Воспитательский час «Мимика и жесты»
план-конспект занятия

Чуркина Галина Владимировна

Воспитательский час «Мимика и жесты»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelskiy_chas_mimika_i_zhesty.docx411.73 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательский час «Мимика и жесты»

Цель. Дать понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни.

Задачи:

  1. Показать с помощью различных ситуаций, что невербальные средства общения позволяют точнее передать содержание высказывания.
  2. Развивать коммуникативные навыки.
  3. Способствовать формированию положительного психологического климата в группе.

Оборудование: плакаты с изображением различных жестов и мимики,

карточки с ситуативными заданиями.                           

  1. Занятие начинается с маленькой сценки.

Девочка достаёт из шкафа платье, примеряет его перед зеркалом, кладёт на стол, включает утюг, гладит, нечаянно обжигает палец, бросает утюг на платье, трясёт пальцем, платье тлеет. Девочка хватает утюг, ставит его, берёт платье, плача, уходит.

- Ребята, что вы поняли из этой сценки? А как вы об этом догадались, ведь девочка не произнесла ни слова? Оказывается, многое можно передать, не произнося ни слова, используя только мимику и жесты.

2.Воспитатель сообщает тему занятия, его цели, проводит словарную работу.

- Какое слово в названии темы непонятно? (Даётся представление о невербальных средствах общения).

- А что такое жесты и мимика? Откройте толковые словари и найдите значение этих слов.

Мимика – движение мышц лица, выражающие душевное внутреннее состояние.

Жесты – движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь.

Итак, жесты и мимика тесно связаны со словом, но они и предупреждают слово. Жесты и мимика могут заменить целую фразу. Они выражают движения нашей души, как говорил Цицерон.

3. Сообщения «Из истории жестов и мимики».

  • Многие жесты имеют свою историю и связаны с национальными особенностями. Вам, без сомнения, знаком жест: палец, поднятый вверх или опущенный вниз как знак одобрения или неодобрения, подводил итог поединка гладиаторов: таким образом, император показывал, оставляет он жизнь гладиаторам или нет.
  • Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.
  • При встрече тибетцы снимают свой головной убор правой рукой, левую прикладывают за ухо да ещё и высовывают язык. Это означает: «Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен». Но вряд ли стоит пользоваться этим жестом, если вы не в Тибете.
  • А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг другу по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.

Одни и те же жесты могут иметь разное значение у разных народов. Кивок головы - у русских – ДА, у болгар – НЕТ. Помашем рукой - у русских жест прощания, у латиноамериканцев приглашение в гости и др.

Рассказывать об истории жестов можно очень долго и интересно. Если кто-то заинтересуется, то можно найти нужный материал в библиотеке.

  -  А где ещё мы встречаемся с языком жестов и мимики? (В спорте, строительстве, морском деле; существует азбука глухонемых; а в школе, на уроках – подсказки.)

  Попробуйте вспомнить примеры, как  использованы невербальные средства общения в художественной литературе.

4. Решение ситуативных задач.

С помощью жестов и мимики изобразите действия и состояния участников этих ситуаций. (Работа ведётся  в парах или по группам).

1). «На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (Жест-показ: показать всей рукой, а не пальцем).

2). Идя в школу (во 2-ю смену), вы видите своих друзей, которые идут накаток. Они тоже вас увидели и приглашают пойти с ними. Какие жесты и какую мимику используют ваши друзья, а какую – вы, чтобы отказаться? (Жест-приглашение и жест-отказ).

3). «На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты использует учитель и ученик? (Жест-указание, жест-воспоминание).

4). Вы решаете задачу на уроке, усиленно думаете. Какие жесты вы при этом используете?

5). Вы пришли домой в отличном настроении и молча сообщаете папе или маме, что получили «пять». С помощью какого жеста?

6). За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? (Жест-отказ.) А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?

7). «В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует? (Жест-указание на место.)

8). «На рыбалке». Рыба только начала клевать, и этот момент подходит друг. Как вы предупредите товарища, чтобы он не шумел?

Вывод: значит, в некоторых случаях мы можем обойтись без слов, используя невербальные средства общения. Будем считать, что сейчас вы попробовали себя в роли артистов театра пантомимы – есть в Москве такой театр, и там вы не услышите во время представления ни одного слова. Однако зрители с удовольствием посещают его.

5. Работа с иллюстративным материалом. ( привлечение ребят)

- Мир мимики и жестов очень богат. Посмотрите на эти рисунки и скажите, что эти жесты обозначают?

Высунуть язык – жест-дразнилка.

Стукнуть по лбу – жест-воспоминание.

Грозить кулаком – жест-угроза.

Поднять брови – жест-удивление.

Обхватить голову руками – жест-испуг.

Ещё одно задание: перед вами ряд лиц с очень разной мимикой. Определите, какие чувства, какое настроение выражает каждый рисунок. А теперь найдите изображение, которое соответствует вашему настроению в данный момент.

6. Решение коммуникативно-ситуативных задач.

- А сейчас мы с вами поговорим… А о чём? Вам подскажет стихотворение:

                                       Муравей сороконожке повстречался на дорожке.

                                       - С добрым утром! Как дела? –

                                       сорок лапок подала.

                                       И пока он лапки жал,

                                       Тут и вечер набежал.

                                                        Э.Гольдман.

Итак, речь пойдёт о жестах приветствия и прощания. Оказывается, существует даже этикет жеста. Русский писатель А.И.Куприн говорил, что по рукопожатию можно не только узнать отношение человека к тебе, но и всё о его характере. Например, подать два пальца – это высокомерное приветствие, поднять руку «лодочкой» - человек смущён, долго жать руку – дружеский или фамильярный интерес к тебе и т. д. но запомните, чем человек вежливее и воспитаннее, тем более сдержан у него жест.

Сейчас мы инсценируем несколько ситуаций встреч и прощания. Задание: я описываю ситуацию, вы разыгрываете её, используя нужные жесты и мимику.

1-я ситуация. Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга?

2-я ситуация. Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?

3-я ситуация. Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?

7. А как вы думаете, какова роль улыбки в отношениях между людьми?

хочу напомнить вам прекрасные слова В.Солоухина: «А ведь у людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, -

всё нужно себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже и не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет».

Чтобы этого с нами не случилось, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

 8. Подведение итогов .

- Наша мимика, наши жесты и речь, поведение и общение не всегда таковы, как нам хотелось бы. Над многим надо ещё работать. И если наше сегодняшнее занятие вас чему-то научило, я очень рада.

9. Рефлексия. Ребята, давайте заселим наше здание смайликами. Если занятие прошло для вас с пользой и  мы достигли целей нашего занятия  - поселите веселого смайлика, а если  вам не понравился, то грустного. (На плакат с изображением многоэтажного здания в окна дети прикрепляют вырезанных из бумаги смайликов.)

Картинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайлики

Картинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайликиКартинки по запросу смайлики

Похожее изображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мимика и жесты

В последнее время родители с тревогой отмечают, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.     Общение – это процесс, который...

Мимика и жесты

Занятие в театральном куружке "Миммика и жесты"...

Консультация для родителей "Легко ли быть актером или нучить ребенка понимать язык мимики и жестов"

Для того чтобы эффективно общаться, нужно одинаково искусно владеть языком вербального и невербального общения. ...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Мимика и жесты"

Программное содержание: познакомить детей с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие  и т.д. ), с тем, как по внешнему виду отличить,  например, испуг...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну мимики и жестов»

Цель: Формирование невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста  в процессе взаимодействия с взрослыми и способствовать развитию и сплочению детско-родительских отношений....

Тренинговое занятие с педагогами «Выразительность мимики и жестов»

Формирование у педагогов потребности в использовании выразительной мимики и речи, артистизма в педагогической деятельности....