Модель использования здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе
материал (младшая группа)

Путяшева Екатерина Сергеевна

Модель использования здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_ispolzovaniya_zst.docx36.14 КБ

Предварительный просмотр:

Модель использования здоровьесберегающих технологий

 в образовательном процессе 1 младшей группы №2

Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют. Вследствие этого, могут появляться различные нарушения их развития.

Нарушение развития у детей - это любое нарушение развития, возникающее в младенческом или детском возрасте, которое характеризуется задержкой биологически необходимых  психических функций. Эти нарушения многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Отклонения в развитии бывают разных форм и разной степени выраженности.

В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по профилактике нарушений развития, охране и укреплению здоровья детей.

Наиболее эффективным способом профилактики нарушения развития у детей раннего возраста в условиях ДОУ можно считать здоровьесберегающие технологии.

Существует целая классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса.

В процессе работы в группах раннего возраста были опробованы различные виды здоровьесберегающих технологий и определены наиболее подходящие для детей данной возрастной группы.

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

 

Название

технологии

Определение

Место в образовательном процессе

Физкультурная минутка 

Динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла.

В зависимости от вида занятия может включать в себя элементы гимнастики для глаз дыхательной гимнастики и т. п. Проводится во время занятий по мере утомляемости детей. В процессе проведения естественно и ненавязчиво воспитывается поведение, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас. Продолжительность – 2-3 мин.

Подвижные и спортивные игры

Способствуют устранению замкнутости, появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу, согласовывать их с действиями товарищей. Развиваются основные виды движений, выносливость, крупная моторика рук, координация движений, способность концентрировать внимание, память, наблюдательность, ориентировка в пространстве.

Проводятся в группе и на площадке. проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Пальчиковая гимнастика 

тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами.

(индивидуально, подгруппой, или группой в любой удобный отрезок времени,

Бодрящая гимнастика

Проводится для постепенного, аккуратного запуска всех жизненно важных процессов организма, после длительной статистической позы сна прямо в постелях.

Ее основными элементами являются потягивающие упражнения, имитация позы животных, дыхательная гимнастика, включающая позитивную настройку организма ребенка на здоровье, радость и красоту.

На кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым поверхностям, лёгкий бег. Длительность – 5-10 мин.

Гимнастика для глаз 

Упражнения для снятия глазного напряжения

Ежедневно по 3-5 мин. В свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендована  наглядность и показ воспитателя.

Дыхательная гимнастика 

Специальные упражнения, очищающие слизистую дыхательных путей, укрепление дыхательных путей, дыхательной мускулатуры, улучшение самочувствия ребёнка.

Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы: включаются в комплексы утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке и т.д. Дыхательная гимнастика – оборудование является частью предметно - развивающей среды (вертушки, султанчики, мыльные пузыри). С удовольствие «дуют на снежинку», «нюхают цветочек», показывают как «работает насос». 

Гимнастика пробуждения  

Направлена  на постепенный переход ото сна к бодрствованию после дневного сна.

Проводится в постели: потягивание, имитируя позы животных, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, гимнастики для глаз. Хождение босиком, воздушные ванны, ходьба по дорожкам, сделанных из нетрадиционного материала, для профилактики и исправления плоскостопия.

Релаксация 

Система расслабляющих упражнений, способствующая восстановлению между процессами равновесия возбуждения и торможения, снижение двигательного беспокойства ( дыхание, мышечное расслабление)

По мере утомляемости детей, минуты тишины, музыкальные паузы, слушание музыкальных произведений, звуки природы, шум воды, голоса птиц.

Проводятся в любом подходящем помещении. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Технологии эстетической направленности

Эмоциональное благополучие ребёнка

Реализуется в НОД художественно-эстетического цикла, при оформлении помещений к праздникам. Большое значение имеет работа с семьёй, привитие детям эстетического вкуса.

  1. Технологии обучения здоровому образу жизни

Название

технологии

Определение

Место в образовательном процессе

Утренняя гимнастика 

Важная составляющая двигательного режима, средства поднятия эмоционального тонуса. Обеспечивает раскованность в поведении, хорошее настроение. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей: музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, игра и общение.

Продолжительность 3-5 мин., с музыкальным сопровождением. Малыши выполняют знакомые упражнения, действуя в образе животных, что создает хорошее настроение, вызывает желание выполнять движения. Оздоравливает, укрепляет организм, вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять различные упражнения. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурное занятие

Организованная форма обучения. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам в игровой форме, с использованием воображаемых ситуаций, подражательных действий.  Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 10 минут и состоят из трех частей: вводной (ходьба, чередующая с бегом, основной (3-6 общеразвивающих упражнений с предметами или подражательных, которые заканчиваются подскоками или бегом) и заключительной части (малоподвижная игра или ходьба с замедлением темпа).

Самомассаж 

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает  кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний.  Он благоприятствует психоэмоциональной  устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Использованием массажного Шарика су-джок Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.          Также игровой массаж способствует установлению эмоционального контакта, сплочению детского коллектива, если проводить его в парах или по кругу.

Проблемно-игровые игротренинги и игротерапия

Система игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание, память, осязание, воображение, творческую фантазию.

Может быть организовано не заметно для ребёнка. Педагог включается в игровой процесс. В свободное время. Строго время не фиксируется, всё зависит от поставленных задач. Количество детей не более 10

Физкультурный досуг

Одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.

Физкультурные развлечения проводятся 1-2 раза в месяц, как правило, во второй половине дня. Дети привлекаются к совместным действиям в подвижных играх, выполняют физические упражнения с предметами, эмоционально откликаются на яркие впечатления. 

  1. Коррекционные технологии

Название

технологии

Определение

Место в образовательном процессе

Технология музыкального воздействия

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.  Музыка  перед сном помогает с  трудом  засыпающим детям успокоиться и расслабиться.                

 Использование спокойной музыки. В течение всего дня встречаем, укладываем спать, поднимаем после дневного сна под соответствующую музыку, используем ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Сказкотерапия 

Сказкотерапия  используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание.

                                                                                  

Сказки не только нужно читать, но и обсуждать с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используют кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы -  основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.      

Артикуляционная гимнастика –

Это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Средняя продолжительность занятия артикуляционной гимнастикой для детей 2-3 лет составляет не более 10 минут. Занятие проводится в непринужденной атмосфере в виде игры, основанной на имитации движений и звуков животных и предметов, изображенных на тематических картинках. Каждое упражнение повторяется 5-7 раз.

  1. Технология валеологического просвещения родителей, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности.

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй

 В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, я использую разнообразные формы работы:

- папки-передвижки,

- консультации,  рекомендации, беседы,

- родительские собрания,

- информационные стенды для родителей, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;

- информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;

- приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей).

        5. Медико-профuлактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств:

- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

- организация и контроль питания детей, физического развития дошкольников, закаливания;

- организация профилактических мероприятий в детском саду;

- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ,

- углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

- витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты.

Закаливания солнечными лучами и воздухом, водой, воздушные ванны; способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости, повышает защитные функции всего организма. 

Прогулки дают возможность достаточно двигаться.

Ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены.

Режим дня соответствует возрастным психофизиологическим особенностям, приучает организм к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему от переутомлений. Четкое соблюдение режимных моментов, сопровождающееся соответствующими словами, настраивает детей на предстоящее действие, вызывает к нему интерес.

Привитие культурно – гигиенических навыков жизненно необходимо для полноценного развития детей. В процессе повседневной работы стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки постоянно совершенствовались.

  1. Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.

Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

6. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе. "В гости к Мишке"

Данное занятие направлено на расширение знаний об окружающем мире, на закрепление знания цветов, на развитие мелкой и общей моторики, а также координации движений. Совершенствование двигательных навык...

Открытое интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе

Конспект открытого занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе....

Открытое интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе "Помощники большого солнца"

В процессе данного занятия дети первой младшей группы сначала помогают солнышку собрать потерянные лучики, а затем помогают зверятам в лесу....

Интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе

Цель:·        расширять знания об окружающем мире;·        продолжать учить различать цвета (красный, синий, зелёный...

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе"

Описание и иллюстрация форм, методов здоровьесберегающих технологий, применяемых в группе раннего возраста....

Открытое музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе

Цель: Формировать певческие навыки. Учить детей подпевать не только повторяющиеся слоги, но и отдельные фразы; активизировать движение и пение детей; воспитывать эмоциональную отзывчивость; выраб...