Индивидуальный план самообразования тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»
учебно-методический материал (старшая группа)

Зигангирова Елена Ханифовна

Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Формировать правильное отношение к природе надо начинать   задолго до того, как человек  становится  взрослым. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура ныне живущих людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором оно пребывает сейчас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovaniya_zigangirova_na_2021-22.docx41.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Садко» г. Альметьевска

Утверждаю

Заведующий МБДОУ «д/с №9 «Садко»

Комарова Н.А.

Индивидуальный план самообразования

тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»

2021 – 2022 уч.год.

Составила воспитатель: Зигангирова. Е.Х.

воспитатель

Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад общеобразовательного вида №9 «Садко»

г. Альметьевск, РТ

Актуальность

Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Формировать правильное отношение к природе надо начинать   задолго до того, как человек  становится  взрослым. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура ныне живущих людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором оно пребывает сейчас.

    Экологическое воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.

   В детском возрасте у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возникло и закрепилось чувство сострадания к живой природе, интерес к окружающему миру растений и животных, воспитателям необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников.    Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

Цель: формирование у детей познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью путем создания основ экологической культуры; привлечение родителей в воспитание экологической культуры у детей. 

Задачи:

  • Уточнить и систематизировать знания детей о царстве растений и животных.
  • Развивать знания о неразрывной связи человека с природой, воспитывать экологическое сознание, желание оказывать посильную помощь природе.
  • Формировать ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей природной среде.
  • Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
  • Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и самого ребенка.
  • Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
  • Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

Формы работы: беседы, тематические занятия, дидактические игры, наблюдения, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, изо-деятельность.

План работы на 2021 – 2022 год

Раздел

Сроки реализации

Практические выходы

Содержание работы

Изучение методической литературы

Сентябрь -май 2021-2022г.

1.С. Н. Николаева «Методика

экологического воспитания в детском саду». 2002г.

 2.А.И. Иванова «Экологические

наблюдения и эксперименты в

детском саду. Мир растений». 2004г.

З.Ф. Аксенова «Войди в природу

другом. Экологическое воспитание дошкольников» 2008г.

Ю. А. Акимова «Знакомим

дошкольников с окружающим

миром».2007г.

4.А. И. Иванова «Живая экология»

2007г.

5.А.С. Ворох «Эксперименты со

звуком, светом и водой» 2017г.

Масленникова О. М., Филиппенко А.

7.«Экологические проекты в детском саду» 2017

Анализ изученной литературы, повышение педагогической компетентности .

Работа с детьми

Сентябрь

2021г.

Подбор  материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»

Постановка целей и задач по данной теме. Мониторинг

 Изученной литературы, подготовка к мониторингу.

Октябрь 2021г.

Дать представления о природных сообществах: лес, луг, поле, водоем. Развивать познавательную активность в процессе познания окружающего мира. Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей.

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. Лепка грибов.

 Д/и «Кто, где живет?», «Воздух, земля, вода».

Провести опыт: «Чем пахнет вода».

ОД «Путешествие в страну Осень»

Выставка «Осенняя галерея»

ОД «Тайны грибного царства»

 

Ноябрь 2021г.

Сформировать представление о зависимости здоровья человека от состояния зеленых насаждений на Земле. Рисование осенних деревьев. Показать детям, что деревья всасывают воду через корни. Наблюдение за синичками на участке.

Изготовление синичников совместно с родителями.

Беседа «Деревья – наше богатство». Чтение сказки А. Лопатиной «Как деревья к зиме готовились».

ОД «Золотая осень».

Д/и: «Найди дерево по описанию»

Опыт: Всасывание.

Проведение праздника «Синичкин день»

Декабрь 2021г.

Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах.

Наблюдение за зимующими птицами на участке. Рассматривание следов на снегу, кормление птиц.

лепка "Птицы на кормушке". совместное изготовление птиц родителей и детей дома, украшение птицами группы. Изготовление кормушек совместно с родителями. В ходе опыта выяснить, все ли перышки способны летать.

Беседа «Зимующие и перелетные птицы» Чтение художественной литературы

Г. Серебрецкий «Берегите птиц»

Д/игра «Голоса птиц»

ОД «День птиц»

Опыт «Полет перышек»

Январь 2022г.

Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы. Расширить и уточнить представления детей об образе жизни лесных зверей в зимнее время; о способах добывания пищи; защиты от холода; от врагов. Рассматривание иллюстраций "Животные в лесу"

Рисование медведя  по образцу.

в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега.

  • Беседа «Пришла красавица зима».
  • Д/игра:  «Животные в лесу». 
  • С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…»
  • ОД: «Как звери зимой в лесу живут»
  •  Опыты со льдом и снегом.

Февраль 2022г.

«Растения в нашем уголке природы» Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Исследовательско – поисковая деятельность. «Определить состояние почвы».  Дети сами определяют состояние почвы (сухая, мокрая, рыхлая) и, Что необходимо сделать: полить, порыхлить, поставить на свет. Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.

Беседа о комнатных растениях.

Опыт «Листья и стебли растений пропускают воду». Е. Серов «Фиалка».

ОД «Мой любимый цветок». 

Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин». Начало реализации проекта «Огород на подоконнике»

Март 2022г.

Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели. Рассматривание картин И. Левитана «Март» .Расширить представления детей о жизнедеятельности зимующих и перелётных птиц в весенний период. Показать, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды. Создать условия для развития у детей биологических представлений.

Беседа «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи» И. Токмакова «Весна»

ОД «Птицы весной»

Опыт «Можно ли пить талую воду». 

Д/игра «Чей хвост». 

Эксперимент: «Проращивание семян овощных культур»

Наблюдение: «Выращиваем лук»

 

апрель 2022г.

Формировать знания детей о правилах поведения в природе. Учить применять полученные знания на практике. Рисование одуванчика. Ознакомление с природой и природными явлениями на примере выращивания садовых растений. Наблюдение за растениями на участке.

Завершение проекта «Огород на подоконнике» и начало проекта «Цветущий участок» Беседа: «В природе все взаимосвязано».

ОД «Путешествие семечка».  Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение строения одуванчика»

Д/игра «Садовник»

Май 2022г.

Высадка рассады цветов на участок детского сада. Формировать представления о том, что планета Земля - большом общий дом. Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики

Акция «Красивый детский сад»

ОД «22 апреля – День Земли».

Беседы с использованием компьютерной презентации: «Поможем природе»

Опыт: «Сравнение свойств песка, глины и камня.

Д/игра «Узнай по звуку».

Работа с родителями

Сентябрь

2021г.

Выставка «Осенняя галерея»

Конспект. Вывешивание синичников совместно с родителями на участке детского сада.

 Анкетирование родителей по экологии. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя галерея» Памятка для родителей: «Синичкин день» и изготовление синичников.

Консультация «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры».

Декабрь

2021г.

 Изготовление кормушек для зимующих птиц.

Конспект

Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушным». Консультация для родителей: «Мир и природа глазами детей» «Мастерская кормушек».

Март

2022г.

 Выставка рисунков.

Конспект

Акция «Берегите природу» (рисование рисунков в защиту природы). Консультация: «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка». Памятка: «Мы против мусора».

Апрель

2022г.

Конспект

Фотоотчёт о проведение субботника.

Проведения субботника совместно с родителями  «Сделаем наш участок чище». Памятка «День Земли». Консультация «Чистая планета Земля»

Предметно – развивающая среда

Пополнение центра экологии дидактическими играми, создание кормушки из палочек для мороженного, лэпбук по экологии. Папка-передвижка «Времена года». Пополнение центра природы природным материалом, пополнение центра экспериментирования.

Пополнение электронной и методической копилки педагога.

Самореализация

Воспитательно-образовательный процесс с детьми в ДОУ, мастер – класс «Кормушка». Подготовка акции «Чистый город» и публикация акции в СМИ. Проведение праздника «Синичкин день». Участие в конкурсах. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу». Экологическая акция «День Земли». Проект «Цветущий участок»

Образовательная деятельность, открытые просмотры, методические объединения, обмен опытом.

Работа с педагогами

Сентябрь

2021г.

Консультация для педагогов «Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»

Конспект.

Октябрь

2021г.

Мастер – класс для педагогов «Кормушка» из палочек для мороженного.

Конспект.

Ноябрь

2021г.

Консультация для педагогов «Возрастные особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Конспект.

Декабрь

2021г.

Викторина для воспитателей по экологии.

 Конспект.

Январь 2022г.

Консультация «Детское экспериментирование на прогулке и его влияние на развитие познавательной активности»

Конспект.

Февраль

2022г.

Конкурс дидактических игр по экологии. Консультация «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»

Конспект.

Март

2022г.

Экологическая акция «Сдай батарейку – спаси ёжика!»

Сбор батареек.

Апрель

2022г.

Акция «День Земли»

Выставка рисунков.

Май

2022г.

Акция «Красивый детский сад»

Консультация «Природа и её поэтический образ в воспитании нравственно – эстетических чувств».

Высадка рассады цветов на территории детского сада.

Конспект.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой....

Консультация для воспитателей "Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой"

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, по...

Индивидуальный план самообразования тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» 2021 – 2022 уч.год.

Индивидуальный план самообразования тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»2021 – 2022 уч.год....

Индивидуальный план самообразования тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»

Актуальность Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха...

Выступление на педсовете на тему : "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4 «ЕЛОЧКА»ГОРОДА ДЮРТЮЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ  РАЙОН Р...