Аннотация и рабочая программа по направлению дополнительного образования детей 6-7 лет «Предшкола нового поколения»
рабочая программа (подготовительная группа)

Виноградова Кристина Николаевна

Данная программа направлена на выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности. Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе комплекта программы «Предшкола нового поколения». Составитель комплекта программ профессор Роза Гельфановна Чуракова, авторы программ О.А.Захарова, Н.А.Чуракова, И.С.Рукавишников, А.К. Сундукова, О.В. Малаховская, О.Н.Федотова, Т.Г.Раджувейт, Л.В.Харазова, Л.Г.Кудрова. В комплект входит 2 парциальные программы: «Кронтик учится читать и писать» и «Кронтик в музее». Комплект парциальных программ «Предшкола нового поколения» разработан на основе комплексной «Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста». В соответствии с основной идеей программы парциальные программы нацеливают педагогов и родителей на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе. Программа, в соответствии с ФГОС ДО, включает пять образовательных областей, представляющих основные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Программа формируется как программа психологопедагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста 6-7 лет и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Для детей 6-7 лет в Программе предусмотрено использование ряда ведущих видов деятельности, среди которых: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная деятельность (рисования, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение), двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Огонек» г. Поронайска»

(МБДОУ № 8 г. Поронайска)

__________________________________________________________________ 694241,Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Гагарина 1-А, ИНН 6507014139 тел. 8(42431)4-26-85 факс:42685 ,e-mail: d.sad.Ogonek_8@mail.ru

АННОТАЦИЯ 

к рабочей программе дополнительного образования детей 6-7 лет по познавательно-речевому развитию предшкола нового поколения «Подготовишка».

Данная программа направлена на выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности. Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе комплекта программы «Предшкола нового поколения». Составитель комплекта программ профессор Роза Гельфановна Чуракова, авторы программ О.А.Захарова, Н.А.Чуракова, И.С.Рукавишников, А.К. Сундукова, О.В. Малаховская, О.Н.Федотова, Т.Г.Раджувейт, Л.В.Харазова, Л.Г.Кудрова. В комплект входит 2 парциальные программы: «Кронтик учится читать и писать» и «Кронтик в музее». Комплект парциальных программ «Предшкола нового поколения» разработан на основе комплексной «Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста». В соответствии с основной идеей программы парциальные программы нацеливают педагогов и родителей на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе. Программа, в соответствии с ФГОС ДО, включает пять образовательных областей, представляющих основные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Программа формируется как программа психологопедагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста 6-7 лет и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Для детей 6-7 лет в Программе предусмотрено использование ряда ведущих видов деятельности, среди которых: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная деятельность (рисования, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение), двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.


ПРИНЯТО                                                                                                               УТВЕРЖДЕНО

Решением педагогического                                                                       Приказом заведующего

совета МБДОУ №8                                                                               МБДОУ №8 г. Поронайска                                                                                                  

Протокол № 1                                                                                                  от 28.09.2020 г. № 74                                                          

« 28 »  августа  2020 г.                                                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по направлению дополнительного образования детей 6-7 лет

развивающего кружка «Подготовишка»

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/18/s_587f36d323db9/img9.jpg

Руководитель:

Воспитатель: Виноградова Кристина Николаевна

(образование по диплому - учитель начальных классов)

г. Поронайск

2020 г.

Пояснительная записка

Образовательная программа для подготовки детей 6-7 лет к школе определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на социально-педагогическую и психологическую адаптацию дошкольников к школе, призвана решать проблему социализации, способствовать развитию коммуникативных навыков, физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности.

Программа содержит три образовательных блока:

1 блок - развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений;

2 блок -  развитие речи и обучение грамоте;

3 блок - ознакомление с окружающим миром.        

Образовательная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Примерной основной образовательной программой дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая, 2015 г. N 2/15);
  • Основной образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 8 «Огонёк»;
  • Уставом МБДОУ № 8 «Огонёк»
  • Комплектом парциальных программ «Предшкола нового поколения» автор программы Р.Г. Чуракова, Москва «Академкнига/Учебник» 2016 год.

Программа обеспечивает разностороннее развитие детей 6-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.

Объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития распределен оптимально. Программа рассчитана на один учебный год.

Сроки освоения программы - с 01.10.20 г. по 31.05.21 г. - 36 недель.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 занятия.

Продолжительность НОД: 30 мин.

Продолжительность перерыва: 10 мин.

Реализовывается на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Огонёк» г. Поронайска педагогом, имеющим образование по специальности «Преподавание в начальных классах».

Цель образовательной программы: успешная социальная, психологическая адаптация детей к условиям школы; обеспечение преемственности дошкольного и начального образования, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, формирование навыков учебной деятельности, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы. Реализация идей развития личностного потенциала ребенка и его психологического становления.

Задачи подготовительного курса:

  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
  • помочь детям вжиться в позицию школьника;
  • содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
  • формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;
  • формировать предпосылки УУД;
  • обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение;
  • развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды непосредственно-образовательной деятельности: занятие-игра; занятие-путешествие; занятие-исследование; занятие-конкурс.

Характеристика результатов формирования предпосылок универсальных учебных действий

Личностные  предпосылки УУД

Регулятивные предпосылки УУД

Познавательные предпосылки УУД

Коммуникативные предпосылки УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить  роль  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством воспитателя.

2. Определять цель выполнения заданий в ходе непосредственной образовательной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством воспитателя.

3. Определять план выполнения заданий в непосредственной образовательной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством воспитателя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

1. Ориентироваться в книге-учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы воспитателя, находить нужную информацию в книге-учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

1. Участвовать в диалоге в непосредственной образовательной деятельности и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы воспитателя, товарищей по группе.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить, культурно обращаться с просьбой

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать в работе парой.

Планируемые результаты:

  • Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками. Усвоение школьных правил.
  • Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
  • Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.
  • Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку к школе.

Содержание программы

Содержание работы по направлению «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений»

Предпосылками формирования элементарных математических представлений следует считать формирование сенсорного опыта детей и освоение ими основных логических операций.

Сенсорный опыт детей:

  • зрительный;
  • координационный в пространстве и во времени;
  • цветовой.

К основным видам логических операций можно отнести классификацию и сериацию.

  • Классификация (распределение - объединение объектов по группам) – анализ (выделение признаков объекта); сравнение (сопоставление ряда объектов по выделенному признаку); обобщение (выделение общего признака у ряда объектов); синтез (объединение объектов в группу по выделенному признаку).
  • Сериация - установление последовательных взаимосвязей (определение различий соседних объектов; установление ряда объектов по убыванию или возрастанию степени проявления признака).

Уровни сложности логических операций:

а) самостоятельно;

б) с помощью сверстников, взрослых:

- классификация: по количеству объектов - 2-4;

- по количеству признаков - от 1 до 3;

- сериация: по количеству объектов - не более 3.

Содержание курса

Программа дочислового периода обучения математике:

1. Формирование представлений о количестве.

Классификация множеств объектов по кол-ву объектов (один, много, ни одного).

2. Виды преобразований основных объектов:

-инвариантные преобразования геометрических форм: сдвиг, вращение, симметрическое отображение, подобие и их композиции;

-преобразование количества: - инвариантные (изменение положения элементов группы в пространстве);

- неинвариантные (объединение групп, изъятие подгруппы).

3. Способы сравнения: на глаз; наложение; перенос; взаимно однозначное соответствие.

4. Способы описания результатов сравнения: равенство; неравенство; установление последовательности.

1.Развитие представлений о количестве: количество как характеристика множества предметов.

2.Классификация множеств предметов по количеству (один, много, ни одного).

3. Сравнение двух множеств предметов по кол-ву различными способами.

4. Распределение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предыдущего.

5. Развитие представлений о форме.

1. Сравнение предметов по форме различными способами.

2. Выделение геометрических форм (пространственные, плоские, линейные).

3. Знакомство с объёмными геометрическими фигурами.

4. Знакомство с плоскими геометрическими фигурами.

5. Знакомство с линейными геометрическими фигурами. Построение геометрических фигур от руки и с помощью линейки.

6. Преобразования геометрических фигур.

7. Сравнение форм геометрических фигур под действием преобразований различными способами.

6. Развитие представлений о непрерывных величинах.

1. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по длине, ширине, высоте различными способами.

2. Сравнение трёх предметов - геометрических фигур по длине, ширине, высоте различными способами.

3. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по площади различными способами.

4. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по объёму различными способами.

5. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по величине различными способами.

Содержание числового периода обучения математике:

Основные объекты: числа, действия над числами.

Представление о числах: количественное описание равноэлементных множеств, способы записи числа, число как результат измерения, число как результат сложения единиц, аддитивный состав числа.

Представление о ряде чисел: упорядоченность числового ряда, положение числа в ряду, порядковые числительные.

Действия над числами (от 1 до 5):

- понятие арифметического действия;

- действие сложение как объединение множеств;

- действие вычитание как изъятие подмножества из множества.

Программа числового периода обучения математике:

Числа от 1 до 5. Классификация множеств по кол-ву элементов. Равноэлементные множества. Число как количественная характеристика равноэлементных множеств. Числа 1, 2, 3, 4, 5 и соответствующие им «эталонные» множества. Способы записи числа: точечная и цифровая.

Действия над числами.

1. Понятие арифметического действия.

2. Действие сложения.

3. Действие вычитания.

4. Получение последующего и предыдущего числа.

Аддитивный состав чисел от 1 до 5:

- разложение числа на сумму единиц;

- произвольное разложение числа;

- способы прибавления чисел 1 и 2 к числам 2, 3;

- способы вычитания чисел 1 и 2 из чисел 2, 3, 4, 5.

Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения.

Формирование познавательных предпосылок УУД:

- классификация-объединение по группам;

- анализ – выделение признака из целого объекта;

- сравнение - выделение признака из ряда предметов;

- обобщение - выделение общего признака из ряда объектов;

- синтез - объединение в группы по признакам;

- сериация – умение видеть и называть соседний объект; умение распределять объекты по убыванию или по возрастанию степени проявления признака.

Формирование сенсорного опыта:

- ориентирование в окружающем пространстве, считая точкой отсчёта себя или другой предмет;

- ориентирование на плоскости листа в клеточку, на странице книги;

- определение временных отношений (день, месяц, год);

- определение цвета;

- умение использовать в речи понятия: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».

Базовые ожидаемые результаты.

Дети должны уметь:

- оценивать кол-во предметов числом и проверять сделанную оценку в пределах десяти;

- вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке от 1 до 10;

- показывать знание способов записи числа (точкой, точками, цифрой);

- раскладывать числа от 2 до 5 на сумму единиц;

- производить арифметические действия сложения и вычитания на множестве чисел, наибольшее из которых 10;

- осуществлять набор и размен монет;

- сравнивать предметы по форме разными способами;

- узнавать и называть объёмные, плоские, линейные геометрические фигуры.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

- работы со словарем (алфавит);

- соблюдения орфоэпических норм;

- создания в устной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

 

Содержание работы по освоению блока «Окружающий мир»

Важнейшая задача образования дошкольника в предметной области – знакомство с окружающим миром, воспитание нравственных основ патриотических чувств, формирование предметных знаний и универсальных учебных действий, обеспечивающих ребёнку возможность обучения в начальной школе.

В «Окружающем мире» заложена содержательная основа для широкой реализации взаимосвязей таких образовательных областей, как развитие связанной речи, художественная литература, основы математических представлений, природоведение, технология, физическая культура, изобразительное искусство, музыка и др.

Взаимосвязь и взаимозависимость содержания образовательных областей при знакомстве детей с окружающим миром создают условия для формирования нравственной основы патриотических чувств.

Содержание курса

Источники получения знаний об окружающем мире.

Органы чувств. Исследование предметов с помощью органов чувств.

Изучение свойств воды и воздуха.

Определение свойств воды. Определение свойств воздуха. Эксперименты, опыты, наблюдения.

ОБЖ

Обучение детей простейшим способам преодоления опасностей и получения помощи. Правила поведения на кухне, в ванной комнате. Правила безопасного поведения при обращении с острыми предметами. Правила безопасного поведения на улице. Правила гигиены. Правила поведения при обнаружении запаха дыма и газа.

Учимся работать с бумагой.

Учимся сгибать, склеивать, сминать, складывать, резать и обрывать бумагу.

Практические работы:

Делаем и оформляем книжку-малышку. Делаем и оформляем вертушку для определения наличия ветра.

Дошкольник  и его семья.

Домашний адрес, телефон, имя ребёнка, имя и отчество родителей. Труд взрослых. Семейный альбом. Традиции семьи. Профессии родителей.

Живая природа Земли.

Растения. Знакомство с разнообразием растительного мира. Различие деревьев. Различие листьев. Знакомство с организацией коллекций живых растений (ботанический сад) и сухих растений(гербарий).

Животные - часть живой природы.

Животные. Дикие и домашние животные. Признаки, отличающие животных. Уход за домашними животными.

Наша Родина - Россия. Родной край как часть великой Родины- России.

Наша Родина – Россия. Москва – столица России. Достопримечательности столицы. Родной край. Родной город. Времена года.

Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения.

Формирование познавательных предпосылок УУД:

- ребёнок способен выполнить инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций, следовать установленному требованию;

- обучен отвечать на вопросы, может обсуждать со взрослыми возникшую проблему или известное ему правило, способен поддержать разговор на интересующую его тему, сформулировать вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений(как? зачем? почему?);

- отвечает на вопросы (о себе, о своей семье и т.д.)

- по указанию взрослого переделывает работу, если допущена ошибка;

- способен выбрать для себя род занятий из предложенных на выбор;

- участвует в совместной деятельности, подчиняя свои интересы общим требованиям и правилам в процессе различных подвижных игр и игровых ситуациях;

- действует по образцу, помня о заданной цели, видит указанную ошибку и исправляет по указанию взрослого, контролирует свою деятельность по результату.

Базовые ожидаемые результаты.

Ребёнок должен знать (уметь назвать, использовать знания в практической деятельности или соблюдать изученные правила):

- своё имя, отчество, фамилию, дату рождения, имя, отчество и фамилию своих родителей;

- название своего города, название своей улицы, номер своего дома и квартиры;

- название своего государства, столицы;

- основные государственные праздники;

- знавать государственную символику России (герб, флаг, гимн);

- называть органы чувств и их функции;

- знать свойства воды и воздуха;

-знать правила поведения на дороге, правила поведения на кухне, в ванной комнате, правила поведения при появлении задымлённости или запаха газа;

- знать правила гигиены;

- приводить примеры некоторых растений;

- приводить примеры домашних и диких животных, знать основные признаки, отличающие диких животных от домашних;

- чувствовать ответственность за домашних животных, если они имеются в доме;

- узнавать время по часам, если минутная стрелка на двенадцати;

- называть времена года.

Содержание работы по освоению блока «Развитие речи и обучение грамоте»

Развитие речи. Обучение дошкольников аудированию, то есть слушанию с пониманием, как самостоятельному виду речевой деятельности позволяет работать над формированием их коммуникативных и интеллектуальных компетенций.

Смысловое восприятие речи на слух является перцептивной мыслительно-мнимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др. И в то же время аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией.

Обучение аудированию в процессе предшкольной подготовки позволяет учить дошкольников:

- внимательно вслушиваться в звучащую речь (удерживать внимание);

- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте (что было сначала, что было потом и что в конце);

- понимать причинно-следственные связи повествования;

- внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам (стремиться узнать их значение);

- развёрнуто отвечать на вопрос.

Формировать у дошкольников умения:

- предвосхищать смысловое содержание высказывания;

- использовать в речи понятия, связанные временными и пространственными ориентирами (сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; над, под, выше, ниже);

- развивать выразительность речи в процессе разучивания стихотворений, средствами театрализованной деятельности, в игровых заданиях и пр.

Формирование умений понимать речь на слух также положительно сказывается на развитии памяти дошкольника, и прежде всего его слуховой памяти, соль важной не только для изучения русского языка, но и любого другого предмета.

Содержание курса:

- определение последовательности событий в тексте;

- составление устного рассказа по рисункам к тексту;

- понимание причинно-следственных связей повествования;

- говорение с опорой на речевые образцы;

- выстраивание сложноподчинённого предложения с опорой на образец речи и при помощи наращивания цепочки событий или героев;

- соблюдение нужной интонации высказывания;

- формирование сенсорных эталонов;

- формирование умения объяснить, аргументировать свой ответ;

- запоминание зрительного образа отдельных букв и коротких слов, нахождение и маркирование их в небольшом тексте.

Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения.

Предпосылки универсальных учебные действия.

Ребёнок должен уметь, знать и научиться:

- удерживать внимание, слушая короткий текст;

-выполнять инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций к тексту;

- отвечать на вопросы;

- обсуждать со взрослым возникшую проблему;

- исправлять свои ошибки;

-коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации и речевые образцы;

- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте;

- восстанавливать цепь событий короткого текста с опорой на сюжетные рисунки, последовательность событий в которых нарушена;

- понимать логику и причинно-следственные связи повествования;

-удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании короткого фрагмента текста;

- делать простой логический перенос при обсуждении деталей текста;

- понимать несложное обобщение с опорой на высказывание героев интриги;

- внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам, стремиться узнать их значение;

- выстраивать сложноподчинённые предложения с  помощью наращивания цепочки событий или героев с опорой на речевой образец;

- выстраивать сложноподчинённые предложения с опорой на речевой образец;

- правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие различные пространственные отношения;

- использовать в речи временные понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;

- узнавать зрительный образ отдельных букв и коротких слов, находить и маркировать их в небольшом тексте;

- различать и воспроизводить звукопись в стихотворном тексте.

Интегративные знания и умения.

Ребенок должен уметь:

- называть (перечислять) героев короткого текста или отрывка из текста;

- коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации и речевые образцы;

- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте (что было сначала, что потом и что в конце);

- восстанавливать цепь событий короткого текста с опорой на сюжетные рисунки, последовательность событий в которых нарушена;

- понимать (и уметь коротко объяснить при ответе на вопрос) логику и причинно-

следственные связи повествования;

- понимать мотивы поступков и чувства героев несложного текста;

- удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании короткого фрагмента текста;

- делать простой логический перенос при обсуждении деталей текста;

- понимать несложное обобщение с опорой на высказывание героев интриги;

- внимательно относиться к незнакомым словам, стремиться узнать их значение;

- выстраивать сложносочиненные предложения с помощью наращивания цепочки событий или героев с опорой на речевой образец;

- выстраивать сложноподчиненные предложения с опорой на речевой образец;

- соблюдать нужную (с точки зрения сюжета текста, характера и настроения героя) интонацию высказывания;

- правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие различные пространственные отношения (на, под, над, ближе, дальше, ниже, выше и пр.);

- использовать в речи временные понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;

- узнавать зрительный образ отдельных букв и коротких слов, находить и маркировать их в небольшом тексте (А, Я, ОН, ОНИ и т. д.);

- различать и воспроизводить звукопись в стихотворном тексте.

Обучение грамоте. Подготовка детей к чтению и письму является многоаспектной проблемой, которая требует совместных усилий ребёнка и взрослого в разных направлениях: развитие фонематического слуха и правильного звукопроизношения, развитие пространственных ориентиров и тонкой (мелкой) моторики кисти руки, развитие грамматического строя речи и словарного запаса. А также практическое освоение звуков русского языка с разными целями:

а) с целью последующего чтения (поскольку процесс чтения связан с декодированием напечатанных, то есть представленных в буквенном  виде, слов в их звуковые эквиваленты);

б) с целью последующего письма (поскольку процесс письма связан с кодированием звукового образа слова в его письменный эквивалент).

Содержание курса

Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей (более крупных – слогов и более мелких – отдельных звуков).

Развитие фонематического слуха:

а) практическое освоение разницы между произнесением звуков разного качества (гласных и согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих) без введения терминов;

б) формирование способности выделения звука в начале, на конце и в середине слова;

в) специально организованная работа по произнесению трудных по артикуляции звуков: свистящих [c], [з], [ц], шипящих [ш], [ж], [ч], [щ], сонорных [р], [л].

Развитие тонкой моторики кисти ведущей руки (обведение по контуру рисунков, а также силуэтов букв и их элементов указательным пальцем и пишущим средством).

Формирование первичного навыка чтения:

а) знакомство с гласными звуками и особенностями их артикуляции;

б) отработка первой слоговой модели: буква М с разными гласными;

в) отработка второй слоговой модели: буква Б с разными гласными ( с синхронным повторением первой модели);

г) чтение обратных закрытых слогов на базе освоения прямых открытых слогов;

д) чтение открытых слогов с использованием всё новых и новых букв согласных (при смысловом мотивировании каждой новой введённой согласной через звукоподражание).

Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения.

Предпосылки универсальных учебных действий.

С помощью системы пособий дошкольник учится:

- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

- понимать структуру детской книги и структуру страницы, логику чтения сверху вниз и слева направо;

- ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить ярко выраженные структурные элементы (иллюстрации, каким-либо образом выделенные фрагменты, строчки разного размера);

- пользоваться книгой и простейшими инструментами (рамками с разными окнами, указателями, фишками, лупой и т. д.);

- правильно держать орудие письма;

- выполнять инструкции взрослого (при работе с книгой, репродукциями, инструментами);

- обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;

- по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно (передвинуть рамочку или указатель и т.д.)

Предметные знания и умения.

Ребёнок будет способен:

- слышать, различать и произносить изучаемые звуки;

- иметь сформированное эталонное представление о конкретных звуках разного качества; улавливать разницу между эталонным образом звука (в исполнении взрослого) и тем конкретным произнесением звука, которое является следствием актуального состояния артикуляционного аппарата ребёнка;

- понять и освоить механизм слияния звуков в открытом слоге;

- сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв; понимать разницу между звуком и его оформлением на письме в виде знака (буквы);

- узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв; - ориентироваться в книге и на странице: находить нужную иллюстрацию, текущий фрагмент текста, выделенную строчку или букву;

- пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога. Буквы или детали картины;

- менять бумажные инструменты (большую и малую рамки, указатели и фишки) по заданию взрослого;

- различать и вычленять в звучащем слове отдельные звуки;

- различать предмет и слово-название предмета;

- членить слово на части (понимать, что слово делится на отдельные слоги);

- различать звуки разного качества.

Развитие речи и обучение грамоте

Способы проверки достижений воспитанников.

Уровень продвижения дошкольников в освоении парциальных программ «Предшкола нового поколения» в группе по оказанию дополнительных образовательных услуг будет определяться в начале и конце учебного года (октябрь, май). По трем критериям выполнения программы: «высокий», «средний», «низкий» уровень предпосылок универсальных учебных действий и предметных знаний и умений, разработанными авторами УМК «Предшкола нового поколения». Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностического задания. По всем парциальным программам, составлены карты индивидуального развития ребёнка в специально организованной образовательной деятельности.

Формы, методы и средства реализации программы, способы поддержки детской инициативы

Формы

организации

Особенности

Индивидуальная

Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми

Групповая

(индивидуально-

коллективная)

Группа делится на подгруппы. Число занимающихся может быть разным – от 3 до 12, в зависимости от возраста и уровня обученности детей. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, уровни развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения

Фронтальная

Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения организованной образовательной деятельности может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения

Способы поддержки детской инициативы.

Для формирования детской инициативы и самостоятельности педагог выстраивает образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:

•учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;

•быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.

С целью поддержания детской инициативы педагоги регулярно создают ситуации, в которых дошкольники учатся:

•при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;

•совершать выбор и обосновывать его (например, детям можно предлагать специальные способы фиксации их выбора);

•предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.);

•планировать собственные действия индивидуально и в малой группе, команде;

•оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде.

В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитатель соблюдает ряд общих требований:

- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;

- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

- тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

-ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;

- «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;

- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

Перспективное комплексно-тематическое планирование

«Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений»

Тема занятия

Формируемые понятия и универсальные учебные действия

1-2

День рождения Кронтика.

Временные отношения (сегодня, т.е. текущий день, теперь).

Выделение предметов по цвету (красный, голубой, жёлтый, синий воздушные шарики).

Множество элементов (много предметов, т.е. больше одного).

Выделение из множества отдельного, одного элемента (один предмет).

Выделение пустого множества (отсутствие элементов, ни одного предмета).

Установление местоположения предмета (с помощью отношений – высоко над землёй; выше чем; внутри неё).

Направление движения (снизу вверх).

Проведение замкнутой линии (использование математического понятия «замкнутая линия» без его определения).

Количественное отношение множеств (сколько-столько: сколько красных шариков, столько и точек).

3-4

Друзья решили подарить Кронтику свои рисунки.

Выделение предметов по цвету (коричневый).

Установление местоположения предмета (с помощью отношений – в коробке, под толом).

Порядковый счёт (первый).

Порядок расположения предметов (следующий, последний, между).

Сравнение предметов по величине без измерения (большая и маленькая коробки).

Количественное отношение множеств (сколько-столько: сколько гостей, столько и стульев, что устанавливается посредством составления пар «гость-стул»).н

5-6

Друзья делают Кронтику подарки.

Выделение предметов по цвету. Самостоятельно определение цвета шарика в подарок Кронтику (шарик может быть любого цвета, кроме красного, жёлтого, голубого, синего).

Порядок расположения предметов (первый, следующий, последний).

Сравнение предметов по величине без измерения (по основанию «одно вмещает другое», пример с матрёшками).

Выделение основания для определения «лишнего» предмета.

7-8

Найдёт ли Кронтик свой мобильный телефон?

Установление местоположения предмета 9с помощью отношений – на (ёлке), под (ёлкой), между (клумбами), на (левой дорожке).

Направление движения (вперёд, направо, налево).

Ориентирование (на плоскости – левая и правая дорожки на рисунке).

9-10

Кронтик приглашает друзей в гости.

Порядок  расположения предметов.

Множество элементов. Выделение из множества пар одной пары (одна пара перчаток; две перчатки, но одна пара перчаток).

Направления движения (слева направо)

Порядковый счёт (второй).

Порядок расположения предметов (следующая страница; чередование предметов).

Цифра как обозначение определённого числа (в конкретном случае: цифра 1 как обозначение числа один, цифра 2 как обозначение числа два).

Правая и левая рука.

11-12

Киссия успокаивает огорчённого Кронтика.

Порядковый счет (третий, четвёртый).

Число как количественная характеристика определённого множества предметов (в конкретном случае: «образ» трёх очков на карточке домино, расположенных в строго заданном порядке; «образ» трёх колёс детского велосипеда, трёх друзей, которые держатся за руки; трёх флажков, заключенных в рамочку).

Цифра как обозначение определённого числа (в конкретном случае: цифра 3 как обозначение числа три).

13-14

Болид и игра в прятки.

Установление местоположения предмета (с помощью отношения «середина»; в конкретном случае: середина круга).

Число как количественная характеристика определённого множества предметов (число четыре как две пары предметов: в конкретном случае – «образ» пары маленьких и пары больших колёс детского четырёхколёсного велосипеда).

Число как количественная характеристика определённого множества предметов (в конкретном случае: число четыре как «образ» четырёх колёс болида).

Число как количественная характеристика определённого множества предметов (в конкретном случае: число пять как «образ» пяти звёздочек).

Действие вычитание без вычисления на основе наблюдений (из двух пар колёс убирается (снимается) одна пара, остаётся ещё одна пара).

Счёт до пяти.

15-16

Никто не может найти Кота.

Порядковый счёт (пятый).

Число как количественная характеристика определённого множества предметов

9в конкретном случае: множество пальцев на одной руке; «образ» множества из пяти пальцев).

17-18

Загадки.

Числа 1,2,3. (Р.т. стр. 4-5)

Порядок расположения предметов (предыдущая и следующая бусинки).

Число как количественная характеристика определённого множества точек («узнавание» числа точек, расположенных в определённом порядке на карточке домино, без пересчитывания).

19-20

Загадки про пуговицы.

Числа 1,2,3. (Р.т. стр. 6-7)

Независимость количества предметов от их расположения на плоскости.

Опосредованное определение количества предметов в одном из множеств на основе сравнения его с равноэлементным множеством (определение числа пуговиц по числу палочек).

21-22

Киссия спешит на помощь.

Числа 1,2,3. (Р.т. стр. 8-9)

Порядковый счёт (пятый).

Сравнение предметов по величине без измерения (шире, но уже; такой же длины; определение длины и ширины предмета без измерения: короткий – длинный, широкий – узкий).

23-24

Миша измеряет длину ленточки Кота длиной своей скакалки.

Числа 1,2,3. (стр. 10-11)

Сравнение предметов по величине (определение длины одного предмета с помощью длины другого, т.е. длина одного из предметов становится мерой измерения другого).

25-26

Спор друзей.

Числа 4,5. (Р.т. стр. 12-13)

Введение мерки (цветные мерки; высота стула как мерка для сравнения высоты рабочего стола и чайного столика).

Измерение одной и той же длины разными мерками (измерение длины водосточной трубы).

Независимость длины (высоты) предмета от выбора мерки. Зависимость результат измерения от выбора мерки.

27-28

Сколько у Миши ног?

Числа 4,5. (Р.т. стр.14-15)

Введение первого математического действия – действия сложения чисел без действия сложения: один и ещё один – это два (содержание базового уровня трудности); одна пара и ещё одна пара – это две пары (содержание повышенной трудности).

Число два как результат действия сложения двух единиц.

29-30

Миш учит Кота действию сложения чисел.

Числа 4,5. (Р.т. стр.16-17)

Алгоритм сложения числа один с число (два, три, четыре) как переход к следующему числу (три, четыре, пять)

31-32

Три никому не нужных хвоста.

Знаки < , > , =. (Р.т. стр.18-19)

Число три как результат действия сложения числа два с числом один. Число три как результат действия сложения трёх единиц (запись действия сложения: 2+1=3, 1+1+1=3).

Предшествование и следование (число четыре как число, следующее за числом три).

33-34

Чаепитие.

Знаки < , > , =. (Р.т. стр.20-21)

Направление движения (от стола).

Цифра или точка как обозначение числа (обозначение числа четыре цифрой 4 или четырьмя точками).

Число четыре как результат действия сложения четырёх единиц (запись действия сложения: 1+1+1+1=4).

Предшествование и следование (число четыре как число, следующее за числом три).

35-36

Зачем же тогда указательный палец?

Знаки < , > , =. (Р.т. стр.22-23)

Название пальцев руки: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

Решение логической задачи.

Установление взаимоотношений между окружающими

(все вместе).

37-38

А сколько когтей на лапе у Кота?

Знаки < , > , =. (Р.т. стр.24-25)

Цифра как обозначение числа (число пять и цифра 5).

Число пять как результат действия сложения пяти единиц (запись действия сложения: 1+1+1+1+1=5).

Предшествование и следование (число пять как число, следующее за числом четыре).

39-40

Кронтик прыгает с кубика на кубик.

Знаки < , > , =. (Р.т. стр.26-27)

Цифра как обозначение числа (число пять и цифра 5).

Счёт чисел (в обратном порядке – от пяти до одного).

Предшествование и следование (число четыре как число, предшествующее числу пять; число три как число, предшествующее числу четыре).

Алгоритм вычитания числа один из числа (пять) как переход к предшествующему числу (четыре).

Иллюстрация счёта чисел в обратном порядке с помощью точек и цифр.

41-42

Единороги.

Числа 6,7,8,9. (Р.т. стр.28-29)

Введение действия сложения числа (один) с числом два как последовательное двукратное прибавление числа один к этому числу (запись действия сложения: 1+2=1+1+1).

43-44

Пешеходная дорожка.

Числа 6,7,8,9. (Р.т. стр.30-31)

Введение действия сложения числа (два) с числом два как последовательное двукратное прибавление числа один к этому числу (запись действия сложения: 2+2=2+1+1).

Иллюстрация математического действия сложения двух чисел: присоединение двух больших колёс к двум маленьким (2+2=4); присоединение трёх маленьких колёс к одному большому (3+1=4).

45-46

Рыбалка.

Знаки + , –. (Р.т. стр.32-33)

Число четыре как результат действия сложения числа три и числа один (трёх удочек и одной удочки); число три как сумма трёх единиц (число трёх пойманных карасей).

Первое представление об условии и требовании и требовании задачи (условие и требование задачи, сформулированные Котом).

47-48

На кого обиделся Кот?

Знаки + , –. (Р.т. стр.34-35)

Введение действия сложения числа (три) с числом два как последовательное двукратное прибавление числа один к этому числу (запись действия сложения: 3+2=2+1+1).

Предшествование и следование (число пять как число, следующее за числом четыре).

Алгоритм сложения чисел (три, четыре) с числом один как переход к следующему числу (четыре, пять).

49-50

Без Кота играть скучно.

Знаки + , –. (Р.т. стр.36-37)

Установление местоположения (летающего мяча с помощью отношений – сверху, через (сетку), выше (сетки), над (сеткой).

Алгоритм действия вычитания из числа единицы как получение предыдущего числа (4-1=3; 5-1=4).

Иллюстрация действия вычитания (уменьшение числа детей на игровой площадке после того, как ушёл один игрок: 5-1=4.

51-52

Игра в классики.

Знаки + , –. (Р.т. стр.38-39)

Направление движения (от первой клеточки к последней).

Счёт чисел (через один от одного до пяти; в обратном порядке – от пяти до одного через один).

Алгоритм вычитания единицы из числа и его запись (5-1=4; 4-1=3).

Иллюстрация действия вычитания (уменьшение предметов на один).

53-54

Новые друзья. Обобщение и повторение.

(Р.т. стр. 40-41)

Порядковый счёт (шестой).

Цифра как обозначение числа (обозначение числа шесть цифрой 6; обозначение числа семь цифрой7).

Число шесть как результат действия сложения пяти и одного (запись действия сложения: 5+1=6).

Предшествование и следование (число семь как число, следующее за числом шесть).

55-56

Котюшины  бусы. Обобщение и повторение.

(Р.т. стр. 42-43)

Порядковый счёт (девятая и десятая бусинки).

Число семь как результат действия сложения числа семь и числа один (запись действия сложения: 7+1=8). Число девять как результат действия сложения числа восемь и числа один (запись действия сложения: 8+1=9). Число десять как результат сложения числа восемь и двух единиц (запись действия сложения: 8++1=10).

Счёт до десяти.

Цифра как обозначение числа (цифра 8 и цифра 9 как обозначение чисел восемь и девять).

57-58

Котюша учится считать до десяти. (Р.т. стр. 44-45)

Счёт до десяти.

Цифра как обозначение числа (обозначение числа десять цифрами 1 и 0).

Число десять как результат действия сложения чисел пять и ещё пять (запись действия сложения: 5+5=10).

59-60

На двух руках десять пальцев. Закрепление и повторение.

Счёт до десяти.

Число десять как результат действия сложения чисел пять и ещё пять (запись действия сложения: 5+5=10).

61-62

Миша тоже показывает фокусы. Закрепление, повторение.

Временные отношения (раньше, позже).

Установление местоположения части предмета (нижняя и верхняя части матрёшки).

Порядковый счёт (первый).

Порядок расположения предметов (первый, следующий).

Сравнение предметов по величине без измерения (выше, ниже).

Независимость количества предметов от их расположения на плоскости.

Пара предметов как количественная характеристика множества их двух предметов (пара матрёшек). Составление пар из множества предметов.

Перспективное комплексно-тематическое планирование «Окружающий мир»

Тема занятия

Формируемые понятия  и действия

1

А сколько тебе лет?

Знакомство с героями учебного комплекта (Машей и Мишей). ОБЖ (знание своего имени, фамилии и домашнего адреса) Игра «Те, кому столько лет, сколько Маше, хлопают ладошками. А те, кому столько лет, сколько Мише, стучат ножками».

2

Маша, Миша и пирожки.

Источники получения знаний об окружающем мире (органы чувств: глаза, уши, нос).

3-4

«Брр!» - сказала Маша.

Источники получения знаний об окружающем мире (органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа). Правила гигиены (мытьё рук перед приёмом пищи).

5

Странные муравьи.

Источники получения знаний об окружающем мире (приборы, помогающие человеку лучше видеть, слышать, определять тепло и холод) Работа с лупой.

6-7

Дедушка загадывает загадки.

Проведение опытов с помощью органов чувств (определение с помощью языка раствора воды с сахаром (солью), кожи рук – теплого и холодного предмета).

8-9

Почему Маша обиделась на Мишу.

Проведение опытов (исследование предметов с помощью органов чувств: определение предметов на ощупь, определение источника звука).

10-11

Определяем запахи и цвета.

Выделение предметов по цвету. Сравнение предметов по величине без их измерения. Проведение опытов (исследование предметов с помощью органов чувств: определение запаха и цвета).

12-13

Куда же делись сахар и соль?

Выделение предметов по цвету. Сравнение предметов по величине без их измерения. Проведение опытов (исследование предметов с помощью органов чувств: определение запаха и цвета).

914

Как уберечь себя от беды.

ОБЖ (правила безопасного поведения при обращении с жидкими веществами).

15-16

Твоя безопасность на улице.

ОБЖ (правила безопасного поведения на тротуаре и при переходе улицы).

17

Чистота-залог здоровья.

Физическое развитие и здоровье (выполнение элементарных правил личной гигиены)

18-19

И снова опыты с водой.

Опытное исследование свойств воды (вода имеет запах, вкуса и цвета). Развитие экологической культуры детей (бережное отношение к окружающей природе).

20-2

Можно и увидеть воздух?

Проведение опытов (определению наличия воздуха в пространстве, окружающем ребенка) ОБЖ (правила безопасного поведения при загрязнении воздуха дымом или газом). Формирование навыков художественного труда (приёмы работы с бумагой – изготовление веера гармошки, бумажного самолётика).

22-23

Давайте поймаем невидимку!

Знакомство с новым понятием (в конкретном случае с понятием «ветер как движение воздуха») Проведение опытов (определение движения воздуха, наличия ветра). Формирование навыков художественного труда (приёмы работы с бумагой с ножницами и клеем при изготовлении вертушки).

24

Книжка-малышка «Кронтик в гостях у лягушонка».

Составление рассказа по сюжетным картинкам с правильной последовательностью.

25-26

Делаем и оформляем книжку-малышку

Формирование навыков художественного труда – раскраска, приёмы работы с бумагой (складывание, изготовление обрывных деталей); приёмы работы с ножницами и клеем.

27

А ты как сумеешь?

Обследование предметов с помощью органов чувств (определение на ощупь бумаги и ткани, шершавость и шелковистость.

28-29

Семья Ивановых.

Знакомство с новыми понятиями и терминами (профессии взрослых). Воспитание интереса к истории семьи. Игра «Выставка семейных альбомов».

30

Мамы разные нужны…

Знакомство с новыми понятиями и терминами (профессиональная деятельность человека – профессии взрослых). 8марта – Международный женский день.

31-32

Добрый доктор Айболит!

Знакомство с новыми понятиями и терминами (профессиональная деятельность человека – ветеринар; признаки, отличающие домашних животных от диких; представители домашних животных среди зверей, птиц и насекомых). Воспитание интереса к истории семьи. Формирование навыков художественного труда (в конкретном случае – оформление страниц альбома фотографиями и рисунками любимых животных).

33

Как же их зовут?

Знакомство с новыми понятиями и терминами (названия детёнышей домашних животных). Знакомство с понятием «насекомые» (отличительный признак насекомых – 6 ног).

34

И что они умеют делать?

Знакомство с «профессиями» собак (цирковой артист, санитар, спасатель, пастух и т.д.).

35

Дикие животные.

Знакомство с новыми понятиями (в конкретном случае – это признаки диких животных, отличающие их от домашних; представители диких животных среди зверей и птиц).

36

Скоро в школу!

Знакомство с новыми понятиями и терминами (первые представления о временах года: весна, лето, осень, зима. Праздничные дни: 1 сентября, 1 мая.

37-38

Миша учится узнавать время по часам.

Формирование представлений о времени (определение времени по стрелочным часам при условии, что минутная стрелка подходит к 12; определение времени суток – вечер, день; режим дня дошкольника, режим дня ребенка в условиях домашнего воспитания.

39

Времена года.

Знакомство с новыми понятиями (времена года: весна, лето, осень, зима). Праздничные дни: 1 сентября – начало нового учебного года; 8 марта – Международный женский день.

40-41

Дневник  наблюдения за погодой.

Знакомство с новыми терминами и понятиями (знак как способ передачи информации, условные обозначения погодных явлений: грозы, снега, ветра, дождя и др.).

42

Москва – столица нашей Родины.

Формирование нравственных основ патриотических чувств (название нашей страны – Россия; Москва – столица России; главная площадь страны – Красная площадь; Московский кремль; Спасская башня; Кремлёвские куранты).

43

Красная площадь.

Формирование нравственных основ патриотических чувств (Красная площадь – главная достопримечательность столицы; Спасская башня и Московские куранты; парады на Красной площади в честь Дня Победы. 9 мая – День Победы).

44

Расскажи о своем городе (селе, поселке).

Знакомство с новыми терминами и понятиями (родной край как часть единой родины – России: мой город, село, поселок); Формирование навыков художественного труда (в конкретном случае – оформление страниц своей тетради фотографиями и рисунками своего города (села, поселка).

45-46

Дополнительные (резервные) часы.

Примечание: С материалом по теме «Растения – часть живой природы» дети знакомятся на уроках математики при изучении геометрического материала (Книга для работы взрослых с детьми (3) и (4).

Перспективное комплексно-тематическое планирование «Развитие речи и обучение грамоте»

Тема занятия

Формируемые понятия и универсальные учебные действия

1-2

Урок – знакомство.

Александр Введенский

«О девочке Маше»

(части 1, 2)

Тетрадь: задания 1–3.

Ч. Про звук «У» и про раннее детство Маленькой коровы (на с. 8 читаем до слов: «Маленькая корова слышала, как Миша и Маша … говорили вот так: «О!»).

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «У», «М».

3-4

Александр Введенский

«О девочке Маше»

(части 3, 4)

Тетрадь: задания 4–6.

Ч. Про звук «У» и про раннее детство Маленькой коровы (на с. 8 читаем до слов: «Маленькая корова слышала, как Миша и Маша … говорили вот так: «О!»).

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «У», «М».

5-6

Александр Введенский

«О девочке Маше»

(части 5, 6)

Тетрадь: задания 7–9.

Ч. Про звук «У» и про раннее детство Маленькой коровы (на с. 8 начинаем со слов: «Маленькая корова слышала, как Миша и Маша … говорили вот так: «О!»).

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «О», «А», «Е».

7-8

Александр Введенский

«О девочке Маше»
(часть 7)

Тетрадь: задания 10, 11.

Ч. Про звук У и про раннее детство Маленькой коровы (на с. 8 начинаем со слов: «Маленькая корова слышала, как Миша и Маша … говорили вот так: «О!»).

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «»О», «А», «Е».

9-10

Александр Введенский

«О девочке Маше» (обобщающее занятие)

Ч. Про звук У и про раннее детство Маленькой коровы (на с. 8 начинаем со слов: «Маленькая корова слышала, как Миша и Маша … говорили вот так: «О!»).

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «О», «А», «Е».

11-12

Александр Введенский

«О девочке Маше» (творческое занятие)

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «Ы», «И».

13-14

Александр Коняшов

«Енот и бабочка»

Тетрадь: задание 12.

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «Ы», «И».

15-16

Александр Коняшов

«Енот и бабочка» (творческое занятие)

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «Б».

17-18

Марина Бородицкая

«Колдунье не колдуется» (части 1–6)

Тетрадь: задания 13, 14.

Ч. Маленькая корова учит читать Маленького Барана.

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «У», «М», «О», «Е», «А», «И», «Б», «Ы».

19-20

Марина Бородицкая

«Колдунье не колдуется» (творческое занятие)

Ч. Маленькая корова учит читать Маленького Барана.

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «У», «М», «О», «Е», «А», «И», «Б», «Ы».

21-22

Александр Введенский

«Как Маша в саду испугалась» (части 1, 2)

Тетрадь: задания 15, 16.

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «У», «М», «О», «Е», «А», «И», «Б», «Ы».

23-24

Александр Введенский

«Как Маша в саду

испугалась» (части 3, 4)

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «У», «М», «О», «Е», «А», «И», «Б», «Ы».

25-26

Александр Введенский

«Как Маша в саду

испугалась» (части 5, 6)

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «П», «З», «С», «Ш».

27-28

Александр Введенский

«Как Маша в саду

испугалась» (части 7, 8)

Тетрадь: задания 17, 18.

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «П», «З», «С», «Ш».

29-30

Александр Введенский

«Как Маша в саду

испугалась» (обобщающее занятие)

Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «П», «З».

31-32

Александр Введенский

«Как Маша в саду

испугалась» (творческое занятие)

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «С», «Ш».

33-34

Саша Чёрный

«Храбрецы» (части 1, 2)

Тетрадь: задание 19.

Гайда Лагздынь

«Вот я. Вот скамейка..»

Ч. Мумука слушает музыку луга и леса.

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «С», «Ш».

35-36

Саша Чёрный

«Храбрецы» (творческое занятие)

Ч. Мумука слушает музыку луга и леса.

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «Ч», «Щ».

37-38

Борис Житков

«Что я видел» (части 1, 2, 3)

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «Ч», «Щ».

39-40

Борис Житков

«Что я видел» (части 4, 5)

Тетрадь: задания 20, 21.

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «К», «Ж», «Л», «Ю».

41-42

Борис Житков

«Что я видел» (части 6, 7)

Тетрадь: задание 22.

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «К», «Ж».

43-44

Борис Житков

«Что я видел» (части 8, 9)

Тетрадь: задание 23.

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: КЖ

45-46

Борис Житков

«Что я видел»(части 10, 11,12)

Тетрадь: задание 24.

Ч. Ночные и утренние звуки.

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «Л», «Ю».

47-48

Борис Житков

«Что я видел» (обобщающее занятие)

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «Л», «Ю».

49-50

Борис Житков

«Что я видел»

(творческое занятие)

Ч. У Мумуки появляется новый ученик — Рыжий Бычок.

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «Х», «Д».

51-52

Эмма Мошковская

«Цыплёнок шёл в куд-кудаки»

Тетрадь: задания 25, 26.

Ч. У Мумуки появляется новый ученик — Рыжий Бычок.

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «Х», «Д».

53-54

Эмма Мошковская

«Цыплёнок шёл в куд-кудаки» (творческое занятие)

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «П», «З», «С», «Ш», «Ч», «Щ», «К», «Ж», «Л», «Ю», «Д», «Х».

55-56

«Как я превращалась»

(По О. Седаковой)

Тетрадь: задание 27

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «П», «З», «С», «Ш», «Ч», «Щ», «К», «Ж», «Л», «Ю», «Д», «Х».

57-58

«Как я превращалась»

(По О. Седаковой)

(творческое занятие)

Ч. Мумука наблюдает за Жучкой и Рыжиком (читаем до слов: «Наблюдая за котёнком Рыжиком…» на с. 55.).

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «Э», «В».

59-60

«У страха глаза велики»

(народная сказка)

Тетрадь: задание 28.

Ч. Мумука наблюдает за Жучкой и Рыжиком (читаем до слов: «Наблюдая за котёнком Рыжиком…» на с. 55.)

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «Э», «В».

61-62

«У страха глаза велики»

(народная сказка)

(творческое занятие)

Ч. Мумука наблюдает за Жучкой и Рыжиком (возвращаемся на с. 54 и начинаем со слов: «Но изредка Жучка лаяла совсем по-другому»).

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «Р», «Ф», «Г».

63-64

Обобщающее занятие по произведениям.

Творческое занятие по произведениям

Ч. Мумука наблюдает за Жучкой и Рыжиком (возвращаемся на с. 54 и начинаем со слов: «Но изредка Жучка лаяла совсем по-другому»).

П. Определить и выделить букву в начале слова. Печатные образы букв: «Р», «Ф», «Г».

Примечание: Сначала взрослый читает литературное произведение в учебнике, затем дети выполняют задания в тетради (тест заданий тоже читает взрослый), поле того дети отвечают на вопросы учебного пособия.

Планирование образовательной нагрузки разработано в соответствии с допустимым объемом образовательной нагрузки для возрастной группы на основании СанПиН 2.4.1.3049-13. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится обязательная физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут.

Сроки освоения программы: 9 месяцев - 36 недель.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 занятия.

Продолжительность НОД: 30 мин.

Продолжительность перерыва: 10 мин.

Общее количество занятий и часов по образовательным направлениям (за год):

1. «Кронтик учится считать» - 53 занятия;

2. «Друзья Кронтика учатся читать» - 53 занятия;

3. «Маша и Миша изучают окружающий мир» - 38 занятий.

Все занятия проводятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, с опорой на практическую деятельность.


ПРИНЯТО                                                                                                                        УТВЕРЖДЕН

Решением педагогического                                                                            Приказом заведующего

совета МБДОУ №8                                                                                     МБДОУ №8 г. Поронайска                          

Протокол № 1                                                                                                        от 28.08.2020 г. № 74                                                  

«28»  августа  2020 г.                                                                                         

                                                                               

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по дополнительной образовательной деятельности

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад № 8 «Огонёк» » г. Поронайска

на 2020- 2021учебный год

(для кружка развивающей направленности «Подготовишка», возраст детей 6-7 лет)

Учебный план МБДОУ устанавливает  перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности, соответствует Уставу МБДОУ, общеобразовательной программе МБДОУ и Комплекту парциальных программ «Предшкола нового  поколения» автор программы Р.Г. Чуракова, Москва «Академкнига/Учебник» 2016 г., обеспечивая выполнение требований ФГОС ДО, гарантирует ребенку получение комплекса дополнительных, образовательных услуг.

Учебный план ориентирован на решение основной цели: успешной социальной, психологической адаптации детей к условиям школы; обеспечение преемственности дошкольного и начального образования. преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, формирование навыков учебной деятельности, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы, формирование основ культуры личности, подготовки к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Основными задачами планирования являются:

  1. Регулирование объема образовательной нагрузки.
  2. Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к содержанию и организации образовательного процесса в МБДОУ.

Учебный план недельной нагрузки.

п/н

Образовательные области

Кол-во НОД в неделю

1.

Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений

2

2.

Развитие речи и обучение грамоте

1,5

3.

Окружающий мир

0,5

Итого:

4

Годовой календарный учебный график по дополнительной образовательной деятельности

Сроки освоения программы

с 01.09.2020 г. по 31.05.2021 г - 36 учебных недель.

учебная неделя -2 дня (вторник, четверг).

Общее количество занятий в год

144 занятия за период освоения программы.

Каникулы

01.06. по 31.08. (лето)

Количество занятий в месяц

Неделя/день недели

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

итого в месяц

вторник

четверг

вторник

четверг

вторник

четверг

вторник

четверг

НОД

Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений

1

1

1

1

1

1

6

Развитие речи и обучение грамоте

1

1

1

1

1

6

Окружающий мир

1

1

1

1

4

Итого:

2

2

2

2

2

2

2

2

16

В минутах

60

60

60

60

60

60

60

60

8 ч. (480 мин.)

Перерыв

10

10

10

10

10

10

10

10

Количество НОД по образовательным областям (УМК «Предшкола нового поколения») при режиме работы два раза в неделю по два занятия в день на базе МБДОУ в течение 2020-2021 учебного года (сентябрь-май).

Совокупность направлений развития ребёнка

Виды детской деятельности

Название пособий

Количество занятий

1

«Социализация», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Труд».

Двигательная, игровая, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.

«Маша и Миша изучают окружающий мир».

38 занятий

2

«Социализация», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Труд».

Двигательная, игровая, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.

«Учимся писать буквы», «Друзья Кронтика учатся читать».

53 занятия

3

«Социализация», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Труд».

Двигательная, игровая, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.

«Кронтик учится считать», «Учимся записывать числа».

53 занятия

Итого

144 занятие


ПРИНЯТО                                                                                                                        УТВЕРЖДЕН

Решением педагогического                                                                             Приказом заведующего

совета МБДОУ №8                                                                                     МБДОУ №8 г. Поронайска                          

Протокол № 1                                                                                                        от 28.08.2020 г. № 74                                                  

«28»  августа  2020 г.                                                                                         

                                                                             

РАСПИСАНИЕ

непрерывной непосредственной образовательной деятельности по дополнительному образованию детей 6-7 лет на 2020-2021учебный год

День недели

Образовательная

деятельность

Время

Вторник

1.Развитие сенсорных эталонов и ЭМП.

2.Окружающий мир.

17.40-18.10

18.20-18.50

Между занятиями перерыв 10 минут

Четверг

1.Развитие речи и обучение грамоте.

2. Развитие сенсорных эталонов и ЭМП.

17.40-18.10

18.20-18.50

Образовательный блок «Окружающий мир» идет в чередовании с «Развитием сенсорных эталонов и ЭМП»/ «Развитием речи и обучением грамоте» в соответствии с учебным графиком

Учебно-методическое обеспечение Программы

Блок

УМК

1. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы. Составитель Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2016 г.

1.Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений

1. Р.Г. Чуракова. Кронтик учится считать. Книга для работы взрослых с детьми; под ред. О.А. Захаровой, М., Академкнига, 2014.

2. Р.Г. Чуракова. Кронтик учится считать. Тетрадь для взрослых с детьми Учебное пособие, М., Академкнига, 2016.

3. О.А. Захарова Учимся записывать числа. Под ред. Р.Г. Чураковой, М., Академкнига, 2016.

4. О.А. Захарова. Кронтик учиться рисовать фигуры.

5.О.А. Захарова, Р.Г. Чуракова, Н.А. Чуракова. Живопись и математика. Комплект репродукций (40 штук) и методическое пособие для работы взрослых с детьми (в печати).

2.Окружающий мир

1. О.Н. Федотова. Маша и Миша изучают окружающий мир (Книга для работы взрослых с детьми).

2. О.Н. Федотова. Маша и Миша изучают окружающий мир (Тетрадь для работы взрослых с детьми).

3. О.А. Захарова. Р.Г. Чуракова. Кронтик учится рисовать фигуры (Книга для работы взрослых с детьми).

4. О.А. Захарова. Р.Г. Чуракова. Кронтик учится рисовать фигуры (Тетрадь для работы взрослых с детьми).

5. О.В. Малаховская. Кронтик учится слушать и рассуждать. Книга для работы взрослых с детьми; М., Академкнига, 2017.

6. О.В. Малаховская. Кронтик учится слушать и рассуждать. Тетрадь для работы взрослых с детьми; М., Академкнига, 2017.

3.Развитие речи и обучение грамоте

1. И.С. Рукавишников. Друзья Кронтика учатся читать. Книга для работы взрослых с детьми: учебное пособие И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт; М., Академкнига, 2017.

2. И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт. Учимся писать буквы. Тетрадь для работы взрослых с детьми. М., Академкнига, 2016.

3. И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт «Кронтик осваивает звуки». Книга для работы взрослых с детьми.

4. И.С. Рукавишников, Т.Г.  Раджувейт «Кронтик осваивает звуки». Тетрадь для работы взрослых с детьми.

Дополнительная литература

1. Н.А. Чуракова «Кронтик в музее. Как там — внутри картин?» (Книга для работы взрослых с детьми).

2. Н.А. Чуракова «В музее с Кронтильдой» ( Книга для работы взрослых с детьми).

3. Н.А. Чуракова «Малевич и Матисс» (Альбом для работы взрослых с детьми).

4. О.В. Малаховская, Т.Г. Раджувейт «Ван Гог и Григорьев» (Альбом для работы взрослых с детьми).

Материально-техническое обеспечение Программы

Для проведения дополнительной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по Комплекту парциальных программ «Предшкола нового поколения» автор программы Р.Г. Чуракова., Москва «Академкнига/Учебник» 2016 г., имеются необходимые условия соответствующие действующим санитарным нормам и правилам, требованиям по охране и безопасности здоровья потребителей услуг, а именно:

  • групповое помещение с туалетом и раздевалкой,
  • мебель, столы и стулья,
  • учебно-методический комплекс: книги, рабочие тетради, дидактический и демонстрационный материал, тетради, карандаши, краски, ручки,
  • интерактивная доска с компьютерным оборудованием и проектором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная программа общеразвивающей направленности дошкольного образования детей от 1-2 лет

Представленный проект рабочей  программы педагога общеразвивающей направленности детей 1-2 лет разработан  на базе  «Примерной образовательной программы «От рождения д...

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Веселая математика»...

«Пластилиновая фантазия» Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста

Дошкольное  детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и  первые проявления в тво...

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста «Пластилиновая фантазия»

Дошкольное  детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и  первые проявления в тво...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ по дополнительному образованию: Кружок «ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ» для детей старшего дошкольного возраста

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.Форм...

Рабочая программа работы кружка дополнительного образования детей 4-5 лет «Пластилиновые фантазии»

Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и...