Рабочая программа работы кружка дополнительного образования детей 4-5 лет «Пластилиновые фантазии»
рабочая программа по аппликации, лепке

Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, происходит формирование устной речи ребенка. Поэтому так необходимо с младшего возраста заниматься развитием руки ребёнка через организацию разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinovye_fantazii.docx85.27 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №238 Тракторозаводского района Волгограда»

Рабочая программа работы кружка дополнительного образования детей 4-5 лет

«Пластилиновые фантазии»

C:\Users\D899~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.jpeg

Автор программы: Мирошникова.Т.Ю.

Пояснительная записка

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. 

Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, происходит формирование устной речи ребенка. Поэтому так необходимо с младшего возраста заниматься развитием руки ребёнка через организацию разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Она способствует развитию мелкой моторики рук, это необходимо для развития и повышения интеллекта ребенка. Работа с пластилином способствует развитию фантазии и трудовых навыков. Каждый момент творчества ребенка пропускает через свое сознание, поэтому, выполняя одинаковые задания, дети делают совсем непохожие друг на друга работы.

Пластилинография - это техника, которая очень проста в исполнении, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически, и очень эффективна для развития мелкой моторики рук и подготовке руки к письму, так с ее помощью зрительно-двигательная координация не только совершенствуется, но и достигает высокого уровня, который обеспечит в будущем успешность обучения в школе.

Актуальность программы   

Данная программа  направлена на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук. Ведь на данный момент ребенок недостаточно подготовлен к усвоению учебной программы, у многих детей ослаблена мелкая моторика пальцев рук. В ходе проведения занятий по данной тематике активизируется мышление детей, речь, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы. Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.

Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественной  деятельности, где ребенок творит сам, а непросто разучивает и исполняет созданное кем-то стихотворение, песню, танец.

Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша. Проявить творческое воображение – значит обрести способность создать чувственный образ, делающий невидимое видимым.

Особенностью данной Программы является то, что игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – пластилинографией, в которых учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей младшего дошкольного возраста.

Цель:  Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии. 

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
  2. Развивать изобразительную деятельность детей.
  3. Развивать сюжетно – игровой замысел.
  4. Развивать интерес к процессу и результатам работы.
  5. Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус, аккуратность в работе.

Особенности возрастной группы детей, которой адресована программа:

Возраст детей 4-5 лет. В этом возрасте у ребенка активно проявляются:

  • Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых.
  • Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Группа является профильной, её состав постоянный. Дети в группу набираются по желанию (свободно).

Форма проведения занятий: Занятия в кружке проводятся в интегрированной форме, совместная деятельность, индивидуальная работа.

Методы работы:

-  Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение к художественной культуре).

-  Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса.

-  Метод разнообразной художественной практики.

-  Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).

-   Метод эвристических и поисковых ситуаций.

-   Метод игровых, творческих ситуаций.

Режим занятий.

Занятия кружка «Пластилиновые фантазии » проводятся с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет) во вторую половину дня: 1 раз в неделю, длительность - 20 минут.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Этап № 1. Подготовительный

Задачи перед ребёнком:

  • Освоить прием надавливания.
  • Освоить прием вдавливания.
  • Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
  • Освоить правильную постановку пальца.
  • Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве.

Этап № 2. Основной

Задачи перед ребёнком:

  • Научиться не выходить за контур рисунка.
  • Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
  • Использовать несколько цветов пластилина.
  • Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).
  • Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
  • Научиться доводить дело до конца.
  • Научиться аккуратно выполнять свои работы.
  • Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми. -Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
  • Научиться действовать по образцу воспитателя.
  • Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.

Этап № 3. Итоговый

Задачи перед ребёнком:

  • Самостоятельно решать творческие задачи.
  • Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
  • Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
  •  Содержание:

Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия в кружке ведутся на основе разработок Г. Н. Давыдовой. Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями.

Задача дополнительного образования - выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности.

Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку - это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.

Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, с удовольствием принимать участие в конкурсах и побеждать, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес.

Ожидаемые результаты усвоения программы:

Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети:

  • Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
  • В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

-Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

  • Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого

предмета двумя пальцами или щепотью, они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Способы проверки результатов освоения программы кружка дополнительного образования "Пластилиновые фантазии" проходят в виде смотров-выставок, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.

Календарно-тематический план кружка дополнительного образования

с детьми 4-5 лет «Пластилиновые фантазии».

Неделя

Тема

Программное содержание

Количество

часов

Октябрь

1-я

«Осень золотая»

Закреплять умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности.

1 раз в неделю

2-я

"Гроздь винограда"

Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы

1 раз в неделю

3-я

"Яблоки поспели"

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения детей аккуратно использовать пластилин в своей работе

1 раз в неделю

4-я

"Астры и хризантемы"

Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить осенний цветок астру. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы

1 раз в неделю

Ноябрь

1-я

"Грибы-грибочки выросли в лесочке"

Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать

1 раз в неделю

умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму

2-я

"Солнышко на тарелке"

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания)

1 раз в неделю

3-я

"Божья коровка, улети на небо"

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы

1 раз в неделю

4-я

"Ежик с грибами"

Учить создавать выразительный и интересный сюжет в по- луобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество.

1 раз в неделю

Декабрь

1-я

"Снежинка"

Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое пред-

1 раз в неделю

ставление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина

2-я

" Снеговик"

Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал

1 раз в неделю

3-я

"Игрушка новогодняя"

Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика

1 раз в неделю

4-я

" Елка новогодняя огоньками светится "

Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук.

1 раз в неделю

Январь

1-я

"Зимняя картина"

Ознакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого

1 раз в неделю

2-я

"Яблоки на тарелочке"

Ознакомить детей с понятием "натюрморт". Предложить им самостоятельно составить композицию из трех яблок. Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовосприятие

1 раз в неделю

3-я

"Творю что хочу" (самостоятельная деятельность детей)

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других

1 раз в неделю

4-я

"Подсвечник"

Обобщить с детьми знания о подсвечниках. Рассмотреть подсвечники, посредством пла- стилинографии изобразить их на картине

1 раз в неделю

Февраль

1-я

"Кактус в горшке"

Расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластили- нографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности

1 раз в неделю

2-я

"За окошком снегири"

Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

1 раз в неделю

3-я

"Галстук для папы"

Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы

1 раз в неделю

4-я

"Сердечки"

(самостоятельная работа детей)

Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук

1 раз в неделю

Март

1-я

"Украшение для мамы"

Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, нагляднообразное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов

1 раз в неделю

2-я

"Мир похож на цветной луг" (коллективная работа детей)

Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие

1 раз в неделю

3-я

"Подводный мир"

Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином:

1 раз в неделю

преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта. Развивать эстетическое и образное мышление.

4-я

"Для любимой мамочки"

Развивать умение восхищаться природными формами живых цветов и преобразовывать их в декоративные. Совершенствовать умения и навыки работы с пластилином. Учить составлять композицию из цветов и листьев, ритмично располагая их на горизонтальной поверхности

1 раз в неделю

Апрель

1-я

"Ателье мод"

Развивать у детей эстетическое восприятие, красоту в своем творчестве.

1 раз в неделю

2-я

"Волшебное яичко"(Пасха)

Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия

1 раз в неделю

3-я

"Весна идет, весне дорогу"

Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

1 раз в неделю

4-я

"Проснулись жуки, червячки и другие насекомые"

Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию

1 раз в неделю

Май

1-я

"Подкова"

Провести беседу с детьми о

1 раз в неделю

подкове. Предложить выполнить в технике пластилиногра- фии. Поощрять детей за дополнительные детали в работе. Оформить выставку пластилиновых картин

2-я

"Веселый зоопарк"

Обобщить представления детей об обитателях зоопарка. Предложить им самостоятельно выбрать животное и нарисовать его. Поощрять самостоятельную деятельность. Оформить тематическую выставку работ "Наш веселый зоопарк".

1 раз в неделю

3-я

"Незабудки"

Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук

1 раз в неделю

4-я

"Земляника"

Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук у детей в работе с пластилином.

1 раз в неделю

ИТОГО

32 занятия

Информационное обеспечение программы

Список литературы

  1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. - М.: Издательство

«Скрипторий 2003г», 2006.

  1. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство

«Скрипторий 2003г», 2008.

  1. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 - 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
  2. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
  3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 192с.
  4. Лыкова        И.А. Я Будущий скульптор. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. - 48 с. - илл.
  5. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду.: Кн. Для воспитателя дет. сада. 1986.
  • 144 ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования детей дошкольного возраста «Солёные завитушки»

Цель программы: создание условий для развития сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста через использование технологии тестопластики.Задачи:1) Обучать приемам лепки из соленого теста  пр...

Программа работы кружка дополнительного образования "Весёлый пластилин" с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - пластилинографии для детей 3-4 лет

Программа моего кружка включает в себя несколько разделов:1 Пояснительную записку, в которой подробно описаны:-актуальность программы,-цели и задачи кружка,-предполагаемые результаты освоения программ...

Рабочая программа по реализации дополнительного образования дошкольного образовательного учреждения по физической культуре кружка «Юный спортсмен»

        Работа кружка «Юный спортсмен» направлена на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, ра...

Рабочая программа в рамках дополнительного образования кружка «Сказкотерапия»

Рабочая программав рамках дополнительного образованиякружка «Сказкотерапия»...

Программа кружка дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Умка".

Развитие логического мышления относится к важнейшим задачам воспитания детей. Программа кружка поможет детям для их успешного дальнейшего обучения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ по дополнительному образованию: Кружок «ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ» для детей старшего дошкольного возраста

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.Форм...

Аннотация и рабочая программа по направлению дополнительного образования детей 6-7 лет «Предшкола нового поколения»

Данная программа направлена на выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности. Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в с...