Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Габитова Зельфире Ринатовна

В данном файле представлен консультация к презентации по теме "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников

Знакомство ребёнка с миром природы начинается задолго до того, как он начнёт говорить и начнёт ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию. В дошкольном возрасте у ребёнка бурно развивается воображение, которое, ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что одно из самых приятных, полезных и доступных удовольствий для ребёнка — это когда ему читают вслух интересные книги.

Цель экологического воспитания – это формирование правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и к людям, как важным частям природы с помощью чтения художественной литературы.

Задачи экологического воспитания и образования детей:

  • Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;
  • Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
  • Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы;
  • Воспитание самостоятельности через общение с природой;
  • Воспитание эстетических чувств;
  • Воспитание любви к природе, родине;
  • Развитие воображения, мышления, внимания, речи.

Для решения задач экологического воспитания большая роль отводится чтению природоведческой литературы.  Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе.  Также благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас.

В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому.  

Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю.
Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. В процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т.е. понимания связей и отношений, существующих в природе, и необходимости охранять ее.

Хорошая книга - лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребёнку. Наша с вами задача приобщать детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями.

При отборе художественной литературы следует руководствоваться следующими принципами:

  • Доступность произведений детскому пониманию
  • Реалистичность. Важны стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и др.
  • Привлекательность для детей
  • Чтение художественных произведений можно сочетать с беседой, играми, решением экологических задач

Художественное слово усиливает впечатление от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине.

Неправильные поступки детей в природе часто связаны с отсутствием достаточного количества знаний. Чем же мы можем помочь детям?

Можно побудить родителей создать дома библиотечку книг о природе. Для рассматривания можно использовать книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, а также картины разных художников, посвящённые природе.

В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающей его природе, единства с нею, осознание необходимости оберегать её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»

Консультация для родителей по подбору художественной литературы для грамотного экологического воспитания....

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников

Только при работе в тандеме с родителями можно воспитать гуманного человека, способного к состраданию и соучастию. Экологические сказки и рассказы помогут в осуществлении это важной задачи....

Статья «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»

Статья «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ

Давайте посмотрим с точки зрения отношения  ребенка к природным объектам, что получается, если      ребенок может разгонять птиц и ему  это доставляет удовольствие.В...

Консультация " Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье."

Рассказать родителям какую роль играет художественная литература в экологическом воспитании детей....

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников

В статье отмеченно огромное значение художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников...