материалов, места, способа работы, каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем индивидуальном темпе, получая свои результаты, в том числе приобретая новые знания и умения. Ситуации, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это есть индивидуализация, возникшая естественным образом. Для того, чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создать такую развивающую предметно-пространственную среду, которая могла бы стимулировать активность детей, время для игр и самостоятельной деятельности, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они необходима.

Социально - игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства (при грамотной организации работы с ним на основе игровой деятельности) оказывает существенное влияние на становление эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности ребенка, позволяя формировать готовность к обучению в школе в целом, и обеспечить каждому воспитаннику активный школьный старт.

Интерьер группы должен быть организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов. В обстановке, ориентированной на ребенка дети имеют возможность получить опыт самостоятельного выбора; активной игры; использования материалов, которым можно найти более, чем одно применение; совместной работы и заботы друг о друге; умения отвечать за свои поступки.

Между воспитателем и детьми должно соблюдаться взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатель подает пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от своих воспитанников. Степень уважения, которую дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения, а это закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.  Педагог собственным примером уважительного отношения к каждому ребенку группы, невольно подает пример воспитанникам, и дети учатся умению принимать каждого члена коллектива: и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей, которые чрезмерно конфликтны. Таким образом, стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства в целом.

Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

Ребенок имеет врожденную предрасположенность к социальному развитию, которая выражается во внутренних биологических, физиологических, психологических механизмах, данных человеку от рождения. Для того чтобы они заработали, необходимы определенные условия: общество людей, общение, деятельность, образ жизни, соответствующее качество жизни.

Образовательный процесс в детском саду основывается на игре и на социально-значимой интегрированной деятельности.

Важную роль в фактическом становлении детей в качестве членов социума играют сюжетно-ролевые игры. Пресловутые «дочки-матери» и «войнушка» — не просто веселое времяпрепровождение, а вполне значимая попытка примерить на себя такие важные социальные роли, как родительские обязанности, долг защитника и воина. Догонялки и прятки, собирание построек из конструктора – даже эти занятия позволяют ребенку мысленно и эмоционально преображаться во взрослого человека, занятого важным и понятным делом.

Идеи сюжетно-ролевых игр могут предлагать детям взрослые, например те же воспитатели, родители или родственники. Если представить себя водителем автомобиля может любой малыш, получивший в руки игрушку-машинку, то предложить перевозку грузов или пассажиров, объяснить роль отца, везущего семью по делам, стоит уже взрослому человеку. Объяснить девочке, что именно следует делать с куклой-«ребенком», подсказать ребятишкам, что делают продавец и покупатель, доктор и пациент, учитель и ученики, кондуктор и пассажир, посоветовать выбрать самим, что они хотели бы пережить в игре, и направить эту игру в позитивное познавательное русло.

В практических ситуациях «Мы самые старшие в детском саду», старшие дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем.

В дидактических играх, как «Подумай, отгадай», «Кто больше знает», «Ответь на вопросы»,  дети учатся  находить характерные признаки в явлениях окружающего мира, делать выводы, умозаключения.

Конечно же первые и важнейшие основы социализации личности дошкольника традиционно должна закладывать семья. Но, к сожалению, не все родители и воспитывающие родственники в состоянии обеспечить ребенку должное внимание во всех аспектах его становления. Многие просто не понимают сути воспитания личности и необходимости посвящать этому какое-то время, другие слишком заняты, обеспечивая необходимый, по их мнению, материальный уровень жизни, или посвящают много сил и времени иным сферам своей жизни, где ребенку места нет. Поэтому задачей детских дошкольных учреждений является компенсация недостаточной интенсивности социализации детей  и придание ей большей гармоничности.

Важным условием для полноценной социализации ребенка- дошкольника,  является вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс детского сада. Преемственность воспитания и обучения в детском саду и семье является непременным условием социально-эмоционального развития ребёнка.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом, они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Используемая литература:

  • Бодалев А.А. Социальная среда и формирование ребенка как личности и субъекта деятельности// Хрестоматия по педагогике/ Сост. Морозова О.П. –Б.: Изд-во БГПУ, 1997.-С.47-49.
  • Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М., 2003.
  •   Кравцова Е.Е. Социальная ситуация развития дошкольника//http://archive.1september.ru/dob/2004/18/8.htm.
  • Педагогический совет «социализация дошкольников  http://fatwords.org/safia/pedagogicheskij-sovet-socializaciya-doshkolenikov-sredstvami-i/main.html
  • Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
  • Выпускная (квалификационная) дипломная работа
  • http://www.6yket.ru/pedagogika/socializaciya_lichnosti_2.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект «Использование педагогических технологий в процессе воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Данный проект создан для того, чтобы расширить  и истематизировать знания воспитателей о педагогических технологиях, их разновидностях и особенностях, знакомить с передовыми педагогическими...

Сценарий и протокол педагогического совета "Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс"

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольника, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Использование проек...

«Педагогические условия социализации дошкольников в процессе воспитательно-образовательной работы» консультация для педагогов

Дошкольный возраст это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром освоения культурных ценностей....

Педагогический проект «Внедрение ТРИЗ технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

Внедрение технологии ТРИЗ – РТВ в образовательный процесс ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования в условиях образовательной среды....

Психолого-педагогические наблюдения - инструмент для эффективной реализации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Педагогическое наблюдение призвано обеспечить постоянное наблюдение и оценку роста и развития каждого ребенка с целью оказания ему своевременной помощи и поддержки, а также для целенаправленного плани...