«Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
консультация

Ольга Евгеньевна Сергеева

Выступление на педагогическом совете ​«Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muzyki_v_nravstvenno.docx26.87 КБ
Microsoft Office document icon buklet_nov.doc280.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1 «Солнышко» с. Мишкино

муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан

Выступление на педагогическом совете

«Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

 

Составила

Сергеева О.Е.,

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

2020

         Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время непосредственно- музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», – так говорил ещё Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу», – это слова нашего современника, писателя В. Распутина.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовать его нравственный и духовный мир. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Народные песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на музыкальных инструментах. Широко использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская, марийская, башкирская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально- ритмические движения детей. Отводит их от трафарета и придаёт движениям определённую окраску. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме, знакомят ребенка с обычаями, бытом, трудом, бережным отношением к природе… Народная музыка становится наиболее понятной и доступной, когда включается в исполнительскую деятельность детей: игра на музыкальных инструментах, музыкальные подвижные народные игры, хороводы («Во саду ли, в огороде», «Во поле береза стояла», «Вербочка – золотая веточка», «Веснянка», танцы, инсценировки и т.д.). Звучание народной музыки на занятиях по изодеятельности и развитию речи делает процесс ознакомления с народными ремеслами, устным народным фольклором более ярким, глубоким и осмысленным. В таких случаях рекомендуется прослушать такие вокальные произведения, как «Звезда России(Хохлома)» Ю. Таран, «Девочка Россия» Э. Путиловой, «Моя Россия» Г. Струве, «Белый, синий, красный» С. Смирновой и др.

Следующим этапом в этом направлении является использование музыки при ознакомлении с образом Родины. Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребёнка-дошкольника – это, прежде всего, воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей слово «мама» – самое прекрасное на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью: любовь к Родине начинается с любви к матери. Все лучшее, что есть в человеке, достается ему от матери. Для ребенка-дошкольника «Родина» – это мама: самая красивая, самая добрая, заботливая, любимая. Затем это близкие, родные ему люди (семья), дом, где он живет, детский сад, двор, улица, город. Вот почему дети с такой любовью рисуют портреты мам, готовят для них подарки, сочинят стихи, песни, придумывают танцы… Песни о маме, бабушке, семье занимают ведущее место в музыкальном репертуаре детей.

Но для более полного, эмоционального восприятия не стоит забывать и об инструментальной программной музыке: «Сладкая греза», «Мама», «Баба Яга» (П. Чайковский), «Материнские ласки» (А Гречанинов), «Песня Сольвейг» (Э. Григ), а затем и Гимн Мишкинского района (Ф. Буляков), Гимн Республики Башкортостан (Ф. Идрисов), Гимн России (А. Александров).

Русская музыкальная классика– это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше. Классические произведения используются мной не только в качестве восприятия, но и в инсценировках, ритмических движениях, импровизациях.

Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников, ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами. В том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов я воспитываю такое отношение к образам реальной природы, которое вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания. чувства радости, грусти, нежности и доброты.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыкальному воспитанию много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого, для слушания музыки предлагаю детям инструментальную музыку, характеризующую образы природы. В музыкальном репертуаре много как вокальных произведений («Светлячок», муз. Е. Зарицкой, сл. М Пляцковского, «Пропала собака», муз. В Шаинского, «Розовый слон», муз. Г. Горбовского, «Кошка беспородная», муз. А. Пряжникова, «Скворушка», муз. А. Попатенко, «Ласточка», муз. Е. Крылатова, сл. А. Шаферана), так и инструментальной музыки («Времена года» А. Вивальди, «Осенняя песня», «Ноктюрн» П. Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана, «Три чуда» Н. Римского-Корсакова, «Мотылек» А,Майкапара, «Лебедь» К. Сен-Санса), доступных старшим дошкольникам по содержанию и эмоциональному восприятию.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема защитников Отечества. Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчики. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», А. Филиппенко, «Будем в армии служить» Ю. Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю. Протасова. Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно желаниям ребят быть сильными и смелыми, как защитники Отечества. Данная тема очень любима и популярна среди малышей, песни актуальны и просты по содержанию, легко запоминаются интонационно и ритмически («Будем в армии служить» Ю Чичкова, «Идет солдат по городу», «Песня о папе» В. Шаинского, «Это папочка мой» Е. Александровой). Из инструментальной музыки наиболее ярки по музыкальному содержанию такие произведения, как «Смелый наездник», «Солдатский марш» Р. Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки» П. Чайковского и др.

В продолжение темы о защитниках Отечества на особом месте стоит тема Великой Отечественной войны. Ярко, образно, эмоционально, доступно по содержанию раскрываем детям величие, значимость подвига советского народа. Осознать и эмоционально прочувствовать, душевно пережить события военных лет помогают такие песни, как «День Победы» А. Пахмутовой, «Священная война» В. Лебедева-Кумача, «Катюша» М. Блантера, «Синий платочек» Е. Петребургского, «Вечный огонь» А. Филлипенко, «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Рисуют мальчики войну» А. Богословского.

Решение задач по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников – процесс длительный и сложный. Положительного результата мы достигнем только в совместной, систематической работе всех педагогов детского сада и родителей.

«Вот так, постоянно и постепенно расширяясь, эта любовь к близкому, родному переходит в любовь к государству, его истории с его прошлым и настоящим, а затем и ко всему человечеству». Эти слова академика Д.С. Лихачева как нельзя лучше передают смысл работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в музыкальной деятельности.

Подборка произведений для слушания и исполнения

по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Младшая группа.

Народная музыка:

- русские, марийские, башкирские, татарские народные колыбельные («Котя,котенька, коток», «Баю-баю» и т.д.);

- плясовые («Пойду ль я, выйду ль я…», «По улице мостовой», «Заинька,выходи!», «Перовский», «Апипа», «Калтаса» и др.);

- потешки («Солнышко-ведрышко», «Ладушки» и др.).

Русская музыкальная классика: «Игра в лошадки» П. Чайковского, «Дождик и радуга» С. Прокофьева, «Плакса», «Злюка», «Резвушка» Д. Кабалевского.

Музыка о природе: «Грустный дождик» Д. Кабалевского, «Подснежники» М. Калинникова, «Елочка» М Красева, «Воробей» А. Руббаха и другие.

Музыка по теме «Защитники Отечества»: «Песня о папе» В. Шаинского, «Это папочка мой» Е Александровой, «Бравые солдаты» А. Филиппенко, «Солдатский марш» Р. Шумана.

Средняя группа

Народная музыка: «Ах, ты береза» рус. нар. песня, «Как у наших у ворот» рус. нар. песня, «Вербочка – золотая веточка», «Веснянка» и др.

Русская музыкальная классика: «Мама» П Чайковского, «Материнские ласки» А. Гречанинова.

Музыка о природе: «Мотылек» А. Майкапара, «Бабочка» Э. Грига, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, «Жаворонок» М. Глинки.

Музыка по теме «Защитники Отечества»: «Будем в армии служить» Ю. Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю. Протасова, «Смелый наездник», «Солдатский марш» Р Шумана, «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, «Вечный огонь» А Филлипенко.

Старшая группа

Народная музыка и музыка о России: «Со вьюном я хожу», «А я по лугу», «Земелюшка-чернозем» рус. нар. песни в обр. В. Агафонникова, «Звезда России (Хохлома)» Ю. Тарана, «Девочка Россия» Э. Путиловой, «Моя Россия» Г. Струве.

Русская музыкальная классика: «Утро», «Вечер» из сборника «Детская музыка» С. Прокофьева, «Сладкая греза», «Мама», «Баба Яга» П. Чайковского, «Зима» П. Чайковского, «Парень с гармошкой» Г. Свиридова.

Музыка о природе: «Осенняя песнь» П. Чайковского, «Пляска птиц» Н. Римского-Корсакова, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Времена года» А. Вивальди, фрагменты.

Музыка по теме «Защитники Отечества»: «Будем в армии служить» Ю Чичкова, «Идет солдат по городу», «Песня о папе» В. Шаинского, «День Победы» А. Пахмутовой, «Священная война» В. Лебедева-Кумача, «Катюша» М. Блантера, «Синий платочек» Е. Петербургского, «Вечный огонь» А Филлипенко, др.

Подготовительная группа

Народная музыка и музыка о России: «Прялица» р.н.п. в обр. Т. Ломовой, «А я по лугу», «Полянка», «Посеяли девки лен», «Сударушка», «Как пошли наши подружки», русские, марийские, башкирские, татарские народные мелодии, «Звезда России (Хохлома)» Ю. Тарана, «Девочка Россия» Э. Путиловой, «Моя Россия» Г. Струве, Гимн России А. Александрова, «Ромашковая Русь», «Незабудковая Гжель», «Свирель да рожок», «Палех», «Наша Хохлома» Ю. Чичкова (сборник «Ромашковая Русь»).

Русская музыкальная классика: «Камаринская» П. Чайковского, «Море», «Белка» (из оперы «Сказка о царе Салтане») Н. Римского-Корсакова, «Тройка» Г. Свиридова, «Песня жаворонка» П. Чайковского, «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского.

Музыка о природе: «Весна и Осень» Г. Свиридова, «Осень», «Лето», «Зима», «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди, «Зима пришла» Г. Свиридова.

Музыка по теме «Защитники Отечества»: «Брат-солдат» М. Парцхладзе, «Бравые солдаты» А. Филиппенко, «Будем в армии служить» Ю. Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю. Протасова, «День Победы» А. Пахмутовой, «Священная война» В. Лебедева-Кумача, «Катюша» М. Блантера, «Синий платочек» Е. Петербургского, «Вечный огонь» А. Филлипенко, «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Рисуют мальчики войну» А. Богословского.



Предварительный просмотр:

башкирские, татарские народные мелодии, «Звезда России (Хохлома)» Ю. Тарана, «Девочка Россия» Э. Путиловой, «Моя Россия» Г. Струве, Гимн России А. Александрова, «Ромашковая Русь», «Незабудковая Гжель», «Свирель да рожок», «Палех», «Наша Хохлома» Ю. Чичкова (сборник «Ромашковая Русь»).

    Русская музыкальная классика: «Камаринская» П. Чайковского, «Море», «Белка» (из оперы «Сказка о царе Салтане») Н. Римского-Корсакова, «Тройка» Г. Свиридова, «Песня жаворонка» П. Чайковского, «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского.

    Музыка о природе: «Весна и Осень» Г. Свиридова, «Осень», «Лето», «Зима», «Весна» из цикла «Времена года» А.Вивальди, «Зима пришла» Г.Свиридова, «Праздник весны» А.Кубагушева.

    Музыка по теме «Защитники Отечества»: «Брат-солдат» М.Парцхладзе, «Бравые солдаты» А.Филиппенко, «Будем в армии служить» Ю. Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю.Протасова, «День Победы» А.Пахмутовой, «Священная война» В.Лебедева-Кумача, «Катюша» М.Блантера, «Синий платочек» Е.Петербургского, «Вечный огонь» А.Филлипенко, «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Рисуют мальчики войну» А. Богословского, «Вечный огонь» А. Габдрахманова.

    Решение задач по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников – процесс длительный и сложный. Положительного результата мы достигнем только в совместной, систематической работе всех педагогов детского сада и родителей.

C:\Users\1\Desktop\img2.jpg

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1 «Солнышко» с. Мишкино муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан

Подборка музыкальных произведений по нравственно-патриотическому развитию для слушания в группе

C:\Users\User\Desktop\6ceab6664797aee50f3299906ec4aff6-800x.jpg

Составила:

Сергеева О.Е,

музыкальный руководитель

2020

        Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

       Предлагаем Вашему вниманию примерный музыкальный репертуар по нравственно-патриотическому воспитанию для слушания и исполнения с детьми дошкольного возраста.

Младшая группа.

    Народная музыка:

- русские, марийские, башкирские, татарские народные колыбельные («Котя,котенька, коток», «Баю-баю» и т.д.);

- плясовые («Пойду ль я, выйду ль я…», «По улице мостовой», «Заинька,выходи!», «Перовский», «Апипа», «Калтаса» и др.);

- потешки («Солнышко-ведрышко», «Ладушки» и др.).

    Русская музыкальная классика: «Игра в лошадки» П. Чайковского, «Дождик и радуга» С. Прокофьева, «Плакса», «Злюка», «Резвушка» Д. Кабалевского.

    Музыка о природе: «Подснежники» М. Калинникова, «Грустный дождик» Д. Кабалевского, «Елочка» М Красева, «Воробей» А. Руббаха, «Птички» Х. Заимова и другие.

    Музыка по теме «Защитники Отечества»: «Песня о папе» В. Шаинского, «Это папочка мой» Е Александровой, «Бравые солдаты» А.

Филиппенко, «Солдатский марш» Р. Шумана, «Мой дедушка» Р. Касимова.

Средняя группа

    Народная музыка: «Ах, ты береза» рус. нар. песня, «Как у наших у ворот» рус. нар. песня, «Вербочка – золотая веточка», «Веснянка», русские, марийские, башкирские, татарские народные мелодии и др.

    Русская музыкальная классика: «Мама» П Чайковского, «Материнские ласки» А. Гречанинова.

    Музыка о природе: «Мотылек» А. Майкапара, «Бабочка» Э. Грига, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, «Жаворонок» М. Глинки, «Теплый дождик» Р. Газизова.

    Музыка по теме «Защитники Отечества»: «Будем в армии служить» Ю. Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю. Протасова, «Смелый наездник», «Солдатский марш» Р Шумана, «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, «Вечный огонь» А Филлипенко, «На посту стоит мой брат» К. Рахимова.

Старшая группа

    Народная музыка и музыка о России: 

«Со вьюном я хожу», «А я по лугу»,

 «Земелюшка-чернозем» рус. нар. песни в обр. В. Агафонникова, «Подарю стране цветы» Р. Сальманова, «Звезда России (Хохлома)» Ю. Тарана, «Девочка Россия» Э. Путиловой, «Моя Россия» Г. Струве.

    Русская музыкальная классика: «Утро», «Вечер» из сборника «Детская музыка» С. Прокофьева, «Сладкая греза», «Мама», «Баба Яга» П. Чайковского, «Зима» П. Чайковского, «Парень с гармошкой» Г. Свиридова.

    Музыка о природе: «Осенняя песнь» П. Чайковского, «Пляска птиц» Н. Римского-Корсакова, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Зимняя дорога», Ш. Кульбарисова, «Времена года» А. Вивальди, фрагменты.

    Музыка по теме «Защитники Отечества»: «Будем в армии служить» Ю Чичкова, «Идет солдат по городу», «Песня о папе» В. Шаинского, «День Победы» А. Пахмутовой, «Священная война» В. Лебедева-Кумача, «Катюша» М. Блантера, «Синий платочек» Е. Петербургского, «Вечный огонь» А Филлипенко, «Нам нужен мир» С. Низамутдинова, др.

Подготовительная группа

    Народная музыка и музыка о России: «Прялица» р.н.п. в обр. Т. Ломовой, «А я по лугу», «Полянка», «Посеяли девки лен», «Сударушка», «Как пошли наши подружки», русские, марийские,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на методическом объединении "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

В этом сообщении раскрыта актуальность выбранной темы по самообразованию, направления работы не только музыкального руководителя, но и всего педагогического коллектива в целом....

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание  необходимо начинать в дошкольном детстве. Активная работа педагогов в детском саду способствует воспитанию истинных патриотов Родины....

Статья на тему "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовыйпериод всех высоких человеческих начал. Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников огромна. Это яркие ...

Консультация для педагогов "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. И эта тема является приоритетной для всех педагогов ДОУ....

Консультация для педагогов «Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников»

Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложн...