Моделирование в экологическом развитии дошкольников (мнемотехника)
презентация

Епишенкова Надежда Викторовна

Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности,  в том числе:

•позитивное отношение к природе, окружающему миру;
•ребенок начинает выделять себя из окружающей среды;
•развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему;
•формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

 

Благодаря этому возможны формирование у ребенка экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой и  активность в решении некоторых экологических проблем.

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 

 Мнемотехника  призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБДОУ детский сад №89 « Бригантина » г. Санкт Петербург Моделирование в экологическом воспитании дошкольников Воспитатель: Епишенкова Надежда Викторовна

Слайд 2

Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека . В этот период закладываются основы личности, в том числе : позитивное отношение к природе, окружающему миру; ребенок начинает выделять себя из окружающей среды; развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему; формируются основы нравственно-экологических позиций личности . Благодаря этому возможны формирование у ребенка экологических знаний , норм и правил взаимодействия с природой и активность в решении некоторых экологических проблем .

Слайд 3

Одним из инструментом в экологическом воспитании является моделирование. М одуль – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс с создания модели называется моделирующей деятельностью.

Слайд 4

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом .

Слайд 5

Мы часто сталкиваемся с такой проблемой, что дети не могут быстро запомнить текст, путаются в строчках, переставляют слова местами, не могут начать описание природных явлений и т. д. Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

Слайд 6

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

Слайд 7

АКТУАЛЬНОСТЬ 1 . Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. 2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление. 3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.

Слайд 8

Заниматься с детьми мнемотехникой можно начинать с младшей группы, когда у детей уже накоплен основной словарный запас. Обучение строится от простого к сложному. Работу мы начинаем с простейших мнемоквадратов , затем переходим к мнемодорожкам , а позже к мнемотаблицам .

Слайд 10

Мнемоквадрат – отдельная карточка со схематично изображенным на ней предметом, действием или явлением, в котором зашифровано одно слово.

Слайд 12

Как работать с мнемодорожкой : 1. В самом начале рассмотрите все квадратики мнемодорожки . 2.Выразительно прочитайте текст. 3.Повторите прочтение текста, при этом указываете на картинку в мнемодорожке . 4.Соедините все изображения в единое целое. 5. Читаем еще раз для закрепления материала. 6. Просим повторить то, что запомнил ребенок, глядя на мнемодорожку .

Слайд 16

Как работать с мнемодорожкой : 1. В самом начале рассмотрите все квадратики мнемодорожки . 2.Выразительно прочитайте текст. 3.Повторите прочтение текста, при этом указываете на картинку в мнемодорожке . 4.Соедините все изображения в единое целое. 5. Читаем еще раз для закрепления материала. 6. Просим повторить то, что запомнил ребенок, глядя на мнемодорожку .

Слайд 17

Этапы создания мнемотаблици самостоятельно . 1.Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты. 2. Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты. 3.В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата. 4.Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.

Слайд 18

Для детей младшего и среднего возраста используем цветные мнемотаблицы , так как у них в памяти остаются отдельные образы (желтый цыпленок, зеленая елочка) . На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

Слайд 19

Позже изображение персонажей усложняем – зарисовываем в графическом виде (волк – серый треугольник, солнышко зимой – желтый полукруг, осень – буква «о» желтого цвета). Для детей старшего дошкольного возраста схемы по возможности рисуем в одном цвете, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символических изображений . Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста детей .

Слайд 20

М немотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений (особенно про природу) .

Слайд 21

«ЁЛОЧКА» Н. Нищева Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки.

Слайд 23

мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Разработаны мнемотаблицы для описания времен года, рассказов о животных и птицах, овощах и фруктах, мнемотаблицы для описания природных объектов (солнце, вода) . Такие таблицы, как «Путешествие капельки» (круговорот воды в природе, «Превращения лягушонка» , «Правила поведения в лесу (на водоеме) ». Используем мнемотаблицы - загадки на экологическую тематику . Мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Разработаны мнемотаблицы для описания времен года, рассказов о животных и птицах, овощах и фруктах, мнемотаблицы для описания природных объектов (солнце, вода) . Такие таблицы, как «Путешествие капельки» (круговорот воды в природе, «Превращения лягушонка» , «Правила поведения в лесу (на водоеме) ». Используем мнемотаблицы - загадки на экологическую тематику .

Слайд 24

Составление описательных рассказов

Слайд 28

Также можно использовать алгоритмы процессов опытно-исследовательской деятельности, ухода за комнатными растениями, посадки семян . Хотелось бы отметить, что детям очень нравится работать с мнемотаблицами . Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.

Слайд 29

«Свалка и дождь» 1. Берем контейнер, насыпаем песок, кладем губки. Один край контейнера стоит на подставке. 2. В пипетку набираем чернила и капаем на губки. 3. Поливаем губки из лейки водой. 4. Берем шприц, откачиваем воду из песка. Вода – грязная.

Слайд 30

Таким образом , использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников является средством развития познавательной активности, способствует формированию у детей целостной картины мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников

моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...

Моделирование в экологическом воспитании дошкольников

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность педагога и дошкольника, направленная на построение моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схемат...

Моделирование в экологическом воспитании дошкольников.

Моделирование в экологическом воспитании дошкольника.Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека , так же как человека с природой , известна издавна. Но в настоящее...

Использование метода моделирования в экологическом образовании дошкольников

МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ...ТРАДИЦИОННЫЕ:НАГЛЯДНЫЕСЛОВЕСНЫЕПРАКТИЧЕСКИЕРабочие экологические тетрадиРабота в экологической тетради значительно обогащает...

Проектная работа по теме: «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

Описано формирование у детей бережного отношения к живому, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой....